За неделю с 30 мая по 5 июня я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):
7 Wonders —
Pyramid. Curse of the Mummy —
Ван Хельсинг —
В 7 Wonders мы играли несколькими составами. Были тут и опытные игроки, и новички (за эту неделю я обучил этой игре трёх человек). Что характерно — незнакомые с игрой люди схватывали правила на лету и все трое остались игрой довольны. И если бы у нас было больше времени, мы сыграли бы ещё партии четыре.
Мои собственные впечатления от игры остаются неизменными. Она хороша, но на мой вкус несколько простовата, да и известная доля рандома, обусловленная картами, имеет место быть. Лично мне хочется большей предсказуемости, большего поля для планирования и меньше зависимости от того, повезло с картами или нет. Приведу один пример: в одной из партий я победил, набрав аж 64 очка. Из них 28, фактически, досталось мне благодаря развитию военной сферы. Я выигрывал военные конфликты у обоих соседенй во всех трёх эпохах и заработал на этом 18 очков, а потом ещё построил гильдию стратегов, дающую 1 ПО за каждый жетон поражения у соседних городов и поднял таким образом ещё 10 очков. Вот только эта гильдия могла бы, вообще, не придти мне в руку. А могла бы и придти — но не мне и до меня не дойти.
Но при всём при этом мы продолжаем играть в 7 Чудес. На данный момент уже сыграно 12 партий, и мы пока что не намерены забрасывать эту игрушку. Друзья регулярно просят снова сыграть "В Колосса" (так её прозвали у нас в компании), так что это не последний отчёт, где я упоминаю 7 Wonders.
В Пирамиду мы играли с двумя казуальными игроками, которые до этого с энтузиазмом освоили 7 Wonders. Проклятье мумии вызвало у них бурный восторг. Ещё бы, игра, в которой не нужно глубоко вникать в правила или постигать сложные стратегии. Тут всё как на ладони: карта пирамиды, охотники за сокровищами и мумия, которую видят они, но которая не видит их. Новички, понятное дело, играли за исследователей пирамиды, а мумией управлял опытный игрок.
Поначалу мы достаточно резво начали выполнять задания и сумели разбежаться от мумии по разным сторонам, но затем нам перестало везти на кубиках и мумия стала бегать заметно резвее. Она съела одного, другого охотника, а потом вдруг резко провела серию удачных атак и набрала 7 необходимых для победы "фрагов". Мы проиграли, но остались очень довольны партией. Для новичков Пирамида — самое оно!
На минувшей неделе мы сыграли в отечественного "Дракулу", изданную Звездой игрушку Ван Хельсинг. Она рассчитана на 2-5 человек и посвящена борьбе графа Дракулы с четырьмя охотниками на вампиров. Все эти персонажи бегают по замку вампира и преследуют свои цели. Дракуле нужно перебить всех охотников, либо найти четырёх своих невест и привести их к своему гробу. У охотников прямо противоположная цель, им нужно либо убить самого графа, либо пять его невест.
В ходе партии и вампиру, и охотникам придётся бегать по замку и обыскивать его помещения. Где-то там найдутся невесты вампира, которых охотники будут стремиться убивать, а граф будет уводить за собой к своему гробу. Помимо невест могут найтись всякие полезные предметы, помогающие охотникам одолеть вампира. Иногда будут попадаться и штуковины, которые играют на руку Дракуле.
Игра состоит из поля, на котором изображены три этажа замка графа Дракулы, миниатюрок персонажей (граф, 4 охотника, 8 невест), шестгранного кубика и нескольких десятков жетонов предметов. На игровом поле нарисованы планы 1, 2 и 3 этажа замка. Все три этажа разделены на отдельные локации: комнаты, помещения, лестницы, внутренний дворик, внешние земли. Некоторые локации разделены стеной. С этажа на этаж можно перемещаться по лестницам. Между отдельными помещениями имеются окна и двери. Некоторые двери в начале игры заперты. Это важно, т.к. вампир может проходить сквозь них (как и сквозь окна) безо всяких усилий, а для охотников это непреодолимое препятствие пока они не найдут ключи.
В каждой комнате в начале игры выкладываются лицом вниз жетоны предметов, так, что ни граф, ни охотники не знаю где что расположено. Сами охотники начинают игру у входа в замок, а граф в своей личной спальне. Теперь можно играть. Каждый ход все персонажи выполняют несколько действий. У графа их поначалу 5, у охотников — по 4. За 1 действие можно переместиться в соседнюю локацию, поднять с земли вещь, провести одну атаку или использовать предмет. Если кого-то ранят, этот персонаж сможет выполнять меньшее количество действий (их количество равно количеству жизней персонажа).
С перемещением охотников всё просто — за 1 действие они могут перейти в любую соседнюю локацию (разумеется, ходить сквозь стены и запертые двери нельзя). Дракуле живёться гораздо вольготнее. Во-первых, он может проходить сквозь окна и запертые двери. Во-вторых, он может перемещаться втайне от других охотников. Если Дракула покидает поле зрения охотников, его фигурка снимается с поля, а в специальном блокноте делается запись — указывается номер локации, в которой он находится. В дальнейшем Дракула обязан вскрываться в начале каждого хода, а также обнаруживать себя, если охотник входит в локацию, откуда его можно увидеть (например, если охотник входит в комнату, за окном которой скрывается Дракула, вампир обязан объявить о своём местонахождении и поставить фигурку Дракулы на поле).
С атакой тоже никаких сложностей нет. В игре есть оружие, на которое указана цифра. При атаке охотник бросает кубик и, если выпавшее значение меньше или равно цифре, то он попадает в дракулу, а вампир теряет 1 жизнь. Тут используется контринтуитивная система (чем меньше результат, тем лучше, 1 — это всегда попадание, 6 — всегда промах), но привыкнуть к ней достатовноч просто. Дракула атакует чуть иначе — для удачной атаки ему нужно выбросить не больше значения его текущего уровня жизней. Т.е. если у него 5 жизней, он промахивается только на "6". Если у него три жизни, он промахивается на "4", "5" и "6". Кроме того, у Дракулы есть альтернативная атака. В этом случае кубик кидает сам охотник. Если охотник выбросит не больше, чем его текущие жизни, он спасся, а Дракула теряет 1 жизнь. Если же на кубике выпало больше, чем жизней у охотника, Дракула наносит сильный удар, и он теряет 2 жизни.
В начале игры охотники довольно слабы и уязвимы для атак Дракулы. У них нет практически никакого оружия, так что если их атакует вампир, им даже нечем будет дать сдачи. Дракула, наоборот, в начале игры силён. Если сила определяется количеством жизней, так что пока охотники не найдут оружие и не сумеют его ранить, он может безнаказанно их терроризировать.
С предметами также ничего сложного. Заходишь в комнату, тратишь 1 действие, переворачиваешь находящийся в комнате жетон предмета и берёшь его себе. Количество переносимых предметов ограничено числом жизней персонажа. Охотник с четырьмя жизнями может таскать 4 предмета, охотник с 2-мя жизнями – 2 предмета и т.п.
Вот так игра и выглядит: и Дракула, и охотники рыскают по замку и пытаются найти полезные для себя предметы. Графа интересуют его невесты, которых нужно насобирать 4 штуки, охотники также ищут невест (которых им нужно убить), а также заняты поисками оружия, без которого убивать врагов им просто нечем.
Знаете, бывают игры, после первой партии в которую сразу понятно – игра не удалась. Она плохая, скучная и ни на что не годная. А бывают игры, в которые сыграл разок и тебе сразу ясно – это настоящий хит. Так вот, Ван Хельсинг не относится ни к первой категории, ни ко второй. Она представляет собой очень посредственную игру, в которую, тем не менее, можно играть.
Моя главная претензия к Хельсингу заключается в том, что игра целиком и полностью построена на рандоме. Расположение предметов и невест в замке определяется волей случая. Сражения также разрешаются при помощи генератора случайных чисел. Этого, конечно, недостаточно, чтобы навесить на игру ярлык «push your luck», но Ван Хельсинг к этому очень близок. У обоих сторон по сути есть всего две стратегии: в начале партии Дракула может либо заняться поиском невест, либо атаковать охотников, пока те не разжились серьёзным оружием. Охотники же с самого начала вынуждены шарить по замку в поисках осиновых кольев или огнестрела, а потом могут сделать выбор: или продолжать поиски в надежде найти и уничтожить невест вампира, либо отправиться на охоту за самим графом. И в том и в другом случае успех весьма сильно зависит от везения, так что по большому счёту разницы между этими вариантами не так уж и много.
Имеются претензии и по издательской части. Ну, во-первых, с какой это радости в русской версии игры «этажи» замка обозначены словами «Level 0», «Level 1» и «Level 2»? Почему, позвольте спросить, Дракула зовётся «Count Dracula», а имена всех четырёх охотников также написаны на английском? Это ведь не какие-то там трудности перевода, а то самое наплевательское отношение или контроль качества сквозь пальцы, которое мы уже неоднократно наблюдаем в играх от Звезды. Сюда же относятся и разноцветные фигурки из Полтавы 1709. Сюда же – фигурки мартышек без штырьков, которыми они должны крепиться к подставкам из Острова обезьянок. Создаётся впечатление, что продукты Звезды контролирует какой-то человек, который глядя на недоработки поднимает руку вверх и резко опускает её со словами «Ну и хрен с ним». И это, на мой взгляд – очень печально. Ну почему нельзя наладить нормальный контроль качества? Главное, ещё год назад своими Мушкетёрами Звезда доказала, что способна выпускать игры, не уступающие по качеству компонентов западным изданиям. Почему же Мушкетёры остаются отдельным ярким эпизодом? Почему нельзя предъявлять такие же требования и к другим продуктам?
Наконец, есть замечания к игровому полю. Оно относительно небольшое, и на эту площадь втиснуты три этажа замка. Как результат – каждый этаж состоит из каких-то маленьких комнатушек, разделённых крошечными окнами и дверьми. Из-за этого перед перемещением своих героев игроки вынуждены внимательно всматриваться в расположение комнат, чтобы понять, куда им идти можно, а куда – нельзя. Проглядеть какую-нибудь дверь или не распознать стену проще простого, так что надо быть очень внимательными. Положение усугубляется ещё и из-за огромнейших жетонов замков, раскладываемых в некоторых местах замка. Размер этих жетонов в несколько раз больше дверей, на которые они, по идее, должны выкладываться. Замки настолько велики, что закрывают большую часть комнаты, в которую ведёт дверь с замком. Ну и плюс повсюду на поле разложены жетоны предметов, которые по размерам также составляют не менее 50% от площади помещений. Итог – поле выглядит нагромождением каких-то жетонов, среди которых нужно высматривать двери и стены. Избежать такого расклада можно было двумя способами: уменьшить размеры жетонов или увеличить игровое поле. Второй вариант, на мой взгляд, предпочтительнее, но от него наверняка отказались по финансовым причинам.
Лично мне по итогам единственной партии Ван Хельсинг не понравился. Слишком много рандома – этого уже достаточно, чтобы я не захотел раскладывать игру повторно, а тут ещё и удобство компонентов подкачало. Впечатления остальных трёх игроков были чуть получше, тем более, что игра напомнила им уже основательно забытое Нашествие зомби, где также нужно было бегать по локациям и обыскивать нычки, а также часто-часто кидать кубики в боях. Но, тем не менее, полагаю, что больше мы садиться за Ван Хельсинга не будем.
Справедливости ради отмечу и сильные стороны игры. Они, правда, касаются не механики, а компонентов, но тем не менее. В коробке с игрой есть органайзер для всех компонентов и даже имеется зиплок. У Ван Хельсинга отличные жетоны – они выполнены из качественного плотного картона (вот только великоваты). Материал игрового поля тоже очень даже неплох, а фигурки персонажей – так вообще великолепны. У нас один товарищ даже устроил с их помощью целую пьесу, посвящённую охоте на вампиров. Более того, у меня даже мелькнула шальная мысль «а не покрасить ли их», вот только за кисточки я уже больше месяца не брался – времени на это не находится 🙁
С «7 чудесами» вопрос возникает. В ваших партиях у вас было так что научные карты рулят просто бессовестно? У нас все последнии партии заканчиваются тем что кто то умудряется собрать чуть больше науки и выиграть. И остановить не получается, сбрасывать карты в отбой невыгодно (3 деньги=1 очко вообще фигня), а построить не можем, так как почти никто не строит серые производящие здания. В результате вся наука у того у кого на чуде ресурсом папирус.
По видимому дизайнеры Звезды прирученны к тому что моделисты все напильником дорабатывают.
Зачем обезьянкам штырьки, если маньяки моделисты их распилят по частям чтоб посадить в башню танка?
Юра, такой вопрос: а как в 7 чудес с помощью гильдии могло получиться 10очков? там же только у соседей фишки проигрыша считаются (6 фишек за игру) или ваши соседи и своим соседям все проиграли?
Юра, да, у меня тоже вопрос по приведённому примеру. Карта гильдии попала тебе прямо на раздаче первым пиком? Надо сказать, 64 очка — это не так уж и много, у нас я точно помню 72, а может было даже и больше.
Научные карты у нас в компании особо не котируются, максимум на них набирали в районе 25 очков. Среди своих товарищей я наблюдаю другой перекос — очень активно строятся коричневые здания, их может быть по 4-5 штук у каждого игрока.
Серые строятся редко. И жёлтые — тоже. Возможно мы их недооцениваем.
Да, соседи проигрывали бои не только мне.
С картой гильдии вышло, вообще, интересно. Она пришла мне в руку на первой раздаче, но строить я её не стал, т.к. там было ещё что-то интересное. Я прикинул, что соседям слева и справа, которые слили все конфликты, такая гильдия не понадобится, а у четвёртого игрока не хватило бы ресурсов, чтобы её купить. Так что я передал её вместе с остальными картами соседу слева.
Был риск, что эту гильдию сбросят за деньги или положат в чудо света, но так никто не поступил, и она вернулась ко мне снова. Тут-то уже я своего не упустил.
@Tanone
Наука не так уж и сильна. На самом деле, она очень чувствительна к тому, сколько игроков будут еще собирать научные карты. Если они будут делиться на 3-4 игроков, то эффект от них будет минимальным.
У меня пока в онлайне рекорд 70 очков, но это на самом деле очень много.
http://www.boardgamegeek.com/image/968123/7-wonders?size=medium
@hk
Ну то, что она пришла тебе первым пиком — это, конечно, большая удача, но назад я бы её тебе точно не отдал, слил бы в Чудо точно. А за счёт того интересного, скорее всего и удалось выиграть. В этой игре взаимодействие с соседями очень важно, но многие, особенно по-началу, это упускают. Слишком уж много совпадений у тебя получилось.
@Константин
Она зависит напрямую от того строят серые здания или нет. Если нет то просто без шансов, тот у кого товар на чуде практически единственный может строить.
В последней партии победитель вообще не строил чудо. Играли в 6-ом. 4-о точно знали что упускать в науку нельзя. Ничего не смогли сделать. У 3-х не было ресурсов строить научные здания. 2 соседей прошляпили и победитель смог собрать все 3 линейки науки. Капец просто.
@Константин
Это Вассал?
Юрий, вы все еще путаете цели в мумии. Это же не коллективная игра против мумии. Каждый игрок сам за себя.