Добро пожаловать в мир настольных игр

«Автогонки» — отечественная «Formula D»

Тов. vladdrak опубликовал на сайте клуба Триоминос рассказ об отечественной игре Автогонки, которой уже почти 30 лет. Эта игрушка очень похожа на известные мне "гоночки на бумаге в клеточку", а также на появившуюся позже в Германии Formula De (а затем — Formula D). 

АВТОГОНКИ. В.Пудов (Наука и жизнь, №12'83)

Представьте себе автогонки по кольцевой трассе. Цепочка машин мчится к финишу. Один круг, другой, третий… После страшной "пробки" на старте на повороте кто-то вырывается в лидеры. Его товарищ по команде, выйдя на второе место, сбавляет скорость, чтобы придержать преследователей, но неудача; его притирают к бровке, и он сходит с дистанции. Наиболее отчаянные срезают углы, идут без оглядки на соперников по кратчайшему пути. Но более мудрые гонщики согласовывают свои действия с товарищем по команде, оттирают слишком настойчивых и прямолинейных и, все рассчитав, "садятся на колесо" лидеру. Перед самым финишем один из них уверенно обходит лидера и побеждает. Гонка кончилась. Ее участники подсчитывают очки, разбирают ошибки. Впереди следующий этап.

Хотели бы вы принять участие в гонке? Машину для этого уметь водить не обязательно, но рассчитывать ходы, мыслить логически просто необходимо.

Проявить свои способности вам даст настольная игра "Автогонки". Правила ее несложны. Играть могут и дети и взрослые. Цель та же, что и в настоящих гонках: участники стремятся первыми прийти к финишу. Играющие двигают фишки-машины по очереди. Каждый ход рассчитывается в зависимости от положения своей фишки на дистанции и фишек соперников.

Игра "Автогонки" уже около года проходит испытания. Особую популярность она получила в Московском научно-исследовательском конструкторском институте энерготехники (НИКИЭТ), где строго в обеденное время прямо на рабочих столах устраиваются настоящие "большие гонки". Как рассказывают их участники, игра развивает логическое мышление и здоровый азарт, дает "интеллектуальный импульс", помогает снять усталость и… отвлекает от курения. Теперь подробнее о правилах.

СКОЛЬКО ИГРАЮЩИХ?
В игре участвуют от 2 до 8 человек или более, но оптимальное число участников 3-5 человек. Каждый берет себе по две фишки-машины одного цвета, которые образуют команду. Каждый передвигает две своих фишки.

МАШИНЫ НА СТАРТЕ
На старте все фишки стоят на четвертой, дальней от центра дорожке (см. рис. вверху). Они выстраиваются в линию по жребию; сначала по одной машине от каждого играющего, затем вторые машины участников в том же порядке, что и первые.

ОЧЕРЕДЬ ХОДA 
Сначала двигается первая фишка (лидер), затем вторая, потом третья и так далее до последней. Следующий ход первой делает та фишка-машина, которая вышла на первое место (стала лидером). За ней продвигается та, которая стала второй и так далее до той фишки, которая после предыдущего хода занимает в гонке последнее место. Из двух фишек-машин, идущих наравне, первой считается та, которая находится на внутренней дорожке.

КУДА ХОДИТЬ МОЖНО И КУДА НЕЛЬЗЯ?
Можно продвигать фишки вперед и вбок по незанятым клеткам. Нельзя делать ход по диагонали, ход назад и вступать в клетку, занятую другой фишкой. Фишка не может дважды за один ход вступать в одну клетку.

КАК ПРОДВИГАЕТСЯ ЛИДЕР?
Фишка-лидер продвигается на 1, 2, 3 или 4 клетки по выбору играющего.

КАК ПРОДВИГАЕТСЯ ВТОРАЯ МАШИНА, ИДУЩАЯ ВСЛЕД ЗА ЛИДЕРОМ?
Вторая машина продвигается по выбору ее хозяина: самое маленькое — на 1 клетку, самое большое — на расстояние, которое на 2 клетки больше того, что прошел лидер. 

КАК ПРОДВИГАЕТСЯ ТРЕТЬЯ МАШИНА И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ? 
Третья фишка и все остальные, расположенные сзади нее, продвигаются по выбору: самое маленькое — на 1 клетку, самое большое — на расстояние, которое на 1 клетку больше того, что прошла фишка, делавшая ход перед ней.

КАК ПЕРЕДВИГАТЬ ФИШКУ ВБОК?
Передвижение фишки вбок на 1 клетку на внешнюю дорожку считается как ход на 3 клетки, на внутреннюю дорожку — как ход на 1 клетку.

ЕСЛИ ПУТЬ ЗАКРЫТ
Если фишка не может быть продвинута при ее очереди хода ни на одну клетку, то ее хозяин объявляет ход "ноль". После того, как последняя фишка сделает очередной ход, фишка, сделавшая "нулевой ход", снимается с дистанции и прекращает гонку.

ЕСЛИ НЕТ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД
Если в течение трех ходов подряд ни одна из фишек не продвинута вперед ни на одну клетку, лидер снимается с дистанции за торможение гонки. Такая ситуация может получиться, например, если у трех участвующих игроков осталось по одной фишке-машине.

КАК ФИНИШИРОВАТЬ?
Фишка-машина, заканчивающая гонку, прекращает свое движение на финишной линии и стоит там до того момента, пока очередной ход не сделает послед- няя фишка. После этого фишка-машина, закончившая гонку, убирается с по- ля, а первая из тех, которые остались, играет роль лидера.

ДИСТАНЦИЯ ГОНКИ
При двух играющих оптимальная дистанция 2 круга, при трех и более — 6 кругов.

ПРЕМИЯ ПОБЕДИТЕЛЮ КАЖДОГО КРУГА 
Фишка- победитель каждого (не последнего) круга может быть продвинута дополнительно на 3 клетки в любой момент по желанию ее хозяина, но в свою очередь хода и только в течение следующего круга. Эти три клетки можно использовать по частям: например, одну добавить к одному ходу, остальные — к другому.

ЕСЛИ МАШИНА ОТСТАЛА НА ЦЕЛЫЙ КРУГ 
Фишка-машина, которую после очередного хода всех фишек обогнали на целый круг, снимается с дистанции и прекращает гонку.

ЕСЛИ ОТСТАЮЩИЙ — НА ПУТИ ЛИДЕРА 
Фишка, стоящая на первой дорожке на пути лидера при его ходе (то есть отстающая почти на круг), снимается с дистанции и прекращает гонку, если лидер собирается сделать ход через клетку, на которой она стоит.

ТЕ, КТО СОШЕЛ С ДИСТАНЦИИ
Фишки-машины, снятые с дистанции, занимают в итоге гонки места соответственно пройденному расстоянию. То есть если две фишки не дошли до финиша и сняты раньше, более высокое место из них займет та, которая к моменту ухода с дистанции была ближе к финишу.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СОРЕВНОВАНИЯ?
Равные шансы на победу у всех играющих обеспечит серия из нескольких гонок. В каждой из этих гонок меняется порядок старта фишек. Таким образом, все участники игры побывают во всех стартовых позициях, и в сумме заездов шансы их будут равны.

Чтобы при трех играющих определить победителя по сумме нескольких гонок, после каждой гонки начисляются очки: 
за первое место — 9, за второе — 6, за третье — 4, за четвертое — 3, за пятое — 2, за шестое — 1. При четырех и более участвующих в гонке очки начисляются так: 5-4-3-2-1. Подсчитывается сумма очков, набранная каждыми двумя его машинами.

Если участники игры договорились выявить победителя только в одной гонке, в этом случае место каждого из участников на финише лучше определять по результату его первой машины.

Если желающих играть много, можно каждому взять по одной машине и разбиться на команды — по два человека в каждой.

ИЗМЕНЕНИЕ ТРАССЫ ГОНКИ 
На рисунке в начале статьи приведена самая простая трасса. Возможны и другие, более сложные варианты. Интересны трассы с меняющимся направлением поворота и меняющейся шириной дорожки. Они диктуют и несколько иную тактику игры, так как, например, при разносторонних поворотах будет меняться ценность дорожек, первая станет последней и наоборот, что невозможно на кольцевой трассе. Желаем победного финиша!

А если вдруг кому-то игра покажется простоватой, то я уточню, что до появления Формулы Де еще 8 лет, а до ее наследницы Формулы Д — четверть века!

14 комментариев

  1. darth730

    в конце 80-х была подобная игрушка, не помню названия, но там было несколько трасс, и что помню точно- выпускалась она в Актюбинске. 🙂

  2. Pard

    Да, игра классная! Мы с друзьями нарисовали для неё много трасс (штук 20) и проводили полноценные гоночные сезоны. До сих пор с радостью вспоминаем о тех славных денёчках…

  3. Pard

    Да, игра классная! Мы с друзьями сделали миниатюрные гоночные автомобильчики из бумаги (где-то даже выкройка осталась — попробую найти), нарисовали разные заковыристые трассы (штук 20) и проводили полноценные гоночные сезоны. До сих пор с радостью вспоминаем о тех славных денёчках…

  4. DedoK

    не помню правила «формулы Д» но по моему сравнивать эти игры никак нельзя так как в формуле Д есть случайность, в этой же игре только голый расчёт как в шахматах.

  5. Levran

    А моё увлечение настолками именно и с этой игры начиналось лет 25 назад… 😉 Лежит на полке вон, правда уже без коробки и часть машинок потеряно… Но правила помнятся до сих пор хорошо 😉

  6. sport

    Какая там формула д, эта игра намного интереснее и проще.

  7. eui

    делал в детстве, но поля из «науки и жизни» слабенькие, пришлось разрабатывать свое…игра похожа на шашки, кто начинает тот выигрывает, поскольку все риски как на ладони…играть втроем сложно поскольку двое быстро объединяются против третьего….короче, необходимо очень сложное поле, с двумя, тремя горлышками и разветвление на два потока…

  8. Дмитрий

    Правило «ЕСЛИ НЕТ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД» невозможно в принципе, так как противоречит другим правилам.

  9. Сергей

    Давно искал эту игру! Настоящие «шахматы», тонкий расчет, командная стратегия, неожиданные повороты и ловушки для соперников! После этого стал собирать всё про Ф-1, интересоваться этими гонками. Спасибо тем кто ее придумал и кто разместил тут!

  10. Сергей

    Ребят) Я воскресил игру) Можете вновь вернуться в прошлое) вся информация на Тесере. Вот ссылка на страницу игры. Там сможете найти обновлённую её версию с исходниками для возможности создания собственной трассы ) приятной игры! ))
    https://tesera.ru/game/avtogonki/

  11. Pard

    Нашёл и сосканировал нашу старую выкройку гоночных машин. Сезон 1993-го года. Печатали это на листе ватмана А4 (вмещалось 18 машинок), вырезали, клеили (дополнительно нужны колёса из нескольких слоёв картона, соединённые осью, сделанной из скрепки), красили в цвета настоящих команд, в том числе и делали мелкие надписи шариковыми ручками. Готовые машинки размером 15х35 мм вмещались в клетки наших трасс, которые были не меньше 2х4 см. У каждого была своя полная коллекция (по 2 болида каждой из 13 команд, чтобы можно было играть с кем угодно, но играли каждый только 2 машинами), и несколько трасс. Устраивали полноценный гоночный сезон, на 16 этапов — каждый на своей трассе.

  12. Red_front

    Дмитрий :
    Правило «ЕСЛИ НЕТ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД» невозможно в принципе, так как противоречит другим правилам.

    Возможно. Машинки могут двигаться внутрь и наружу дорожки без передвижения вперёд.

  13. Аноним

    ХА! У меня есть эта игра, только в другом исполнении. А вот правил я не знал

  14. Serg

    Сохранилась эта игра. Играл в детстве в конце 1980-х. Подзабыл правила, а хотел поиграть с сыном. Вот и правила нашел. Спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑