Тов. genie опубликовал у себя в жж обзор игры Александр Македонский (это одна из представительниц серии "гексостратегия" от Звезды). По словам автора играть в неё можно, но он пока так и не определился, по душе ему эта игрушка или нет.
Предыстория
Игра от Звезды Александр Македонский давненько лежала у меня на полке. Года два назад я её даже один раз раскладывал с Антоном и она показалась мне даже «ничего так себе, довольно хорошая», но играть в такие стратегически-тактические игры на двоих было непонятно с кем. В конце концов, я решил освободить полку от нее. Но Ви, имеющая право «вето», затребовала партию – для того, чтобы определить своё отношение к этой игре. На это потребовалось ещё месяца полтора. И в итоге свершилось. И вердикт был: «Не распробовала. Довольно интересно. Нужны ещё пара партий, потом решу».
Итак…
«Весной 334 г. до н.э. армия царя Македонии Александра выступила в поход. Огромная Персидская держава столкнулась с великолепно обученной македонской фалангой и кавалерией. Лучшие полководцы Персии (Дарий и Мемнон) делали все возможное, чтобы остановить македонское войско, используя всю мощь тяжелой конницы и серпоносных колесниц. Но царь Александр и его военачальник Парменион продолжали продвигаться к Персиполю.»
Комплектующие
Состав игры довольно богатый. Игровое поле с милыми каждому стратегу шестиугольниками, на котором присутствуют дороги, труднопроходимая местность, море и города, а по контуру поля идет трек событий. По четыре фигурки армий для каждой из сторон, 4 кораблика (они ещё и собираются), подставки для фигурок, набор крепостей (каждая крепость имеет 4 уровня, при отстройке их в городе, каждый уровень строится сверху отдельно), куча пластиковых монет (вот это круто, да), куча карточек с армиями, и маленькие синие и красные пимпочки.
Чуть-чуть поворчу…
Так вот, на карте очень трудно отличить труднопроходимую местность от обычной. И прибрежную от морской. Как сказано в правилах Если больше 50% клетки темные, то местность – труднопроходимая. Аналогично и с морем. И мерить и спорить по 50% можно долго, ибо края местностей там очень неровные. Да и несколько слоев цветности там есть. Выход я нашёл один – по возможности бегать по дорогам. Это и быстрее.
И отдельно по «пимпочкам». Тоже спорное решение – вставлять их в подставки и обозначать ими свои армии. С одной пимчкой, с двумя… Имхо, не очень удобно. Да ладно, это мелочи жизни.
Об игре в целом
В игре есть три варианта игры – первый вообще только тактические бои, второй недорежим, поэтому играли мы сразу в третий – с полководцами, кораблями, событиями и всё такое. В игре надо насобирать кучу победных очков. Они даются за захваченных в плен военачальников, полностью разгромленные армии и за города. Города – это вообще важные штучки. Они не только приносят победные очки, но и дают деньги. Причем, сухопутные города всегда дают одинаковый прирост монет, а вот порты – в зависимости от кубика. На деньги можно покупать войска, строить корабли и крепости в городах. Крепости в города позволяют держать больше гарнизона в городе и затрудняют штурм.
Войска – это в принципе основа всего. У персов одни войска, у македонцев другие. Есть ещё нейтральные наёмники, которых могут нанимать обе стороны. Так как, к примеру, слонов у нейтралов всего 2, то они обычно расходятся первые, как горячие пирожки. У македонцев нет лучников, поэтому у них наемные лучники тоже пользуются популярностью. Нанятые войска расходятся по городам и армиям. Причем, в армии может быть максимум 10 отрядов. А в бою может быть максимум 7 (это в поле, а при штурме города — 5 и 3 при абордаже). Поэтому чтобы полностью выбить укомплектованную армию – надо будет постараться.
Ибо бои идут так. Игроки поочереди раскладывают карточки отрядов на поле 5х4 – каждый со своей стороны. А потом поочереди начинают «ходить» – один отряд за бой может ударить один раз. Причем бьют все по разному – кто-то может бить только перед собой – и если перед ним никого нет, то извиняйте. Кто-то и по диагонали, кто во фланг. Универсальнее всего лучники, но у них и шанс попадания невелик, а вот против них у конницы – ого-го! Как уже понятно – у каждого отряда против каждого типа отряда соперника свой процент попадания (число, меньше равно которого надо выбросить на кубике), это нарисовано на самих картах, так что таблиц никаких не надо. На карточках также нарисованы возможные типы атаки и специальные способности (например, подавление – атакованный отряд не будет ходить в этом бою, даже если выживет). В итоге, все отряды ходят по одному разу и считаются потери – у кого потери больше, тот и проиграл, и отступает на пару клеток. Причем, если ему приходится отступать рядом с армиями противника, то он теряет отряды и дальше. Так что – полностью разгромить армию, совсем непростая задачка.
Захват городов – отдельная песня. Во-первых, рядом с ними не должно быть вражеских армий. Во-вторых, города можно штурмовать или осаждать. При осаде, осаждающий игрок просто кидает кубик и 50/50, что атака удастся – тогда в городе гибнет один отряд. Если отрядов не осталось – город взят. Осаждать можно любой армией. А вот штурм – совсем другое дело. На штурм можно взять отряды, только у которых есть свойства «штурм» (что естественно, нефиг коннице на стены прыгать). И кроме этого – каждый отряд атакующих ещё до проверки на убил/не убил должен пройти проверку на залез/не залез на стену – выбросить на кубике больше, чем уровень крепости. Так что, укрепленные города гораздо выгоднее брать осадой. Но долго. Хотя и штурмы могут запросто не удаваться и захват города и в этом случае может затянутся надолго, плюс ещё армия понесет потери.
Ах да, ещё же есть события. В начале своего хода игроки бросают кубик, передвигают фишку по треку событий и смотрят что им на это раз привалило – бонус в атаке или в защите, деньги, расходы или ещё что интересное.
Выводы.
Игра смотрится неплохо. Даже очень неплохо. Но за две партии, которые я в нее сыграл, я так и не определился – нравится она мне или нет. Хотя, если Ви будет в нее со мной играть – почему бы и не продлить её существование у меня на полке? А коли нет – то Антон такие игры как раз любит. А для редких посиделок за военными играми 1 на 1 мне вполне хватит Великой Отечественной: Лето 1941 от той же Звезды. Без стратегии, но для стратегий есть другие игры.
PS: Вот так и приходится сравнивать игры – не по сути и жанру, а по возможностям в них играть и количеству игроков.
PPS: Можете мне завидовать. Моя девушка играет со мной в гексостратегии!
PPPS: Так она меня ещё и выиграла 🙁
где таких девушек только находят?
искренне завидую!
Интересная и достаточно простая, как я понял, игра. Жаль, что уже не выпускается. Так что жду дальше «Гегемонию». Надеюсь будет не хуже.
@Braveden
Со мной вот супруга играет, а скоро и доченька сможет (если пожелает).
Но чтобы в гексостратегии? Вот тут я очень не уверен пока что.