Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Axis & Allies: Europe 1940»

В сообществе живого журнала ru_boardgames появился обзор игры Axis & Allies: Europe 1940. Его автор хвалит игру, но честно предупреждает: она очень долгая (аж от 6 до 12 часов) и довольно заметную роль в ней играют кубики. 

В детстве, когда в старом кино я видел работу военных штабов, меня всегда приводили в восторг разложенные на столе карты с расставленными на них фигурками, обозначающие войска. Серьезные генералы передвигали свои боевые единицы, размышляя над стратегией…

 

Возможность изобразить из себя такого кабинетного генерала времен второй мировой войны есть у тех, кто решил сыграть в «Ось и Союзники» (“Axis and Allies”). Игра появилась еще в 1980-х и с тех пор прочно вошла в зал славы настолок, выдержав около десятка переизданий, эддонов и модификаций.

До недавнего времени я играл лишь в компьютерную версию “Axis and Allies 1942”, и только недавно смог попробовать настолку “Axis and Allies: Europe 1940”.

Результат превзошел самые смелые ожидания…

Опережая события, скажу, что давно не играл ни во что более увлекательное…

Но, сперва об игре…

“Axis and Allies: Europe 1940” – одна из последних представительниц серии. Происходящие в ней события (о чем свидетельствует название) описывают период второй мировой войны на европейском ТВД с 1940 г. до ее благополучного завершения. Карта данной версии охватывает не только Европу, но и европейскую часть СССР (до Новосибирска), Ближний восток, всю Африку и Южную Америку, Восточное побережье США и часть Канады.

В коробке, помимо карты (немалых размеров), на которой и будут происходить военные действия, также находятся:

564 (!!!) миниатюрки, обозначающие различные рода войск;
5 коробочек для их хранения;
3 вспомогательных поля для проведения сражений и отслеживания экономической ситуации;
64 маркера, обозначающих заводы, морские и авиационные базы, системы ПВО;
100 маркеров, обозначающих принадлежность захваченных территорий;
80 жетонов для обозначения скопления войск;
10 кубиков-шестигранников.

Правила довольно просты, прямолинейны и могли бы занять несколько страниц, если бы авторы подошли нормально к их написанию. К сожалению, прилагаемая инструкция, изобилует неточностями, повторами, а также структурирована таким образом, что разобраться в ней не так уж и просто. Впрочем, когда один из игроков это все-таки сделал, то объяснить базовые правила остальным можно за несколько минут, объясняя нюансы по ходу игры, ибо они не сложны.

Сама партия развивается следующим образом. Игроки ходят по очереди. Каждый проходит через несколько фаз. Сперва, покупает юниты. Потом атакует территории противника (исход сражений определяется кубиками). Затем передвигает юниты, не участвовавшие в сражениях. После этого – собирает доход с подконтрольных территорий и выставляет на карту юниты, купленные в начале хода. Затем ход переходит к следующему игроку. Все.

Есть, безусловно, множество нюансов (амфибийные операции, атаки на конвои, экономика, стратегические бомбардировки), но в них игрок уже разбирается «по ходу пьесы».

Звучит просто, но на практике обилие родов войск и конфигурация карты дают такое сумасшедшее количество стратегических вариантов, что ни одна партия не напоминает предыдущую, а попытки просчитать все наперед, предугадать ход противника, обмануть его, преподнести ему сюрприз неожиданным маневром, делают игру интереснее любого другого воргейма, в который я играл.

Распределение сил неравномерно. Ось (представлена Германией и Италией) обладает в начале игры сильной мобильной сконцентрированной армией. Силы Союзников размазаны по всей карте тонким слоем, и им сложно противостоять мощи немецкой военной машины. Однако, на их стороне более сильная экономика. Если в первые ходы Ось не сможет грамотно использовать свое изначальное преимущество, то по ходу игры она просто будет раздавлена ресурсным потенциалом противника.

Юнитов много как количественно, так и в плане разновидностей. Есть пехота, артиллерия, танки, механизированные части, три вида авиации, эсминцы, крейсера, линкоры, авианосцы, транспортники, подводные лодки, ПВО… У всех свои уникальные способности. 

Победа в сражениях определяется кубиками. Участвующие в бою группировки выставляются друг напротив друга, после чего подсчитываются их показатели и учитываются нюансы. Затем кидаются кубики и убираются потери. Чем сильнее группировка (как количественно, так и качественно), тем больше шансов нанести противнику кубиками серьезный ущерб.

Экономика базируется на «индустриальных сертификатах», которые игрок собирает с захваченных территорий. На них он «покупает» юниты. Заводы обозначают места, где эти юниты выставляются на карту. Основная экономическая дилемма – выбор между строительством флота и мобилизации сухопутных войск. Флот дает игроку мобильность, так как позволяет быстро перебрасывать силы и предотвращать десанты противника, но и без сухопутных войск никуда.

Отдельного доброго слова заслуживает мультиплеер. В игру может играть от 2 до 6 человек (каждый за свою страну). При этом очень большую роль будет играть способность союзников согласовывать свои действия. Глупо пытаться продвигать интересы Рим за счет Германии. Но, как показывает практика, не всегда союзным игрокам удается прийти к этому выводу путем переговоров.

Как все это играется на практике….

Очень захватывающе. Количество возможных стратегических решений огромно. Смотреть на человека противника и гадать, что он выкинет дальше – отдельный интерес. Вроде диспозиция открыта, нет никаких скрытых карт, как в карточных играх… и все же понять, что предпримет враг не всегда возможно.

Некоторые стратегические решения очевидны. Ось всегда будет стараться взять Париж первым же ходом. Проводить ли операцию «Морской лев» — всегда будет сложной дилеммой. Но что потом…

Когда нападать на СССР? Стоит ли пустить все ресурсы Германии на укрепление сухопутных войск или же попробовать построить флот, чтобы отгородиться им от американского вмешательства? Стоит ли помогать итальянцем в Северной Африке? Как вести себя на Балканах? Войск и ресурсов всегда не хватает, так что выбор приходится делать постоянно.

Но самое интересное начинается, когда противник предпринимает шаги, идущие в разрез с историей. Амфибийная операция итальянской армии по захвату Гибралтара? Без проблем! Высадка американский войск в Бразилии? Да запросто! Десантная операция рейха по захвату Исландии с последующей высадкой в Канаде и стратегической бомбардировкой восточного побережья США? Легко! Массированное наступление советских войск через Иран в Египет? Да пожалуйста! Открытие британцами второго фронта в Нормандии в 1941 году без поддержи США? Рисковый, но возможный вариант! Только успевай реагировать.

Как следствие, вариантов развития игры – масса. Хотите следовать исторической канве, захватив, сперва, Францию, а потом устроив Барбароссу СССР? Попробуйте, но помните, чем все закончилось в реальности. Есть желание немножко подкорректировать историю и до вторжения в СССР устроить Англии «Морского льва»? Попытайтесь. Но если вдруг план провалиться, и Англия устоит, то сил на вторжение в СССР может уже не остаться. Или может пойти против истории и двинуться на Москву с первого же хода, еще до захвата Парижа? Выбор за игроком. В любом случае, ни одна партия не будет похожа на предыдущую. 

А когда все это надоест, можно пойти в магазин и купить. “Axis and Allies: Pacific 1940”. Та же игра, но на тихоокеанском театре военных действий.

Она полностью совместима с “Axis and Allies: Europe 1940”. Соединяем две карты, объединяем юниты и получаем глобальный вариант второй мировой войны. Играть в него можно очень долго.

Недостатки, правда, тоже есть. Главный из них – игра ОЧЕНЬ длинная. Партия может легко длиться от 6 до 12 часов (!!!). А если игроки знают, что делают, то и намного больше. Единственный вариант, который мы нашли – играть на работе. Теперь у нас в кабинете на столе для совещаний постоянно стоит карта, изображающая вторую мировую. В свободное время мы поочередно делаем на ней ходы. Такая партия длится, в среднем, несколько недель.

Основная проблема, чтобы в отсутствие игроков кто-то (например, уборщица) не смел расстановку сил. Впрочем, мы нашли вот такое решение:

Второй серьезный недостаток – кубики. Разработчики пытались минимизировать случайный фактор за счет характеристик юнитов, однако на практике, результаты броска иногда, скажем так, очень неожиданны… В итоге, игрокам приходится для атаки собирать сильно превосходящие силы (что б наверняка). И даже в этом случае кубики могут преподнести сюрприз.

Впрочем, все это не умаляет достоинств игры. Если вы хотели попробовать себя в качестве глобального стратега против живого противника, то найти игру лучше вам вряд ли удастся.

7 комментариев

  1. Anton

    слышал, что эта настолка один в один — Риск. так ли это?

  2. VDmitry

    О, не знал что можно совместить карты из разных коробок. Интересно сколько там получится территорий в сравнении с 1942.

  3. Ser vershitel

    Anton :
    слышал, что эта настолка один в один – Риск. так ли это?

    не правда.
    Но движок похож.

  4. Максим Блау

    Антиуборщеский плакатик убил.

  5. DedoK

    Единственный вариант, который мы нашли – играть на работе. бугагага

  6. DedoK

    представляю лица клиентов, зашедших к вам в кабинет.

  7. Пиркс

    Фигассе работа. Шоб я так жил ::)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑