На сайте авторов российских настольных игр опубликована заметка под названием Никакой магии!, в которой Юрий Журавлёв рассказывает о своих настольных проектах и о самой первой игре, которая была издана официально — Зоомагии.
Вот сижу перед монитором и думаю: вроде я чего-то уже добился, а вроде столько еще всего впереди. Много мыслей, проектов, идей. Да и "добился" пока кривоватое слово — добился, это когда о тебе все знают, а кто знает обо мне? Получается это так, небольшой успех на длинном пути геймдизайнера — разработчика настольных игр, если по-русски. Да, это я все к тому, что в розничную продажу поступила моя игра ЗооМагия. Держать в руках маленькую коробочку с картами, и осознавать, что это год моей жизни — необъяснимое ощущение. Конечно, ее культурную ценность предстоит оценить тем, кто купит и сыграет в игру, я же хочу рассказать о том, на что я потратил целый год, чтобы довести до финальной стадии простенький детский филлер.
Началось все в январе 2010 года в Барнауле. Как меня, жителя Москвы, туда занесло отдельная история(: Собственно познакомился с настолками я тоже в Барнауле, летом 2009. А вот полгода спустя уже задумался над тем, почему бы не придумать свою игру? Первая идея, на которую было затрачено около недели, благополучно лежит на компе в папке "Идеи" — недоделанная и недодуманная. Второй проект стал более удачным. Даже больше — второй проект стал прорывом для меня. До момента, когда я уже держал в руках 5 коробок с игрой Великий алхимик, заказанных в местной типографии, я никогда ничего не доводил до логического завершения. И это на меня подействовало сильнейшим образом. На Великого алхимика я потратил примерно 2 месяца. Для первого (по сути-то) проекта, по моему мнению, очень хороший срок. За это время механика игры сильно поменялась, люди, тестировавшие ее, давали очень ценные советы, которые я, плюнув на свой "баранизм", принимал.
Что и говорить, первое доведенное до конца дело, отличные отзывы от тестеров, осознание моей души в игре — все это стало стимулом развивать дальше свои идеи. Потом были Эльфийские письмена — совершенно дурацкая в плане механики игра, но которая послужила мне другим — если для Великого алхимика я заказал развертку коробки в типографии, и просто склеил ее, то для Эльфийских письмен я заморочился посильнее. Вырезал коробочку из 2мм картона, обклеил ее золотистой тканью и повесил замочек — ну чем не сундучок с сокровищами? В общем, игра закрепила у меня любовь к мелочам (начало было положено работой над Великим алхимиком) и трепетному отношению к играм.
Третий проект стал самым, наверное, знаковым в моей короткой покамест карьере. Игра, которую я придумал, называлась Зов Сараны — утрированная РПГ с брожением по гексагональному лабиринту всякой нечисти. Причем игроки в роли этой самой нечисти. 6 игроков — 6 персонажей — 6 уникальных свойств, зависящих от карт-условий. Игра не пошла у меня, и отлегла в дальний ящик… Породив целый шквал игр. Из Зова Сараны вышли: Сумрачный лес, который затем стал Звездными системами; Дом с привидениями — впоследствии Кост Рануа — пиратские острова; ЗооМагия, ныне изданная и продаваемая.
Не буду утомлять дальше малозначащими названиями и фактами из собственной жизни. Перейду к более конкретным вещам. В мае 2010 года в Барнауле состоялся фестиваль детских товаров. Удалось выйти на организатора фестиваля, и напроситься званым гостем. Таким образом, в середине мая я стоял за маленьким, покрытым красной скатертью, столиком с черепом на нем, подсвечником с горящими свечами, колбами с жидкостями для мытья окон и шампунями. По столу были хаотично разбросаны камешки, и в центре всего этого стояли коробки с моими играми — Великим алхимиком и Эльфийскими письменами. И все это среди детских книжек и мягких игрушек. Люди подходили, спрашивали что, да как, дети пытались умыкнуть череп и камешки, а кто-то даже спрашивал цену на мои игры, но услышав сумму офигевали и уходили.
Следующим этапом стало мое тесное общение с издателями и другими авторами, которое я поддерживаю и расширяю по сей день. Тут уже пойдет реклама. Начал я с Игроведа, даже экземпляр Великого алхимика отправлял в Москву, но игра им не понравилась. Игрушка эта вообще специфическая, и для нее нужен настрой. Игровед ждал других игр… Летом 2010 я приехал обратно в Москву, и тогда же состоялась моя личная встреча с игроведами — мной были показаны игры Кост Рануа — пиратские острова, Эльфийские письмена, Зоомагия. Но все мимо, а жаль. Я был настроен на более позитивный лад, ну да и фиг с ним — отказы меня только раззадорили. В Москве я начал раскидывать свои проекты всем издательствам, какие смог найти. Ответ дал Технолог из Краснодара, но после того, как я отправил туда экземпляр Кост Рануа — пиратские острова, мы больше не общались. Звезда проигнорировала мое письмо, равно как и МосИгра, и Правильные игры, и все без исключения зарубежные издательства — Ravensburger, FFG, Days of Wonder, Asmodee, Zoch и т.д. Им надо было писать, видимо, не на русском! Летом же я скоординировался с, тогда еще не издательством, а просто человеком, Igames. Кто не знает — Украинский фестиваль настолок в Меджибоже его рук дело. Я получил приглашение на фестиваль, но вынужден был отказаться от поездки, как и в этом году, впрочем. Тем же летом я стал атаковать Юрия Тапилина своими играми. Чудесный человек — ни разу не отказал мне в моих просьбах! Итого, на его блоге лежат ссылки на ПнП варианты на 4 мои игры — Эльфийские письмена, Кост Рануа — пиратские острова, Великий алхимик, Звездные системы. Низкий ему за это поклон.
Этап next. Я снова в Барнауле, и снова в голове рой идей. Осенью как-то, не помню как, я познакомился с украинским разработчиком Олегом, известным под ником ZZZ (ЯЯЯ). Обмен проектами, идеями, мыслями об отечественном игрострое были безумно плодотворными. Чуть позже, уже к зиме, я организовал вКонтакте закрытую группу для разработчиков. Было нас там около 30и человек, а просуществовала группа около 2ух месяцев. И лежит она ныне в руинах… Зато группа дала свои плоды — авторы с радостью общались в ней, было выложено порядка 15 разных проектов в ПнП-варинтах, не суть, что большая часть наша с Олегом. Наравне с развитием вКонтактовской группы компания Звезда опубликовала клич о поиске новых авторов в штат. Конечно же многие ломанулись делать промо-задания для Звезды. Судя по рассылкам на почту, проекты участников действительно рассматривались, и даже как-то градировались. Но, насколько мне известно, так никто и не был выбран новым штатным геймдизайнером. Если же я не прав, то я очень рад за того, кто им стал — это тоже очень хорошее достижение. Кроме шуток.
Зима 2011, я снова в Москве. Я только-только доделал свой последний проект, Великий алхимик 2, и тогда же вышел на некую компанию МКИ, издавшую игру Братство девяти: Гексостратегия. Ну что сказать, я принес туда свои проекты, и понял одну простую вещь — люди, которые там сидят, ничего не смыслят в играх. От меня потребовалась не презентация правил, и полный список компонентов и плотность бумаги. Возможное издание было отложено до лучших времен. Однако, с посыла МКИ я познакомился, заочно, с художником Ильей Семисаловым, с которым уже весной нам предстояло очень тесно работать. Он готов был взяться за финальное оформление игры Звездные системы.
Примерно в начале весны компания Правильные игры презентовала игру Зигель Гунд. Мы с девушкой решили посетить мероприятие, а я, по наглости своей, решил взять с собой свой последний, крайне сырой, проект — игру Пионеры. На презентации я познакомился с руководителем Правильных игр Иваном Туловским и форвардом отечественного игростроя Сергеем Мачиным. Последний был увлечен тестом готовящегося дополнения к Эволюции. Я показал свой проект Ивану, и мы договорились с ним встретиться отдельно, вне рамок игротек. На следующей встрече я показывал Ивану и Сергею Пионеров, дополненных и расширенных с дуэли до возможного квартета, Кост Рануа — пиратские острова и Зоомагию. Пионеров они назвали "сложной игрой, которую они могут оценить", а вот ЗооМагия их очень заинтересовала, ибо с Эволюцией в тандеме она могла бы пойти. Кстати говоря, ещё осенью 2010 в Барнауле было нарисовано финальное оформление к ЗооМагии, так что сумма, которую предложили в Правильных играх повергла меня в шок. Бывает и так, что поделаешь.
Затем напомнил о себе Артем Бартош из МКИ. Точнее нет, не он лично напомнил о себе, а другой человек позвонил мне на мобильный, и сказал, что слышал обо мне от Артема. Звали этого человека Станислав. Разговор был, конечно, о настольных играх и моих данных разработчика. Часовой разговор меня не то чтобы насторожил, но Станислав показался мне очень уже фанатичным человеком. И я не ошибся. Его проекты многочисленны, но крайне непродуманны. В этом я убедился на нашей с ним встрече через пару дней после телефонного разговора. Он пришел со своей командой, я же с пакетом со своими играми. Каково же было мое удивление, когда, просматривая буклет разработок команды Стаса, я обнаружил на последней странице имя Ильи Семисалова — дизанера команды. Так я впервые пожал руку человеку, с которым о того общался 2 месяца по телефону.
Через пару недель я, Илья и Настя Мищенко, тоже из команды Стаса, ушли в свой собственный проект — Intree. Именно этим составом мы впервые и пришли в МосИгру. впервые, если не считать, что я однажды заходил к ним по поводу трудоустройства на должность продавца-консультанта. А пришли мы к ним с нашим проектом Опята — психоделической игрой, в которой игроки делятся на 3 команды — Доктора, Глюки и Пациент. Идея проекта всецело лежит на Илье, механику я выправлял как заправский рулевой выправляет корабль во время шторма. Но, увы, механику я не спас. Ушло на это 2 месяца, за которые мне надоело работать на одном проектом, и я ушел из команды. Но все не так плохо — до ухода я отдал на тесты МосИгре мои личные, внекомандные, проекты, и, о чудо(!), один из них МосИгра взяла под свое крыло. Таким образом в начале июля 2011 года я получил деньги (!) за свою игру, а 5го сентября уже смог увидеть коробку с игрой на прилавках магазинов сети. Предвещая вопросы, дам ответ — Йиро Конвет — это мой творческий псевдоним, который придуман не для того, чтобы скрыть мое истинное имя, но как дань моему кредо — Yura Contra Veto!
Один экземпляр ЗооМагии, напомню, уже даже лежит передо мной и радует глаз.
Но не только изданная игра связывает меня с МосИгрой. Если кто не знает, то 2го октября сего года в ТЦ "Горбушкин двор" состоится игротека для независимых авторов настольных игр. Именно я пришел к МосИгре с такой идеей. И на данный момент предварительные подсчеты говорят, что 20 игр авторов будут представлены с моей стороны, и примерно столько же со стороны МосИгры. Также сейчас я занимаюсь поиском авторов для того, чтобы сплотить их в одну команду, где каждый сможет поддержать другого, помочь тем или иными способом. В будущей некоммерческой команде я хочу видеть авторов, издателей, художников, тестеров. Собственно для этой цели и был организован проект Board Game Studio, на котором вы читаете эту статью. За организацию сайта огромное спасибо Евгению Прокопцову, без которого я мало что сделал бы.
В ближайших моих планах довести до ума игру Пионеры, додумать свой последний проект Карма, а также выполнить пару обещаний — придумать игру про цветы и игру про борьбу людей с пришельцами.
Надеюсь, а не очень утомил вас своим рассказом, а вы сможете почерпнуть из него что-нибудь для себя полезное.
Жаль, что но не увидел статью до Игросферы. А то нам с Юрием удалось перекинутся всего парой слов после презентации его игр.
«…так что сумма, которую предложили в Правильных играх повергла меня в шок. Бывает и так, что поделаешь.»
Статья понравилась, но вот это моментя не понял.
Со скуки открыл заметку, а тут очень интересный рассказ о перипетиях отечественного разработчика. Юр, ты бы поправил аннотацию, а то не сразу понятно, какой интересный материал под катом.