Добро пожаловать в мир настольных игр

Описание игры «Meuterer»

Описание игры "Meuterer"

В русскоязычном гиклисте mkal‘а появилось описание очередной игры. На этот раз это Meuterer. Это карточная игра про торговый корабль, рассчитанная на 3-4 игроков. Meuterer давно привлекает моё внимание, я даже как-то подумывал перевести её на русский язык, но руки так и не дошли. Meuterer названа лучшей карточной игрой 2001 года, и может похвастаться неплохим рейтингом на BGG.COM — 7.22 из 10. Вот обзорэтой игры (цитируется целиком). 

Meuterer переводится с немецкого как "бунтовщик". Это небольшая игра, состоящая из колоды размерном примерно 50 карт, на самом деле является полноценной eurogame-настолкой (в смысле board game, а не card game), расчитанной на 3 или 4 человека. Это удивительно, что издатель решил обойтись только карточками, вместо того, чтобы выпустить коробочную игру с полем и деревянными маркерами, деньгами и т.д., которой она по сути и должна быть. Вероятно, это было сделано дабы избежать риска нераспродать тираж, или из-за экономии, чтобы выпустить игру большим тиражём при тех же затратах. Ещё более удивительным для меня является то, что эта игра никогда не издавалась на английском. Вобщем-то она не издавалась ни на каком языке, кроме немецкого. Это ещё более странно, учитывая, что автор игры — Marcel-André Casasola Merkle, довольно таки известен (скажем, в моей коллекции есть такие его игры, как как Attika и Taluva, а так же игра Funny Friends, в которой он выступает соавтором).

Ну да оставим эти загадки аналитикам игровых издательств, и вернёмся к самой игре. Игра является развитием и переработкой более ранней игры того же автора — Verräter (нем. — "предатель"). Они никак друг с другом не связаны, кроме того, что эксплуатируют похожую механику и имеют похожие названия. Verräter тоже имеется в моей коллекции, но я в неё ещё не играл и мало что могу про неё рассказать. Хотя кое-что рассказать про неё всё же стоит. Verräter (как впрочем и виновница этого обзора — Meuterer) входят в библиотеку идеальных игр небезызвестного Бруно Файдуци (автора Цитаделей). И в этой своей библиотеке он пишет, что во время разработки собственно Цитаделей он долго не мог придумать хороший механизм распределения ролей между игроками (кто играл в Цитадели, знает, что это ключевой механизм в игре). И вот, в какой-то момент он сыграл в Verräter и понял, что в Цитаделях надо позаимвствовать механизм выбора ролей из неё. Собственно, в Meuterer используется тот же механизм, однако он не составляет столь большую долю всей механики игры, как в Цитаделях.

Ну да поговорим уже наконец о самой игре. Правила игры очень простые и их можно рассказать за несколько минут. Игроки представляют из себя команду торгового корабля, который плавает между 12ю остравами и продаём там товары. Цель игры классическая — заработать как можно больше победных очков. В начале игры вам раздают по 5 карт товаров и случайным образом выбирают капитана.
Игра длится 8 или 9 раундов (в зависимости от количества игроков). Каждый раунд состоит из нескольких фаз —

* Первым делом капитан объявляет, сколько победных очков из собственной прибыли он готов отдать помощнику капитана (боцману?), если капитана в этот раунд не свергнут в результате бунта (об этом позже). Можно выбрать число от 0 до 3.

* Затем все (начиная с капитана и по часвой стреле) начинают выкладывать из руки карты товаров (в открытую), которыми в этот раунд он будет торговать. Когда какой-то игрок решает, что он уже выложил достаточно карт, он пасует. Затем, если этот игрок не является капитаном, он берёт карты ролей (которые лежат рубашкой вверх в центре стола), смотрит на них, оставляет себе одну (в тёмнёю), а остальные кладёт обратно (рубашкой вверх). Остальные игроки продолжают выкладывать карточки в том же порядке, пропуская запасовавших, пока наконец все они не запасуют. В итоге все игроки получают по одной карте роли (о них позже). Ну, кроме капитана, у которого роль и так понятно какая.

* После этого карты ролей открываюся. Капитан выкладывает на один из остравов (которые тоже представлены картами, лежащими по кругу) специальную карту, которая показывает, на какой остров приплывёт корабль, если капитана в этот ход не свергнут. Для этого он отсчитывает от того острова, на котором корабль находится в этом раунде, столько островов, сколько карт у него осталось на руке. Если кто-то из игроков взял роль бунтовщика, то он агалогичным образом выкладывает другую специальную карту, которая указывает, куда поплывёт корабль, если будет бунт.

* После этого, если кто-то из игроков взял роль бунтовщика, происходит попытка бунта, и надо разрешить, успешный он был или нет. Для этого в колоде карт товаров есть специальные карты — сабель. Их нельзя нигде продать (это, кстати, надо уточнить, может и можно), но можно выкладывать перед собой. В этой фазе капитану и помощнику (ежели он есть) надо постараться собрать больше сабель, чем предателю и юнге (юнга — это ещё одна роль, он помогает предателю). Считается, что у помощника капитана уже есть одна сабля, но зато бунтаря устраивает ничья. Всего в колоде 6 сабель. Некоторые из них могли уже быть выложены к началу этой фазы. Все заинтересованнные игроки (капитан с помощником и предатель с юнгой) могут начиная с капитана и по часовой стрелеке выложить из руки ещё сабель (но только один круг, т.е. капитан выкладывает первым, и до него очередь больше не доходит). Если в результате у бунтовщика с юнгой получается сабель столько же или больше, то бунт проходит успешно и бунтарь становится новым капитаном.

* После этого происходит торговля. Обычно в игре доступно два острова, на которых можно продавать товары — тот, на котором корабль находится в данный момент и предыдущий посещённый остров. В первом раунде предыдущего острова нет, и продавать можно только на стартовом. Ну, ещё бывает, что капитан или бунтарь оставили на руках 0 карт и корабль никуда не плыл, тогда тоже будет доступен только один остров. Острова отличаются типом продаваемого товара и стоимостью, которую за этот товар предлагают. Есть два острова, на котором можно продавать любые товары.

Однако продать товары смогут не все. На каждом острове деньги за товар получает только то игрок(и), который предложит этого товара больше остальных. Если такой игрок один, то он продаёт свои товары по первой (самой выгодной) колонке, получая столько победных очков, сколько в ней написано. Если два игрока предлагают поровну товаров (но больше остальных), то они оба получают очки по второй колоке, которая менее выгодна. Если таких игроков трое — то используется трёться (самая невыгодная) колонка. В случае, когда 4 игрока продают одно и то же количество товара, то никто ничего за этот товар не получает.

В этой фазе игроки, начиная капитана (уже нового, если был бунт), по очереде решают, какие из выложенных товаров на каком из островов продавать. После этого все получают победные очки за свои товары как описанно выше. Распределять свои товары между островами можно как угодно, можено при желании вообще ничего не продавать. Если на острове можно продавать товары любого типа, то количество предлагаемого игроком товара считается по тому, сколько он предложил товаров одного типа, а не товаров всего.

* Все выложенные карточки товаров сбрасываются (даже если они е были проданы). Корабль плывёт к новому острову, который раньше отмечал в качестве цели ныне действующий капитан. Капитан получает победные очки за прибытие на остров, погласно указанному на нём числу. Если был бунт и этот капитан бывший предатель, а ему помогал юнга, то юнга получает дополнительно 2 победных очка (из банка). Если же бунта не было или он провалился, то помощник капитана получает от капитана столько очков, сколько капитан предлагал за помощь в начале раунда, плюс одно победное очко из банка.

* Все игроки по очереди, наиная с капитана, добирают карты товаров в руке до пяти.

* Карты ролей сбрасываются. Начинается новый раунд.

Осталось рассказать про роли. Всего их 5 (не считая самого капитана):
1. Помощник капитана. Если капитана не свергут, он получает победные очки от капитана + 1 победное очко из банка, как описано выше.
2. Бунтовщик. Устраивает мятеж. В случае удачи становится новым капитаном и получает (в качестве нового капитана) победные очки за прибытие на остров.
3. Юнга. Помогает бунтовщику во время бунта. Если бунт удался, то получает из банка 2 победных очка.
4. Торговец. В случае, если он является одним из игроков, предложившим максимально количество товара на острове, продаёт товары по первой колоке (даже если таких игроков было четверо). Остальные игроки продают товары как обчно.
5. Грузчик. В конце раунда добирает карты товаров в руку не до пяти, как все остальные, а до восьми. После этого три карты скидывает (в открытую). В итоге у него оказывается пять карт, как и у всех, но он имеет больший выбор.

На этом правила заканчиваются. Есть ещё какое-то факультативное правило с пиратами, но я в него не вникал.

Расскажу теперь об ощущениях от игры. Я играл в неё пока только три раза составом из 4х игроков (при этом мы почему-то играли не 8 раундов, а 12). Во время первой игры было абсолютно непонятно, какой стратигии придерживаться. Я решил, что выгоднее быть капитаном, так как он получает много очков за перемещение корабля. Но не один я был такой умный, и мы с ещё одним игроком всю игру устраивали бунты с попеременным успехом. В итоге остальные два игрока сильно вырбались вперёд, используя "мирные" роли, т.к. получали очки за счёт более эффективной торговли. При этом они не гнушались время от времени помогать одной из враждующих сторон, получая очки и за это.

Перед тем, как начать играть второй раз, я решил, что роль мирного торговца или грузчика куда более приблекательная, чем роль свергнутого капитана. Но в начале игры мне раздали 2 сабли, а остальных товаров по одному, т.ч. продать я ничего не мог (кто-то наверняка предложит 2 или 3 товара). Единственным разумным решением, как казалось, было устроить мятеж. При этом пятый по счёту островов был очень привлекательым (за прибытие на него давали 5 очков), и я запасовал сразу же, не сбросив ни одной карты. Однако кто-то из игроков решил взять роль помощника капитана, а у самого капитана почему-то тоже оказалось 2 сабли, и я решил свои сабли сохранить на следующий ход. Следующим ходом почему-то свергнуть капитана опять не удалось, и я уже 2 хода как не получал никаких победных очков. В общем, вся моя гениальная стратегия накрылась меным тазом и я всю игру был в числе отстающих.

К третьей игре я подготовился более основательно и решил ввязываться в драки только тогда, когда успех мне гарантирован. Я провёл несколько удачных бунтов в качестве бунтаря, предотвратил несколько неудачных попыток меня свергнуть. Пару раз удачно перехитрил других игроков, дождавшись, пока они запасуют, думая, что уже выиграли торги за продажу товаров на очень выгодном острове, после чего выкладывал ещё несколько товаров и брал роль торговца (в случае равенства) или грузчика (если я предложил в итоге больше товаров). Я грамотно управлял товарами на руке, не тратя ценные товары при первой возможности, а дожидаесь лучшего момента.

Единственное моё упущение — я становился капитаном в момент, когда корабль подплывал к островам, за которые капитану дают мало очков (2 или 3). А такие острова у нас оказались лежащими подряд. И пока мы плыли мимо них, меня никто не пытался свергнуть. Это может быть и хорошо, но у меня от этого на руке копились сабли, а другие игроки получали бонусы при продаже и брали больше карт, т.к. использовали роли торговца и грузчика, а я был лишён такой возможности. Когда же мы подплывали к островам с высокой ценой для капитана, начинались бунты, и довольно скоро одна из попыток получалась успешной. В итоге другой игрок был капитаном гораздо меньше, да и не делал, наверное, столько коварных тактических ходов, как я, а мы с ним набрали поровну очков, разделив победу.

Резюме. Игра мне понравилась, и с каждой следующей игрой нравится всё боьше и больше, открывая новые пласты стратегического планирования и позволяя изобретать новые тактические трюки. В этой игре очень мал элемент случайности, что является редкостью для карточных игр — колода в этой игре небольшая, видов карт в ней не так уж много, а в каждый момент на руках находится больше половины колоды, при этом можно следить за тем, какие карты недавно игрались, т.е. возможности для просчитывания ситуации обширные. В этой игре элементы механики очень тесно переплетены между собой и всё время приходится принимать сложные решения.
Выложить ли товар сейчас, или оставить его на руке на следующий ход, когда мы будем продавать на том же самом острове такие товары во второй раз, и часть таких товаров уже выйдет?
Запасовать ли сейчас и взять роль предателя, но при этом поплыть на остров, дающий 3 очка, или выложить ещё одну карту, чтобы плять на остров, дающий 5 очков, но рисковать тем, что предателя заберёт кто-то другой?
Выложить ли ценнейшие изумруды сейчас и взять грузцика, или подождать, пока остальные игроки положат или не положат изумруды, и принимать решение позже, но при этом позже запасовать и взять не самую нужную и полезную роль? (Изумрудов в игре всего 4, а на одном из островов в первой колонке за них предлагают 6, а во второй — 4 победных очков) Выложить два изумруда и взять нужную роль, или не рисковать и взять торговца?
Плыть в качестве капитана на остров, дающий 5 очков, но на котором продают бочки, которых у меня нет, или выложить одну из трёх траней в руке и плыть на остров, за который дают 4 очка и на котором продают ткани, которых у меня останется 2? А если меня при этом свергнут?
Оставить сабли на случай бунта на следующем ходу, или сбросить их и набрать побольше товаров?

Во время игры возникает много моментов, когда надо принимать важные решения, который порой имеют далеко идужие последствия. Игра очень глубокая и имеет очень умные правила, создающие такой простор для тактических манёвров. При этом очень важно и стратегическое планирование. Хотя в начале игра кажется несколько сумбурной и не очень понятно, как принимать решения, но после нескольких игр становятся ясны тонкие взаимосвязи разных элементов механики и играть становится гораздо интереснее.

Нарекания в этой игре вызывает только комплектация. В игре не очень удобно отслеживать, сколько раундов уже прошло. Надо иметь какие-то маркеры победных очков или бумажку с ручкой, чтобы считать, кто сколько этих самых очков набрал. (А поскольку цифры там получаются двузначные, то просто каунтеры подходят не очень хорошо, лучше иметь фишки двух видов — для единиц и десятков). Ну и не лишним было бы поле, конечно. Да, ещё у меня карты для сохранности засунуты в протекторы (специальные, не MTGшные, очень тонкие и по размеру точно соответсвующие картам, я как нибудь про эти протекторы и то, где я их достал, напишу отдельно). Так вот, карты в протекторах стали на примерно на миллиметр шире и выше, и теперь они не помещаются в коробочку. Приходится хранить отдельно откоробки.

С другой стороны в такой комплектации есть и плюсы — хорошая настлока продаётся по цене очень дешёвой карточной игры (~ $9 на B&B), которую легко можно взять с собой, т.к. по размеру она примерно соответсвует обычной колоде игральных карт.

Моя итоговая оченка игры — 7/10, с возможнстью дальнейшего пересмотра в сторону увеличения.

3 комментария

  1. Alt

    Заинтересовался. На B&B игры нет на складе. Может есть у кого сканы? 50 карт распечатать — это вам не Dominion! 🙂
    Даёшь эту игру в разделе print’n’play!

  2. Владимри

    я бы даже купил ))) будь она на русском )

  3. Alt

    Ну, можно и без перевода. На boardgamegeek написано, что там особо текста нет на картах…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑