До Нового года остаются считанные дни, а значит пришло время назвать лучшие игры года уходящего. Самые интересные, самые запоминающиеся, самые-самые хорошие. Настолки, которые запомнятся надолго.
Готовы?
Тогда — вперёд!
Претендентов на звание лучшей семейной игры было немного. Скажу честно, едва лишь задумавшись о возможных вариантах, я сразу же понял — альтернативы быть не может. TransEuropa — это отличная игра для всей семьи. Мы играли в неё и с опытными настольщиками и с абсолютными новичками и все остались довольны. Даже те, кто раньше понятия не имел о существовании настольных игр.
Возможно Labyrinth. The War on Terror, 2001 — ? — игра неидеальная. Я неоднократно упоминал, что на мой вкус в ней многовато рандома, да и к неудачным броскам она могла бы быть чуть терпимее. Но всё же это очень хорошая игра. Интересная, дерзкая и оригинальная. Напоминающая ставшую живой классикой Twilight Struggle, приправленную горячей тематикой борьбы с международным терроризмом и исламским экстремизмом. И пусть она — не для каждого, но всё же она очень хороша.
Лучшей игрой для компании этого года внезапно признаётся Formula D. Признаюсь, я совершенно не ожидал, что выйдет именно так. Если бы это была какая-нибудь Барабашка или Халли Галли — это было бы вполне естественно. Несложная и быстрая настолка — что ещё нужно для хорошей компании? Но судьба распорядилась иначе. Однажды мы поиграли в Formula D вдесятером с людьми, которые раньше в глаза не видели этой игры. И всем понравилось. И, что самое удивительное, на партию ушёл всего час!
Уверен, лучшая детская игра этого года вполне предсказуема. Ею ожидаемо стали Тачки, разработанные Сергеем Дьячуком и изданные компанией Звезда. Эта игра меня удивила и даже заставила поверить в то, что мы умеем не только копировать западные разработки, но и выдавать что-то своё, оригинальное и вполне удобоваримое. Тачки, конечно же, рассчитаны в первую очередь на детей, но игрушка получилась очень азартной, настолько, что она способна увлечь и взрослых.
Лучшей карточной игрой этого года теоретически могла бы стать Rivals for Catan. Могла бы, если бы не развеялась моя любовь к Карточным колонизаторам. А в этой ситуации победителем можно назвать только 7 Wonders — оригинальную карточную "Цивилизацию". Некоторые утверждают, что она базируется на устаревшем принципе "драфта" и ничего особенного не представляет, но я вас уверяю, это совсем не так.
Лучшим филлером этого года однозначно признаётся Бабарашка. Недолгая игра, способная сломать мозг любому, примерно как следующая надпись: красный, чёрный, зелёный. Это игра для не-игроков, которую способен освоить любой буквально за пять минут. И ещё это единственная мне игра, за партиями в которую отчётливо слышно как вращаются шестерёнки в головах у собравшихся за столом людей.
В номинации "лучшая отечественная игра" у нас традиционно конкуренция невысока. Ну, скажите на милость, не отдавать же эту награду какой-нибудь Коронации или Зигель Гунду! Или, может быть, кто-то считает, что её достойна Коммерсантъ. Деньги?! Если говорить серьёзно, бесспорный победитель здесь Братство девяти. Гексостратегия. Вменяемая настолка, с вменяемыми правилами, сделанная вменяемыми людьми и продающаяся за вменяемые деньги.
Раздумывать о лучшей локализации мне долго не пришлось. Нет, ну в самом деле, разве у нас появилось что-то лучше по качеству (во всех смыслах) К2? Тут и прекрасные компоненты, и отличный игровой процесс, и 100% соответствие темы игровым механикам. Скажу больше, если бы не TransEuropa, K2 досталась бы ещё одна награда — лучшей семейной игры! Кстати, это первый случай, когда лучшая локализация оказалась выполнена иностранной компанией 🙂
Лучшим дополнением однозначно признаётся 7 Wonders: Leaders. Небольшой доп, с которым 7 Wonders становится ещё краше и заметно интереснее. Реальным конкурентом ему могла бы стать Эволюция. Время летать, но при всём моём уваждении к Правильным играм Leaders всё-таки стоит на голову выше.
Разочарованием года для меня стала Axis & Allies: 1942. Я начитался обзоров серии A&A и очень хотел поиграть в эту игру. И что же в итоге? Горсти кубиков и куча солдатиков, которые не умещаются на поле. И чудовищный, чудовищный даунтайм из-за затянутых боёв, напрочь убивший желание садиться за игру снова.
Сюрприз этого года — это StarCraft. Почти два года я опасался притрагиваться к этой игре. Боялся, что она окажется слишком сложной, слишком неинтересной или слишком медленной. А оказалась, это красивая, достаточно быстрая, динамичная и глубокая игра. Жаль только, для нас она всё же чуточку долговата. Но, вообще, Fantasy Flight Games — молодцы. Я очень доволен настольным Старкрафтом!
Лучшая игра для опытных игроков — однозначно Sid Meier's Civilization. На этом месте теоретически могли бы оказаться Steam или Dominant Species, но Цивилизация оставила их далеко позади. И что особенно приятно, уже в этом году появилась русская версия этой игры, так что теперь приобщиться к прекрасному может буквально каждый!
Выбрать лучшую игру этого года было совсем несложно. Это 7 Wonders. Настолка, в которую мы будем играть и в 2012-м, и в 2013-м и позднее. Точно так же, как сейчас время от времени раскладываем Memoir '44, Ticket to Ride или даже Agricola. И что бы там не говорил Бруно Файдутти, она отлично подходит для всех. И для зелёных новичков, и для прожжённых хардкорщиков. Это по-настоящему отличная игра. Из таких, что появляются не каждый год!
Ну и по традиции — пяток игр, которым не досталась награда, но которые заслужили особой отметки:
1. Caylus — классическое хардкорное евро;
2. Steam — идеальная игра про железнодорожные перевозки;
3. Rivals for Catan — отличное перерождение классики;
4. All Things Zombie: The Boardgame — нестандартный подход к игре про зомби;
5. Анк-Морпорк — приятная и хорошая игра.
А продукция пресловутой компании «Статус Белли» вообще не рассматривалась?
@Денис II
Так рассматривались же настолки, а не варгеймы.
.. про ГЕКСОСТРАТЕГИЮ .. ну по моему откровенно не удачное оформление самой коробки.. от взглада на которую не возникает абсолютно никакого желания открывать крышку и вникать в суть процесса 🙂 .. ну назвали бы как нибуть «Висёлые Поросята» .. или если принципиальна военная тематика какуюнть сцену боя крупным планом.. а то какие то невнятные выцвевшие кусты..
… и как водится, игры «Технолога» тоже не рассматривались, судя по всему 😉
Хотя некоторые из них (далеко не все, конечно), на мой взгляд, под определение «Вменяемая настолка, с вменяемыми правилами, сделанная вменяемыми людьми и продающаяся за вменяемые деньги» — вполне подходят.
Может, они не так круты, как «братство девяти», но и совсем бросовыми я бы поостерегся их считать.
очень странный выбор локализация года — к2 и что они там локализовали?
латинскую K на русскую К переделали?
самая явная успешная локализация это — цивилизация, до фига текста, игра достаточно новая по сравнению с агриколой.
хочется высказаться про Братство девяти… посмотрите на оформление других представленных игр, коробка с Братством сразу бросается в глаза и лично я именно её открыл бы первой.
Возможно я староват, но она мне симпатична, правила игры такие же лаконичные и простые как и «совковский» дизайн. Совковский дизайн это не плохо… это как советские плакаты или стихи Маяковского, в них нет мешанины, нагромождение деталей, несколькими штрихами они передают настроение и суть.
и название мне нравится, прочитав название человек тут же получает большой обьём информации о игре.
Единственно что изображение на фишках не совсем интуитивно понятно.
хочется побольше недорогих и глубоких игр на прилавках.
Кстати вообще то да….В Циве у смартовцев куда больше работы было….Да и ошибок они как ни странно не так уж много то и сделали в переводе…На лучшую локализацию правильней было бы Циву поставить….
Я бы отметил Локализацией года именно Агриколу, в ней текста больше, чем в Цивилизации (карточек только 360 шт.), а кто играет в К2 — это вопрос. Опрос бы помог более явно понять мнение общественности.
как-то не поворачивается язык назвать лучшей локализацией К2 🙂 просто, в чем работа по локализации? правила перевели? и действительно — попробуй ту же агриколу локализуй.
очень яркий отчет. сразу видно что я за год пропустил.
Картинка TransEuropa -это какое-то дополнение? или переиздание?
Просто, что на БГГ, что на тесере картинка игры другая и год издания 2005-й.
Или я что-то не догоняю?
@Ильшат
По поводу локализации полностью согласен. Напоминает мне ситуацию с локализацией Билета на Поезд — что там кроме правил переводить-то??
А где Оборона Порт-Артура? 🙂
@Michael
точно, теперь я понял, чего не хватает! Может, стоит провести голосование?)
@darkdar
Есть подозрение, что Оборона тогда победит во всех номинациях, в том числе и как лучший филлер, и как лучшая игра для компании 😉
кто именно выбирает эти игры? только сам Юра? если так, то почему столько разногласий по этому поводу?? Юра так решил, значит для Юры это именно так и есть! больше всего рассуждений о «лучшей локализации»… какие ещё настолки были локализированны в этом году? а главное, по каким критериям выбирается лучшая локализация? полный качественный перевод всех требуемых компонентов (даже если их не много) БЕЗ ОШИБОК, выполненный в обещанный срок? или чем больше текста, тем лучше, а как перевели, это фигня — «Да и ошибок они как ни странно не так уж много то»!) отслеживаю инфу о «К2» с самой заявки её локализации и до сих пор не нашёл не одного комента о «плохом переводе»! а от локализаций от «СМАРТА» за столько лет уже все просто привыкли к тому, что ошибки перевода — это нормально, уже идёт разговор о том, что «ошибок не так уж много»…
@zuzubun
… и даже «Лучшая игра с акулой?» 🙂
Тоже выскажусь по поводу локализации K2.
Игра не должна была номинироваться в Локализацию года, и причина совсем не в том, что «переведена английская K на русскую К», причина в другом. Все опять упорно считают, что локализация = перевод. Но, дамы и господа, это совсем не так. Локализация — это сильно большее. Так вот в случае с К2, локализации для Российского рынка не случилось в принципе.
Эту игру нельзя купить в популярных российских магазинах, и есть она только у тех, кому её предоставили на обзор и у тех, кто купил её немецкую копию из Амазона. Так что только тот факт, что правила в игре русские не делает её локализованной.
Я «за» Оборону порт Артура! 🙂 Даешь первое место по всем номинациям.
На всякий случай напоминаю всем, что я ориентируюсь исключительно на свои ощущения и называю лучшие игры среди тех, в которые сыграл за год.
Это новое издание, ТрансЕвропа с дополнением.
Я оцениваю игры по одному критерию «насколько интересно играть». В номинации «локализация» добавляется ещё один критерий — качество перевода игры на русский. Так вот, скажу я вам, что по обеим критериям «К2» заслуживает высшей оценки. Ну и, до кучи, качество компонентов у неё тоже на высоте.
К великому сожелению, в эту «лучшую игру всех времён и народов» я не играл, так что ничего не могу о ней сказать.
«»»В номинации “локализация” добавляется ещё один критерий – качество перевода игры на русский.»»»
То есть перевод одной страницы качественно, принесёт больше шансов победить в номинации, чем перевод 30 страниц с одной — двумя ошибками? Не очень объективный подход. Оценивать надо весь спектр проведённой работы, а не только её качество.
Видите ли, я всегда выбираю победителя из конкретных игр, поэтому абстрактные рассуждения о неких ошибках в локализации считаю бессмысленными.
Но вам, наверное, будет любопытно узнать, что в прошлом году я назвал лучшей локализацией «Age of Empires III», ошибки в которой имеются (см. http://www.boardgamer.ru/12-pretenzij-k-age-of-empires-iii).
В позапрошлом году лучшей локализацией стала «Ярость Дракулы», в которой тоже есть недочёты (навскидку: на одной из локаций игрового поля не отпечатано название, в колоде карт есть две карты с номерами 28 и ни одной с номером 29).
а я думаю што автор болше пишет чем играет. ето и видно ;(
ну если старkрафт понравился так попробуи the ares project и болше небудеш даже смотрет на старкрафт
Юр, в том то и дело, я же не спорю с оценкой. Это хорошая игра, которую я тоже очень хочу купить в свою коллекцию, но… не могу! Почему? Потому, что она не локализована. Она не продается в России. Так как же она могла победить в номинации «Локализация года»? Парадокс, нонсенс.
@DedoK
«Единственно что изображение на фишках не совсем интуитивно понятно»
А названия бойцов? 🙂
Зря ерничаете Юрий, пожалуй лучшая военная игра на русском языке, из тех, что я видел…
Цивилизация же вышла в 2010 годом. Лично я бы на её место поставил Eclipse.
Возможно стоит обновить некоторые списки, например http://www.boardgamer.ru/game-base/spisok-lokalizacij
Присоединюсь к мнению, что агриколу за хорошую локализацию можно было бы и вспомнить.
Всё-таки я сразу говорил, что Юре A&A абсолютно точно не понравится.
Но, наверное, стоит написать главную причину — в Axis & Allies не стоит даже пробовать людям, которые за горами солдатиков и кубиков не видят Историю.
Именно привязка к реальным событиям, попытка переиграть их, вечный вопрос «а чтобы было, если бы…», стоящие за вон той локацией и вон за вон тем танчиком — именно это делают A&A волшебным икспириенсом для понимающих.
«Горсти кубиков и куча солдатиков» — нет, Юра. Группа армий Север и возможный прорыв к Мурманску, сорванный пакт о ненападении с Японией и размомбленные аэродромы в Океании, блицкриг к Египту и освобожденией Польши — вот что такое A&A.
Конечно, _настоящие_ варгеймы этот дух передают ещё лучше, но козыри A&A — глобальность происходящего, лёгкость правил и красивое оформление с множеством миниатюрок.
У этой серии совсем не зря есть своё сообщество любителей, существующее не первый десяток лет.