Сегодня в нашей стране издаются клоны зарубежных игр. Это — факт. Ходить за примерами далеко не надо. "Акула", "Колонизаторы", отечественный "Диксит", думаю, каждый читатель помнит эти случаи. Меня этот вопрос заинтересовал вот с какой точки зрения, а бывало ли так, что споры о "заимствовании" чужих разработок добирались до суда? И я нашёл информацию об одном таком деле!
В Свердловской области случился спор двух организаций и одного индивидуального предпринимателя: ООО "Полистудия" поссорилась с ООО "Торговая компания "Октава" и ИП Брагиной. Предмет спора очень любопытный — "Полистудия" предъявила иск о взыскании компенсации в связи с незаконной переработкой авторского произведения и признании экземпляров переработанного произведения контрафактными. Другими словами "Полистудия" как бы объявила в зале суда: у нас украли игру, напечатали её и выдали за свою, просим признать это пиратством и выплатить нам штраф.
Оригинальная игрушка называется "В поисках алмазного посоха", а якобы пиратская её копия — "Железнодорожное путешествие или Приключение в новогоднюю ночь". По мнению "Полистудии" ответчики взяли её "Алмазный посох", немного допилили, сменили название и пустили в продажу четыре тысячи экземпляров.
Противная сторона представила суду свои возражения. Вот что пояснила "Торговая компания "Октава". "Железнодорожное путешествие" разработано "Октавой" самостоятельно, включая жетоны, правила и упаковку. Оно, действительно, заимствует отдельные элементы из "Посоха", но это не делает игру "пиратской копией". Там, правда, ещё какая-то мутная история с игровым полем. К сожалению, у меня нет изображений, чтобы сравнить поля "Посоха" и "Приключения", но, возможно они полностью или частично совпадают. Дело в том, что "Октава" пояснила в суде, что у кого-то купила эти поля. Имя автора на них проставлено не было и поэтому "Октава" использовала их по своему усмотрению — в игре "Приключение".
Короче, перед судьёй встал вопрос, "спирачена" одна игра с другой или нет.
Чтобы его разрешить, была назначена экспертиза, комплексная, литературно-искусствоведческая. Чтобы помочь суду разобраться в вопросе авторских прав на игры "В поисках алмазного посоха" и "Железнодорожное путешествие или Приключение в новогоднюю ночь" перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1. Являются ли результатами творческой деятельности каждый в отдельности и (или) в совокупности следующие объекты:
— игровое поле игры "В поисках алмазного посоха";
— текст условий игры "В поисках алмазного посоха";
— жетоны к игре "В поисках алмазного посоха"?
2. Если являются, то что именно позволяет рассматривать названные объекты как результаты творческой деятельности?
3. В чем проявляются новизна, оригинальность названных объектов, иные их качества, позволяющие сделать вывод о том, что каждый из них в отдельности и (или) в совокупности является результатом творческой деятельности?
4. Являются ли результатами творческой деятельности каждый в отдельности и (или) в совокупности следующие объекты:
— игровое поле игры "Железнодорожное путешествие, или Приключение в новогоднюю ночь";
— текст условий игры "Железнодорожное путешествие, или Приключение в новогоднюю ночь";
— жетоны к игре "Железнодорожное путешествие, или Приключение в новогоднюю ночь"?
5. Если являются, то что именно позволяет рассматривать названные объекты как результаты творческой деятельности?
6. В чем проявляются новизна, оригинальность названных объектов, иные их качества, позволяющие сделать вывод о том, что каждый из них в отдельности и (или) в совокупности является результатом творческой деятельности?
В распоряжение экспертов были предоставлены следующие материалы и документы:
— игровое поле игры "В поисках алмазного посоха" (цветное);
— жетоны к игре "В поисках алмазного посоха";
— текст условий игры "В поисках алмазного посоха";
— игровое поле игры "Железнодорожное путешествие, или Приключение в новогоднюю ночь" на одном листе (А4 x 3);
— жетоны к игре "Железнодорожное путешествие, или Приключение в новогоднюю ночь";
— текст условий игры "Железнодорожное путешествие, или Приключение в новогоднюю ночь".
К сожалению, заключение эксперта я не нашёл, но могу рассказать, чем закончилась история. Судебный процесс, начавшийся летом 2006 года, завершился 29 января 2007 года. Судом утверждено мировое соглашение между сторонами, в котором ответчики признали, что создали "пиратскую" копию игры "В поисках алмазного посоха" и в связи с этим заплатили истцу 140 000 рублей.
С ООО "Торговая компания "Октава" — 100 000 рублей, по 25 рублей за каждую из 4 000 контрафактных копий (25 рублей — цена 1 экземпляра игры). С ИП Брагиной взыскали 40 000 рублей, по 10 рублей за каждую из 4 000 контрафактных копий. Она игры перепродавала и дарила, её нарушение оценили как 10 рублей за экземпляр. Вот и вся история.
Полагаю, ответчики пошли на мировую именно из-за результатов экспертизы. Наверняка эксперт пришёл к заключению, что "Приключение" есть ни что иное, как переработка игры "В поисках алмазного посоха", а в такой ситуации исход дела был фактически решён. Не в пользу "Октавы" и ИП "Брагиной.
PS: Ознакомиться с некоторыми судебными документами в оригинале можно в карточке дела № А60-13644/2006 в картотеке Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Все бы игры так стоили )
Хотя тут скорее всего какой-то чисто бумажный кинь-двинь.
Так это же 2006 год… и отпускная цена производителя…
Странно другое.
Если 25 рублей — это цена игры, то прибыль ООО «Торговая компания «Октава» должна быть куда меньше — ведь она тратила деньги на издание игры, то есть по идее надо было из этой суммы вычесть себестоимость изготовления.
А так, получается, что «Полистудия» получила значительно больше денег, чем заработала бы «октава».
Неужели настолько хороша была эта игра «Алмазный посох», чтобы именно ее пиратить? Жаль, что теперь картинки этих игр нигде не находятся…
Ага! Продали более 807970 экземпляров…
оказывается, 140 000 дело не ограничилось:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12077793/
и еще поучаствовал «Свит» и не только:
http://www.advocate-realty.ru/practices/unitsp/?id=446327
Популярная игра, однако!!!
800 тыс копий! Вот это масштаб! Умели раньше игры делать 🙂
Прецедент интересный, спасибо.
Насчет 800 тыс. что-то гложут меня сомнения. У меня на коробке с каркассоном написано «прдано более 5 млн. игр серии». Тем более странно, что никаких следов не осталось.
25 рублей, я так понимаю — это не стоимость игры, а что-то типа компенсации за упущенную выгоду или как-то так 🙂