Добро пожаловать в мир настольных игр

Первые впечатления от «Eclipse»

Eclipse

Александр Беляков поделился у себя в блоге первыми впечатлениями от Eclipse. Игра показалась ему очень приятной, после пробной партии возникло сыграть ещё. Плюс отмечаются все положительные моменты: элегантная система ресурсов, система апгрейда кораблей, создание карты галактики прямо по ходу игры. 

Ну вот у меня наконец-то получилось сыграть в самую нашумевшую игру 2011 года, которая в клочья порвала Эссен и всего за несколько месяцев поднялась до шестой строчки рейтинга сайта BoardGameGeek. Да-да, я наконец-то сыграл в Eclipse, и обещал коллегам по цеху написать свои первые впечатления после первой партии. Мне очень сложно будет в процессе абстрагироваться от двух других игр жанра космической оперы: Twilight Imperium 3rd Edition и Galactic Emperor, поэтому ждите периодических сравнений с этими двумя настолками.

Тематически Eclipse не сильно отличается от двух упомянутых выше игр. Те же бескрайние просторы космоса, те же цивилизации, победившие гравитацию своих домашних миров (как человеческие, так и инопланетные), то же освоение новых звездных систем, добыча ресурсов, экономика, дипломатия, наука и война. Что же тогда сделало эту игру настолько прорывной, что она в два плевка обошла и Twilight Imperium, и Galactic Emperor? Пройдемся по механике.

Итак, каждый игрок (которых может быть от двух до шести) выступает в роли руководителя межзвездной цивилизации, при этом “базовой” расой игры считается человеческая раса, и их в игре аж шесть штук – то есть при желании каждый игрок может играть за одну из человеческих фракций. Игровая механика для каждой фракции одинаковая, но есть краткие “биографии”, которые их хоть как-то тематически разводят. Помимо этого, есть шесть инопланетных рас, каждая со своими индивидуальными особенностями. Авторы рекомендуют в первую игру использовать исключительно “человеков”, а потом уже по желанию переходить на разных инопланетных уродцев.

Каждый игрок получает свою персональную доску, на которой отмечается куча разной информации. Механика эта, кстати, очень сильно напоминает Through the Ages, и отлично работает.

Eclipse

В верхней части доски располагаются шаблоны космических кораблей, которых в игре четыре типа – истребитель, крейсер, дредноут и стационарная звездная база. В начале они у игроков более-менее одинаковы, но в процессе игры шаблоны кораблей надо дорабатывать, чтобы делать их конкурентоспособными в борьбе за выживание в безвоздушном пространстве космоса.

Средняя часть доски – это древо технологий. В игре есть три ветки, при этом чем больше у тебя технологий в одной ветке, тем дешевле ты сможешь покупать следующие технологии этого типа. Плюс, в конце игры хорошо развитые ветки приносят дополнительные победные очки.

Ниже расположены три ресурсных трека, элегантно решающих проблему подсчета количества получаемых каждый ход ресурсов. Три ресурса – это деньги, наука и материалы. Деньги нужны для того, чтобы оплачивать в конце хода свой upkeep – чем больше систем ты контролируешь, и чем больше действий предпринимаешь, тем больше нагрузка на бюджет. Наука, естественно, требуется для развития новых технологий. А материалы нужны для строительства кораблей и некоторых других сооружений мирного характера (монолиты и орбитальные станции). Элегантность заключается в том, что в начале игры каждый трек закрыт кубиками, обозначающими население планет. Чем больше планет ты заселяешь (выставляя туда кубики), тем более высокие цифры открываются на треке, что показывает, сколько ресурсов ты получаешь в конце каждого хода.

Нижний трек – это трек круглых дисков влияния, у которых двоякий функционал. Во-первых, эти диски используются для выполнения всех действий. Во-вторых, эти же диски выкладываются на колонизированные тобой системы. А суть трека заключается в том, что, по аналогии с треками ресурсов, чем больше дисков ты снимаешь, тем больше денег ты должен заплатить в конце хода для поддержания работы бюрократического аппарата своей цивилизации. По-моему, очень элегантно! То есть ты можешь выполнить за ход столько действий, сколько тебе хочется, но в конце придется за этого заплатить, причем иногда очень дорого!

В левой части доски есть специальные места для выкладывания жетонов репутации (они же победные очки), которые ты зарабатываешь в процессе игры. Туда же выкладываются жетоны дипломатии, которыми игроки обмениваются при заключении альянса. При этом количество мест ограничено – если заключишь со всеми альянсы, то жетоны репутации выкладывать некуда будет.

Ну и последний трек, который идет по правому и нижнему краям доски – это трек подсчета текущего количества трех ресурсов.

Также на стол выкладывается общая доска технологий и компонентов кораблей. Эта доска играет исключительно организационную роль, чтобы вся эта куча тайлов лежала в одном месте.

Eclipse

Затем, собственно, создается основное игровое поле. В отличие от Twilight Imperium, оно минималистично. В центре лежит гексагон Галактического Центра, а вокруг располагаются на некотором расстоянии стартовые миры игроков. Все остальное поле создается в процессе игры.

Eclipse

Теперь, собственно, о самом процессе. Игра разбита на девять раундов, после чего игроки подсчитывают очки и определяют победителя.

Выбирается первый игрок, за которым все делают действия по часовой стрелке. В свой ход игрок может либо выполнить одно из действий, сняв фишку с трека влияния, либо спасовать и закончить свой ход. Игрок, который первым сказал “пас”, становится первым игроком в следующем ходу. То, что ты сказал “пас”, вовсе не означает, что ты больше ничего не можешь делать – просто часть действий становятся недоступными, а часть действий (которые называются “реакциями”) более ограничены по своему функционалу, но позволяют отреагировать на какую-то гадость, сделанную противником после того, как ты уже спасовал.

После того, как все спасовали, идет бой во всех системах, где есть корабли более одной расы (будь то другие игроки, или нейтральный Древние). Затем идет подсчет доходов и убытков по трем трекам (деньги, наука и материалы), выкладываются новые тайлы технологий и начинается новый ход.

Действий в игре всего шесть. Первое действие – Explore – позволяет взять новый гексагон из общей кучи и положить его рядом с системой, где у тебя есть корабль или фишка влияния. Собственно, с помощью этого действия в процессе игры и создается игровое поле. Есть три отдельные кучки тайлов: более богатые и крутые центральные системы, за которые обычно идут мощные бои (их всего шесть штук, они кладутся вокруг Галактического центра), средние системы (второй круг) и крайние системы, которые могут выкладываться в псевдопроизвольном порядке. В отличие от Twilight Imperium и Galactic Emperor, в Eclipse нет фиксированной формы поля. Единственное правило – система должна стыковаться с другой системой хотя бы через один wormhole (гиперпереход, червоточину, как угодно). Соответственно, благодаря этому иногда получаются очень необычные формы игрового поля. Открыв систему, ты можешь положить на нее фишку влияния и “заселить” ее кубиками населения со своей игровой доски, таким образом увеличивая производство одного или нескольких ресурсов (в зависимости от того, какие планеты были заселены). На некоторые системы выкладываются тайлы открытий, которые получаешь, если обосновываешься в системе, а также корабли Древних, которые надо замочить до заселения системы.

Eclipse

Второе действие – Influence – позволяет делать некоторые манипуляции с фишками влияния. Можно снять их с личной доски и положить на игровое поле, снять с поля и вернуть на свою доску или переместить с одного места на игровом поле на другое. В основном это действие необходимо для оптимизации расходов (таким образом можно отказаться от ненужной системы и сократить расходы), плюс можно захватывать пустующие системы.

Третье действие – Research – позволяет потратить определенное количество очков науки и приобрести один из выложенных тайлов технологии. Многие технологии позволяют улучшать свои корабли, другие дают либо одноразовые, либо постоянные бонусы. Купленная технология выкладывается на поле игрока и дает последующий бонус при покупке других технологий этого типа.

Eclipse

Четвертое действие называется Upgrade и дает возможность перейти от теории к практике, и повесить на свои корабли приобретенные ранее технологии. За одно действие обычно можно повесить только два тайла улучшений, но зато эти улучшения сразу начинают действовать на все корабли выбранного типа. То есть, например, если я поставил на дредноуты плазменную пушку, все уже построенные дредноуты, как и все последующие, будут в бою изрыгать из своих орудий плазму.

Пятое действие – Build – позволяет строить определенное количество кораблей или строений. Тут все просто – заплати материалы и поставь новоиспеченное творение на любой гексагон, где есть твоя фишка влияния. При этом для строительства звездных баз, орбитальных станций и монолитов надо иметь соответствующие технологии.

Ну и последнее, шестое, действие – это движение. Ты можешь подвигать какое-то количество кораблей, причем расстояние зависит от того, какие двигатели установлены на том или ином корабле, что тоже требует определенных технологий. Двигаться можно только через гиперпереходы, то есть тот факт, что гексагон лежит рядом с твоим вовсе не означает, что до него просто добраться – иногда этот путь оказывается очень долгим.

В конце каждого хода происходят битвы. Все корабли стреляют в порядке инициативы, которая зависит от размера корабля и установленных компонентов. Оружие есть трех типов, плюс есть плазменные ракеты, которые стреляют перед боем, но бесполезны во время боя. Точность попадания зависит от наличия компьютеров наведения на твоем корабле и защитных щитов на кораблях противника. Сила атаки зависит от твоего оружия, а живучесть противника – от толщины его брони. Но процесс на самом деле достаточно прямолинеен и особой сложности не вызывает. В отличие от Twilight Imperium, в Eclipse бой важен тем, что дает тебе возможность тянуть фишки репутации, которые приносят в конце игры победные очки. Без боя в Eclipse выиграть сложновато.

В конце игры подсчитывают очки, полученные в процессе игры из следующих источников: тайлы репутации (которые, кстати, известны только владельцу, так как всегда кладутся лицом вниз), дипломатические тайлы, захваченные системы, тайлы открытий, монолиты в принадлежащих тебе системах, успехи на технологических треках, а также бонусы некоторых рас. Также, что не мало важно, если ты идешь войной на своего союзника, то получаешь карту предателя, которая в конце игры отнимает 2 победных очка.

Пожалуй, на этом закончу, потому что в деталях можно утонуть, и перейду к личным впечатлениям от игры.

1. Начну, как обычно, с ощущений от внешнего вида и качества игровых материалов. В общем и целом, мне понравилось. Графическая составляющая не идеальна, но вполне презентабельна. Веет от нее немного ретро-стилистикой, но меня лично это не раздражает. Вообще, как отметили коллеги по цеху, есть в ней что-то от Master of Orion в плане визуальных ощущений, причем от первого. Так что тут на вкус и цвет. С точки зрения качества компонентов – дерево и картон на уровне большинства евроигр, подкачали, на мой взгляд, только корабли. Модельки ровно те же самые, что и в Galactic Emperor – недорогая угловатая пластмасса, которую, видимо, в большом количестве произвели в Китае и теперь продают налево и направо. Есть мысль, кстати, сыграть с использованием кораблей из Twilight Imperium.

Eclipse

2. Переходим к игровой механике. Мне очень понравилось то, что карта не выкладывается с самого начала, а исследуется в процессе игры – не потому, что в этом какая-то глубокая стратегия (хотя, на самом деле, правильное расположение тайлов – это очень важно), а потому что это просто прикольно.

3. Первая игра всегда комом, потому что для осмысленных действий надо знать все технологии и все возможные апгрейды кораблей, а понятна вся эта путаница становится только в процессе игры. Но одной партии достаточно.

4. В отличие от Twilight Imperium, в игре практически отсутствует политика. Не в том смысле, что нельзя договариваться, а в том, что нет никаких политических фаз и т.д. Единственное проявление дипломатии, поддерживаемое игровой механикой – возможность заключать с соседом альянс, если ваши системы находятся рядом. Это дает 1 победное очко в конце игры, дополнительные ресурсы (снимаешь кубик и кладешь его на жетон своего посла), а также уверенность в том, что если твой союзник нарушит соглашение, то он получит за это -2 победных очка в конце игры (если только после него кто-то еще не нарушит другое соглашение, ибо карта предателя всего одна). Честно говоря, после первой игры я не очень понял, нравится мне эта механика, или нет, потому что есть в ней и плюсы, и минусы. Но, скорее, нравится.

5. У Eclipse идеальное по моим меркам время партии. Вчетвером, с моими тормозами (так как я играл первый раз, а ребята уже были более-менее опытными) мы уложились в четыре часа. Обычно я не люблю игры длиннее четырех часов, ибо мозг начинает уставать. А тут в самый раз. Более того, с опытом этот срок сокращается почти в два раза. В общем то, что надо!

6. Несмотря на то, что кубометание в игре осуществляется с завидным постоянством, рандома здесь меньше, чем в Twilight Imperium и Galactic Emperor, потому что многое зависит от тебя. То, что ты кидаешь и в каком количестве – комбинация технологий и кораблей двух сторон, участвующих в конфликте. У кого выше инициатива? У кого круче пушки? У кого круче система наведения? У кого мощнее силовые щиты? У кого толще броня? У тебя есть все возможности сделать корабль, против которого твой противник не выстоит, даже если корабли будут одного класса. Плюс, в отличие от Twilight Imperium, здесь нет карт действия! Ура! Долой рандом!

7. Это, однако, не отменяет периодические дайс-фесты, когда кидается куча кубов с двух сторон, но попадают все только на шестерку, а попасть надо раз по семь или восемь. Все остальные могут на 5 минут пойти и покурить.

8. Еще раз отмечу элегантность системы подсчета количества зарабатываемых ресурсов через кубы населения и суммы расходов в конце каждого хода через фишки влияния. Просто, со вкусом. Привет, Through the Ages!

9. Игра вполне адекватно играется вчетвером и, по словам коллег по цеху, также отлично играется втроем. Думаю, что впятером или вшестером она становится только интереснее, и это яркое отличие от Twilight Imperium, где все игры менее шести человек страдают теми или иными косяками.

В общем, закончу я на том, что игра мне понравилась, и я хочу в ближайшем будущем сыграть в нее еще раз, уже со знанием дела. Кстати, несмотря на то, что я играл первый раз, я занял второе место из четырех. А все потому, что у меня были дредноуты с анти-вещественными пушками и компьютерами с +4 на попадание. Зато крейсеры были говно, и я за это поплатился.

3 комментария

  1. Kopcap_76

    Где бы сканы найти. Можно было бы попробовать сделать ПнП с миньками от Twillight Imperium.

  2. Максим Мальцев

    Загляните в Вассал. Там есть модуль для этой игры. В нём все картинки. Качество будет не фонтан, но вполне потянет.

  3. Den Side

    глянь здесь 
    http://www.boardgamer.ru/forum/index.php?topic=6325.20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑