За прошлую неделю я сыграть всего две партии. Одну — полноценную — в новую игрушку Tokugawa, вторую — неполноценную — Quorridor:
Quorridor –
Tokugawa –
Япония, 1603 год. Император перенёс правительство из Киото в Едо, город, который сегодня известен как Токио. Официально столицей осталось Киото, но реальная власть сосредоточилась в Едо. В игре моделируется воображаемый конфликт между императором и сёгуном в 1615 году.
Токугава – игра для 2 игроков продолжительностью около 1 часа. В ней игрокам предстоит командовать самураями, сражаться друг с другом, захватывать новые территории, собирать налоги и платить воинам вознаграждение и в итоге захватить чужую столицу.
Компоненты
В состав игры входит поле с изображением Японии, два набора фишек, колода карт заданий, а также три кубика.
На игровом поле изображена территория Японии, разделённая на условные провинции, в которых указано расположение городов (как указано в правилах игры, историческая точность соблюдается не на 100%). Города соединены между собой разноцветными линиями, отражающими особенности рельефа местности. Также рядом с изображениями прибрежных городов имеются значки «порт», у некоторых городов встречается также символ «верфи». В углу игрового поля приведена справочная информация по правилам.
Два идентичных набора фишек красного и синего цветов состоят из фишек трёх типов: маленькие диски, большие диски и домик. Мелкие диски – это самураи, местные воины (делятся на три вида: лучники, копейщики и мечники) и храмы. Большие диски – это столица и замки. Деревянный домик – кузница. Также в игре присутствуют чёрные диски – маркеры ослабленных солдат, зелёные диски – ими отображаются сады и белые диски – это городские стены. Перед первой партией требуется самостоятельно расклеить наклейки с изображениями видов солдат и зданий на 7-8 десятков деревянных фишек.
Колода карт заданий состоит из трёх частей: север, юг, середина. В каждой части имеется несколько карт, содержащих задания. Большая часть заданий сформулирована примерно так: займите своими солдатами все города на пути от такого-то города до такого-то.
Наконец, в игре есть ещё фишки денег – жёлтые диски и кубики (диск – это единица местной валюты – коку, кубик – 3 коку) и три шестигранных кубика. Два из них вполне обычный, а третий называется «кубиком погоды» и на его гранях изображены числа 0, 0, 0, -1, -1, -2.
Цель игры
Основная цель игры – захватить столицу соперника. Однако партия может закончиться и другим способом: если кто-то из игроков выполняет три задания, игра прекращается и победитель определяется по количеству набранных очков, начисляемых за различные достижения.
Подготовка к игре
Перед началом партии каждый игрок берёт себе 22 фишки самураев (10 лучников, 7 копейщиков, 5 мечников) и получает 15 коку. В каждую провинцию на игровом поле выкладывается по 5 коку. Внимание – в игре нет «банка» в общепринятом смысле, как, например, в Монополии. Деньги всегда лежат либо в какой-то провинции, либо находятся на руках у игроков. Когда игрок платит за что-нибудь, оплаченные коку помещаются в ту или иную провинцию. Получить средства игроки также могут только из какой-то провинции.
Карты заданий раскладываются на три стопки (север, юг, середина). Каждая стопка перемешивается и выкладывается лицом вверх, так, чтобы обоим игрокам была видна в ней верхняя карта.
Перед первым ходом
Игра начинается с расстановки солдат. Каждый игрок может выставить на поле 8 самураев: 5 лучников, 2 копейщиков и 1 мечника. Сначала первый игрок выставляет на поле 1 самурая, потом второй – 2-х, затем оба игрока по очереди выставляют по 2 самурая и, наконец, первый игрок ставит одного (своего 8-го самурая). Размещать солдат можно в любых городах кроме вражеской столицы и соседних с ней городов. Как только 16 самураев оказались на поле, начинается, собственно игра.
Ход игры
Каждый ход игроки совершают по три действия, после чего ход передаётся противнику. В самом первом ходу первый игрок выполняет одно действие, после этого второй игрок выполняет два действия, а потом уже каждый – по 3. И так до самого конца игры.
В игре есть пять базовых действий, а при постройке одного из зданий игрокам открывается доступ к шестому действию. За ход можно выполнить любое действие несколько раз. Вот что можно делать в «Токугаве»:
1. Сбор налогов
С помощью этого действия игроки могут пополнять свою казну. При сборе налогов игрок выбирает провинцию, в которой он хочет собрать налоги и забирает себе из столько денег, сколько у него там находится самураев. Однако если в этой локации есть враги, игрок получает меньше налогов (-$1 за каждого противника). Если в провинции построен сад, объём налогов с неё увеличивается на $1. За один ход игрок не может выполнять сбор налогов дважды в одной и той же провинции. Так что если возникла острая нужда в деньгах, собирать налоги надо в разных местах.
2. Найм войск
С помощью этого действия игроки могут вводить в игру новых солдат. Делается это очень просто – игрок выбирает город, в котором он хочет построить солдата (строить можно где угодно, в любом незанятом городе), оплачивает в провинцию стоимость самурая и выставляет его на поле. Лучник стоит $1, копейщик — $3, мечник — $5. Выплаченные деньги помещаются прямо в провинцию.
Солдаты отличаются не только ценой, но и силой в бою. Сила лучника – 0, копейщика – 1, мечника – 2. Кроме того, есть отличия и в плане перемещения.
3. Перемещение
С помощью этого действия игроки могут перемещать своих самураев по игровому полю. Двигаются солдаты по дорогам, причём за одно перемещение они могут «ходить» только по одному типу дорог, например, только по серым или только по зелёным. Переместить самурая можно в незанятый город (в одном городе может стоять только один воин).
Лучники перемещаются просто так: тратишь действие и перемещаешь его куда хочешь в пределах дороги выбранного цвета. Мечники и копейщики двигаются с учётом погодных условий – для этого нужно объявить куда планируется переместить воина с копьём или мечом и бросить 2 кубика: обычный и кубик погоды. Сложив выпавшие значения нужно свериться с таблицей перемещения, и, в случае успеха, переместить солдата. Если же бросок оказался неудачным, действие теряется, а самурай остаётся стоять на месте (если у игрока всё ещё остались действия, можно предпринять ещё одну попытку перемещения).
Двигаться можно не только по суше, но и по воде. Для этого нужно построить в порту корабль. Теперь через него можно перемещать самураев в любой порт (всё море считается одной локацией). Морские перемещения также выполняются при помощи броска кубиков.
4. Атака
С помощью этого действия игроки могут нападать на вражеских солдат, а также выполнить условие победы – захватить вражескую столицу. Выглядит это так: один из ваших воинов атакует солдата противника (битвы всегда происходят по принципу «один на один»), после объявления кто и кого будет атаковать игроки бросают кубики и прибавляют результаты к силе своего солдата. Затем сравниваются результаты: у кого больше, тот и победил в сражении.
Атака разыгрывается в четыре фазы: перемещение, поддержка, определение результатов, итоги.
Перемещение отыгрывается точно так же, как и обычное перемещение, разве что при простом перемещении конечная цель всегда – пустой город, а при атаке – город, занятый противником. Если игрок атакует копейщиком или мечником нужно бросать кубики на погоду и в случае неудачи атака отменяется, а действие просто теряется. Однако тут есть одно отличие – за попытку атаки (как удачную, так и неудачную) игрок должен заплатить $1 в провинцию, которую он собрался атаковать. Если же атака оказалась успешной, результат броска кубика погоды учитывается при определении боевой силы нападающего. Если на этом кубике выпало -1 или -2, сила атакующего воина уменьшается на 1 или на 2 соответственно.
Поддержка. В этой фазе атакующий и защитник могут привлечь к участию в бою других своих самураев. Для этого они должны находиться в городах, соседних с городом, где находится атакуемый воин (т.е. привлекать к поддержке можно тех солдат, что стоят на городах, соединённых дорогой с городом с обороняющимся самураем). Солдаты поддержки не увеличивают атаку нападающего, но они позволяют ему перебрасывать кубики в бою. За каждого самурая, выдвинутого в поддержку, игроки должны заплатить $1 в провинцию, где находится атакуемый солдат.
Определение результатов боя. В этой фазе определяется боевая сила сторон. Сначала два кубика бросает атакующий. Затем он может перебросить по 1 кубику за каждого солдата поддержки. После этого два кубика бросает защитник, который также можете перебрасывать их, если обороняющегося поддерживают другие самураи. Затем нападающий игрок прибавляет к результату броска силу атакующего самурая и учитывает значение кубика погоды (если на нём выпало -1 или -2), а защитник прибавляет к результату броска силу своего солдата.
Итоги. В этой фазе определяется исход битвы. Для успешной атаки нападающему надо сравняться по силе с защитником или перебить его. Защитник выигрывает сражение только в том случае, если его сила больше силы наступающего.
Если атака оказалась успешной, защитник проигрывает и должен отступить из города. Его солдат перемещается на один из соседних незанятых городов и под него подкладывается чёрная фишка. Этот воин теперь ослаблен и получает -1 к силе. Чёрный «минус» исчезает, если ослабленный солдат выиграет любую битву. Если вдруг все соседние города заняты и отступать некуда, самурай снимает с поля. Если битву проигрывает ослабленный самурай, он также снимается с поля (даже если ему есть куда отступить). Неудачная атака не ослабляет наступающего, он просто остаётся стоять там, где стоял в начале действия.
Игрок, победивший в сражении, получает по $2 за каждого своего самурая поддержки. Деньги берётся из провинции, в которой шёл бой.
5. Строительство
С помощью этого действия игроки могут создавать различные строения, увеличивающие силу своих солдат и объём налоговых поступлений. Вот что можно построить:
Корабль. Строится в верфи, стоит $2. Может перемещать самураев в любую гавань. Если противник захватывает город с кораблём, корабль захватывается вместе с городом.
Сад. Стоят $2. Каждый сад приносит дополнительный $1 при сборе налогов в провинции с садами. Если город с садом захватывает противник, он может либо уничтожить сад, либо оставить его себе.
Кузница. Стоит $2. Позволяет улучшать самураев. Если игрок построил кузницу, для него открывается новое действие – улучшение войск. Теперь за 1 действие он может перевернуть фишку любого война обратной стороной вверх (воин получает +1 к силе).
Замок. Стоит $4. Увеличивает силу города на 2. В одной провинции можно построить только 1 замок.
Храм. Стоит $3. Даёт +1 к силе в бою при обороне города с храмом и при атаке из города с храмом.
Стены. Стоят $3. Дают +1 к силе в бою при обороне города со стенами.
Окончание игры
Партия в Tokugawa заканчивается в двух случаях: либо кто-то захватил столицу соперника, либо кто-то выполнил три задания. В первом случае победитель очевиден, во втором он определяется по очкам.
Очки начисляются по следующим правилам:
— 5 очков получает игрок, у которого больше денег;
— 5 очков получает игрок, у которого больше самураев;
— 5 очков получает игрок, у которого больше зданий.
Ещё игрок получают по 1 очку за каждый город, указанный в карточках заданий и занятый самураем игрока.
У кого в итоге больше очков, тот и победил.
Впечатления
Tokugawa немного напомнила мне Small World. Те же провинции, тот же принцип – захватываем своими солдатами территории, уходящий корнями ещё в Риск. Но всё же это абсолютно самостоятельная игра со своими правилами и принципами.
Очень интересное решение придумали авторы с деньгами. Отсутствие общего банка, персональная «казна» в каждой провинции и необходимость платить за атаку – такое мне ещё не встречалось ни в одной другой игре. И, главное, эта система работает. Ты можешь сколько угодно идти на врага напролом, нападать на него там и тут, но – только пока хватает денег. Частично их можно заработать успешными нападениями с поддержкой 2-3 солдат, но если личные финансы игрока подходят к концу, перед ним сразу же встаёт совершенно другая задача – собрать налоги.
И с налогами не всё так просто. Надо ведь найти провинцию, в которой есть достаточно денег и привести в неё свои войска. Ведь чем больше там у тебя самураев, тем больше они приносят налогов. Противник при желании способен заметно навредить в сборе денег: каждый его солдат в провинции сам по себе означает убытки, а ведь чужие войска могут ещё и атаковать, выгоняя ваших самураев в соседние земли.
Вызывает интерес и система построек. Честно говоря, в первой партии я не смог её оценить по достоинству, мелькнула даже мысль, что и безо всяких замков и храмов игра достаточно хороша. Но строения по всей видимости означают дополнительный стратегический слой, ведь удачная постройка способна здорово расстроить планы противника.
Игровой процесс в Tokugawa выглядит так: мы идём на противника, стараясь выстроить своих самураев таким образом, чтобы против одного врага стояло 2-3 наших солдата (это позволит активировать «поддержку» в бою). Бросаем кубики, определяем кто победил и, либо отодвигаем врагов вглубь их территории, либо атакуем снова. Параллельно с войной следует уделять внимание и экономическим аспектам: время от времени собирать налоги, на вырученные деньги возводить здания (как минимум очевидно выгодным кажется строительство кузницы), тренировать новые войска. Вместо милитаристического пути можно также обратиться к выполнению заданий и либо занять пустующие ключевые города, либо побороться за право сделать это с противником.
Честно говоря, строительство и задания кажутся мне лишними. Полагаю, игра была бы хороша и без них, но, задания, как минимум, позволяют разнообразить партии (поскольку каждый раз ключевую роль играют разные города), а строительство – это такой приятный штрих, который вполне можно игнорировать (хотя если вы играете на результат, вряд ли это получится).
В целом впечатления от игры хорошие. Я не могу назвать Tokugawa выдающейся настолкой, но она «работает». Моё первое впечатление — твёрдая четвёрка.
PS: авторы игры – два немецких мальчика в возрасте 9 и 11 лет.
Единственная партия в Quorridor считается неполноценной, потому что играл в неё я сам с собой. Выдалась свободная минутка, и я решил поставить эксперимент: попытаться оптимально сыграть сразу за двух игроков и посмотреть, что из этого получится. Могу сказать — ничего хорошего. Было совершенно неинтересно, да и через несколько ходов я совершенно запутался в мыслях и быстренько обыграл сам себя. Больше так делать не буду 🙂
Ахаха 😀 отчет про Quorridor умопомрачительно веселый!
Интересно как бы выглядел процесс, если бы вы один в Мафию сыграли 🙂
Space
Alert! Опять нету? Айай.
А в одиночку играть, это не к добру, этим еще Зордек занимался,
и мы все помним, чем это для него закончилось – я устал, нет больше сил, душа
болит, игра не идет, победа не радует.
Старое название Токио по русски пишется как Эдо.
Где ж вы Tokugawa раскопали? Выглядит интересно.
Гюнтер Корнет из Германии прислал. Он эту игру издавал.
Space Alert, как самый вкусный кусочек торта, я постоянно откладываю «на потом». Думаю, мы его изучим ближе к лету, когда начнётся сезон дач 🙂
Главное чтобы он не испортился, этот кусочек)))