Добро пожаловать в мир настольных игр

Хорошее и плохое в колодостроительных играх

На сайте Заметки новосибирского настольщика появилась аналитическая статья, посвящённая колодостроительным играм. В ней рассматриваются некоторые механики и приёмы издателей и разработчиков и отмечаются удачный и неудачные идеи. 

Трудно спорить с тем, что колодостроительная механика сейчас в моде — и я, как многие другие, отдаю ей должное. 🙂 Изучая новую игру, всегда смотришь, насколько хорошо в ней реализована та или иная идея…

Но что, если попробовать посмотреть на это наоборот: не от игр к идеям, а от идей к играм? Если, конечно, понятно, что я имею в виду. 😉 Я попытаюсь сделать это в манере «good idea, bad idea» из любимого мной мультипликационного сериала «Animaniacs»…

Хорошая идеяделать коробку покомпактнее
Плохая идеяделать это за счёт нестандартных форматов карт.

Декбилдинг — это всегда много карт в коробке. На сотни счёт идёт. И компактность хранения — это ценно. Но, блин… Вспомните, как вы материли издателей «Доминиона» за узкие и вытянутые карты, для которых шиш найдёшь протекторы. 🙂 И это не пустая придирка: раз уж колодостроение является преемником ККИ, то и преемственность надо держать до конца. С учётом целевой аудитории, у которой обычно протекторов стандартного размера кучи.

Кстати, делать коробку компактной тоже можно по-разному. Пока что лучше всех это получалось у «Сумерек» и «Tanto Cuore». А вот за такие коробки, как у «Громового Камня», надо бить канделябром. 🙂

Хорошая идеяделать качественные иллюстрации к картам
Плохая идеяплевать при этом на единство художественного стиля.

Вот это как раз то, что не следует один к одному передирать из ККИ. Там каждый сет — это сотни разных карт и жёсткие сроки выпуска. Один художник просто не справится, да и нескольких практически нереально удержать в единых рамках. В некотором разнобое нет ничего страшного.

В колодостроении же мы наблюдаем совсем другую картину. Карты здесь повторяются по нескольку штук на тип, и разных типов не столь уж много — ну три десятка на коробку от силы. Тут уже более чем реально либо отдать одному рисовальщику («Громовой Камень», «Возвышение»), либо жёстко проконтролировать стиль сверху («Сумерки», «Tanto Cuore» и ещё куча примеров).

…А той криворукой бабе, которая рисовала карту «Гарем» к выпуску «Доминион: Интрига», следовало бы надавать по рукам! Равно как и тому, кто ей это доверил, и кто пропустил результат в печать.

Хорошая идея: выпускать дополнения
Плохая идеявыпускать их так, что нельзя играть без базовой коробки.

Вообще, это, по-моему, совершенно очевидно. Всем очевидно. Ну, почти всем. Кроме разве что издательства Rio Grande Games. Которое только на четвёртом году спохватилось.

Хорошая идеядобавить толику рандома, чтобы интересней было
Плохая идеясделать это так, что станет невозможно планировать свой следующий ход.

Безрандомность в принципе тоже неплохо. Вот ведь «Доминион» и «Сумерки» безрандомны. А «Tanto Cuore» рандомна лишь в части горничных, которые особой погоды не делают, но интерес вносят. А «Возвышение» сплошь рандомно, но в четырёх случаях из пяти рандом бессилен против мастерства. Зато чистый фан.

А вот монстрятник в «Громовом Камне» — маразм чистой воды. Ну нельзя из всей игровой механики отдавать на чистый рандом только главный механизм набора очков, да ещё делать это со столь малой глубиной.

Хорошая идеяпоставить игроков в разные начальные условия, чтоб мозгами шевелили
Плохая идеяне давать им в этом никакого выбора.

Опять же, без этого можно и обойтись. В куче игр, начиная с того же «Доминиона», всё полностью симметрично для всех игроков. А в «Сумерках» асимметричность реализована совершенно замечательно: игроки сами драфтят личные архивы, и тут уж, как говорится, каждый сам себе злобный буратино. 🙂 Но если не хочется — можно и только с общими играть, как в том же «Доминионе».

А вот в «Эпохе Рун» все эти фракции портят саму идею колодостроения.

Хорошая идеядобавить ограничения на ход, чтоб выкручивались и соображали как выкрутиться
Плохая идеядобавить ограничения искусственно.

Вспомните, как вы матерились, обучая новичков играть в «Доминион». 🙂 Одно действие в ход! Одна покупка! Куда карту в трэш кинул?! А ну забрал назад, если часовни нет!! 🙂 Это, конечно, вносит в игру определённый академизм, но и делает её суховатой. Насколько веселее и живее то же «Возвышение»…

И насколько гениально реализован механизм ограничений в «Сумерках»! Ты вправе делать всё что хочешь — но цепочка строится только по согласованию цветов и никак иначе. Ах, не цепляются в неё твои карты? Так, пардон, а кто ж их себе в деку-то набрал? 🙂

Хорошая идеядать возможность регулировать степень конфликтности
Плохая идея: сделать игру полностью безконфликтной.

На это разные авторы смотрят по-разному. Вот «Сумерки» насквозь конфликтны. А в «Доминионе» конфликт регулируется в довольно широких пределах. А в «Возвышении» он хитро спрятан, будучи завязанным на работу с картами центрального ряда. Но в общем всем ясно, что конфликт должен быть. Или должна быть возможность его создавать.

Почти всем. Кроме авторов «Громового Камня». Которые сначала родили натуральный пасьянс, и только в дополнениях спохватились.


…Я показал эти мысли одному человеку, и он заметил: «Как-то у тебя “Доминион” получается неудачной игрой…» Замечание понятное, поэтому отвечу публично.

Нет, «Доминион» не является неудачной игрой. Он является кое-чем совсем другим — первой современной колодостроительной игрой. А это означает, что его создатели должны были со всей неизбежностью наступить на множественные грабли, которые потом стали очевидными именно из-за того, что на них наступили первопроходцы. Но то, что среди современного колодостроя уже есть множество гораздо более интересных игр — это, что называется, медицинский факт.

Мои обзоры обсуждаемых игр: «Доминион»«Громовой Камень»«Возвышение»«Сумерки»«Tanto Cuore».

15 комментариев

  1. ZoRDoK

    >>А той криворукой бабе, которая рисовала карту «Гарем» к выпуску «Доминион

    Ноно! Не трожь одного из самых известных дизайнеров настолок. Эта «баба» рисовала дизайн ко всем играм Фриза (Энергосеть, Фанни Френдз, Фамилия). Конечно, её гарем как и шанти таун не смотрятся вместе с прочим унылым артом, но это художник, а не рисовальщик, в отличие от 90% остальных авторов карт к Доминиону.

  2. ZoRDoK

    Это был отличный шаг — собрать художников евроигр и объединить их в одном проекте. Как если бы во Франции собрали Магритта, Дали, Пикассо и Кокто, они нарисовали иллюстрации, а потом бы Вася Пупкин из Новосибирска удивился, чего это все картинки «нормальные», а какой-то мужик Пикассо мозаику рисует. 

  3. ZoRDoK

    Статья пустая. Те же тезисы можно применить к любой практически игре почти все. Где тут о самом сборе колоды, где о стартовых картах, где о выборе/не выборе части карт для игры? 

  4. LumberJAN

    Ого как Зордока задели, аж 3 коммента подряд! 🙂

    Хочу заметить, что рисовальщик — человек, который рисует графические рисунки. Он тоже является художником. Можно было использовать слово «бумагомаратель». Оно к тому же еще и более желчное. Как раз в твоем стиле 🙂

  5. Ludoed

    Гарем объективно по-идиотски нарисован. Картинка как из хренового мультика, честное слово.

  6. Random_Phobosis

    Мде. Получается, Tanto Cuore выигрывает по всем пунктам. Включая гарем.

  7. Android108

    «Вспомните, как вы матерились, обучая новичков играть в «Доминион». Одно действие в ход! Одна покупка! Куда карту в трэш кинул?! А ну забрал назад, если часовни нет!!»

    Показать, как происходит ход в Доминионе, и какие возможности есть у каждого игрока, можно за пол минуты. В понимании правил по-моему Доминион тоже очень легкий) По крайней мере, так было со мной и с теми, кому я правила объяснял)

  8. Adrea

    Itog: nightfall iz za best. I ja s etim vpolne soglasen.

  9. alfarabi

    Суперсубъективная статья. 

  10. ZoRDoK

    Больше смайликов, ещё больше — они же так повышают самооценку.

    15 июня 2012 г., 12:18 пользователь Disqus написал:

  11. ZoRDoK

    Не спорю. Но причём тут _колодостроительные_ игры? Тема заявлена одна, а написаны претензии к оформлению карт Доминиона.

    15 июня 2012 г., 13:56 пользователь Disqus написал:

  12. Аркадий Завылёнков

    Вы как то агрессивны до истерики. В самом начале статьи есть ссылка на блог, в котором Колодостроительным играм посвещено статей 10. И о механиках и многом другом написано в других статьях. Тут просто неудачная копипаста. Вот например статья с анализом механик http://www.nsk-gamer.org/2011/07/blog-post_18.html от того же автора
     

  13. Yakov Kotov

    А мне вот этот коммент не ясен : «А вот в «Эпохе Рун» все эти фракции портят саму идею колодостроения.»

    — такое впечатление, что автор играл в игру по обзорам…

  14. Zheltiy

    Достаточно субъективный взгляд, по-моему.
    По всем пунктам выходит, что «Сумерки» шедевр и всё продумано до мелочей, Доминион так себе игра, но ругать особо не стали т.к известная слишком и родоначальник жанра, а «Громовой камень» вообще не пойми что и для кого..

  15. DM

    @Zheltiy
    А в принципе так и есть, если относиться ко всем этим играм беспристрастно. Изначальная база Громомкамня — довольно унылый пасьянс, который уже потом допилили до чего-то вменяемого. Доминион — хорош, «папа» жанра, но своим последователям уже начинает проигрывать. А «Сумерки» как именно колодостроительная игра если не шедевр, то уж придраться там не так уж и много к чему с этих позиций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑