На сайте Заметки новосибирского настольщика появилась аналитическая статья, посвящённая колодостроительным играм. В ней рассматриваются некоторые механики и приёмы издателей и разработчиков и отмечаются удачный и неудачные идеи.
Трудно спорить с тем, что колодостроительная механика сейчас в моде — и я, как многие другие, отдаю ей должное. 🙂 Изучая новую игру, всегда смотришь, насколько хорошо в ней реализована та или иная идея…
Но что, если попробовать посмотреть на это наоборот: не от игр к идеям, а от идей к играм? Если, конечно, понятно, что я имею в виду. 😉 Я попытаюсь сделать это в манере «good idea, bad idea» из любимого мной мультипликационного сериала «Animaniacs»…
Хорошая идея: делать коробку покомпактнее.
Плохая идея: делать это за счёт нестандартных форматов карт.Декбилдинг — это всегда много карт в коробке. На сотни счёт идёт. И компактность хранения — это ценно. Но, блин… Вспомните, как вы материли издателей «Доминиона» за узкие и вытянутые карты, для которых шиш найдёшь протекторы. 🙂 И это не пустая придирка: раз уж колодостроение является преемником ККИ, то и преемственность надо держать до конца. С учётом целевой аудитории, у которой обычно протекторов стандартного размера кучи.
Кстати, делать коробку компактной тоже можно по-разному. Пока что лучше всех это получалось у «Сумерек» и «Tanto Cuore». А вот за такие коробки, как у «Громового Камня», надо бить канделябром. 🙂
Хорошая идея: делать качественные иллюстрации к картам.
Плохая идея: плевать при этом на единство художественного стиля.Вот это как раз то, что не следует один к одному передирать из ККИ. Там каждый сет — это сотни разных карт и жёсткие сроки выпуска. Один художник просто не справится, да и нескольких практически нереально удержать в единых рамках. В некотором разнобое нет ничего страшного.
В колодостроении же мы наблюдаем совсем другую картину. Карты здесь повторяются по нескольку штук на тип, и разных типов не столь уж много — ну три десятка на коробку от силы. Тут уже более чем реально либо отдать одному рисовальщику («Громовой Камень», «Возвышение»), либо жёстко проконтролировать стиль сверху («Сумерки», «Tanto Cuore» и ещё куча примеров).
…А той криворукой бабе, которая рисовала карту «Гарем» к выпуску «Доминион: Интрига», следовало бы надавать по рукам! Равно как и тому, кто ей это доверил, и кто пропустил результат в печать.
Хорошая идея: выпускать дополнения.
Плохая идея: выпускать их так, что нельзя играть без базовой коробки.Вообще, это, по-моему, совершенно очевидно. Всем очевидно. Ну, почти всем. Кроме разве что издательства Rio Grande Games. Которое только на четвёртом году спохватилось.
Хорошая идея: добавить толику рандома, чтобы интересней было.
Плохая идея: сделать это так, что станет невозможно планировать свой следующий ход.Безрандомность в принципе тоже неплохо. Вот ведь «Доминион» и «Сумерки» безрандомны. А «Tanto Cuore» рандомна лишь в части горничных, которые особой погоды не делают, но интерес вносят. А «Возвышение» сплошь рандомно, но в четырёх случаях из пяти рандом бессилен против мастерства. Зато чистый фан.
А вот монстрятник в «Громовом Камне» — маразм чистой воды. Ну нельзя из всей игровой механики отдавать на чистый рандом только главный механизм набора очков, да ещё делать это со столь малой глубиной.
Хорошая идея: поставить игроков в разные начальные условия, чтоб мозгами шевелили.
Плохая идея: не давать им в этом никакого выбора.Опять же, без этого можно и обойтись. В куче игр, начиная с того же «Доминиона», всё полностью симметрично для всех игроков. А в «Сумерках» асимметричность реализована совершенно замечательно: игроки сами драфтят личные архивы, и тут уж, как говорится, каждый сам себе злобный буратино. 🙂 Но если не хочется — можно и только с общими играть, как в том же «Доминионе».
А вот в «Эпохе Рун» все эти фракции портят саму идею колодостроения.
Хорошая идея: добавить ограничения на ход, чтоб выкручивались и соображали как выкрутиться.
Плохая идея: добавить ограничения искусственно.Вспомните, как вы матерились, обучая новичков играть в «Доминион». 🙂 Одно действие в ход! Одна покупка! Куда карту в трэш кинул?! А ну забрал назад, если часовни нет!! 🙂 Это, конечно, вносит в игру определённый академизм, но и делает её суховатой. Насколько веселее и живее то же «Возвышение»…
И насколько гениально реализован механизм ограничений в «Сумерках»! Ты вправе делать всё что хочешь — но цепочка строится только по согласованию цветов и никак иначе. Ах, не цепляются в неё твои карты? Так, пардон, а кто ж их себе в деку-то набрал? 🙂
Хорошая идея: дать возможность регулировать степень конфликтности.
Плохая идея: сделать игру полностью безконфликтной.На это разные авторы смотрят по-разному. Вот «Сумерки» насквозь конфликтны. А в «Доминионе» конфликт регулируется в довольно широких пределах. А в «Возвышении» он хитро спрятан, будучи завязанным на работу с картами центрального ряда. Но в общем всем ясно, что конфликт должен быть. Или должна быть возможность его создавать.
Почти всем. Кроме авторов «Громового Камня». Которые сначала родили натуральный пасьянс, и только в дополнениях спохватились.
…Я показал эти мысли одному человеку, и он заметил: «Как-то у тебя “Доминион” получается неудачной игрой…» Замечание понятное, поэтому отвечу публично.
Нет, «Доминион» не является неудачной игрой. Он является кое-чем совсем другим — первой современной колодостроительной игрой. А это означает, что его создатели должны были со всей неизбежностью наступить на множественные грабли, которые потом стали очевидными именно из-за того, что на них наступили первопроходцы. Но то, что среди современного колодостроя уже есть множество гораздо более интересных игр — это, что называется, медицинский факт.
Мои обзоры обсуждаемых игр: «Доминион», «Громовой Камень», «Возвышение», «Сумерки», «Tanto Cuore».
>>А той криворукой бабе, которая рисовала карту «Гарем» к выпуску «Доминион
Ноно! Не трожь одного из самых известных дизайнеров настолок. Эта «баба» рисовала дизайн ко всем играм Фриза (Энергосеть, Фанни Френдз, Фамилия). Конечно, её гарем как и шанти таун не смотрятся вместе с прочим унылым артом, но это художник, а не рисовальщик, в отличие от 90% остальных авторов карт к Доминиону.
Это был отличный шаг — собрать художников евроигр и объединить их в одном проекте. Как если бы во Франции собрали Магритта, Дали, Пикассо и Кокто, они нарисовали иллюстрации, а потом бы Вася Пупкин из Новосибирска удивился, чего это все картинки «нормальные», а какой-то мужик Пикассо мозаику рисует.
Статья пустая. Те же тезисы можно применить к любой практически игре почти все. Где тут о самом сборе колоды, где о стартовых картах, где о выборе/не выборе части карт для игры?
Ого как Зордока задели, аж 3 коммента подряд! 🙂
Хочу заметить, что рисовальщик — человек, который рисует графические рисунки. Он тоже является художником. Можно было использовать слово «бумагомаратель». Оно к тому же еще и более желчное. Как раз в твоем стиле 🙂
Гарем объективно по-идиотски нарисован. Картинка как из хренового мультика, честное слово.
Мде. Получается, Tanto Cuore выигрывает по всем пунктам. Включая гарем.
«Вспомните, как вы матерились, обучая новичков играть в «Доминион». Одно действие в ход! Одна покупка! Куда карту в трэш кинул?! А ну забрал назад, если часовни нет!!»
Показать, как происходит ход в Доминионе, и какие возможности есть у каждого игрока, можно за пол минуты. В понимании правил по-моему Доминион тоже очень легкий) По крайней мере, так было со мной и с теми, кому я правила объяснял)
Itog: nightfall iz za best. I ja s etim vpolne soglasen.
Суперсубъективная статья.
Больше смайликов, ещё больше — они же так повышают самооценку.
15 июня 2012 г., 12:18 пользователь Disqus написал:
Не спорю. Но причём тут _колодостроительные_ игры? Тема заявлена одна, а написаны претензии к оформлению карт Доминиона.
15 июня 2012 г., 13:56 пользователь Disqus написал:
Вы как то агрессивны до истерики. В самом начале статьи есть ссылка на блог, в котором Колодостроительным играм посвещено статей 10. И о механиках и многом другом написано в других статьях. Тут просто неудачная копипаста. Вот например статья с анализом механик http://www.nsk-gamer.org/2011/07/blog-post_18.html от того же автора
А мне вот этот коммент не ясен : «А вот в «Эпохе Рун» все эти фракции портят саму идею колодостроения.»
— такое впечатление, что автор играл в игру по обзорам…
Достаточно субъективный взгляд, по-моему.
По всем пунктам выходит, что «Сумерки» шедевр и всё продумано до мелочей, Доминион так себе игра, но ругать особо не стали т.к известная слишком и родоначальник жанра, а «Громовой камень» вообще не пойми что и для кого..
@Zheltiy
А в принципе так и есть, если относиться ко всем этим играм беспристрастно. Изначальная база Громомкамня — довольно унылый пасьянс, который уже потом допилили до чего-то вменяемого. Доминион — хорош, «папа» жанра, но своим последователям уже начинает проигрывать. А «Сумерки» как именно колодостроительная игра если не шедевр, то уж придраться там не так уж и много к чему с этих позиций.