Мэтт Дрейк рассказывает у себя на сайте о впечатлениях от Зельеварения с дополнением Университетский курс. По его словам в игре стало намного больше возможностей, но при этом она стала более простой, цена ошибки заметно снизилась. Далее — мой вольный перевод рецензии.
В прошлом году российская компания с ужасно запутанным адресом «russianboardgames» прислала мне все свои игры (и все они – карточные). Больше всех мне понравилось Зельеварение, которое стало хитом в моём доме. А потом мой дом сгорел, и все эти классные российские игры превратились в пепел.
Издатели – просто отличные ребята. Они выслали свои игры мне ещё раз. И на этот раз – с дополнениями, которые только что переведены на английский. В том числе два дополнения для Зельеварения. И они достаточно хороши, чтобы заслуживать рецензии.
В своём обзоре я подшутил над названием игры. «Зельеварение. Практикум» звучит скучновато, как школьные занятия по химии. Но теперь, опробовав Университетский курс и Гильдию Алхимиков, я понимаю, что то была действительно «практика». На самом деле, базовая игра – это только разминка.
Если коротко, Зельеварение – жёсткая игра. Сварить зелье – адски сложно, потому как в игре есть 16 различных компонентов, а доступно обычно меньше половины. Нужный вам эликсир может лежать на столе, откуда вам его никак не забрать. Или, например, нужно зелье вообще никто не создаст. В игре есть заклинания, но их совсем немного. Так что, Практикум способен разочаровать игрока, который хочет поставить производство магических эликсиров на поток.
С Университетским курсом всё кардинально меняется. Это дополнение (а карт в нём почти столько же, сколько и в базе) привносит в игру компоненты-джокеры, младшие талисманы с постоянными эффектами, а также сомнище (gobs) заклинаний (я недавно начал употреблять слово «gobs», вычитав его на одном британском сайте. Надеюсь, это позволит сделать мою речь более изысканной и сбалансировать возможные отсылки к гениталиям и задницам). Теперь у вас есть множество способов заполучить нужные карты и, поскольку теперь в свой ход можно сыграть две карты – куча возможностей для их использования.
На самом деле Университетский курс может поставить игрока в тупик, также как и Практикум. Но – совершенно по другим причинам. Если в базовой игре вы осматривались по сторонам как ястреб и скупо разыгрывали карты с руки, в Университетском курсе стало возможным создавать множество магических снадобий на скорую руку. Теперь на столе так много эликсиров, что счётчик очков взлетает до небес, множество низкоуровневых напитков позволяет значительно проще собирать дорогие рецепты, такие как Верховный эликсир и Единорога.
Разница колоссальна. В Практикуме надо терпеть, выбирать правильное время и реализовывать доступные возможности. В Университетском курсе доступно всё и сразу. В обе игры играть интересно, но они различаются (даже с учётом того, что Университетский курс – это дополнение, в которое нельзя играть без Практикума). Плюс, поскольку теперь игра идёт до окончания обеих колод, с Университетским курсом продолжительность партии возрастает почти вдвое. Это не так уж хорошо, если вы садитесь за игру в половину десятого вечера, а завтра – на работу.
Если вы предпочитаете искусные и интеллектуальные игры, вам вряд ли захочется играть в Университетский курс. Он не искусен и не интеллектуален. Хотя в нём, безусловно, требуется принимать некоторые стратегические решения и оперировать картами в руке, создавать зелья теперь так легко, что решения уже не выглядят такими важными, как раньше. Без дефицита ресурсов складывать ингредиенты не так уж сложно, а это также означает меньше осторожности, меньше анализа и больше шума и гама.
Некоторым, конечно, нравится шум и гам. Несомненно, это куда интереснее, чем сидеть и создавать зелья, смотреть на стол, не находить там нужных элементов и просто сбрасывать карту, потому что других вариантов у вас нет. В то же время, одна из вещей, за которые я люблю Практикум – это те самые решения, последствия которых могут быть очень масштабны. Ваши решения в Университетском курсе не сопровождаются гложущим чувством, которое возникает, когда вы думаете, что скинули не ту карту. Просто потому, что теперь вы можете набрать несколько карт из синей колоды и, весьма вероятно, вскоре вы получите сброшенную карту обратно.
Если вы играли в Зельеварение. Практикум (и если вам оно понравилось, что я считаю необходимым требованием), я искренне рекомендую попробовать Университетский курс. Он меняет игру, но позволяет делать то, о чём говорит её название – варить зелья. В конце-концов, не так ли называется игра? Именно так. Это написано прямо на коробке.
Итого:
2-6 игроков.
Плюсы:
расширяет игру и предлагает игрокам гораздо больше возможностей;
облегчает создание зелий;
заряжает базовый набор энергией;
больше всего – это больше веселья.
Минусы:
неверные решения теперь не так страшны;
плохому игроку стало проще победить хорошего.
Вот не согласен с ним что университетский курс делает игру проще. Это практическая игра которая может вызвать у меня паралич анализа. Когда просчитываешь на 2-3 хода вперёд, за один ход я набирал больше 35 очков. При этом надо контролировать сколько вышло каких заклинаний. Гильдия Алхимика в этом плане не столь интересна. В случае нашей компании плохой игрок никогда не сможет догнать хорошего игрока. А вот ошибки и в правду более простительные и тащась в первой половине в самом конце и отставай на 40 очков, я побеждал с преимуществом в очков 10-15. Мы редко играю с гильдией Алхимиков, но всегда с университетским курсом.
Надо будет попробовать в гильдию с теми последовательностями, что предлагались с полгода назад в Вашем блоге.