На BGG появился обзор игры Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island, ознакомившись с которым я для себя решил, что это очень хорошая игра. По сути это гибрид, как, например, Eclipse — тематическая настолка, опирающаяся на евромеханики. Представляю мой вольный перевод.
На Эссене вокруг этой игры сложилась определённая шумиха. Робинзон Крузо – это кооперативная игра для 1-4 игроков, в которой нужно совместно проходить сценарии, основанных на идее выживания на необитаемом острове группы людей, потерпевших кораблекрушение.
Предупреждение о единственной партии.
Этот обзор предваряет предупреждение – он написан по итогам одной-единственной партии. Я приобрёл игру и планирую играть в неё дальше, так что, возможно, позже внесу в обзор какие-либо изменения. Я понимаю, как важны обзоры для покупателей, поскольку они помогают понять, стоит ли брать ту или иную игру, и как они важны для издателей, поскольку дают игрокам представление об их продукте и привлекают к их играм внимание. Поэтому я решил написать этот обзор по итогам всего одной партии. Полагаю, скоро появятся также обзоры, написанные теми, кто погрузился в игру сильнее.
Перед нами самая настоящая кооперативная игра. Здесь нет «мастера», который управлял бы какими-либо игровыми аспектами. Вместо этого игра «интеллектуально» реагирует на ваши действия. Более того, она даже «предупреждает» вас о грядущих угрозах и позволяет приготовиться ко встречам с ними. Всё это обеспечивается разнообразными механиками, и с точки зрения механики Робинзон Крузо – гениальная игра.
Центральная механика игры – выставление рабочих (worker placement)
Коротко о правилах
У каждого игрока есть персонаж с набором особых возможностей, некоторым числом жизней, и определённым набором предметов, которые можно изготовить на острове. У группы есть также доступ к некоторым стартовым предметам, которые будут необходимы на протяжении всей партии. Задача на игру описывается в сценарии.
Игровой ход состоит из нескольких последовательных фаз:
1. Фаза событий. Вскрывается и зачитывается карта событий. На ней обозначен некий эффект, которые разыгрывается сразу же, а также указана угроза, с которой предстоит столкнуться в будущем.
2. Фаза морали. Проверяется шкала морали, и распределяются фишки (нечто вроде очков действия, которые тратятся на особые действия персонажей).
3. Фаза производства. Добываются ресурсы из «лагеря» (обычно это дерево и/или еда).
4. Фаза действий. Расставляются рабочие и отыгрываются соответствующие действия:
— разобраться с угрозой (на соответствующей карте указаны необходимые ресурсы);
— охота (на некоторых локациях острова изображён символ охоты – это различные животные, замешиваемые в колоду охоты; добывая их можно обеспечить себя едой и мехами; охота обычно требует от персонажа потратить некоторое количество жизней);
— строительство.
Построить можно несколько объектов:
— убежище (обеспечивает некоторую защиту от непогоды);
— крыша (защищает дерево и еду от дождя);
— частокол (защищает лагерь от бури);
— оружие (помогает избежать ранений на охоте);
— предметы (дают различные преимущества).
— добыча ресурсов (дерева, еды и т.п. – ресурсы добываются с локаций рядом с лагерем);
— исследование острова (на поле помещается новый тайл острова, на нём можно добывать новые ресурсы и что-нибудь найти; возможно с новой локацией будут связаны также какие-нибудь таинственные события);
— обустройство лагеря (способ повысить мораль);
— отдых (лечение).
5. Фаза погоды. Бросается кубик погоды (если это предусмотрено сценарием) и отыгрывается эффект погодных условий (если игроки ничем от них не защищены).
6. Фаза ночи. Каждый персонаж должен покушать или же он теряет жизнь. После этого выполняется подготовка к следующему ходу.
Игровой процесс по большей части заключается в отыгрывании фазы действий, в которой игроки делают что-то, что поможет им защититься от острова и продвинуться к цели. В большинстве других фаз игра жестоко наказывает участников, заставляет терять жизни, уничтожает еду и ресурсы и понижают мораль персонажей.
Некоторые действия отыгрываются двумя способами. Вы можете выставить на соответствующее место двух работников, что гарантирует успешный результат, либо рискнуть и поставить только одного. В этом случае нужно бросить 3 кубика со специальными изображениями на гранях. В зависимости от результата броска действие может быть выполнено; выполнено, но потребуется потратить некий ресурс; не выполнено – но вы повышаете шансы на успех в следующий раз. Возможен и полный провал. А иногда ещё придётся вскрыть из колоды карту приключений.
Эта последовательность выполняется до тех пор, пока не будут выполнены указанные в сценарии условия победы, или пока игроки не проиграют.
Большинство действий завязаны на отдельные колоды карт (а некоторые – на отдельный набор кубиков), так что игра постоянно с вами взаимодействует. Последствия выбранных действий всегда ощутимы и не кажутся случайными и независящими от игрока. Повторюсь, игра заранее предупреждает от угрозах (например, шторм на горизонте) и даёт время на подготовку необходимых ресурсов (хотя в зависимости от текущих задач вы можете и пренебречь предупреждением).
Компоненты
Качество компонентов потрясающе, но они какие-то бессистемные, как будто бы игра комплектовалась в спешке. Оформление – блестящее. Игровое поле интуитивно понятно. Тайлы, карты сценариев, листы персонажей и жетоны очень высокого качества. Однако в текстах немного хромает английская грамматика. Необычное построение предложений и выбор некоторых слов простительны для перевода, но вот опечатки, пунктуационные ошибки, словабезпробелов – всё это свидетельствует об отсутствии должного внимания.
Правила очень объёмные. Автор попытался расписать всё очень детально и из-за этого одни и те же правила приводятся в тексте снова и снова. Не сказать, что совсем плохие, но написаны явно не лучшим образом. В них даже встречаются неправильные иллюстрации, что может вызвать у некоторых игроков замешательство.
В комплект игры входит мешочек, набитый жетонами, кубики и фишки разных цветов. Не всегда ясно какие именно компоненты используются для того или иного действия и нужно ли так много типов компонентов. Как мне кажется, комплектацию игры можно было бы упростить. В игре есть множество колод карт, используемых для взаимодействия с игровой системой. За уплаченные за игру деньги вы получаете очень много компонентов.
Насколько игра укладывается в тему?
Очень хорошо. Робинзон Крузо – очень тематичная игра. В ней огромный простор для решений. Придумайте, что бы вы могли сделать на необитаемом острове – скорее всего вы сможете сделать это в игре. Как можно предположить, погода и природные явления играют против вас, а потраченное впустую время обязательно аукнется в будущем. Главное в игре – правильная расстановка приоритетов. Основная абстракция – это течение времени. Ночью все ваши запасы пищи сгнивают. И это происходит КАЖДУЮ ночь. Всё остальное же вполне укладывается в тематику и сюжет игру, вы постоянно будете чувствовать опасность отовсюду.
Сложность игры
Это довольно сложная игра. Правила достаточно легко усваиваются, как только вы начинаете в неё играть, но чтобы начать играть придётся приложить некоторые усилия. И выиграть будет нелегко, но игра предлагает множество способов изменения уровня сложности. Например, вы можете включить в группу собаку, что позволит выполнять некоторые дополнительные действия. Вы можете добавить в игру Пятницу, который будет работать на вас.
Фактор случайности
Учитывая, что тут нужно часто тянуть карты из колоды и кидать кубики, в игре довольно ощутим фактор удачи и случайности. Здесь есть способы повлиять на результат, но это требует некоторых затрат (например, отправлять на действие 2-х рабочих, а не одного). Очень сильно проявляется случайность на кубике погоды. Вы можете выбросить сильную облачность и здорово навредить всей группе или не выбросить ничего. Опять же, можно смягчить эффект случая, построив убежище, крышу и частокол. Учитывая, что действий много, а работников – мало, всё, что вам остаётся – это по максимуму обезопасить себя от неудачных бросков или карт, избежать которых не удастся. Но без этой механики в игре не было бы напряжения, не было бы опасности, и она не была бы так хороша.
Продолжительность партии
Моя первая игра длилась около двух часов. Но я очень часто заглядывал в правила и потратил на это довольно много времени, так что в дальнейшем, думаю, будет быстрее.
Понравится ли игра не-настольщикам?
Не исключено, но я бы за это не поручился. Она довольно сложна даже для обычных настольщиков, а используемые механики (выставление рабочих, очки действия) хотя и типичны для игроков, понятны не всем не-настольщикам. Но тематика может привлечь любого. Тут даже карты персонажей двухсторонние: с мужчинами и женщинами. С точки зрения правил никакой разницы нет, но для игроков это здорово.
На что она похожа?
Здесь намешано очень много элементов из многих других игр. Очень часто вспоминается Агрикола – здесь мы тоже добываем еду, которая необходима для пропитания, и дерево для строительства или обогрева. Если вы когда-нибудь хотели сыграть в кооперативную Агриколу, Робинзон напоминает нечто подобное.
Доступные ресурсы зависят от выбранных тайлов. Эта особенность встречалась в Glen More и Walnut Grove. Но исследование и размещение фрагментов местности сближают Робинзона с олдскульными рогаликами, такими как Dungeon Quest, хотя тайлы здесь не такие разнообразные и при исследовании рандом проявляется совсем не так сильно.
По части кооперативных игр Робинзон глубже и куда более захватывающа, чем, например, Flash Point: Fire Rescue. Как и там, здесь есть особые свойства персонажей. Большое количество случайных предметов на поле, доступных для исследования, напоминает предметов и специалистов в кооперативке D-Day Dice. Колоды событий и зверей – прямая отсылка к любому представителю америтреша, например DungeonQuest или Mansions of Madness. Уровень погружения в игру здесь столь же высок, чтобы необычно для евростратегий.
Итого
— игра требует времени, здесь нет коротких партий;
— орфография и пунктуация в текстах компонентов не на высоте;
— на исход игры влияют множество случайностей;
— на подготовку к игре требуется некоторое время. Нужно подготовить необходимые колоды карт (отложить некоторые карты в стороны, перемешать колоды), но зато в каждой партии будут свои события и т.п. По времени подготовка к игре длится дольше, чем в обычных евроиграх, но совсем не так долго, как, например, в Mansions of Madness.
— сценарии довольно сложны. Удовольствие от игры кроется в попытках справиться со сложными задачами.
Стоит ли в неё играть?
Думаю, в игре ещё много неисследованного, так что я планирую играть в неё ещё. Она дарит крайне тематические партии, хотя основана на евро-механиках (которые меня привлекают). Качество компонентов высокое. Надеюсь, со временем игра перестанет казаться столь же сложной. Моё терпение не безгранично и, если я так и не смогу победить, играть в Робинзон Крузо будет скучно.
Разработчики взяли курс на смесь механик в одну игру, и это касается не только описанной игрушки. Главное, вовремя остановиться, чтобы не перегрузить свои творения.
Этот Робинзон довольно-таки интересен. Из прочитанного понял, что вечная проблема нехватки еды заменена на проблему нехватки рабочих.
Держу в руках коробку с игрой, приехавшую прямиком с Эссена. А ещё 5 промо-карт в придачу ) Скоро приеду )
По поводу перевода: подождал бы уже версии Зи менов и не было бы опечаток. Игнаций сам видимо переводил, либо у них там все в портале такие «грамотеи».
А я вот сам начал немного опасаться, не очень люблю миплплейсмент (и в особенности Агриколу), но возможно смесь механик и спасет (для меня) эту игру.
@pilot63
Как приедешь, не мойся, не раздевайся сразу садись играть и срочно отчетик нам пожалуйста, нетерпится узнать поболее об игре 🙂
@braveden
игра Юре, скорее всего достанется, с ним надеюсь и сыграю. Так что отчет Юра напишет, а я поделюсь своими впечатлениями, если не буду с ним согласен )
@pilot63
Ну если коробка для Юры значит жди отчета в марте, в декабре будет «распакуй»