На BGG появился обзор игры Merchant ov Venus в котором рассказывается об обоих её вариантах (классический и обновлённых), объясняется, что нового добавилось в версии от FFG, а также указывается на некоторые недостатки игры, вытекающие из её оригинальных правил.
Merchant of Venus – это обновлённое издание игры Ричарда Гамблена (Richard Hamblen) о космических торговцах, впервые выпущенной в 1988 году. Игроки выступают в роли купцов, исследующих галактику и торгующих с инопланетными расами. Переменчивый облик и ярко выраженная тематическая составляющая сделали Merchant of Venus культовой игрой, и дабы отдать должное оригиналу Fantasy Flight Games выпустила одновременно и изначальную версию, и ремейк.
Итак, на самом деле это 2 игры в одной. Классика образца 1988 года и обновлённая версия, основанная на старых правилах. По большому счёту обе игры одинаковы: вы находите новые расы, продаёте и покупаете товары и стремитесь заработать как можно больше денег. У версий есть некоторые отличия, но в целом они схожи.
Правила
Обе игры начинаются в неисследованной галактике, в разных частях которой можно обнаружить 14 инопланетных рас. Каждая раза производит уникальные товары, которые можно продать определённым другим расам. Особенность игры в том, что инопланетяне появляются на поле в случайном порядке, а перемещаются торговцы по фиксированным путям (линиям на игровом поле). Задача в том, чтобы найти наиболее выгодные маршруты и наименее рискованные маршруты.
Основная механика игры – «кинь кубик, двинь фишку». Если для вас это старомодно и кажется рандомным, значит Merchant of Venus точно не ваша игра, она сделана в 80-е, и соответствует реалиям того времени. Стартовый корабль перемещается броском 3 кубиков, максимум вы можете бросать 4 кубика, плюс ещё могут быть дополнительные модификаторы движения. Кроме того, в стандартной игре есть дополнительные опасности – с помощью броска кубика проводятся проверки пилотов, лазеров, щитов. Провал такого броска (а они случаются довольно часто) означает, уменьшение ваших параметров или завершение хода. Бросать кубики приходится часто и может получиться так, что из-за неудачных бросков ваше положение в игре заметно ухудшится.
Прелесть Merchant of Venus – в акценте на системе «риск-вознаграждение». В обоих вариантах игры есть цветные клетки, которые можно пролетать «бесплатно», если вы купите движок соответствующего цвета. На некоторых клетках есть червоточины, позволяющие телепортироваться на определённых условиях. В стандартной игре большое значение имеют технологии, приобретая которые игроки улучшают свои возможности. Например, «Hard Burn» — дорогое улучшение, позволяющее пролетать в свой ход на 10 клеток больше. Или «Variable Laser», с помощью которого можно усиливать свои лазеры кубиком. Также там была возможность «ускорения», с помощью которой можно было бросать при перемещении 1 дополнительный кубик. На случай, если кубики вас ненавидят, Merchant of Venus предлагает ряд возможностей, смягчающих эффект фактора случайности. Хотя никудышный игрок и может победить благодаря серии удачных бросков, всё же в большинстве случаев путь к победе лежит через преодоление препятствий в попытках найти лучшие, выгоднейшие маршруты.
Обновлённый вариант игры
Новая версия игры наталкивает на мысли о том, что разработчики были разочарованы малым числом возможностей в оригинале. В классической версии игра заканчивалась, только когда у кого-то накапливалось 2000 кредитов. Обновлённая версия длится ровно 30 ходов. И теперь у игроков есть куда больше способов заработать. Появилась система славы и позора, можно перевозить пассажиров, добывать полезные ископаемые на астероидах. Появилась новая шкала славы, этот параметр растёт при успешном выполнении миссий, улучшении своего корабля и при выполнении ещё некоторых действий. Единица славы / позора оценивается в +/- 10 кредитов в конце игры. Эта сумма кажется несущественной, зато славу можно быстро заработать, если сосредоточиться на этой задаче. Ещё одна новая опция – разработка астероидов. С помощью определённой технологии вы можете отправлять на астероиды добывающие установки. Каждый ход эти жетоны приносят по 10 кредитов. Опять же, это небольшая сумма, но в игре есть возможности её увеличить. Например, «Drill Baron» удваивает ваш доход или позволяет сохранить жетоны на поле. Это отличные новшества, они добавляют игре глубины, ведь теперь можно не только торговать. Например, в одной из партий больше половины средств я заработал за счёт славы. Были случаи, когда игроки побеждали только за счёт перевозки пассажиров и добычи астероидов.
Самое заметное новшество – это задания и события. Каждый игрок получает карточку миссии с несложной задачей. Обычно требуется развить какой-то навык до определённого уровня или избежать опасности в определённой системе. За выполнение задания игрок получает карту награды со спецсвойством или какой-нибудь технологией. События происходят, когда кто-нибудь пролетает по клетке «событие», они бывают самыми разными, от нападения пиратов до открытого аукциона для всех игроков за какое-нибудь усовершенствование. Карты событий – это новый слой «риска-награды» в игре. Они могут, как замедлить ваш прогресс, так и ускорить вас. Или здорово помочь, если дела идут неважно. В отличие от классического варианта, в котором не было прямого противостояния игроков, события и награды можно использовать против своих оппонентов, например, отправить наёмников украсть чей-то груз. На бумаге это выглядит несправедливо, но, опять же, с помощью снаряжения и умелой игры подобные ситуации можно нивелировать.
Все эти изменения вызывают ряд вопросов. Например, некоторые технологии явно лучше других. Например «Fuzzy Dice» — очень дешёвая, не занимает места в корабле и приносит 240 кредитов в конце игры. «Variable Lasers» и «Variable Shields» также очень хороши, так что их желательно приобретать сразу же, как только появится такая возможность. Кроме того, по сравнению с классическим вариантом изменения рынка реализованы неважно. В версии 1988 года были случайные жетоны спроса, сильно изменяющие стоимость продажи товаров. В обновлённой версии на цены меняются на +/- 20%. Это замечательно для дорогих товаров и практически бесполезно для дешёвых. В классической версии был шанс продать 30-кредитовую вещь за сотни кредитов. В обновлённой версии такое невозможно.
Классическая версия
Для тех, кто не играл в оригинал, версия 1988 года выглядит скудной. Самые заметные её черты – уникальные товары и спрос. В классической версии есть 4 уникальных корабля: один вид специализируется на скорости, но ограничен в грузоподъёмности; другой – медленный, но способен везти больше количество грузов. Экономика основана на спросе. Жетоны спроса увеличивают ценность товаров в отдельных системах, благодаря чему дешёвые вещи можно продавать задорого. После первой же продажи жетоны спроса исчезают, что побуждает игроков соревноваться друг с другом, кто быстрее доберётся до выгодного места сбыта. По сравнению с обновлённой версией она проще и легче в освоении, но партии при этом ничуть не короче.
Те, кто играл в оригинал, обнаружат, что правила игры практически не изменились. Самое заметное – количество игроков сокращено с 6 до 4, что на самом деле не имеет большого значения. Партии в игру 1988 года на шестерых были проблемными, иногда ждать своего хода приходилось минут по 20, и это происходило даже с опытными игроками. Фабрики производят только по одному товару – более дешёвый вариант существующего, но это хорошее изменение. В оригинале заводы производили особый вид товаров, на стоимость которых никак не влияло изменение спроса. Из-за этого такие «продвинутые» товары часто оказывались никому не нужны. Несмотря на имеющиеся изменения, оригинальная версия так же хороша, как и та, что издана компанией Avalon Hill.
Как и следовало ожидать от Fantasy Flight Games, качество компонентов на высоте. Безвкусные универсальные жетоны из классики в версии от FFG в стали яркими и разноцветными, на них появились уникальные иллюстрации, а цифры при этом – крупные и хорошо различимы. Художественный текст и мультяшное оформление отлично укладываются в тему. Достаточно одного взгляда на жетон, чтобы понять, что и где продаётся, и совершенно не нужно заглядывать при этом в правила. Жетоны теперь не смешиваются друг с другом, обозначения на игровом поле – чёткие и понятные. Правда, у нас теперь есть множество толстых картонных жетонов, которые рекомендуется хранить отдельно друг от друга. Советую использовать для этого несколько мешочков или пакетиков – по одному для каждой расы и её товаров. FFG часто (и зачастую справедливо) обвиняют в неумении писать правила, но в случае с Merchant of Venus к ним нет претензий. Текст написан ясно и понятно. Если вы не знакомы с игрой, рекомендую сначала ознакомиться с правилами классической версии, поскольку они проще, и на них базируются правила обновлённой версии.
У Merchant of Venus есть недостатки, и обусловлены они возрастом игры. Для сравнительно простой механики эта игра оказывается весьма долгой. Как минимум по 1 часу на игрока – даже если они достаточно опытны. В игре есть дополнительные правил: соло, эпический (упаси господь!) и укороченный варианты, но я их ещё не пробовал. С 4 игроками даунтайм может оказаться невыносимым. И совсем плохо становится, если среди вас есть нерешительные игроки, которые пытаются просчитать каждый свой шаг. Вызывают вопросы также и подготовка к игре и занимаемое ей пространство. Не могу рекомендовать её тем, у кого нет большого стола.
Заключение
Merchant of Venus – одна из лучших игр года, это обновление для моей любимой настольной игры. Вы получаете классическую версию, которую уже нигде не найти, с обновлёнными компонентами и бережно сохранёнными правилами. И теперь в неё можно играть ещё и по-другому, сохраняя при этом дух оригинала. Тем, кому нравятся более стратегичные экономические игры, Merchant of Venus вероятно придётся не по душе, поскольку в неё стоит играть скорее ради процесса, а не во имя победы. Мы с друзьями – фанаты оригинала, и даже приобрели экземпляр запечатанной игры за несколько сотен долларов. Мы раскладывали новый вариант, ожидая разочарования, а в итоге оказались очень приятно удивлены. В первую очередь нам интересна именно классическая версия, но мы будем также играть и в обновлённый вариант.
Резюме: настоятельно рекомендую олдскульным фанатам, а также любителям тематических игр на управление рисками.
Интересно, но обзор не добавил ни отнял. Я все так же хочу сыграть, но покупать ни в коем случае.
Мне все так же не дает покоя мысль что кинь-двинь можно очень классно осовременить, но пока что все равно не понятно насколько это удалось Купцам с Венеры
Космические рейнджеры the board game.
Возможно 🙂 Только боёвка тут как-то не выражена. И даже не особо хочется пробовать из-за заявленного времени. Впрочем, даунтайм — это бич всех приключенческих игрушек, но некоторые терпят, вон, в Merchants & Marauders играют же люди…