Добро пожаловать в мир настольных игр

Отчёт № 259. Фарт. Второй визит в Андор. 26.11-02.12.2012

За отчётную неделю мы отыграли 7 партий в 5 разных игр. Среди них была одна новинка — Фарт от Правильных игр, а также два прототипа настольных игр: Орда и Купцы Поганкины:

7 Wonders – 

Андор – 

Купцы Поганкины – 

Орда – 

Фарт – 

На игротеку я собрался принести аж три неопробованные игры: Синоби, Фарт и Эволюцию с двумя дополнениями. Увы, опробовать всё это добро не довелось. На игротеку я попал поздно, сил осваивать что-нибудь новое, да, и, вообще, садиться за настолки не было. Я отклонил приглашения сесть за Lifeboat, поиграть в Саботёра, но дал усадить себя за 7 Wonders с дополнением Лидеры.

Мне досталась Александрия (Б), слева оказался Олимпия (покупка ресурсов у соседей за 1 монету и возможность копировать гильдию), справа — Галикарнас (строительство карт из отбоя). На драфте лидеров я обратил внимание на Хатшепсут, приносящую из банка по 1 монете за каждую покупку. Учитывая, что сосед слева мог приобретать у меня товары со скидкой, я выбрал этого лидера в первую же эпоху. Соответственно, упор сделал на ресурсы. Развил добычу глины, потом – дерева, и ещё руды. Науку не развивал совсем. 

Во второй эпохе сыграл лидера, приносящего 6 монет. В середине партии начал строить синие карты и немного отправился на войну. Соседи были, вроде бы, более-менее мирные, мне карты особо никто не блокировал, ресурсы были в достатке, тем более, что я мог единицу товара и единицу ресурса добывать из чуда.

Перед третьей эпохой выложил лидера, позволяющего построить карту из отбоя. Учитывая, что сосед справа уже взял оттуда 2 карты, ничего хорошего мне не осталось. А ещё мне не пришло ни одной приличной гильдии. «Игроков», приносящих дополнительное 1 ПО за каждые 3 монеты я отдал, решив построить Парфенон (7 ПО), а больше ничего толкового так и не попалось. Зато я создал ещё несколько синих карт и пару жёлтых.

После завершения эпохи меня ждал приятный сюрприз. У соседа слева помимо двух красных карт обнаружился лидер с двумя щитами, лежащий отдельно. Я его, разумеется, благополучно просмотрел и полагал, что побеждаю в войне. Ан, нет. Я не только не получил 5 очков за победу, но ещё и разжился жетоном «-1 ПО» за поражение. Итоговый счёт был 53:52:50:38. У меня – третье место.


Герои держат оборону у замка

Второй визит в Андор оказался менее приятным, чем первое посещение. Мы играли всё тот же первый сценарий и впечатления были совсем не те. За столом нас собралось трое, лучник, гном и воин. Далее я расскажу об этой партии и о впечатлениях от неё и, на этот раз – без спойлеров.

В самом начале партии моему лучнику очень сильно не повезло с кубиками. Два затяжных боя закончились поражением, после чего сила атаки героя упала до 1, а, значит, воевать им уже лучше не стоило. В итоге сражались два остальных персонажа, а лучник был на подхвате, бегал на посылках. Сражаться пришлось двум остальным героям и в бою они продемонстрировали куда более впечатляющие результаты, убивая противников значительно более уверенно. Потом мы получили квест, о котором знали заранее. Прикинули что и как и за два-три хода успешно выполнили поставленную задачу и прошли первую легенду.


На шкале легенды оставалось всего 2 деления

В этой партии были обнаружены две опечатки на картах. В одной из карт легенд говорится, что нужно посмотреть на ранги героев, отпечатанные в левом верхнем углу планшетов игроков. На деле же эти ранги указаны не в левом верхнем углу, а в правом верхнем. Ещё в одной карточке события встретилось слово «героев» с пропущенной буквой.


Как видите, ранг указан не в левом, а в правом верхнем углу планшета героя


Досадная опечатка

Эффект новизны, заключающийся в неведомой информации на картах легенды, новых событиях и новых заданиях, был напрочь утерян. Мы уже знали, чего следует ожидать, к чему готовиться и как поступать. Из-за этого и играть было легче, и впечатления совсем не такие радужные, как в первой партии. И, вообще, первая легенда показалась до крайности простой и быстрой. В ней, фактически, и нет ничего. Вся игра длится порядка 5 ходов.

Это примерно как читать детектив, зная, что «убийца – дворецкий». Или, как, скажем, в какой-нибудь компьютерной RPG проходить заново один и тот же квест, когда ты уже знаешь куда тебе надо идти и что делать. Короче говоря, реиграбельнось в первом сценарии серьёзно хромает. Мои опасения насчёт необходимости новых легенд только возросли. Посмотрим, насколько интересно будет по второму разу садиться за более сложные сценарии.


Хитроумный обход с фланга

Ещё один момент – к концу партии мы уделяли огромное внимание треку рассказчика. После ставшего сюрпризом поражения на прошлой неделе мы накрепко уяснили – каждое убийство монстра приближает героев к провалу, так что сражаться надо только в самых крайних случаях, когда без боя – никак. Из-за этого последние два хода мы сидели и в буквальном смысле слова считали шаги, чтобы понять, как можно успеть убить противников, преграждающих дорогу к ключевой локации. В этот момент игра, казавшаяся простой и семейной, предстала перед нами совсем в другом обличие. Знаете, это как в ключевой момент в Пандемии, когда ты понимаешь, что колода кончается и сидишь и просчитываешь ходы на два раунда вперёд, чтобы хоть как-то успеть встретиться, обменяться картами, построить лабораторию и создать вакцину. В общем, как-то это было неожиданно. Это не плохо, но как-то жестковато. Потребность в расчёте и просчёте в моих глазах не гармонирует с остальными элементами игры – плавным введением в правила, красивым полем, несложными ходами. Всё-таки, игрушка позиционируется как семейная и, поэтому, могла бы быть более терпима к ошибкам и неудачам игроков. Впрочем, пока это всё ещё впечатления от пробного сценария. Посмотрим, что будет дальше.

Наконец, нельзя не сказать о боях. И на прошлой неделе и на этой я был лучником и оба раза – неудачно. Причина тому – кубики. Если тебе на них не везёт (или если везёт врагам), ничего не поделаешь. По крайней мере, так может показаться. На деле же игрокам следует крайне внимательно относиться к сражениям и вступать в бои на начальной стадии игры весьма аккуратно. Ведь все начинают партию с уровнем атаки 2 – ровно столько же и у противников, а это значит, что победителя в бою выявляет кубик. Хотя у людей обычно шансы на успешный бросок чуть выше, поскольку они могут бросить несколько кубиков и выбрать лучший результат. Тем не менее, небольшое невезение – и вот у вас уже нет жизней, а атака понижена до «единицы», совсем как у моего лучника. Чтобы не повторять моих ошибок предлагаю сражаться с эквивалентными по силе врагами только командой, по 2-3 героя за раз. Так, конечно, времени тратится больше, но зато и шансы на победу значительно возрастают.

На выходных-таки удалось опробовать Фарт, который я хотел взять на игротеку. Это карточная игра о купцах, зарабатывающих деньги в дореволюционном антураже. Каждый игрок выступает в роли дельца, встречающего на своём жизненном пути персонажей из различных социальных слоёв: работчие, чиновники, военные, мошенники, бедняки. Встречные-поперечные бывают состоятельными, а бывают — не очень. Задача игрока — найти подходящую компанию для реализации деловых проектов и заработать как можно больше денег.

Реализовано всё это традиционным для Правильных игр способом — при помощи колоды карт. Каждая карта — это какой-то персонаж, обладающий собственной характеристикой — потенциальной прибылью или убытками. Выражается это в числах, у каждого героя есть числовое значение от -60 до +60.

Перед началом игры колода карт персонажей перемешивается, каждому игроку сдаётся по 10 карт (если играют 5 человек — по 8 карт). Затем каждый получает три особые карты "фарт" (о них расскажу чуть далее). Всё, можно начинать игру.

Игровой процесс выглядит так: игроки по очереди разыгрывают карты с рук, выкладывая их в одну из нескольких стопок. Класть карты можно либо перед собой в личную стопку, либо в общую стопку, расположенную в центре. Таким образом в ходе игры перед игроками будет лежать несколько стопок, на 1 больше, чем игроков (личная стопка у каждого плюс одна общая в центре). В свой ход игрок обязан сыграть одну карту, после чего одну карту играет следующий игрок и так далее, пока у всех на руках не закончатся карты. На партию уходит где-то 15-20 минут реального времени.

Игра, фактически, состоит из колоды карт персонажей. Эти карты делятся на три цвета: жёлтые, голубые и серые. Каждый тип карт содержит определённые числовые значения. Жёлтые – положительные (от +10 до +60), голубые – отрицательные (от -10 до -60). Серые карты – «нулевые», на них отпечатана цифра «0». 

Ещё в игре есть карты фарта, они бывают двух видов «фарт» и «двойной фарт». Как уже было сказано, эти карты выдаются каждому игроку в начале партии (по 2 шт. обычных фартов и по 1 двойному). Эти карты отличаются рубашкой, их нельзя скрывать, т.е. всегда должно быть известно сколько «фартов» у кого осталось. Однако у обычных и двойных фартов рубашки одинаковы, так что возможна небольшая интрига – у кого остался на руках двойной фарт.

Теперь подробнее о правилах. Они несложные, в свой ход игрок должен сыграть 1 карту. Как уже было сказано, в игре есть несколько типов карт, и для каждой из них есть свои правила. При розыгрыше карт можно класть карту либо перед собой, либо перед каким-то другим игроком, либо в центр стола. Карты всегда складываются в стопки, каждая следующая карта выкладывается поверх предыдущей. 

Жёлтые и голубые карты (плюсы и минусы) можно играть либо в свою стопку, либо в общую.

Серые карты (нули) можно играть в любую стопку: свою, общую, чужую. Для их использования есть одно-единственное исключение: нельзя класть «0» на чужую стопку, если там лежит карта «фарт» или «двойной фарт»

Карты «фарт» и «двойной фарт» можно играть только в свою стопку. При этом в свой следующий ход игрок должен закрыть свою карту фарт, т.е. сыграть любую другую карту в свою стопку (в т.ч. можно и ещё один фарт). Вся игра крутится вокруг розыгрыша этих карт . Именно при их использовании игрокам начисляются доходы (очки). Это означает, что для победы важно поймать момент, когда пора играть фарт. 

Правила таковы: когда ты играешь фарт, подсчитываешься сумма очков во всех стопках (в твоей, в общей и во всех чужих). Эти очки получает игрок, сыгравший фарт. Разумеется, только в том случае, если сумма оказалась положительной. Если она отрицательна, игрок теряет очки. Важное уточнение: если при розыгрыше фарта у кого-то в стопке лежит фарт, этот игрок также получает очки. Это очень важный момент, поскольку вовремя сыгранный фарт позволяет не просто заработать, но и добыть дополнительные очки за чужие фарты. Двойной фарт действует точно так же, как и обычный, разве что приносит вдвое больше очков. Соответственно, если сумма отрицательная, то игрок с двойным фартом вдвое больше теряет.

Фарт отличается оригинальным решением в плане компонентов. Очки, начисляемые игрокам за удачно сыгранные карты фарта, отмечаются не на счётчике и не записываются на листок. Вместо этого в игре есть специальные купюры, оформленные в виде банкнот царского периода. Именно они выдаются при начисленной очков и изымаются в банк при их утрате. Деньги красивы, но, честно говоря, можно было бы обойтись простым счётчиком.

Как видите, правила игры предельно «численные». Бегкраунд в игре хотя и есть, но крайне незначительный. На первом месте, всё-таки, сложение и вычитание, и это неудивительно, ведь перед нами игра Рейнера Книциа, где балом правит цифра. 

Должен признаться, что я не ждал от Фарта ничего особенного. Ну, все же знают Книциа с его сухими цифровыми играми. Да, среди них встречаются хиты типа Затерянных городов, но сколько их? Одна на сотню? Так что к освоению Фарта я приступил с большим скепсисом.

Начинаем игру. Разыгрываем карты, потом кто-то выкладывает "фарт", получает очки. Кто-то фартует ещё раз, теперь очки получают уже два игрока. Потом снова фарт, а вот уже и закончилась колода. На всё про всё — минут 15. Стыдно признаться, но я так толком и не разобрался как тут правильно себя вести. Мы сыграли трижды и все три партии я закончил на почётном последнем месте, хотя пару раз отстал от остальных игроков совсем ненамного.

И тут я ловлю себя на мысли о том, что несмотря на слабую связь с темой, Фарт увлекает. Прежде всего – именно азартом. Мы ведь на самом деле сели сыграть лишь одну пробную партию, но не смогли ею ограничиться, сразу после завершения разложили ещё одну. А потом – ещё одну. Всё в игре происходит быстро, и хочется играть ещё и ещё. И знаете, я бы сыграл в Фарт снова. Не знаю чего тут больше, желания разобраться как всё-таки работает местная экономическая система и победить соперников или просто ещё раз испытать чувство азарта, которое рождается в каждой партии. В этом большой плюс игры. Однако как и со многими другими играми на цифрах тут ситуация следующая: пока играешь – ты вовлечён в процесс. Как только партия закончилась – об игре сразу же забываешь. Никакого послевкусия, сплошь арифметика.

Кстати, о подсчётах. Сдаётся мне, среди всего ассортимента Правильных игр, эта настолка – наименее привлекательная для прекрасного пола. Опыт подсказывает, что девушки не очень любят что-то там считать, а без этого в фарте никуда. Тут перед игроком стоят две задачи: во-первых, нужно ловить момент, когда стоит играть «фарт». Во-вторых, нужно следить за соперниками, чтобы им фарт было играть не очень выгодно.

Однозначно похвалить Фарт можно за оформление. Изображения персонажей хороши, особенно удался студент с топором в руках, явный Раскольников. Неплохи и купюры разных размеров и номиналов, которые, кстати, выглядят именно так, как выглядели российские деньги сто лет тому назад.

Слабые стороны игры – неявная связь механики с темой. И, знаете, что-то такое, для чего я не могу подобрать правильных слов. Вот, Зельеварение, Ордонанс, Эволюция, Конфетти и Японский домик – у каждой из этих игр есть своя изюминка, своя оригинальная идея, своя прелесть и каждая из них легко может найти свою аудиторию. Фарт же – это просто холодный расчёт доктора математики. Игра, в которой отсутствует частичка души разработчика.

Резюме: стандартное цифровое развлечение от Рейнера Книциа. Несложная игра про цифры, которые немного маскируются оформлением, но всё равно их не спрятать. Быстрая и азартная настолка, которую можно подсовывать новичкам.

PS: про Купцов Поганкиных и Орду рассказано в отдельном посте.

14 комментариев

  1. klish

    Андор — кооперативная игра-загадка, которая и не должна проходится за один присест. Первое знакомство с легендой — это почти всегда проигрыш. В последующих партиях зная, что «убийца-дворецкий» игроки прикидывают примерный план действий. Тот кто выиграл 2 легенду с первого раза- невероятный везунчик или что-то недопонял в правилах. Неожиданные повороты повествования не дают выполнить задуманное, приходится корректировать «на лету», а это приводит к поражению. К чему это я. А к тому что при повторном прохождении легенды, интерес не уменьшается. Он становится другим. После партии происходит обсуждение и понимание того где накосячили, решается, что в следующий раз мы пойдём другим путём (с). И это здорово.

  2. volt

    Странно. Как-то совсем вы мало набрали очков при игре в 7 Чудес с дополнением Лидеры (53:52:50:38). Счет более актуален для базовой игры.

  3. Igirey

    «Андор», как и «Пандемия» — игра про взаимодействие игроков, а не персонажей.
    Если для достижения успеха нужно коллективно решить, как и в каком порядке действовать — это как раз отлично для семейной игры 🙂
    Да и реальная партия героев вряд ли действовала бы без разработки четкого плана 😀

  4. Daemonis

    Первая легенда — по сути знакомство с правилами же. По второму разу правила читать уже менее интересно, обычно.

  5. Piligrim

    А когда начинаете играть комп. игру с tutorial в начале, Вы сколько раз переигрывает его и насколько он интересен..?

  6. azazel

    «Хотя у людей обычно шансы на успешный бросок чуть выше, поскольку они могут бросить несколько кубиков и выбрать лучший результат.»
    Ха, как сказать — Вы правила складывания одинаковых результатов на кубиках монстров не забыли?

  7. Денис II

    В «Фарте» надо было для антуражу названия карт в старой орфографии писать – с ятями, твёрдыми знаками и прочей фигнёй.

  8. vladdrak

    «Игра, фактически, состоит из колоды карт персонажей… голубые – отрицательные…»
    Нетолерантненько:D

  9. kotdesign

    не совсем верненько 🙂 в те времена из называли «зелеными». Так что вполне толерантно 🙂 «голубыми» они стали сравнительно недавно 🙂

  10. SOU

    Если я не ошибаюсь: Хатшепсут дает монетку когда ты покупаешь у соседа, а не наоборот.

  11. VasyaPetin

    очень не понравилось что не сделали вообще ни какого органайзера в Андоре ,а так игра хороша ,настольный DIablo 🙂

  12. hk

    @VasyaPetin

    Там в коробке 100500 пакетиков, в которых аккуратно умещаются все компоненты. Как при этом пакеты располагаются в коробке друг относительно друга — не принципиально.

  13. MisteriG

    Повторчик получился «В итоге сражались два остальных персонажа, а лучник был на подхвате, бегал на посылках. Сражаться пришлось двум остальным героям…»
    Меня вот по отзывам напрягает в Андоре отсутствие самих правил в отдельном виде.

  14. unkill

    Есть карточка описывающая необходимую раскладку перед каждой легендой кроме первой + пара листков напоминающие правила, на которых описываются свойства и т.д.(не помню навскидку). Этого более чем достаточно для игры, если конечно не придираться к опечаткам. Собственно видел лишь пока один вопрос на который сложно дать ответ, остальное интуитивно понятно +)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑