На сайте Мира Фантастики появилась рецензия на Цитадели. Обзор получился весьма положительным, в нём расхваливают и взаимодействие между игроками и шикарное оформление и неплохой баланс и высокую реиграбельность.
Локализация «Цитаделей» — одно из важнейших событий уходящего года в российском мире настолок. «Цитадели» давно превратились в ориентир в мире карточных настольных игр, а Бруно Файдутти, автор десятков игр, стал при жизни мэтром и классиком — прежде всего благодаря этой игре, которая появилась аккурат в 2000-м году. Несомненное достоинство игры кроется в высоких показателях двух ключевых характеристик: интерактивность и реиграбельность. А если к этому добавить хороший баланс, шикарное графическое оформление, отличный арт и дизайн… Впрочем, все по порядку.
Основной компонент игрового набора — карты персонажей и карты кварталов средневекового европейского города. К ним добавляются пластиковые имитаторы золотых монет и фигурка, символизирующая корону короля. Также в западных изданиях присутствовали жетоны, облегчающие подсчет очков, и жетоны персонажей, служащие для того, чтобы не забыть, какие именно из персонажей участвуют в этой партии. В российском издании жетонов нет, зато появились карточки, которые можно выдать начинающим игрокам для быстрейшего освоения игры. Все бы хорошо, но карточки эти сверстаны были второпях, они грешат ошибками, одна из которых, касающаяся подсчета очков, принципиальна.
В начале игры каждому игроку раздаются по 2 золотые монеты и по 4 карты кварталов. Игровой процесс устроен таким образом, что сначала игроки по определенным правилам тайно выбирают по очереди карточку персонажа. Каждый персонаж имеет ранг (от 1 до 9) и способности (свойства). Так, например, Ассасин имеет ранг 1 и способность убить любого одного персонажа в этот раунд (кому именно из игроков принадлежит тот персонаж, «Ассасин» может только догадываться; игрок, чей персонаж убит, в этот раунд пропускает свой ход), а Зодчий имеет ранг 7 и способность взять в руку две дополнительные карты, а также строить за раунд до трех кварталов. После этого игроки делают ходы в порядке, соответствующем рангу выбранного персонажа. Правила просты. В свой ход игрок должен совершить одно из действий: либо взять из банка две золотые монеты, либо взять две карты из Колоды Кварталов, выбрать одну, а вторую положить под низ колоды. После этого игрок может построить один квартал, уплатив указанную на карте стоимость. Кроме того, раз за ход можно использовать способность своего персонажа.
Игра заканчивается, когда заканчивается раунд, в котором кто-то из игроков построил 8-й квартал. После этого подсчитываются очки. Складываются стоимость построек, добавляется бонус в 3 очка, если есть у игрока постройки всех четырех «мастей», а также бонус в 4 очка за финиш первым и поощрительный бонус в 2 очка тем, кто также успел построить 8 кварталов к концу последнего раунда. Вот и все.
Самое интересное в игре — это нелегкий выбор персонажа, исходя из ситуации на столе и имеющихся карт на руке. Еще сложнее бывает угадать, кого выбрали твои соперники. Здесь можно столкнуться с откровенным блефом — нелогичным выбором, в результате которого Ассасин убивает (или Вор обворовывает) персонажа не того игрока, которого хотелось бы.
Перед игрой необходимо оговорить кодекс поведения: что можно озвучивать игрокам, а на что нельзя даже намекать. Здесь пригодится опыт игры в словесную «Мафию» и в покер. Очень важно правильно сориентироваться в ситуации и наметить план построек. К середине игры игрок понимает, насколько непросто увязывать три разные вещи: следовать плану строительства (с учетом бонусов), иметь в наличии деньги (и чтобы их не украл Вор!), выбирать персонажа, который удовлетворял бы текущим запросам развития и при этом не был бы заподозрен в таковом, а значит — не был бы убит Ассасином или заколдован Ведьмой.
Карточки для долговечности рекомендуем одеть в протекторы для ККИ уменьшенного формата (типа Yu-Gi-Oh!). Цена коробки в России примерно соответствует цене на Западе (25 долларов). Плюс это или минус — уже трудно судить.
Итог: прекрасная игра на долгие годы для большой компании. Если владеете английским — берите импортную версию, хотя и русская, если не придираться, весьма на уровне.
Всем хороши, Цитадели, но есть у этой игры вполне ощутимый минус — фаза выбора персонажей иногда очень сильно провисает. Сориентироваться в небольшой колоде карт бывает очень непросто, из-за чего получается так: один игрок сидит и перебирает карты в руке, а остальные смотрят на него и не знают чем себя занять. И так может продолжаться минут пять.
Ничего там не провисает, если перед игрой сказать, что на выбор персонажа 10 секунд. Проверено неоднократно, о чем уже писалось. Если конечно за столом собрались кондовые казуалы, которым хотелось в колоретто, а их тут заставляют ещё и персонажа выбирать — тогда да.
На мой скромный взгляд, слишком длинное время простоя для всего одного, в сущности, геймплейного элемента — выбора роли. На мой взгляд, «угадайка» кто чего взял того не стоит: в камень-ножницы-бумаге похожий механизм реализован значительно быстрее ))
правило 10 секунд
Собираюсь купить в дополнение к игре «Цитадели» песочные часы для таких вот случаев.
На самом деле достаточно сказать перед партией. Считать ничего не придётся — поверьте.
Расскажите, пожалуйста, (если такая возможность есть) кратко об отличиях в качестве локализации от оригинала. Конкретно интересуют точность перевода и качество карт.
@u_f_o
Качество ничем не отличается от западного издания. Карты напечатаны на точно таком же плотном матовом материале, который на ощупь кажется прорезиненным.
Опечатки в тексте карт я не искал, но могу сказать, что перевод названий персонажей кажется мне неоднозначным. «Warlord» перевели как «Кондотьер» (чем не угодил вариант «Полководец»), Architect — как «Зодчий» (почему не «Архитектор»). Но, на самом деле это всё мелочи.
@hk
Меня больше волнует правильность перевода с точки зрения механики. Бывает такое, когда опускаются или не совсем корректно переводят слова («можешь» вместо «должен», «другой игрок» вместо «любой игрок» и т.п.). Хотя, может быть, таких тонкостей в Цитаделях и нет…
Купил песочные часы на 16 секунд, вполне хватает что б выбрать персонажа )