Николай Пегасов опубликовал у себя в живом журнале очень интересную статистику. Он взял 200 последних настольных разработок и вывел наиболее и наименее популярные категории.
Всего рассмотрено игр: 200 (100%)
Сперва о тех играх, у которых не было шанса быть изданными в приличных издательствах вообще, так как они используют заезженные, устаревшие механики. Таких игр 15 (7,5%), в том числе:
- клонов «Монополии» — 8 (4%)
- прочих игр на механике «Гуська» («кинь-двинь») — 7 (3,5%)
Как ни странно, это обнадёживающий результат: в начале 2000-х годов подобных игр приходило в издательства существенно больше.
Далее пойдём по самым популярным жанрам.
Карточные филлеры — 31 (15,5%)
- в том числе вариации традиционных карточных игр — 5 (2,5%)
В филлеры попали те игры, которые я имел в виду под филлерами в этой заметке. Не все они были решительно плохими: один из них я даже выбрал для издания. Но очевидно, что карточный филлер — это наиболее часто присылаемый жанр игр. В данном случае, предложение существенно превышает спрос: например, Hobby World попросту не заинтересован в том, чтобы выпускать больше 2-3 новых отечественных филлеров в год.
Данжон-краул — 17 (8,5%)
- в том числе про зомби — 3 (1,5%)
- в том числе клонов «Ужаса Аркхэма» — 3 (1,5%)
Под данжон-краулом я понимаю любые игры, где есть: карты песонажей с характеристиками, под управлением игроков; статичное или составное поле, по клеточкам или гексам которого персонажи перемещаются; шмотки-заклинания-события, которые можно получить с клеток поля и другими способами; стычки персонаж-монстр или персонаж-персонаж, которые разрешаются броском кубика или другим нехитрым правилом. Ни в одной из присланных игр не было ничего оригинального. 5 игр предполагали кооперативный режим.
Абстрактные логические игры — 17 (8,5%)
Действительно интересных практически нет. В условиях современного рынка для этого жанра игр главное — качество изготовления, то бишь симпатичные деревянные или пластиковые компоненты. Для российского производства недостижимо, да и сегмент узкий.
Файтинги — 16 (8%)
Не очень навороченные игры с прямым конфликтом, без поля или с совсем примитивным полем. Цель — лишить противников всех жизней или перебить его немногочисленных персонажей. Активно используются карточки или тайлы: удары, заклинания, перемещения и прочие события. В мире приличных игр этого жанра очень мало (аудитория небольшая), что не останавливает отечественных разработчиков. Это не варгеймы: у варгеймов сложное поле и система перемещений. Это не ККИ — дуэльные карточные игры я выделил в сепаратный жанр.
Игры для вечеринок (party games) — 15 (7,5%)
Значительная часть — клоны Activity и производных. Правила, как правило (тавтология!), примитивнее некуда. Интересных — ну разве что одна.
Большие стратегии — 15 (7,5%), в том числе:
- экономические стратегии (ресурс-менеджмент) — 5 (2,5%)
- «Герои десайплов и баунти» (фэнтезийная стратегия с ролевыми элементами) — 4 (2%)
- «Сумерки Эклипса» (глобальная космическая стратегия) — 3 (1,5%)
- «Цивилизация Мея Сидера» (глобальная псевдоисторическая стратегия) — 3 (1,5)
Полагаю, из названий субжанров и так всё понятно. Доставляют не прекращающиеся попытки отечественных разработчиков склонировать на стол HoMM/King's Bounty. 15 лет тщательных, но тщетных опытов. 🙂
Варгеймы (военно-тактические игры) — 14 (7%)
Сюда включены как сложные, так и простые, как с полем, так и с «голым столом», как с миниатюрами, так и без. Издателям обычно не интересно, поскольку сложность изготовления запредельная, а аудитория почти никакая.
Дуэльные карточные игры с кастомизацией (давайте честно скажем, что это ККИ, которые подаются или честно, как ККИ, или под соусом якобы перспективного жанра LCG) — 12 (6%)
ККИ не имеет смысла издавать вообще. Дуэльные игры — это тоже слабая позиция. Основная проблема представленного — сами игры не оригинальные, клоны или «Магии», или того, на что хватило эрудиции у разработчика (попадались, к примеру, Battletech и Game of Thrones). Радует, что их шлют реже, чем 10 лет назад.
Развивающие игры — 11 (5,5%)
Hobby World такое не издаёт, но вдруг кому надо? Это игры, в которые детям играть не интересно, но полезно (об этом свидетельствуют сертификаты, прилагаемые авторами): дети внезапно изучат навыки счёта или буквы импортного языка. Постоянно используются допотопные механики, типа «мемори». Это иной рынок, отличный от рынка настольных игр, на котором я работаю — это рынок детских развивающих товаров. Опять же, радует, что разработчики начали понимать разницу, а то в начале 2000-х таких игр было — большинство присланных. Сюда не относятся настоящие детские игры, в которые детям должно быть интересно играть: я их выделил в собственную категорию.
Псевдоролевые игры и сторителлинги — 10 (5%)
- в том числе детективного характера — 3 (1,5%)
Такое в России вообще никто не издаёт. Рынка нет. Ролевой культуры нет. А я, между прочим, обожаю настольные ролевые игры.
Игры в буквы и слова — 6 (3%)
На удивление мало, при том что жанр — востребованный! Одна из 6 была издана, отличная игра.
Игры на кубиках — 3 (1,5%)
В России жанр почти не представлен, и разработчики, к сожалению, почти ничего в нём не делают.
Детские игры — 2 (1%)
Игры, в которые детям играть интересно, а взрослым с детьми — не очень противно. 🙂 Сильно востребованный жанр и почти полное отсутствие проектов.
Гонки — 1 (0,5%)
Довольно распространённый на Западе жанр российским разработчикам не интересен, но по этому поводу я не переживаю.
И, наконец, главное, что издатели ждут от разработчиков. Игры с оригинальными идеями, о которых я написал отдельную заметку. То, что наиболее востребовано. То, что я не готов привязать к определённому, типовому жанру. Таких игр я увидел 15 (7,5%), причём я хорошо помню суть каждой из них. Причём 7 из них (почти половина) принадлежат перу трёх разработчиков. Несколько проектов подписаны издательством Hobby World.
Резюме
Hobby World и другие издательства настольных игр днём с огнём ищут разработчиков современных, интересных настольных игр. Какие игры нужны? Надеюсь, эта заметка проливает свет на вопрос.
«Большие стратегии — 15 (7,5%), в том числе:
«Герои десайплов и баунти» (фэнтезийная стратегия с ролевыми элементами) — 4 (2%)
«Сумерки Эклипса» (глобальная космическая стратегия) — 3 (1,5%)»
— а можно где-то ознакомиться с этими проектами? Хотя бы с правилами.
«Псевдоролевые игры и сторителлинги — 10 (5%)
Такое в России вообще никто не издаёт. Рынка нет. »
А как же «Андор»?
Статистика сама по себе интересна, ну а личные пожелания Николая (оригинальность) это просто пожелания , а вовсе не правило того что будем издавать или издали.
На заглавной картинке игрушка «ЗАИБАТСУ» —
японское такое название)))
http://boardgamegeek.com/image/1610147/zaibatsu
Давно слежу за этой игрой. Не известно ли кто-то брался за перевод на русский?
@Рябухин
Правильно: дзайбацу.
«Варгеймы … аудитория почти никакая.»
С форума warforge.ru — Зарегистрировано пользователей: 27 813. Посещаемость 1000+ человек в день. С форума Звезды AoT ВО — Пользователей: 1313. И это только те, кто общаются только по играм с миниатюрами. А сколько еще хардкорных варгеймеров. На фоне около 2000 зарегистрированных бордгеймеров на тесере, ну совсем «никакая» аудитория… Понятно, что можно возразить, что на фордже играют в основном продукцией GW, и постоянных пользователей значительно меньше зарегистрированных, но может это всего лишь от того, что нет нормального отечественного варгейма, т.к. некоторые издатели считают что — см. выше. Хорошо, что Звезда и Технолог так не считают…
«ККИ не имеет смысла издавать вообще.»
Поэтому МХ сколько там уже лет «Берсерка» клепает? Вывод — ККИ можно не слать — у МХ данная ниша уже занята своим клоном Магии 🙂
«Развивающие игры —Hobby World такое не издаёт»
http://tesera.ru/new/240364/ — только продает? 🙂
«Игры в буквы и слова — На удивление мало, при том что жанр — востребованный!
Игры на кубиках — В России жанр почти не представлен, и разработчики, к сожалению, почти ничего в нём не делают
Детские игры — Сильно востребованный жанр и почти полное отсутствие проектов.»
Игры подобного типа требуют расчетов и продуманности, а заниматься разработкой игр обычно начинают «наигравшиеся», которым эти расчеты и жанры не интересны. Отсюда такой дефицит разработок в данных областях.
Общий посыл понятен — чтобы производство подешевле, и при этом оригинальная механика. Предлагаю к изданию «Виселицу» — заменить саму виселицу на открывание/закрывание замков, чтобы выбраться из подземелья, получаем детскую облучающую игру, в слова, с оригинальной механикой, дешевую в производстве 🙂
Zaibatsu?
У меня единственная ассоциация — мафиозный клиан из GTA 2 — на черных машинках с буквой Z. 🙂
Игрушка на гансгстерскую тему?
Вообще, новые концерны, если я не ошибаюсь. Полумафиозные, полугосударственные, полуторговые уберкорпорации 20-30-х гг., которые создали японскую военную машину накануне Второй мировой. Мицубиши, например, линкоры выпускала=)
Дзайбатсу дословно большая клика (если что клика это типа сообщество заговорщиков) в японии в начале 20 века корпорация обьединившая большинство производителей, в свое время там были по моему митсубиси, и тд. но это не суть важно. Этот терми в последствии появился в киберпанке. Дзайбатсу это мегакорпорация, держащая под своей пятой и технологии и правительство и армию, короче все кроме хакеров-одиночек противостоящих системе. Я тоже давно слежу за этой игрой, знаю уже появилась 2-я редакция, видел несколько превьюшев от автора. Очень хочется сделать редизайн, точнее перевод и цветотюнинг. Если что ананнс на форуме появится 🙂 пока только наработки.
@azazel
Поддерживаю. Отечественного варгейма как класса практически нет, так что играть в этом направлении просто не во что. Взять к примеру продукцию Статус Белли. Ради интереса решил заказать себе пару их варгеймов, чтобы попробовать, как оно. В итоге немногочисленные местные магазины ответили, что продукция от Статус Белли бывает настолько редко, что лучше на нее и не рассчитывать.
Полез к ним на сайт в раздел заказов и написал на указанную почту. В ответ гробовая тишина. Такое ощущение, что пишешь в черную дыру. В общем, на этом мое знакомство с нашими варгеймами пока и застыло.
«Дуэльные игры — это тоже слабая позиция»
А, вспомнил…
«Технолог» выпускал «астроидов» — простенькая игра, 2 робота против друг друга в одной коробочке.
Говорят, было продано около 1 млн фигурок…
Справедливости ради надо сказать, что в этом формате сейчас их уже не выпускают, только в больших коробках.
Посмотрим, какова будет судьба звероботов…
«Псевдоролевые игры и сторителлинги — 10 (5%)
Такое в России вообще никто не издаёт. Рынка нет. Ролевой культуры нет. »
А как же Studio 101? Они, конечно, практически единственные, но издают.
Вот в том-то все и дело: «они, конечно, практически единственные». Приводимые примеры — исключения.
А в целом, рынок складывается, наверняка очень сложно.
Возьмем для примера мой круг общения:
1. Компания по малой родине, г. Озерску. Город — ядерный «ящик», потому уровень доходов там достаточно высокий для провинции. Друзья — либо сотрудники Маяка, либо торговцы пром.оборудованием с зарплатой около 50 k. Попробовали «Эволюцию» — вау! Попробовали «Уно» в антикафе в Питере — вау! Тестировали «Архипелаг» нашей выделки — вау! (спишем на отсутствие игрового опыта XD). Каждую неделю гоняют в Челябинск или Екатеринбург. В Че точно 3 отдела Мосигры. Купленных настолок — 0. Аааа, простите, один из них купил себе трехмерные крестики-нолики от DeAgostini.
2. Вузовские друзья в период после выпуска. Кроме 20 k, спущенных одним товарищем на Берсерка и 5 k, спущенных другим, — никаких покупок. У обоих теперь слова «настольные игры» четко ассоциируются с большими тратами денег.
3. Компания в Челябинске: пиарщики, учителя, вузовские преподаватели (да, вот так вот весело=)). Зарплаты около 20-30 k. Моя коллекция — около 20 игр, плюс десяток я раздарил, плюс десяток я подарил. Кроме моих подарков купленных лично друзьями игр 2: одна семейная пара с ходу купила «Доминион» и вторая спустя год увлечения и совместных «игротек» по выходным — таки купили себе личного «Манчкина».
4. Подсадил двух студентов на «Знаменосца». Практика стандартная: узнав, что я когда-то играл в компьютерные игры (можно подумать, преподаватели не люди и развлекаются тем, что, сидя у плиты на кухне (за неимением камина) курят трубку (она как раз имеется) и читают одним глазос Шопенгауэра, а другим — Перельмана), ребята тут же предложили сыграть с ними в «Героев» на зачет/экзамен.
Один из них купил себе «Знаменосца». Прошел уже почти год, прочих покупок — 0. В «Знаменосца» играет регулярно. К «Карманным сражениям» и «Берсерку» (готов был отдать нехилую коробку с тремя собранными колодами времен где-то 5-10 сетов) остались полностью равнодушны.
Но при этом меня с нетерпением ждут с «волшебным мешком» (1 человек на 10-12 постоянных участников сборищ играет в Farlander и только в Farlander, примечательно, что он разрядник по шашкам). И интересуются: «А не купил ли / придумал ли чего-нибудь новенького?».
Вот тебе, babooshka, и весь сказ. Но рынок есть, он развивается, только вот как-то кажется, что на 20 игроков — 1 покупатель. А если игроков больше, то значит возникла устойчивая ассоциация фриков, вхождение в которую новых людей, возможно, будет значительно затруднено.
@azazel, ваша глубокая аналитика чем-то подкреплена?
На варфордже половина зарегистрированных не то, что варгеймами не интересуется, но и миниатюр-то в руках не держала; другая же половина в гробу видела любой продукт с приставкой «отечественный». И, кстати, по поводу «население варфорджа играет в вархаммер за неимением отечественных аналогов»: посмотрите число русских игроков в mtg. Как думаете, какой процент от этого числа готов играть во что-то другое? И какой процент уже во что-то другое играет, без возможности переключиться еще хоть на что-то?
О «Берсерке» тоже налицо глубокий анализ: зная о количестве выходивших и благополучно издохших отечественных ККИ, сделать вывод о емкости рынка, разумеется, нельзя.
Э-э-э… Вы хотите сказать, что варгеймами может интересоваться только миниатюрист?
Варгейм весьма специфичное занятие, требующее одновременно денег, времени и некоторого места для хранения. Т.к. большинству зарегистрированных на варфорже чего-то не хватает, то пересчитывать их в покупатели один к одному не надо. Но в то же время после металлических минек я не могу смотреть\играть отечественным поделием, так что кто на варфорже, тот уже для отечественных варгеймов потерян, да.
@Денис II
Он тонко намекает на доверастов, которых кто-то зачем-то пустил на варфордж.
Это откуда такая аналитика про население варфорджа? Я например знаю кучу народа с варфорджа, которые сожалеют о закрытии «Кольца власти», и тех, что используют строения «Звездного десанта» и «Технолога» для Вахи40К. Хотя, конечно, там и попадаются такие, которые на вопрос почему не играют Звездовскими танчиками в FoW, как это многие делают из-за лучшей детализации, отвечают — не комильфо не родными играть. Т.е. соглашусь — снобизм там тоже в наличии.
Однако, посмотрите на WoT — пример, хоть и не в тему настолок, грамотного подхода к делу. Насколько популярны до этого были танковые симуляторы? А теперь игра бьет рекорды посещаемости серверов во всем мире.
А почему основная масса играет в Магию, а не отечественные аналоги ККИ? Выдвину предположение — из-за отсутствия той поддержки и продвижения (в том числе и в плане призовых сумм фондов турниров), какая существует у Магии. На заре расцвета продвижения и поддержки «Войны» и «Берса» в них немалое количество народа играло. Сейчас они заброшены.
От себя добавлю: то что на варфордже столько людей зарегистрировано вообще ничего не значит. у большинства вообще никаких армий нету. сидят только почитать. Это если о варгеймах с миниатюрами.Отдельная очень узкая ниша поклонников класических варгеймов типа от GMT и прочих.Их как покупателей вообще игнорировать можно. купили 1 варгейм играют 3 года.
Филлеры и прочая мелочь так популярна по 3м причинам- 1)ними завалены полки в магазинах. 2) невысокая цена. 3) легкие правила. Некоторые игроки так зацикливаются на этих филлерах, что уже не готовы воспринимать более сложные игры. (типа -«давайте поиграем в игру престолов или стратежку какую-то..» , «- да нет, это сложно, лучше в манчкина\уно\ и т.д.» )
ККИ. Зря вы «берсерк» с МТГ сравниваете. Они абсолютно разные. Единственное их сходство они обе ККИ. и играют в них картами. всё. Я давно когда-то играл в «берсерк» , еще с выхода 1го сэта, потом приелось, да и играть с одними и теми же соперниками было скучно.карты покупались редко и у нас это дело заглохло. Но при этом я искренне рад что отечественная ККИ не загнулась, а наоборт даже лучше становится, и качество подняли и жетончиков вон повыпускали. Главный минус всех кки- донат. в любом случае, при наличии хоть какой-то конкуренции среди игроков, нужно вкладывать деньги. Хотя их новый дуэльный набор с 6ю колодами меня заинтересовал. Думаю для кухонных игр- самое оно. 6 колод, поле, должно хватить надолго.
А вообще хочется конечно, если и не супер отечественных игр, то хотя бы почаще качественных локализаций хитовых зарубежных игр. Ведь очень много хороших игр не добираются до покупателей именно из-за языкового барьера. Зачастую, его несложно преодолеть, но новичков это часто отпугивает. По-этому хотел бы пожелать МХ и прочим отечественным локализаторам , а так же дистрибьюторам настолок, заняться качественным переводом, и хотя бы к играм переводы правил прилагать. Ведь далеко не все знают о ТЕСЕРЕ\боардгеймере и т.п. ресурсах.