Добро пожаловать в мир настольных игр

Монополия 2.0?

Не перевелись ещё кулибины на земле российской! Многие знают о такой известной игре как Монополия, также многим известна игра Акционер. А теперь, вот, оказывается, есть игрушка, совмещающая черты обеих этих настолок. Её придумал наш с вами соотечественник, который, как мне кажется, кроме Монополии и Акционера настольных игр-то и не видел, тем более современных. Как бы то ни было, читайте, вот что появилось недавно в сообществе жж ru_boardgames

Игру «Монополия» знают, наверное, все. Изобретена она была ещё в разгар Великой депрессии в 1934-м году в США продавцом отопительного оборудования Чарльзом Дэрроу. На данный момент в эту игру сыграло уже полмиллиарда человек. «Монополия» – замечательный симулятор экономической стратегии, позволяющий в игровой форме освоить основные понятия экономики, а также просто красочная, увлекательная логическая игра, позволяющая весело провести время в компании. Впрочем, для серьёзных игроков-стратегов «Монополия» слишком простая игра, в ней почти всё зависит от воли случая в виде выпадающих очков на игральных костях.

Игра «Акционер»менее известна, но не менее интересна и полезна. Эту игру придумали киевские любители стратегических настольных игр (А. Я. Зырянов и др.) на основе американской игры «Брокер». Она получила распространение в СССР после публикации в журнале «Наука и Жизнь» в 1990 году. Игра знакомит с понятиями диверсификации, плавающими курсами акций, обучает стратегии биржевой игры. В этой игре случайный фактор тоже присутствует, но влияет на ход игры гораздо меньше, чем в «Монополии». Игрокам раздаются специальные карты, с помощью которых они могут изменять цены акций (в игре 4 вида акций разных цветов). Расклад этих карт случаен, и это – единственная случайность в игре. Эта игра как раз интересна логикам, стратегам и «шахматистам», но в отличие от «Монополии» большинству людей может показаться скучной и сложной. Может быть, поэтому она не получила такого распространения, как «Монополия»?

Мне захотелось объединить две этих игры в одну, взяв из каждой игры самое лучшее: из «Монополии» её красочность, динамичность и увлекательность, а из «Акционера» – стратегию, логику и системный подход. В результате в конце февраля 2013 года от брака «Монополии» и «Акционера» родилась новая игра – «Акционерная монополия». Как и каждый ребёнок, новая игра похожа одновременно и на мать и на отца, но имеет и собственные неповторимые черты. Что же малышка взяла от отца? Как и в «Акционере», в новой игре есть 4 актива. Но это не просто разноцветные безликие акции, а совершенно конкретные, зримые, осязаемые и всем понятные нефть, уголь, земля и жильё. Как и в «Акционере» имеются карточки, позволяющие изменять стоимость этих активов, а также информационное табло, на котором эти цены отображаются. Перед началом игры каждый игрок получает определённый набор этих карточек и строит свою стратегию. Пополнять запас карточек так же, как и в «Акционере», нельзя. Но, в отличие от «Акционера», не обязательно применять карточку каждый свой ход, их можно приберечь. Так же, как в «Акционере», нельзя продать в конце хода активы, купленные в начале хода. Это правило очень важно, иначе игра превращается в примитивную серию спекуляций. Таким образом в игру вмешивается психологический элемент: по поведению противника предугадать его дальнейшие действия и разгадать стратегию, ведь карты его вам не известны. От матери-«Монополии» игра взяла всё остальное: игровое поле, фишки, кубики, карточки собственности, лотерейные билеты, монопольные владения, строительство домов и т.д. Ну, и конечную цель игры – разорить всех соперников.

Изображение

Ход делается так: сначала делается ход «Акционера», затем бросаются кубики и делается ход «Монополии» (перемещается фишка, делаются покупки и прочие действия). Вроде бы получается, что вы параллельно играете в 2 игры, никак не связанные между собой. Но в том-то и изюминка, что удалось их связать! В «Монополии» на всех участках указаны не цены, а их площадь, а цена определяется стоимостью земли! Чтобы узнать стоимость участка, нужно площадь умножить на цену земли. А доходы с домов зависят от цены жилья. Указывается опять же площадь зданий, а стоимость аренды определяется умножением её на стоимость жилья. Для строительства домов нужно, во-первых, иметь монополию (все участки одной серии), во-вторых, заплатить не только деньги, но и определённое количество нефти и угля, которые можно купить на бирже по текущим ценам или использовать свои заблаговременно сделанные запасы. Кроме того, на некоторых участках можно строить нефтяные вышки или угольные шахты, которые приносят доход в виде определённого количества нефти или угля. Проходя клетку «Старт», игрок получает не только обычную зарплату, как в классической «Монополии», но и доход со своих предприятий. Оказавшись на клетке «Старт», можно также купить облигацию, которая даёт на каждом круге фиксированный доход.

Изображение

Это стартовый набор игрока: «подъемные» 2000 рублей и набор карточек, изменяющих цены на нефть, уголь, землю и жилье

В результате полученный гибрид, как мне кажется, объединил достоинства обоих своих «родителей» и компенсировал их недостатки. В игре сочетается развлекательность «Монополии» и стратегия «Акционера». Она получилась и не скучной, и в то же время не слишком простой. Случайный фактор, конечно, присутствует, но успех определяет здесь всё-таки правильно выстроенная стратегия, почти как в шахматах.

Для реализации игры в бумаге и картоне придуман интересный антураж – Российская империя начала XX века. Все надписи — в старой орфографии, деньгами служат уменьшенные копии царских кредитных билетов, земля измеряется десятинами, жильё – квадратными саженями, уголь – пудами. Вместо фирм – города Российской Империи, вместо монополий – регионы (Дальний Восток, Сибирь, Кавказ, Поволжье, Польша, Прибалтика, Малороссия и Столичный). Есть также транспортная и коммунальная монополии, клетки «Отдых», Тюрьма», «Полиция» и «Лотерея». Пока игра находится в стадии разработки и апробации. Играть в нее очень интересно и весело. Возможно, некоторые правила придётся доработать, что-то добавить, что-то убрать, чтобы довести до совершенства. Буду рад выслушать конструктивную критику, советы и идеи.

Изображение

Так выглядит игра в коробке:

А это — карточки, изменяющие стоимость активов:

Карточки прав собственности на участки:

Банкноты:

13 комментариев

  1. Иван

    Чтобы узнать стоимость участка, нужно площадь умножить на цену земли.
    Играть в нее очень интересно и весело.

    Весёлая математика! Извните не удержался.

  2. Archy

    Оформление симпатичное, а если еще действительно интереснее прототипов, то очень даже неплохо может получиться.
    Жаль, я не фанат экономических игр…

  3. Mortemanes

    Возникает один вопрос: зачем всё это?

  4. Slim Slam Snaga

    Вчера и сегодня в контакте с Ямщиковым (опять и снова) как раз высказывались по поводу Монополии.
    Так вот, я искренне недоумеваю над современным трендом «Монополия не игра». Большинство отечественных боардгеймеров НЕ играли в Монополию, а играли в Менеджера с кухонными хоумрулами.
    На деле у нас есть олдскульная, но достаточно жесткая и контактная игра не про деньги, а именно про недвижимость.
    Рекомендую всем «знатокам» открыть современные правила Монополии и сравнить с тем во что вы играли.

  5. Nachos

    ««Монополия» – замечательный симулятор экономической стратегии, позволяющий в игровой форме освоить основные понятия экономики, а также просто красочная, увлекательная логическая игра»

    Что за бред? Монополия — это игра рандом, как кубики упадут, такая твоя судьба, где тут освоение экономики и развитие логики?

  6. HmitT38F

    @Slim Slam Snaga
    На мой взгляд монополия не плохая игра, а сухая. Мало вариативности, и слишком большая зависимость от кубика. С другой стороны игра не плохо моделирует экономическую модель и любой настольщик просто обязан поиграть хотя бы пару раз в Монополию.

  7. selesasha

    Не плохо моделирует экономическую модель Power Grid или Factory Manager, а Монополия моделирует её ужасно.

  8. braveden

    @Slim Slam Snaga

    @HmitT38F

    Поддерживаю!

    На первый взгляд кубик в монополии решает, но, при детальном изучении открывается интересный момент из теории вероятностей, где имея карточки определенного вида можно состроить практически непроходимую линию твоих монополий. А как заиметь все эти нужные карточки? Правильно, просто самому их купить, встав на поле не реально, нужно торговаться, меняться, делать предложения от которых трудно отказаться. Многие игроки упускают этот момент, играют по принципу что получилось купить с тем и сижу, ну в лучшем случае поменяюсь одной карточкой чтоб совсем без улицы не сидеть, дома начать строить.
    И это только вершина айсберг. Есть еще куча всего, например аукционы и стратегия по выбиванию денег из конкурентов посредством этих аукционов, можно строить стратегию с прицелом на заход противника к вам по карточке (если помните есть такие места, куда направляют игроков по карточкам шанс), тоесть зная что это событие рано или поздно произойдет, можно подготовиться и встретить игрока с кучей домов на этой карточке (лишь бы самому не взять этот шанс)
    Добавлять в монополию элементы других игр на мой взгляд как раз не требуется, это превращает ее в тяжелую, перегруженную игру. Именно этим и занимались в начале 90-х всевозможные создатели ее клонов.

  9. Slim Slam Snaga

    @HmitT38F
    Там нет экономики вообще, игра про баланс сил и контроль ресурса («домиков»).

  10. braveden

    selesasha :
    Не плохо моделирует экономическую модель Power Grid или Factory Manager, а Монополия моделирует её ужасно.

    Я не знаю, кто придумал что монополия моделирует экономическую модель. Она ничего не моделирует и не собиралась моделировать изначально.
    Монополия отлично учит «считать деньги», просчитывать финансовые риски, откладывать на форс мажор (сколько игроков продавали свои дома, теряя по 100-150 кредитов чтоб только оплатить например 20 кредитов).
    Монополия учит правильно вести аукцион, вовремя остановиться, монополия отлично справляется с обучением делать выгодное предложение другому игроку, умение убедить что этот обмен выгоден им обоим.
    Еще много чего можно написать.
    А слоган о том, что монополия это симулятор бизнесмена и экономических процессов, который так часто любят вставлять издатели и авторы ее клонов только вредят игре, дискредитируют ее игровой потенциал.

  11. Автор

    @Mortemanes

    «Возникает один вопрос: зачем всё это?»

    Элементарно, Ватсон. Любая игра предназначена для одной-единственной цели: весело провести время. Хотя хорошая игра имеет еще несколько более глубоких целей: научиться чему-нибудь полезному, повысить свою самооценку, победив более сильного противника, завязать новые знакомства и контакты, которые могут пригодиться по жизни, тренировка мозга, тела и реакции, и многое другое.

    Чему может научить моя игра?
    1. Стратегическому мышлению
    2. Расчёту рисков
    3. Дать представление о таких понятиях как диверсификация портфела, акции, облигации, доходность, банкротство, страхование рисков, и т.п.
    4. Познакомить с некоторыми реалиями дореволюционной России: старые названия городов, дореформенная орфография, русские меры веса и площади, дизайн царских банкнот и облигаций, гербы городов, состав Российской Империи.

    Надеюсь, ответил на ваш вопрос?

  12. Автор

    Придумал модификацию игры: добавляется «Табель о рангах», действовавшая в Империи до 1917 года.

    В модификации игры «Табель о рангах» игрок не имеет изначально карточек изменения цен. Вместо этого ему присваивается чин 14-го класса «Коллежский регистратор» с зарплатой 50 рублей за круг. При пересечении клетки старт игроку предоставляется выбор: получить зарплату, доход с облигаций и предприятий или получить следующее звание. Каждое следующее звание даёт прибавку к зарплате, а начиная со звания «коллежский асессор» (дававшего личное дворянство) – карточки изменения цен, согласно таблице. Карточки выдаются один раз, при присвоении звания. Канцлер имеет право выбрать одну любую карточку открыто (глядя на их значение, а не рубашкой вверх).

  13. Автор

    Придумал еще одну штуку: чтобы продвигаться по службе к заветному званию канцлера было не так легко, вводится понятие «судимость». Судимость получает игрок, попавший в тюрьму. Судимость гасится при пересечении клетки «Старт» и получении дохода. Игрок, имеющий судимость не может продвигаться по службе, т. е. он не имеет права отказаться получить свою зарплату и прочие доходы и вместо этого получить следующее звание.

    И еще одно: теперь звание канцлера даёт победу в игре. Кто первым стал канцлером, тот и победил. Альтернативные способы выиграть игру: разорить всех соперников, накопить активов на миллион рублей или накопить активов на наибольшую сумму при завершении игры по времени или соглашению игроков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑