В Блоге о настолках появилась заметка, в которой описывается игра Power Grid. Это экономическая настольная игра для 2-6 человек, посвящённая строительству электростнаций, а заодно занимающая третье место в общем TOPе настольных игр на сайте BoardGameGeek.
Кстати, помимо это уже четвёртое описание этой настолки на русском (см. обзор от Triominios.ru, мой обзор и описание, которое написал mkal), а таким количеством обзоров могут похвастаться немного нелокализованных игр. Навскидку я могу вспомнить только Nexus Ops, да, может быть, Neuroshima Hex.
Игра 2004 года, занимающая почетное третье место в общем рейтинге BGG, была создана немецким геймдизайнером Фридманом Фризом, для которого она является пока самой успешной: практически все остальные игры Фриза имеют средние рейтинги. Из игр этого дизайнера я играл только в “Fearsome Floors” — неплохой быстрый ужастик, в котором несколько людей спасаются от страшного монстра, пытаясь убежать от него через зал с колоннами.
Power Grid” каждый игрок олицетворяет собой некую энергетическую компанию, которая, существуя в условиях здоровой конкуренции, пытается распространить свою энергосеть на как можно более большой территории. Игровое поле базовой игры двустороннее: с одной стороны изображена карта США, а с другой — Германии. Обе карты поделены на 6 цветовых зон (максимальное число игроков), в каждой такой зоне расположено по семь городов, соединенных пучками энергетических кабелей. Каждая подобная связка между двумя городами стоит определенной суммы денег, которую придется заплатить игроку за расширение сети в новый город. Изредка, впрочем, встречаются города-соседи, связка между которыми бесплатна. Между стоимостью связки и ее длиной (расстоянием между городами) нет никакой связи, что, в общем-то, странно. Возможно таким образом балансировалась сложность карты, хотя по результатам первых игр кажется, что карты не сбалансированы и одни цветовые районы довольно серьезно отличаются от других в плане стоимостей межгородных связок.
В начале партии игроки обговаривают в каких цветовых зонах карты будет идти игра. Их должно быть столько же, сколько игроков. Остальные цветовые зоны карты в игре не участвуют. На них нельзя строить, через их территорию нельзя связывать города меж собою.
Каждый раунд игры состоит из 5 фаз. Первая фаза — фаза определения последовательности хода. Дело в том, что механика игры пытается помочь отстающим игрокам и помешать победителям. Игроки выстраивают каждый своего цвета домик на треке очередности. Первым будет считаться игрок, чья сеть включает в себя больше городов, последним — меньше. Если у двух или более игроков будет одинаковое количество городов в их сетях, то очередность хода будет выстраиваться в сторону уменьшения цены самой дорогой электростанции игрока. То есть игрок с самой дорогой станцией будет ходить раньше остальных. В первом раунде партии очередность определяется случайным образом.
Вторая фаза — аукционы. На игровом столе находятся несколько карточек электростанций (в базовой игре — 8, расположенных в два ряда по 4 карточки). Номинальные стоимости электростанций возрастают от минимальной (первая карточка первого ряда) до максимальной (последняя карточка второго ряда). Первый ряд представляет собой текущий рынок, а последний — рынок ближайшего будущего. Каждая электростанция имеет набор характеристик. Во-первых, это ее номинальная стоимость (минимум 3 деньги, максимум — 50). Во-вторых, тип и количество ресурсов, расходуемых станцией для производства энергии, а в-третьих, мощность станции, измеряемая в максимальном количестве городов, которое может запитать станция. Станции могут работать на угле, нефти, мусоре или уране. Также есть комбинированные станции, которые могут использовать для работы как уголь, так и нефть и ветряные и термоядерные станции, которым ресурсы вообще не нужны.
Первый игрок начинает аукцион за какую-либо из станций текущего рынка, причем первая ставка не должна быть меньше номинальной стоимости станции. Остальные игроки по часовой стрелке либо перебивают ставку, либо пасуют. Когда аукцион заканчивается, победитель забирает станцию себе, выплачивая соответствующее количество денег в банк. После этого сразу же из колоды станций вскрывается верхняя станция и добавляется на рынок станций так, чтобы цены станций были по-прежнему по возрастающей. Часто происходит так, что при этом самая дешевая станция второго ряда перемещается в первый, тем самым становясь доступной для покупки. Если на аукционе победил тот игрок, который его начинал, то следующий аукцион начинает игрок, следующий по очередности. Если же станцию забрал не тот, кто начинал аукцион, то следующий аукцион объявляется тем же игроком.
Купивший станцию на этой фазе более не участвует в остальных аукционах этого раунда. Очевидно, что последние игроки имеют преимущество. Во-первых, они начинают аукционы последними, когда меньше конкурентов, а во-вторых, на текущем рынке появляются все более мощные и\или экономичные (хотя и более дорогие) станции. Игрок может вообще не заявлять аукцион, если не хочет (не может) купить станцию, однако это правило не работает в первом раунде. Более того, на первом раунде (и только на первом) после этой фазы очередность хода должна быть перераспределена, исходя из номинальных стоимостей купленных станций. Во всех последующих раундах очередность хода определяется только в первой фазе.
Игрок не может иметь одновременно больше трех станций. Если он купил четвертую, он должен одну из старых своих станций сбросить (карточка полностью выводится из игры). Если на сброшенной станции хранились какие-нибудь ресурсы, игрок может их оставить только в том случае, если ему есть куда их переложить. Правила тут следующие. Конкретный ресурс может храниться только на станциях, которые работают на этом типе ресурса. Станция же может хранить максимум столько единиц ресурса, сколько ей требуется для работы в течение двух раундов. То есть, например, комбинированная станция, питающая 1 город за 3 ресурса может хранить в каждый отдельный момент игры не более 6 единиц угля или нефти (или и того, и другого).
После серии аукционов начинается фаза закупки ресурсов. На карте расположен рынок ресурсов — это линейки четырех видов ресурсов, поделенные на группы с повышающейся ценой. Перед началом игры на эти линейки справа налево (то есть от дорогого к дешевому) выставляется определенное количество фишек ресурсов. Игроки будут покупать нужные им ресурсы по минимально доступной цене, снимая с линеек рынка фишки. В конце каждого раунда рынок будет частично пополняться, однако если будет существовать большой спрос, то обеспечить стабильную цену к следующему раунду не получится и ресурсы этого вида будут дорожать. И наоборот, при отсутствии спроса, скажем, на уран (это обычно происходит в начале каждой игры), единица этого ресурса успевает подешеветь с 16 денег до 6-8 прежде, чем кто-либо построит первую атомную станцию.
Эта фаза отыгрывается, начиная с последнего игрока, таким образом, последний практически всегда имеет возможность купить ресурсы по более меньшей цене, чем первый игрок. Естественно, игрок не может купить ресурсы, если ему их негде хранить. Купив ресурсы, игрок должен расставить фишки ресурсов на карточки своих станций по правилам, изложенным выше.
Четвертая фаза — фаза развития сети. В этой фазе игроки ставят фишки-домики своего цвета на города на карте, расширяя свою сеть. Установка фишки на незанятый никем город стоит 10 денег плюс стоимость прокладки кабелей от ближайшего города, где уже есть фишка игрока. Если в городе уже стоит фишка одного из конкурентов, то цена возрастает с 10 до 15 денег плюс прокладка. Если же в городе стоят две фишки, принадлежащие двум другим игрокам, то поставить туда свой домик можно лишь за 20 денег, помимо прокладки кабелей. Пока кто-либо из игроков не построил 7 городов, можно ставить домики только по 10 Электро (это первый шаг игры). С момента окончания этой фазы, в которой хотя бы одним игроком был построен седьмой город и до момента, когда из стопки станций выйдет карточка “Phase 3″ идет второй шаг игры, на котором можно строить домики по 10 и по 15 Электро. И только на третьем шаге (а игра иногда может закончиться раньше) можно расширять сеть в города, где уже присутствуют два конкурента по цене 20 денег.
В процессе этой фазы, игроки расширяют свои сети, начиная с последнего. Игрок может построить столько домов, сколько хочет, лишь бы ему хватило денег. После постройки необходимо проверить, выполняется ли следующее правило: на рынке станций существует станция с номиналом меньшим или равным числу городов в сети игрока-лидера. Если это правило выполняется, карточка станции сбрасывается, из колоды вытаскивается новая и рынок снова выстраивается по возрастающей номинальной стоимости.
Последняя фаза раунда называется “бюрократия”. Начиная с первого игрока, каждый игрок запитывает города своей сети, снимая фишки ресурсов с карточек станций. Даже если игроку достаточно ресурсов и мощностей станций, чтобы запитать всю сеть, он может, по желанию, оставить какие-то свои города без электричества. Например, чтобы сэкономить ресурсы просто-напросто не включая какую-либо из своих электростанций в этом раунде. Игроку из банка выплачивается прибыль в размере, зависящем от количества запитанных в этом раунде городов. Т. е., если игрок построил сеть из 8 городов, но запитал всего 6 из них, он получит такую же прибыль, как и игрок с шестью городами в сети, который запитал их все.
После того, как все игроки получили прибыль, рынок ресурсов восполняется, согласно специальным таблицам. Количество фишек угля, нефти, мусора и урана, которые выставятся на линейки рынка, заполняя пустые места строго справа налево, зависит от количества игроков и текущего шага игры.
Поговорим подробнее о начале второго и третьего шагов.
Второй шаг игры начинается, когда один из игроков поставил на карту седьмую фишку-домик. Текущая фаза постройки заканчивается и после этого, до начала фазы бюрократии, игроки сбрасывают станцию минимальной стоимости с рынка, заменяя ее новой из колоды и перераспределяя рынок станций как обычно. С этого момента начинается второй шаг игры, в котором игроки смогут строить свои домики в городах, уже занятых одним конкурентом. Также изменится количество ресурсов, на которое восполняется рынок в конце каждого раунда.
Третий шаг начинается, когда из колоды станций была вытащена карта “Phase 3″ (самая последняя карта в колоде станций). Если это произошло в фазе аукционов, то карта “Phase 3″ трактуется, как самая дорогая станция и кладется на рынок последней. После чего сброшенные за всю игру карточки станций перемешиваются и формируют новую колоду. Игроки заканчивают аукционы и, в конце фазы выбрасывают с рынка станцию с наименьшим номиналом и саму карту “Phase 3″, ничем не пополняя рынок (на нем остается 6 станций). С этого момента третий шаг игры начался одновременно с фазой закупки ресурсов.
Если же карта третьего шага была вытащена в фазе расширения сети или фазе бюрократии, то немедленно формируется новая колода станций, а минимальная станция рынка и карта третьего шага сбрасываются.
Во всех случаях в третьей фазе на рынке присутствует не 8, а 6 станций, причем все они доступны для покупки на последующих аукционах, а расширение сети может происходить и за счет городов, где находятся фишки сразу двух конкурентов, правда, в этом случае стоимость расширения сети составит 20 Электро плюс расходы на прокладку кабелей.
Игра заканчивается, когда в фазе постройки хотя бы один из игроков построит сеть из 17-ти городов. Побеждает тот, кто в этом раунде сможет запитать энергией больше всего городов. Если таких игроков несколько, побеждает тот, у кого больше денег.
“Power Grid” — отличная игра, она довольно просто симулирует свободный рынок и отлично учит считать деньги. Естественно, навыки устного счета для игры обязательны, а так как для успешной игры необходимо планировать свои расходы как минимум на раунд вперед, считать приходится много. В качестве существенных минусов игры можно указать некую несбалансированность зон карты в смысле стоимостей прокладки кабелей. Например, освоение востока США несколько дешевле развития в западной части страны. Кроме того, многим (и мне в том числе) не нравится художественный дизайн карты, однако во всех существующих дополнениях к базовой игре карты нарисованы несколько по-другому, гораздо, надо заметить, приятнее.
Всем советую попробовать сыграть в “Power Grid”. Не знаю, достойна ли она третьего места в общем зачете, но что она очень хороша — это факт. В ближайшем будущем поговорим о дополнении “Power Grid: Korea/China”, а точнее об изменениях в правилах, которые происходят при игре на этих картах.
В комментариях к этому обзору указывают на допущенную в нём ошибку:
В обзоре автор допустил значительную ошибку.
“Третий шаг начинается, когда из колоды станций была вытащена карта “Phase 3″ (самая последняя карта в колоде станций). Если это произошло в фазе аукционов, то карта “Phase 3″ трактуется, как самая дорогая станция и кладется на рынок последней. После чего сброшенные за всю игру карточки станций перемешиваются и формируют новую колоду.”
Третий шаг начинается когда из колоды вытаскивают карту “фаза 3″ и она действительно последняя карта, но в начале игры. После каждого раунда, самая дорогая станция с аукциона сннимается и убирается под низ колоды (под карточку фаза 3). Таким образом самые дорогие станции обычно уходят под низ ии выходят на аукцион после начала “фазы 3″. Автор же в правилах пишет, что в фазу 3 играются станции из сброса (обычно маленькие и следовательно уже никому не нужные), что категорически неверно, карты в сбросе уже в игре не участвуют.
Если играть как описывает автор, баланс сильно портится и игра много теряет в плане интересно. Если все таки играть по правилам, как я описал выше, то с началом фазы 3, на рынок начинают выходить самые дорогие станции и борьба под конец еще более обостряется.
Будьте внимательны!
Даешь 15й обзор Бонанзы?=)
Fearsome floors мне дали поиграть — замечательная тактическая игра, замаскированная под филлер. Выставил пауэр гриду 10, а ей — 9 на BGG.