За отчётную неделю сыграно 4 партии в 3 разных настолки, среди них одна новинка — Семейное древо:
K2 –
Две партии в Riff Raff показали, что на троих она не так хороша, как на четверых. Это на 25% меньше веселья. А ещё у меня, видимо, что-то с координацией не так, потому что вместо стабильного выставления двух вещей за ход я раз за разом обрушивал с корабля весь груз. Но игрушка по-прежнему отличная. Жаль, быстрая очень, а играть несколько раз подряд – как-то не то.
Кстати, я никогда не читал правила Riff Raff, так что, возможно, мы играем в неё как-то неправильно. Каждый ход у нас все вскрывают по карте, а потом помещают на корабль по одной вещи, начиная с того, кто выбрал карту с самым большим значением. Дополнительное правило — если сыграна карта 5 или более, можно выложить 2 вещи, только об этом надо объявлять заранее, до того, как начал размещать первую. Открыл сейчас английские и русские правила — так и есть, ошибка у нас. Если сыграна карта со значением от 5 до 10, выложить 2 вещи можно только если в выбранной локации уже что-то лежит (по состоянию на начало хода).
Заодно, пока читал правила, обнаружил новшество — с некоторых пор в Riff Raff можно ловить при падениях только ту вещь, которую ты сам на корабль и поставил. Если её удаётся поймать в полёте, она убирается в коробку и больше в игре не участвует. А вот, всё остальное, что осыпалось — будь добр забрать себе. Пруфлинк.
В K2 сыграли с двумя новичками. Использовали летнюю сторону, картина получилась типичная: сначала все топают к вершине одним альпинистом, потом спускают его вниз или оставляют жить в палатке и поднимают второго. По-моему, я так ни разу и не видел, чтобы кто-нибудь сумел штурмовать гору двумя людьми одновременно.
Новички как-то не очень в погоде ориентировались. На мой взгляд тут всё очевидно, на поле указано на сколько "замерзают" альпинисты каждый ход, а на шкале прогноза приводится модификатор этих значений. У нас же в партии как-то это было не очень понятно, хотя я несколько раз всё объяснял и показывал в каких зонах какая будет температура. Тем не менее, один храбрец, всё-таки, околел насмерть 🙂
K2 у меня давно уже числится как хорошая игрушка для партии с новичками. Не абстрактная, быстро усваиваемая, понятная. Вот и в этот раз она подтвердила статус годного «гейтвея», объясняется достаточно просто, выбор действий – невелик, но при этом решения в игре весьма значимы, есть долгосрочная стратегия и даже немного присутствует роль случая. И я молчу о том, что она просто красива.
В коллекции есть ещё одна подобная игра — Survive! Escape from Atlantis, но она более требовательна к игрокам. В ней надо уметь перебороть себя и играть жёстко, не жалея товарищей. На это способны не все, так что выбирая игру для новичков я чаще склоняюсь именно к K2.
Семейное древо опробовали впервые. Разложили игру на троих. Там в правилах есть два варианта, в первом каждый собирает собственное семейное древо, во втором все игроки выкладывают карты в общее. Мы выбрали первый вариант.
Игровой набор – это карты, которые бывают 4-х видов: мужчины и женщины, встречи и события. Суть игры в том, что надо собирать семейные пары, а затем подкладывать к ним детей и родителей. Так формируются несколько поколений семьи – то самое «семейное древо». Встречи – это вспомогательные карты, по правилам выложить пару из мужчины и женщины можно только вместе с картой встречи. События – это дополнительные карты, которые можно играть на членов семьи. У них одно предназначение – приносят дополнительные очки в конце игры. Карты мужчин и женщин состоят из нескольких частей: имя и возраст, изображение персонажа и некоторая вспомогательная информация.
Игра выглядит так: каждый игрок получает на руки по 5 карт, ещё 5 карт выкладываются на стол в открытую и рядом помещается колода. Теперь все начинают по очереди ходить. Ход игрока состоит из двух частей, сначала надо набрать 1 карту либо из колоды либо из 5 карт, лежащих в открытую, а затем сыграть карты с руки.
В правилах второй фазе хода посвящён целый большой раздел, там описывается аж 10 вариантов как можно сыграть карты. По сути все они сводятся к следующему: можно либо положить на стол новую пару, сыграв три карты (м+ж+встреча); сыграть ребёнка для ранее выложенной пары либо родителя к одному из членов пары; сыграть событие; подложить второго родителя для любого члена пары (с картой встречи); либо украсть у другого игрока девушку на выданье, сыграв мужчину и встречу.
Особенность игры в том, что она требует нехитрых математических расчётов. По правилам создание семейной пары возможно только при соблюдении ряда условий: мужчина может быть максимум на 9 лет старше супруги, а жена – не более чем на 2 года старше мужа. Репродуктивный возраст ограничен для женщин 18-42 годами, для мужчин – 18-45. Поэтому каждый раз выкладывая пару, родителя или ребёнка, нужно прикидывать, подходит ли выбранный член семьи по возрасту уже имеющимся. Годится ли он в мужья, отцы или дети. Впрочем, вести подсчёты при этом не обязательно. На картах мужчин справочно отпечатаны приемлемые годы жизни супруги, а на картах женщин – подходящие даты рождения ребёнка.
Цель игры – построить самое продолжительное семейное древо, чтобы в нём фигурировали люди с одной фамилией. Другими словами – в вашей семье должно быть как можно больше поколений, чтобы можно было проследить всех прямых потомков самого старшего члена семьи. За каждого такого персонажа начисляется по 2 очка, ещё по 1 очку даётся за всех остальных персонажей и за каждое событие. У кого очков больше всех, тот и победил.
Играется это всё примерно так: взяли карту в руки, сыграли пару. Затем ищем подходящих детей или родителей. Если есть – играем их, если нет – можем выложить новую пару. Если и это невозможно, играем события. Думать тут особо не надо. Есть подходящая карта – играй. Нет – пропускай ход. По степени вовлечённости игрока и значимости принимаемых решений это примерно уровень пасьянса «Косынка», разве что в него надо играть одному, а тут возможен сеанс одновременной игры нескольких человек.
Большую часть игрового времени приходится ковыряться в собственной песочнице, надеясь, что из колоды придут нужные карты. Обращать внимание на других игроков нужно только в одном случае – если у кого-то появляется ребёнок репродуктивного возраста. Это та самая невеста на выданье, которую при наличии подходящих карт можно забрать себе. Во всех остальных случаях нет никакой причины смотреть, что там делают соперники. Повлиять на развитие их семейного древа возможности всё равно нет.
Немного неудобным показалось расположение карт на столе. С самого начала всё прекрасно – мы кладём две карты, мужчину и женщину, и объединяем их третьей, встречей. Сложности начинаются когда эта пара начинает обрастать детьми и родителями. Снизу кладём маму и папу для мужа и маму и папу для жены – это 4 карты. Сверху можно расположить до 6 карт (у семьи по правилам может быть до 6 детей). Каждый из этих детей теоретически может найти себе пару и образовать семью. Это значит к каждой карте можно подложить ещё 2 (пару + встречу). А, ведь, ещё на людей можно играть события… В итоге получается достаточно большое нагромождение, в котором не всегда можно понять кто кем кому приходится.
Второй вариант правил мы ещё не пробовали, но я сильно подозреваю, что он немногим интереснее первого. Какая разница – собирает каждый свой собственный пасьянс или все выкладывают карты в общий? Суть-то от этого не меняется, в Семейном древе нет значимых решений, игра работает, фактически, на автомате. Конечно, не настолько автоматически, как Зомби! Спасайся кто может!, но очень близко. Чего-то решать или думать не требуется.
Но основная претензия к Семейному древу даже не в том, что «игра играет игроком». К сожалению, игровой процесс здесь попросту скучен. Можно оправдываться тем, что настолка развивает навыки сложения и вычитания, необходимые для подсчёта возраста персонажей, или даже способствует развитию фантазии (в правилах есть вариант, при котором выкладывая пару нужно рассказать где и как эти люди познакомились), но с точки зрения игрового процесса здесь всё очень и очень примитивно. Никакой изюминки. Оригинальная механика – сам по себе принцип выкладывая карт в семейное древо – присутствует, но интерес со стороны игроков к ней колеблется около нулевой отметки.
Я бы очень хотел посоветовать Семейное древо хоть кому-нибудь, но не могу этого сделать. Игра мне категорически не понравилась, садиться за неё второй раз нет никакого желания.
Идея семейного древа очень хорошая, но я бы перенёс в сеттинг средневековья, наподобие Crusader Kings. Ну и с механикой, как я уже понял, борода полная.
Я так думаю, авторы на это и делали упор, и это игра не про раскладывание карт, а про рассказывание историй. Очевидно, сводя очередную пару нужно не просто выдумать им какую-нибудь историю, а выдумать такую, которая бы не противоречила историям других пар и органично вплеталась в общую историю семьи.
Результатом партии будет почти готовый сценарий для очередной «мыльной оперы». 🙂
Но это всё – исключительно мои домыслы; игры я не видел, с авторами не общался.
Ну такая игра уже есть — «Летопись»
@wario
У меня есть ощущение, что вы не играли в одну из них. Где в Летописи «древо», а в CK миплы? Игры совершенно разные.
Семейное древо: Я игру видел, и могу сказать, что она не математическая, а именно на фан. От игроков именно требуется рассказывать истории про разных предков. Для этого и требуются карты встреч. Игра веселая, но требует компании, в которой все настроились поболтать;)
@ZoRDoK
Это примерно то что ты хочешь. 🙂
ftp://ftp.grognard.com/download/games/board/plant.zip
Правда игра не доделана. 🙁 И играть в се равно довольно скучно.
@ZoRDoK вы не верно меня поняли. Было написано, что неплохо бы перенести в средневековый сеттинг. Летопись у меня осталась в воспоминаниях именно нечто вроде средневекового сеттинга, и да, там есть схожая линия — вроде как история семьи развивается. Про одинаковость игр и речи не шло.