Блог о настолках продолжает радовать отличными описаниями настольных игр. На этот раз автор поделился впечатлениями от опробованных на очередном фестивале настольных игр Zooloretto, Cuba, Roborally и Agricola. Причём, в отличие от сами знаете кого, все эти мысли и описания поставляются что называется "из первых рук", что не может не радовать.
Суббота началась с партии в “Zooloretto” — очень семейной игры про заселение зоопарков зверями. Основой для этой игры послужила карточная “Coloretto“. И если я воспринимаю последнюю, как пример замечательной механики в чистом виде, то “зоопарки” — это пример того, как на костяк хорошей механики нарастили кучу лишних условностей. Более того, победный фактор в “зоопарках” сильно изменен. Это привело к тому, что я узнал, что стал победителем в этой партии только в самом конце игры. Лидерство в процессе игры быстро и просто не просматривается, в “Coloretto” же достаточно взглянуть на карты, лежащие на столе другого игрока. Тем не менее, “зоопарки” — игра несложная для понимания, в которую хорошо играть в кругу семьи, с детьми. При наличии русских правил знание языка не требуется. Игроки, любящие более агрессивные игры, наверняка предпочтут старую добрую “Coloretto” — компактно, быстро и… эээ, как это по-русски… competitive… соревновательно?
Потом была “Cuba” — немецкая комплексная и очень красивая стратегия 2007 года. Об этой игре хорошо написал Саша, поэтому я пройдусь только по основной механике. Это выбор персонажа. Всего у каждого игрока по пять карт персонажей. В каждом отдельном раунде играются четыре из них, а условная сила пятой карты плюс деньги на покупку дополнительных голосов позволяют влиять на результат последующих выборов.
На подкупе можно хорошо блефовать, так как деньги, которые игрок хочет заплатить за голоса, зажимаются в кулаке. Потом, одновременно, все открывают ладони. По результатам выборов игрок, собравший максимум голосов, вводит в игру два каких-нибудь закона из четырех возможных (это специальные карты с текстом, разбитые на четыре группы). Законы тем или иным образом влияют на правила игры.
Вторая важная часть игры — это производство. Продукты и произведенные из них товары продаются либо на рынке за деньги, либо грузятся на корабли, что приносит победные очки. Ресурсы же нужны для постройки зданий. Здания бывают разные. Например, могут производить товары, или увеличивать приток ресурсов в каждом раунде. Мне сложно определить одним словом механику получения ресурсов и продуктов, а также механику работы построенных зданий. Ничего похожего я раньше не видел. У каждого игрока есть поле, разбитое на клетки. На каждой клетке нарисован некий ресурс или продукт. Когда игрок играет карту рабочего, он ставит фигурку рабочего на одну из клеток своего поля. В результате игрок получит ресурсы, нарисованные в каждой клетке ряда и столбца местоположения рабочего. Здания также строятся на этих клетках. Чем больше застройки, тем меньшим количеством ресурсов игрок может пополнять свое хозяйство.
Для каждого из нас это была первая партия. Только хозяин коробки успел заранее прочитать английские правила. Игра на первый взгляд довольно сложна, однако стоит сыграть пару раундов и все становится на свои места. Также происходит путаница с названиями товаров, ресурсов и продуктов: это первая на моей памяти игра, где используется столько фишек разных видов, формы и назначения.
Итак, “Cuba” — комплексная, немного сложная на первый взгляд, очень красивая, несемейная, высококонкурентная стратегия. Знание языка приветствуется, но не является обязательным, если за столом есть хотя бы один игрок, владеющий английским. Игра нравится, более того, она уже в пути и скоро попадет в мои руки.
День продолжился партией в “Roborally“, где играли мы команда на команду по неофициальным правилам под названием “Domination“. Игравшие когда-либо в компьютерные FPS типа “Unreal Tournament” или “Team Fortress” прекрасно знают этот режим многопользовательского боя. Однако, мы не полностью следовали правилам “Domination”, выкинув из игры специализации роботов из-за резко возросшей сложности. Среди нас были игроки, ни разу не игравшие до этого даже в базовые “Roborally”. Мы сделали роботов одинаковыми по возможностям, запретили friendly fire и носились от точки к точке, стараясь на конец каждого раунда контролировать больше точек, чем команда-конкурент. Игра получилась довольно веселой и суматошной, впрочем, так происходит всегда при большом количестве игроков.
Вечер первого дня фестиваля ознаменовался партией в игру №1 в рейтингах BGG — в “Agricola“. Описывать правила я не вижу смысла по той простой причине, что это была облегченная семейная версия игры и, скорее всего, много осталось просто за бортом моего восприятия.
Надо сказать, что даже облегченная версия “Agricola” для понимания будет посложнее той же “Cuba”. Может быть, я, конечно, неправильно играл, но для меня три долгих часа, которые длилась партия, превратились в бесконечный кризисный менеджмент, разбавленный постоянным ожиданием своего хода. Это было долго, все было плохо и это было скучно. Известно, что активно голосующие на BGG люди, в большинстве своем, хардкорные игроки. А я, видимо, еще не дорос до игр хардкорного уровня, что, впрочем, не считаю за минус. “Cuba” мне понравилась гораздо больше игры №1. Спасибо хозяину “Агриколы”, теперь я точно знаю, что не буду покупать эту игру.
На Триоминосе кто-то тоже ругал Агриколу =)
Это Mazz_O был известный любитель лайтовых игр типа Stone Age:)
@rusa
Почитав его гик и комментарии, мне кажется, он весьма умудрён опытом касательно игр. Лучшие (имхо) игры обладают простой и понятной механикой игры, на базе которой разворачивается членение на возможности. Судя по нескольким описаниям, Агрикола играется в напряжении, к тому же далеко не сразу ясно — кто побеждает (а следовательно, также не слишком ясно как достигать победы, и на что влияют действия в глобальном плане). Для еврогейма довольно всё печально — потратить три часа можно с успехом и на америтреш.
С удовольствием сыграю в неё, если представится возможность, но вряд ли буду приближать это событие из собственного кармана после этих рецензий. =)
Золоретто — очень приятная игрушка, подкупает своим антуражем.Колоретто — абстрактный незапоминающийся филлер,хотя и отличный. Золоретто-полноценная семейная игра, простая и увлекательная.
Мои восторги по поводу Кубы после десятка партий несколько поубавились. Процесс игры напоминает именно антикризисный менеджмент — все обычно плохо и как исправлять ситуацию — непонятно. Игра длится всего 5(или6?) раундов, поэтому в идеале надо приступать к игре с готовой продуманной стратегией, поскольку в процессе игры будет поздно что -то менять. Но на моей памяти угадать со стратегией удавалось редко, и игровой процесс зачастую превращался в хаос. Хаосу очень способствует система производства, когда каждый ход надо отказзывацца от одних жизненно важных ресурсов в пользу других.
В агриколу не играл, но хотелось бы попробовать. По многочисленным обзорам сложилось впечатление, что игра сложная и в целом хорошая, хотя и не настолько хорошая, чтоб занимать первое место на геймгике. На четверку с плюсом.
@ZoRDoK
Если разговор о моей умудрености, то наверное тебя огорчу…я опробовал не так много игр, как например Руслан или другие посетители Блога. Наверное разница в приоритетах. Руса был брав — я жестокий семейник и мне нравятся недолгие игры с элементом случайности (чтобы любой мог сесть за стол и не чуствовать себя ущемленным в незнании нюансов). А Руслану, наоборот, нужен рассчет до конца игры и по возможности чтобы ничего этому не мешало…
Лично меня в Зоолоретто хватило на 2 дня непрерывных партий, но я всё равно ее считаю одной из лучших семейных игр, где есть место и рандому, и рассчету.
Агрикола при моей любви к атмосферности игры никак не смогла заставить меня фантазировать на тему «я — фермер». Причиной тому как механика, так и оформление (а некоторые знакомые реальные любители покопаться в огороде и имевшие дело со скотом так вообще возненавидели эту игру за нереальность событий…). Кубики вместо коров, плюшки вместо людей….В наше то время, когда из дерева делаются любые фигурки…И еще очень бесит тот факт, что нормальные фигурки ресурсов можно купить отдельно за цену одной средней настолки (имеется ввиду несколько комплектов деревянных фигурок — животные и ресурсы)
Но я ни в коем разе не хочу отговорить играть. Пробуйте, ибо в 80-90% случаев Агрикола нравится…
iggy, не представляю в Cuba заранее продуманную стратегию. Победные очки — единственный ресурс, необходимый для победы. А заработать их можно буквально парой способов. Другое дело, что на каждом ходу нужно стараться определить, в какой последовательности будут сыграны персонажи конкурентов.
@ZoRDoK
Сложная версия Агриколы играется максимум час; и игрок впервые сыгравший в эту игру и, наверняка, не разобравшийся в правилах не является объективным оценщиком. Мы в эту игру играем довольно часто и очень нравится.
@iggy
Ваше описание про Кубу очень напоминает Агриколу)))
У меня точно такое же впечатление. Мы играли в Агриколу в 2, 3, 4 и 5 игрков. Все игры прошли довлльно напряженно и быстро.
Я и жена ОЧЕНЬ удивлены как можно в нее играть 3 часа. В целом правила элементарные. Ходы часто очевидны. Единственное объяснение это то что игроки увлеклись просчетом ходов.
Играли как в семейный (по мне так неинтересный совсем, слишком прямолинейный) и в полный варианты. Время на игру в целом мало отличается.
Игра обычно довольно напряженная. Если людей много то не хватает ресурсов (реально нехватает и подрезание ресурсов очень распространено), если мало то ходов.
Определить лидера действительно сложно.
А вот как достигнуть победы в целом понятно. Игра не на взаимодействие игроков потому не так уж и важно кто лидер. Важна сбалансированная ферма, где есть все и много.
@Alt
Под стратегией я понимал заранее продуманную цепочку действий. Именно цепочка — т.е. постройка нескольких зданий в течение нескольких ходов для максимального производства того или иного ресурса (вода,дерево,камень,золото,сахар,табак,ром,сигары). Вспоминаются несколько стратегий:
1)постройка колодца и добывание больших объемах воды(не оправдала себя)
2)постройка табачной(или ромовой) фабрики (как повезет — неизвестно,будет ли востребован этот товар на рынке)
3)постройка банков и «тупое» зарабатывание бабла, позволяющее скупать победные очки и подкупать электорат при голосовании(чтобы принимать невыгодные остальным игрокам законопроекты) — эта стратегия вроде увенчалась успехом.
Я думаю, что без поиска стратегии, с планированием не дальше текущего хода, играть было бы совсем неинтересно — слишком много хаоса и неопределенности.