Инновация. Обзор игры
Представляю ещё один материал, подготовленный в рамках нашего конкурса обзоров. Читатель по имени Вячеслав рассказывает об Инновации, и прямо указывает на её сильные и слабые стороны.
«Инновация» была издана в России в 2012 году, в то время как оригинальное издание успело расшириться как минимум одним дополнением. За неполных два года на рынке игра успела обзавестись как верными поклонниками, так и убеждёнными противниками, причём в обоих лагерях всё ещё наблюдается пополнение. В чем основные особенности этой игры, и почему она вызывает столь противоречивые ощущения — попробуем разобраться в этом кратком обзоре.
«Инновация» поставляется в небольшой коробке с типичной для «цивилизационных» игр иллюстрацией, где римский легионер, учёный эпохи возрождения и Валентина Владимировна Терешкова фотографируются на фоне Эйфелевой башни. Внутри юные инноваторы обнаружат 110 карт, четыре планшета-напоминалки для игроков и буклет с правилами. Количество карт особенно порадует любителей наряжать свои карточные игры в протекторы, поскольку им придётся приобрести три, а не две стандартные упаковки.
Комплектация «Инновации». По оформлению и качеству полиграфии
игра нареканий не вызывает, но внутреннее пространство коробки
не позволяет поместить туда карты в протекторах, увыПодготовка к игре занимает минимум времени. Карты инноваций раскладываются по десяти стопкам, соответствующим историческим эпохам — от глубокой древности до недалёкого будущего. Из первых девяти стопок изымается по одной карте, которые будут выступать в роли победных очков «лидерства». После этого игроки тянут по паре карт из первой колоды и приступают к историческому соревнованию.
Игровой процесс незамысловат. Участники играют карты разнообразных инноваций и постепенно продвигаются от колоды №1 к колоде №10. Карты ранних эпох навряд ли порадуют вас интересными и мощными комбинациями. Однако, по мере исчерпания начальных колод, игра всё больше и больше обостряется. В эндшпиле игра обостряется до своего логического предела — появляется возможность выиграть игру одной-единственной картой. Кстати, победы в игре можно достичь одним из двух способов: либо активацией карты, на которой явно написано «вы выиграли», либо последовательным накоплением определённого количества очков лидерства. Наличие альтернативных путей к победе зачастую приводит к драматическим развязкам, когда вы уверенно ведёте по очкам лидерства, однако можете в мгновение ока проиграть, когда ваш безнадёжно отставший противник сыграет с руки удачную карту, которая сведёт на нет всё ваше преимущество. Если подобные ситуации способны подорвать вашу веру в справедливость (вас можно понять!) — то определённо, «Инновация» не для вас.
Примечательно, что в игре напрочь отсутствует дерево технологий, характерное для игр «про цивилизации». Ничто не мешает вам осчастливить вашу цивилизацию технологией реактивных двигателей, имея за душой лишь «скотоводство» и «каменную кладку». Более того, вы вправе обратить естественный ход истории и внедрять инновации ранних эпох поверх более поздних. Не каждый игрок решится отказаться от спутниковой связи в пользу, скажем, изобретения колеса, когда того потребуют обстоятельства.
Карты инноваций распределены по десяти эпохам. По мнению автора игры,
космическая эпоха — это отличное время для таких изобретений,
как «фотоэлементы», «генетика», а также совсем нелепые «пригороды» и
«сотрудничество»… Обратите внимание, что в отличие от большинства игр,
карты ориентированы горизонтально, а не вертикально
Игровое взаимодействие в игре построено вокруг сыгранных карт инноваций. На каждой карте указано несколько эффектов, которые зачем-то названы «догмами» (сложно придумать менее подходящее слово, однако это не особенность русского перевода, а причуда оригинального издания). Помимо догм, каждая карта имеет некоторое количество символов ресурсов, поэтому чем больше активных карт игрок имеет на поле, тем больше ресурсов они ему приносят. Однако, в отличие от ресурсов в большинстве настольных игр, эти ресурсы не накапливаются и даже не расходуются. Ресурсы определяют то, какие игроки будут подвержены действию ваших догм, и этот момент, пожалуй, вызывает наибольшие затруднения у новичков. Так, если вы играете «полезную» догму, то вместе с вами её сыграют все игроки, у которых количество заданного ресурса не меньше, чем у вас. Если вы играете «атакующую» догму, то от неё пострадают только те игроки, у которых заданного ресурса меньше, чем у вас. И если эта механика покажется вам чересчур запутанной, то небезосновательно. После недолгих размышлений, большинство игроков приходит к выводу, что выгоднее всего разыгрывать те догмы, по ресурсам которых они являются лидерами.
Кстати, с ресурсами связана, пожалуй, самая оригинальная механика «Инновации» — сдвиг стопок. Играя новые карты поверх старых, игроки образуют стопки. В нормальном состоянии в стопке видна только верхняя карта и, соответственно, её ресурсы идут вам в зачёт. Однако, разыграв специальные догмы, вы можете сдвинуть стопку влево, вправо или даже вверх. При сдвиге из-под верхней карты выглядывают нижние и… открываются их символы ресурсов. Эти символы расположены на картах таким образом, что сдвиг влево открывает один дополнительный ресурс с каждой карты, вправо — два ресурса, а вверх — целых три. Из-за этих сдвигов «Инновация» довольно требовательна к наличию на игровом столе свободного места. Разложить её на заднем сиденье автомобиля во время загородной поездки не получится (а если у вас получится — мне остаётся лишь позавидовать размеру вашего автомобиля).
Механика сдвигов в действии. Все стопки содержат по пять карт.
Жёлтая и зелёная стопки не сдвинуты и приносят своим игрокам
по три ресурса каждая. Не густо. Фиолетовая стопка сдвинута влево и
даёт шесть ресурсов. Красная сдвинута вправо, что приноситеё владельцу
аж десять ресурсов. Неплохо, но обратите внимание на синюю стопку.
Сдвиг вверх позволяет ей давать четырнадцать ресурсов!От описания игрового процесса перейдём к впечатлениям. А впечатления от игры в «Инновацию» у меня крайне противоречивы. «Инновация» вполне работает как игра. Работает в том плане, что от игры можно получить удовольствие, которое по моим личным ощущениям обратно пропорционально количеству участников. Она неплохо играется вдвоём и со скрипом — втроём, но садиться за неё вчетвером уже не стоит — хаотичность игрового процесса сломит даже самых решительных инноваторов. Можно смело сказать, что «Инновация» — неплохая игра, но вот назвать её хорошей не поворачивается язык, и вот почему:
Во-первых, игра абсолютно условна. Эта условность проявляется в каждом аспекте — в принадлежности карт эпохам, в отсутствии связи между названием карты и её действием, в управлении ресурсами. Возьмём для примера распределение карт по цветам. Есть ли какая-то логика в том, что «каменная кладка», «скотоводство» и «статистика» жёлтые, а «гончарное дело», «календарь» и «теория относительности» — синие? Что общего у «вёсел», «дорог» и, внезапно, «оптики»? Что подразумевается под ресурсом «время», если его можно заполучить при помощи «ракет»? На эти вопросы нет вразумительного ответа и это не может не портить впечатление от игры. Играя карту с названием «специализация» (отличное название для очередной инновации! Моя цивилизация открыла порох, обработку металла и, пардон, специализацию) осознаёшь, что вся эта тематика эпох и открытий притянута, мягко говоря, за уши. С тем же успехом вместо инноваций могли бы фигурировать фентезийные персонажи или колонизированные планеты. Или танки времён второй мировой войны… В плане диссонанса между выбранным сеттингом и игровой механикой «Инновацию» может переплюнуть разве что базовый «Доминион», который, впрочем, переплёвывает «Инновацию» и по всем остальным параметрам…
Второй существенной претензией к «Инновации» является крайне запутанная терминология. Изучение текста на очередной карте каждый раз превращается в нетривиальное лингвистическое упражнение. «Если нет игрока, чьи карты приносят больше деревьев, чем фабрик, то единственный игрок с наименьшим влиянием выигрывает». Возможно, для программистов на Фортране такие конструкции и не вызывают сложностей, но большинству людей остаётся молча недоумевать: если игрок с наименьшим влиянием — единственный, то против кого он вообще играет? Чтобы ещё больше усложнить понимание, в текстах карт вводятся специальные термины, обозначающие перемещение карт из одной игровой зоны в другую. Вы можете играть, перерабатывать, архивировать и зачитывать ваши карты и вы (гарантирую!) испытаете непередаваемые ощущения, когда в очередной раз возложите все свои надежды на одну карту, а потом выясните, что она делает не то, что вы думали (поскольку то, что вы думали, называется «зачтите», а на карте значится «архивируйте»). Мне довелось сыграть пару партий со своим скептически настроенным отцом, и на каждую мою фразу наподобие «активировать догму денег, чтобы переработать феодализм» он язвительно интересовался, знаю ли я значения тех слов, которые произношу?
Впрочем, все недостатки познаются в сравнении. «Инновация» значительно менее условна, чем преферанс и значительно менее запутана, чем настоящая «Цивилизация Сида Мейера». И, кроме того, её розничная цена составляет порядка 600 рублей, что не так уж и много по сегодняшним меркам. Активировать догму ядерной реакции и вернуть своих соперников прямиком к первобытно-общинному строю — бесценно. А для остального, как известно, есть MasterCard =)
Похожие записи
@ignis
аплодирую стоя! абсолютно согласен, хорошо когда можно поиграть вживую в компании друзей, но еще лучше когда можно поиграть и в онлайн.
онлайн учит, ты начинаешь понимать игру, зачастую понимаешь что не понимал раньше правила, это не только по инновации, те же колонизаторы, цитадели, даже имея хорошо написанные правила к ним издаются разжевавыющие faq.
@Денис II то же сказала моя девушка когда мы сыграли первый раз, но потом в компании мы сыграли еще несколько раз, меня игра зацепила, нашел онлайн версии и пришло озарение, что те карты которые мы считали отстоем, оказываются имбой, то же глиняное дело или уголь. Когда ты нуб ты не понимаешь как ими играть.
А комментарии прямо как во время двухминутки ненависти. Пошли переходы на личности, появляются «бараны», «нубы» и «мудаки».
Кто тут все еще считает, что Инновация не очень веселая и к тому же абстрактная? Нет, она очень социальная, конфликтная и глубокая игра.
«Инновация» — просто обалденная игра, очень продуманная, выверенная и сбалансированная. Постоянно в нее играем — это единственная игра, которая вот уже какое время не надоедает, и к которой мы в компании регулярно возвращаемся.
Если кто-то не понял «Инновацию» или полностью не разобрался, как в нее играть, то игра от этого плохой не становится. Игра рассчитана на определенный интеллект. И играть в «Инновацию» лучше максимальным составом — проверено неоднократно.
Интересно, сколько раз автор статьи сыграл в «Инновацию»?
Если кто-то не видит связи между символами и цветами на картах, то ему или ей стоит почитать вот эти две статьи:
http://настольныйблог.рф/2012/08/11/атмосфера-инноваций-часть-первая/
http://настольныйблог.рф/2012/08/31/атмосфера-инноваций-часть-вторая-цве/
«Инновация» — весьма хорошая игра. Это факт. Она подходит не для всех. У части игроков есть реальные проблемы с терминами — они продолжают их путать и на 10-й партии. Игра действительно выносит мозг в первую-вторую партию. Баланс неплохой, выверен. Есть, конечно, откровенно сильные и слабые карты в целом, однако любая из них может быть полезной/бесполезной при определённых обстоятельствах. Игры на 2-х, 3-х и 4-х — это совершенно разные игры. И на двоих игра не менне замечательна, чем на 4-х. Связи между символами и цветами есть, но они слабые, есть не везде и не всегда и на мой взгляд, автор на них совсем не заморачивался, создавая игру, мне кажется он гораздо больше внимания уделил балансу в ущерб смыслу. Стоит ли так ревностно цепляться за эти грешные связи, если сам автор за них явно не цеплялся? 🙂
То есть все, кому Инновация не понравилась либо глупы, либо просто не разбираются в ней. Совершенно не попахивает фанатизмом.
@Константин Автор обзора действительно не до конца разобрался в игре. Без фанатизма.
@Константин
вот Константин ты уже оставил 3 комментария не о чем, я предлагаю от разглагольствования перейти к делу, заходишь на http://innovation.isotropic.org/play и играешь с игроками 15-20 уровня, партий думаю игр 20 тебе хватит, после того как закончишь с 20 поражениями, тогда и поймешь, что и ты не понял игры)