Инновация. Обзор игры

Представляю ещё один материал, подготовленный в рамках нашего конкурса обзоров. Читатель по имени Вячеслав рассказывает об Инновации, и прямо указывает на её сильные и слабые стороны. 

«Инновация» была издана в России в 2012 году, в то время как оригинальное издание успело расшириться как минимум одним дополнением. За неполных два года на рынке игра успела обзавестись как верными поклонниками, так и убеждёнными противниками, причём в обоих лагерях всё ещё наблюдается пополнение. В чем основные особенности этой игры, и почему она вызывает столь противоречивые ощущения — попробуем разобраться в этом кратком обзоре.

«Инновация» поставляется в небольшой коробке с типичной для «цивилизационных» игр иллюстрацией, где римский легионер, учёный эпохи возрождения и Валентина Владимировна Терешкова фотографируются на фоне Эйфелевой башни. Внутри юные инноваторы обнаружат 110 карт, четыре планшета-напоминалки для игроков и буклет с правилами. Количество карт особенно порадует любителей наряжать свои карточные игры в протекторы, поскольку им придётся приобрести три, а не две стандартные упаковки.


Комплектация «Инновации». По оформлению и качеству полиграфии
игра нареканий не вызывает, но внутреннее пространство коробки
не позволяет поместить туда карты в протекторах, увы

Подготовка к игре занимает минимум времени. Карты инноваций раскладываются по десяти стопкам, соответствующим историческим эпохам — от глубокой древности до недалёкого будущего. Из первых девяти стопок изымается по одной карте, которые будут выступать в роли победных очков «лидерства». После этого игроки тянут по паре карт из первой колоды и приступают к историческому соревнованию.

Игровой процесс незамысловат. Участники играют карты разнообразных инноваций и постепенно продвигаются от колоды №1 к колоде №10. Карты ранних эпох навряд ли порадуют вас интересными и мощными комбинациями. Однако, по мере исчерпания начальных колод, игра всё больше и больше обостряется. В эндшпиле игра обостряется до своего логического предела — появляется возможность выиграть игру одной-единственной картой. Кстати, победы в игре можно достичь одним из двух способов: либо активацией карты, на которой явно написано «вы выиграли», либо последовательным накоплением определённого количества очков лидерства. Наличие альтернативных путей к победе зачастую приводит к драматическим развязкам, когда вы уверенно ведёте по очкам лидерства, однако можете в мгновение ока проиграть, когда ваш безнадёжно отставший противник сыграет с руки удачную карту, которая сведёт на нет всё ваше преимущество. Если подобные ситуации способны подорвать вашу веру в справедливость (вас можно понять!) — то определённо, «Инновация» не для вас.

Примечательно, что в игре напрочь отсутствует дерево технологий, характерное для игр «про цивилизации». Ничто не мешает вам осчастливить вашу цивилизацию технологией реактивных двигателей, имея за душой лишь «скотоводство» и «каменную кладку». Более того, вы вправе обратить естественный ход истории и внедрять инновации ранних эпох поверх более поздних. Не каждый игрок решится отказаться от спутниковой связи в пользу, скажем, изобретения колеса, когда того потребуют обстоятельства.


Карты инноваций распределены по десяти эпохам. По мнению автора игры,
космическая эпоха — это отличное время для таких изобретений,
как «фотоэлементы», «генетика», а также совсем нелепые «пригороды» и
«сотрудничество»… Обратите внимание, что в отличие от большинства игр,
карты ориентированы горизонтально, а не вертикально

Игровое взаимодействие в игре построено вокруг сыгранных карт инноваций. На каждой карте указано несколько эффектов, которые зачем-то названы «догмами» (сложно придумать менее подходящее слово, однако это не особенность русского перевода, а причуда оригинального издания). Помимо догм, каждая карта имеет некоторое количество символов ресурсов, поэтому чем больше активных карт игрок имеет на поле, тем больше ресурсов они ему приносят. Однако, в отличие от ресурсов в большинстве настольных игр, эти ресурсы не накапливаются и даже не расходуются. Ресурсы определяют то, какие игроки будут подвержены действию ваших догм, и этот момент, пожалуй, вызывает наибольшие затруднения у новичков. Так, если вы играете «полезную» догму, то вместе с вами её сыграют все игроки, у которых количество заданного ресурса не меньше, чем у вас. Если вы играете «атакующую» догму, то от неё пострадают только те игроки, у которых заданного ресурса меньше, чем у вас. И если эта механика покажется вам чересчур запутанной, то небезосновательно. После недолгих размышлений, большинство игроков приходит к выводу, что выгоднее всего разыгрывать те догмы, по ресурсам которых они являются лидерами.

Кстати, с ресурсами связана, пожалуй, самая оригинальная механика «Инновации» — сдвиг стопок. Играя новые карты поверх старых, игроки образуют стопки. В нормальном состоянии в стопке видна только верхняя карта и, соответственно, её ресурсы идут вам в зачёт. Однако, разыграв специальные догмы, вы можете сдвинуть стопку влево, вправо или даже вверх. При сдвиге из-под верхней карты выглядывают нижние и… открываются их символы ресурсов. Эти символы расположены на картах таким образом, что сдвиг влево открывает один дополнительный ресурс с каждой карты, вправо — два ресурса, а вверх — целых три. Из-за этих сдвигов «Инновация» довольно требовательна к наличию на игровом столе свободного места. Разложить её на заднем сиденье автомобиля во время загородной поездки не получится (а если у вас получится — мне остаётся лишь позавидовать размеру вашего автомобиля).


Механика сдвигов в действии. Все стопки содержат по пять карт.
Жёлтая и зелёная стопки не сдвинуты и приносят своим игрокам
по три ресурса каждая. Не густо. Фиолетовая стопка сдвинута влево и
даёт шесть ресурсов. Красная сдвинута вправо, что приноситеё владельцу
аж десять ресурсов. Неплохо, но обратите внимание на синюю стопку.
Сдвиг вверх позволяет ей давать четырнадцать ресурсов!

От описания игрового процесса перейдём к впечатлениям. А впечатления от игры в «Инновацию» у меня крайне противоречивы. «Инновация» вполне работает как игра. Работает в том плане, что от игры можно получить удовольствие, которое по моим личным ощущениям обратно пропорционально количеству участников. Она неплохо играется вдвоём и со скрипом — втроём, но садиться за неё вчетвером уже не стоит — хаотичность игрового процесса сломит даже самых решительных инноваторов. Можно смело сказать, что «Инновация» — неплохая игра, но вот назвать её хорошей не поворачивается язык, и вот почему:

Во-первых, игра абсолютно условна. Эта условность проявляется в каждом аспекте — в принадлежности карт эпохам, в отсутствии связи между названием карты и её действием, в управлении ресурсами. Возьмём для примера распределение карт по цветам. Есть ли какая-то логика в том, что «каменная кладка», «скотоводство» и «статистика» жёлтые, а «гончарное дело», «календарь» и «теория относительности» — синие? Что общего у «вёсел», «дорог» и, внезапно, «оптики»? Что подразумевается под ресурсом «время», если его можно заполучить при помощи «ракет»? На эти вопросы нет вразумительного ответа и это не может не портить впечатление от игры. Играя карту с названием «специализация» (отличное название для очередной инновации! Моя цивилизация открыла порох, обработку металла и, пардон, специализацию) осознаёшь, что вся эта тематика эпох и открытий притянута, мягко говоря, за уши. С тем же успехом вместо инноваций могли бы фигурировать фентезийные персонажи или колонизированные планеты. Или танки времён второй мировой войны… В плане диссонанса между выбранным сеттингом и игровой механикой «Инновацию» может переплюнуть разве что базовый «Доминион», который, впрочем, переплёвывает «Инновацию» и по всем остальным параметрам…

Второй существенной претензией к «Инновации» является крайне запутанная терминология. Изучение текста на очередной карте каждый раз превращается в нетривиальное лингвистическое упражнение. «Если нет игрока, чьи карты приносят больше деревьев, чем фабрик, то единственный игрок с наименьшим влиянием выигрывает». Возможно, для программистов на Фортране такие конструкции и не вызывают сложностей, но большинству людей остаётся молча недоумевать: если игрок с наименьшим влиянием — единственный, то против кого он вообще играет? Чтобы ещё больше усложнить понимание, в текстах карт вводятся специальные термины, обозначающие перемещение карт из одной игровой зоны в другую. Вы можете играть, перерабатывать, архивировать и зачитывать ваши карты и вы (гарантирую!) испытаете непередаваемые ощущения, когда в очередной раз возложите все свои надежды на одну карту, а потом выясните, что она делает не то, что вы думали (поскольку то, что вы думали, называется «зачтите», а на карте значится «архивируйте»). Мне довелось сыграть пару партий со своим скептически настроенным отцом, и на каждую мою фразу наподобие «активировать догму денег, чтобы переработать феодализм» он язвительно интересовался, знаю ли я значения тех слов, которые произношу?

Впрочем, все недостатки познаются в сравнении. «Инновация» значительно менее условна, чем преферанс и значительно менее запутана, чем настоящая «Цивилизация Сида Мейера». И, кроме того, её розничная цена составляет порядка 600 рублей, что не так уж и много по сегодняшним меркам. Активировать догму ядерной реакции и вернуть своих соперников прямиком к первобытно-общинному строю — бесценно. А для остального, как известно, есть MasterCard =)

Innovation, Обзоры



Похожие записи
  • К «Мистериуму» выйдет второе дополнение
  • Появился «Соображарий Два»
  • Король в Жёлтом прибывает в Аркхэм
  • Новые наборы «Войны» к Дню Победы
  • Расписание ближайших игротек
    1. proto
      29 Ноя 2013 из 10:22 | #1

      @ignis

      аплодирую стоя! абсолютно согласен, хорошо когда можно поиграть вживую в компании друзей, но еще лучше когда можно поиграть и в онлайн.

      онлайн учит, ты начинаешь понимать игру, зачастую понимаешь что не понимал раньше правила, это не только по инновации, те же колонизаторы, цитадели, даже имея хорошо написанные правила к ним издаются разжевавыющие faq.


      @Денис II то же сказала моя девушка когда мы сыграли первый раз, но потом в компании мы сыграли еще несколько раз, меня игра зацепила, нашел онлайн версии и пришло озарение, что те карты которые мы считали отстоем, оказываются имбой, то же глиняное дело или уголь. Когда ты нуб ты не понимаешь как ими играть.


    2. Константин
      29 Ноя 2013 из 11:37 | #2

      А комментарии прямо как во время двухминутки ненависти. Пошли переходы на личности, появляются «бараны», «нубы» и «мудаки».

      Кто тут все еще считает, что Инновация не очень веселая и к тому же абстрактная? Нет, она очень социальная, конфликтная и глубокая игра.


    3. Евгений
      01 Дек 2013 из 18:15 | #3

      «Инновация» — просто обалденная игра, очень продуманная, выверенная и сбалансированная. Постоянно в нее играем — это единственная игра, которая вот уже какое время не надоедает, и к которой мы в компании регулярно возвращаемся.


      Если кто-то не понял «Инновацию» или полностью не разобрался, как в нее играть, то игра от этого плохой не становится. Игра рассчитана на определенный интеллект. И играть в «Инновацию» лучше максимальным составом — проверено неоднократно.


      Интересно, сколько раз автор статьи сыграл в «Инновацию»?


      Если кто-то не видит связи между символами и цветами на картах, то ему или ей стоит почитать вот эти две статьи:

      http://настольныйблог.рф/2012/08/11/атмосфера-инноваций-часть-первая/

      http://настольныйблог.рф/2012/08/31/атмосфера-инноваций-часть-вторая-цве/


    4. Монуил
      02 Дек 2013 из 5:11 | #4

      «Инновация» — весьма хорошая игра. Это факт. Она подходит не для всех. У части игроков есть реальные проблемы с терминами — они продолжают их путать и на 10-й партии. Игра действительно выносит мозг в первую-вторую партию. Баланс неплохой, выверен. Есть, конечно, откровенно сильные и слабые карты в целом, однако любая из них может быть полезной/бесполезной при определённых обстоятельствах. Игры на 2-х, 3-х и 4-х — это совершенно разные игры. И на двоих игра не менне замечательна, чем на 4-х. Связи между символами и цветами есть, но они слабые, есть не везде и не всегда и на мой взгляд, автор на них совсем не заморачивался, создавая игру, мне кажется он гораздо больше внимания уделил балансу в ущерб смыслу. Стоит ли так ревностно цепляться за эти грешные связи, если сам автор за них явно не цеплялся? 🙂


    5. Константин
      02 Дек 2013 из 20:23 | #5


      Евгений :

      “Инновация” – просто обалденная игра, очень продуманная, выверенная и сбалансированная. Постоянно в нее играем – это единственная игра, которая вот уже какое время не надоедает, и к которой мы в компании регулярно возвращаемся.

      Если кто-то не понял “Инновацию” или полностью не разобрался, как в нее играть, то игра от этого плохой не становится. Игра рассчитана на определенный интеллект. И играть в “Инновацию” лучше максимальным составом – проверено неоднократно.


      То есть все, кому Инновация не понравилась либо глупы, либо просто не разбираются в ней. Совершенно не попахивает фанатизмом.


    6. Евгений
      02 Дек 2013 из 22:44 | #6

      @Константин Автор обзора действительно не до конца разобрался в игре. Без фанатизма.


    7. proto
      03 Дек 2013 из 9:51 | #7

      @Константин

      вот Константин ты уже оставил 3 комментария не о чем, я предлагаю от разглагольствования перейти к делу, заходишь на http://innovation.isotropic.org/play и играешь с игроками 15-20 уровня, партий думаю игр 20 тебе хватит, после того как закончишь с 20 поражениями, тогда и поймешь, что и ты не понял игры)


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.