Добро пожаловать в мир настольных игр

Пандемия. Обзор игры

Представляю материал о Пандемии, подготовленный в рамках конкурса обзоров читателем по имени Пётр. Рецензия хвалебная, но отмечается, что освоить игру неподготовленному новичку сложновато, зато потом, через несколько партий, Пандемия раскрывается во всей красе. 

Те, кто хотя бы пару-тройку раз примерит на себя роль медика, специалиста по карантину или ученого в кооперативной настольной игре Pandemic, больше не будут ассоциировать такие страшные названия болезней как чума, холера, малярия и прочие с термином «пандемия». Теперь «Пандемия» становится именем нарицательным. Кто бы ни собрался за столом, на ближайшие сорок пять минут или час должны стать соратниками — одной сплоченной командой исследователей, чтобы суметь скоординировать свои действия и раздобыть необходимые компоненты для изобретения лекарств от четырех болезней. Здесь нет противостояния с другими игроками, нет «предателя» или ИИ (искусственного интеллекта) игры, но приходится совместно искать пути решения для недопущения катастрофы, потому что времени с каждым ходом у игроков  становится все меньше. Условий для поражения здесь три, а для выигрыша всего лишь один, но автор этой настольной игры Мэтт Ликок знал, что делает.

Наверно, не долго красивая синяя коробка будет лежать запечатанной в заводскую упаковку на полке. Оформление и качество компонентов здесь на высоте, правда впоследствии все-таки пришлось пройтись по торцам игрового поля ПВА, чтобы мелкие расслоения от частого раскрытия карты (а в нее или играют много или не играют вообще) не пошли дальше. Карты тоже желательно упаковать в протекторы, чтобы они в скором времени не покрылись бахромой по краям. После того, как у счастливого обладателя этой игры на руках появится дополнение «On the brink» («На грани»), коробку от базовой игры можно прокачать удобным органайзером, в котором даже остаются свободные ячейки – это вдохновляет. 

Сейчас обладатели этой локализованной игры не смогут в полной мере прочувствовать эйфорию, царящую в душе, когда у тебя в руках классная  игра полностью на английском, ты обложен переводами со всех сторон, скачанными с Тесеры, и отрывками обзоров с разных уголков постсоветского про-странства от первой локализации. Так получилось, что моя первая встреча с этой настольной игрой была именно такая. Накаляло ситуацию то, что изучение правил происходило на полу коридора ночью, когда все домашние спали. Нет ничего скучнее, чем читать правила, поэтому усвоение материала совместил с тестом игры за двоих персонажей. Тогда удалось поспать всего лишь 2 часа, чтобы на следующий день объяснить весь массив правил своим знакомым и попробовать ее. Те две партии, которые мы играли, прошли очень весело и азартно, а под самый конец мой мозг вовсе впал в ступор. Уже по прошествии четырех месяцев всплывали разные нюансы игрового процесса и пришло понимание, что освоение этой игры растянулось не на две или три партии, а на несколько месяцев. Где-то в блогах писалось, что некоторые игры проходятся легко 2-3 партии, а потом оказывается, что они были сыграны не правильно. В нашей компании «Pandemic» преподносила сюрпризы несколько месяцев. Виной тому и невнимательность, и неточность перевода. Однажды даже произошел такой казус с дополнением «On the brink», когда не могли понять предназначение чашечек Петри, пока не проштудировали досконально правила. Оказалось, что они нужны для хранения кубиков болезней. Так или иначе, уже сам факт, что игра на английском, придавало ей ореол таинственности. 

Можно ли было раньше представить, что на кухонном столе развернется борьба за жизни людей по всему земному шару? Игрокам предстоит принять на себя роли персонажей с разными уникальными свойствами, которые будут добывать лекарства и предотвращать вспышки болезней. Тот момент, что ролей изначально больше, чем допустимое количество игроков, то «Pandemic» становится очень реиграбельной и будет разительно отличаться от предыдущей. Если утрировать наши задачи, то они сводятся к действиям и перемещениям: мы должны перемещать фишки наших персонажей из города в город, лечить болезни и собирать специальные карты, чтобы получить лекарства от четырех разных болезней. Тем, кто хоть как-то знаком с миром настольных (или стратегических компьютерных) игр, Pandemic дается легче, а шахматисты и юные математики-физики вообще с лету разберутся в игре. Дважды со мной в паре были семнадцатилетние гении. Самый легкий уровень у них вызывал зевоту, а когда они просили дополнения «Мутации» и «Вирулентный штамм», то единожды им удалось с трудом вырвать у игры победу. Лучший показатель потенциала настольной игры, когда ее нельзя взять нахрапом даже самому мозговитому настольщику. Нужно подчеркнуть, что в Pandemic очень хорошо отточен баланс, а дополнения не ломают механизм игры, но делаю ее еще более захватывающей. В этом случае победа сопровождается громкими возгласами, а поражения словами: «Это была красивая игра. У нас не было шансов…».

Интересно, что сейчас по прошествии партий двадцати стало получаться доходчиво объяснить правила новичку на пальцах, чтобы второй раз он делал свои ходы вполне осмысленно. Еще ни разу у нас в компании не было плохих отзывов об этой игре, а за ней сидели подростки, студенты, компьютерные варгеймеры, тридцатилетние профаны и родители с детьми шести лет. Последним давалось, разумеется, тяжко понимать суть происходящего, но антураж и тема спасения человечества удерживала их за столом, а к концу четвертой игры у них начинало складываться понимание происходящего. До этого они наблюдали за нами, вскрывали карты болезней и расставляли кубики.

Интересно, что по ходу участникам игры постоянно приходится делать выбор между тем, чтобы оперативно добраться до разбушевавшейся болезни для ее лечения или накоплением «на руке» необходимых для победы «карт игроков» одного цвета (последние мы называем попросту «путевка» или «проездной»). Если кто играл в карточную «Монополия. Deal», то в «Пандемии» вместо улиц выступают эти самые  карточки городов. Еще можно смело утверждать, что «Пандемия» имеет много общего с настольной игрой «Запретный остров», только она несколько прогрессивный ее вариант. Какое-то время, когда в нашем кругу появилась еще «Flash Point. Fire Rescue», мы в пылу часто оговаривались с командами «осушай», «лечи» и «туши». Почему-то стало складываться ощущение, что кооперативные игры лишь внешне отличаются друг от друга, а в остальном они идентичны (что не мешает наслаждаться каждой из них). Ситуацию может изменить кооперативка «Space Cadets», но пока ее в Москве не достать.

Как в большинстве кооперативных игр (а их можно по пальцам перечесть), где участников больше трех, срабатывает «синдром лидера». В этом случае один игрок берет командование на себя, а остальные (менее опытные) выполняют его советы. Решается подобная проблема заранее подбором команды, а в игре с младшими волей-неволей и сам начинаешь подсказывать верные решения, чтобы торжественно не провалить игру. Дело осложняется тем, что после хода  каждого игрока нужно тянуть «карты болезней», и чем больше случается вспышек эпидемий, тем больше городов заражается. И даже не это самое страшное, ведь если упустить момент, то может сработать цепная реакция и распространение инфекций станет очень тяжело контролироваться. 

Как происходит лечение? За уровень заражения того или иного города в базовой версии отвечают кубики болезней красного, желтого, черного и синего цвета. Если их количество в городе 3, то в следующий раз  кубиками болезни заражаются соседние города. Чаще всего игроку в свой ход достаточно появиться в городе и вылечить болезнь за 3 идействия, но вспышки эпидемии тем в игре опасны, что вновь заражаться будут те города, которые ранее уже были вылечены. На помощь нашим игрокам приходят различные «события», которые помогают вне очереди поставить исследовательскую станцию, спрогнозировать ситуацию или, например, получить иммунитет для кого-нибудь города.

Так для кого же будет интересна «Pandemic»?. Наверно, эта та игра, в которую не сядешь в любой компании — достаточно большой порог вхождения, и не каждый решится, если настольными играми у него являются шахматы, шашки и домино. Когда грамотно объяснить правила новичку, то игра не вызовет у него отторжение, а привлекательный дизайн априори расположит к себе. Не все участники выдержат подряд две игры — перерыв в хотя бы в 15 минут здесь необходим, потому что игра представляет из себя один сплошной мозговой штурм по кризис-менеджменту. И пусть здесь взаимодействие игроков ограничивается передачей "карт игроков" и решением, кто какой город будет лечить, на короткое время все становятся не соперниками с целью получить больше очков, а командой, чья цель благородна — спасать человечество от катастрофы.

1 комментарий

  1. Baramon

    Зачем стена текста без картинок траффик вроде уже даром давно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑