Представляю обзор игры Кингсбург от Михаила Парийчука, автора фото-рецензий и со-ведущего нашего подкаста. Впечатления от Кингсбурга у Михаила положительные, оценка игры довольно высока — 8 из 10 баллов.
Очень сложно сделать хорошую евроигру. Жанр обмена цветных кубиков на победные очки давно выработан до дна: выведены универсальные механики, приведены к общему знаменателю условия победы, родился Райан Менцель. Жанр стандартизирован, описан в энциклопедиях и может быть сдан в парижскую палату мер и весов. Тем приятнее найти в очередном учебнике по феодальной экономике симпатичных чертиков на полях. Спрашивайте в библиотеках города – "Кингсбург" с дополнением "Создать империю" (прим. речь пойдет об отечественном издании игры, выпущенном компанией Hobby World).
Коробка встречает нас традиционной картинкой с панорамой средневекового города и восходящим над ним солнцем, что, конечно, символично. В игре вам предстоит примерить на себя платье очередного вассала короля, которого отправили поднимать целину в рамках плана текущей пятилетки. Каждый игрок получает собственный городишко для обустройства и победителем окажется тот, кто справится с поставленной задачей лучше конкурентов (читай — наберет больше победных очков).
Игра предлагает традиционный для еврогеймов набор занятий: добыча камня, золота и дерева, строительство зданий с различными спецсвойствами и борьбу с завоевателями, которые пунктуально посещают вас каждую зиму. Соответственно, для добычи и капитального строительства игрокам остаются весна, лето и осень. Почему нельзя добывать камень, рубить лес и зарабатывать деньги зимой не совсем понятно, но на то она и игра.
Ключевым элементом игры является оригинальная система добычи ресурсов. В королевстве Кингсбург никто не работает. Вместо того чтобы отправить бездельников-крестьян на добычу нужных ресурсов, все игроки с утра выстраиваются в очередь к разным королевским вельможам и начинают попрошайничать. Вельмож всего 18 – от шута до самого короля – и к каждому из них можно обратиться с какой-нибудь просьбой: казначей даст золота, алхимик позволит вам превратить одни ресурсы в другие, военачальник пополнит вашу армию новобранцами и так далее. Каждый из них сидит в собственном кабинете с уникальным номером от 1 до 18. В начале каждого производственного сезона (весна, лето и осень) каждый игрок бросает 3 обычных шестигранных кубика и смотрит на выпавшие значения – они определяют доступных нам для посещения вельмож. Кубики можно как угодно комбинировать между собой, для получения желаемого результата. Например, нам выпало 1, 3 и 5. Это значит, что мы можем либо зайти в кабинеты номер 1, 3 и 5, либо в четвертый и пятый кабинеты, либо в первый и восьмой, либо только в девятый. К каждому вельможе может обратиться только один проситель, так что действовать надо с умом и стараться первым делом застолбить ключевых персонажей, а уж на сдачу взять тех, что останутся. То есть мы имеем знакомый мипл плейсмент, но вполне себе самобытно устроенный. Как только все игроки расставили свои кубики на игровом поле, политическая машина приходит в действие и всем выдают то, что они заказали.
Получив от вышестоящего начальства ресурсы, игроки возвращаются с ними в свои владения и могут возвести там одно здание. Зданий много, все они обладают своими особыми свойствами, и каждое принесет владельцу определенное количество победных очков. Все здания сгруппированы в несколько линеек развития и для постройки игрокам доступно только самое дешевое здание в линейке, так что хочешь возвести церковь, изволь сперва построить статую, а потом еще и часовню.
Отстроив по зданию, все игроки переходят в новое время года. Весна, лето и осень в игре ничем не отличаются и отыгрываются по сценарию, описанному выше. Зимой все работы прекращаются, и наступает время повоевать.
Война в игре устроена очень просто. Бросается кубик, и выпавшее значение игроки прибавляют к силе своей армии. Это наш славный король прислал нам подкрепление. Дальше открывается карта врага и те игроки, у которых итоговая сила армии меньше, чем сила врага, терпят убытки, а игроки, у которых сила армии больше, получают профит. После битвы все ваши солдаты расходятся по домам и сила вашей армии обнуляется. Как я уже говорил, никто здесь не хочет работать. Надо заметить, что за победу над супостатом игроки получают сравнительно небольшие бонусы, а вот потерпеть поражение очень убыточно: у игроков отнимут ресурсы, несколько победных очков, спалят парочку зданий. Словом, лучше перебдеть – возвести хотя бы парочку оборонных сооружений, и набить их солдатней.
Такой вот нехитрый годичный цикл повторяется пять раз, после чего игроки смотрят на заработанные победные очки, и побеждает самый очкастый. Разумеется, это не все правила. Между сезонами король награждает передовиков и посылает на помощь отстающим своих помощников, здания приносят своим владельцам разные полезные бонусы и все такое.
Все написанное выше относится к базовой игре, но в русской коробке прячется еще и дополнение. Итак, что же оно нам приносит? Что ж, дополнение весьма богатое и устроено по модульному принципу. В его состав входят 5 различных модулей, игроки вольны комбинировать их любым способом, как им вздумается. Сейчас я кратенько каждый из них опишу.
Первое дополнение немного изменяет фазу войны. Теперь вместо случайного подкрепления от короля каждый игрок получает 6 жетонов подкрепления разной силы. Каждый год игрок просто использует один из них, а потом сбрасывает его. Кубик за короля не бросается вовсе. Хорошее дополнение, убирающее ненужный рандом на этом важном этапе.
Дополнение второе и третье приносит нам множество новых строений. Второе дополнение это просто новый – расширенный – планшет города, на котором добавлены 2 новые линейки зданий. Дополнение третье – набор отдельных линеек строений, которыми игроки ЗАМЕНЯЮТ линейки, напечатанные на планшетах зданий. Оба дополнения хороши. Во-первых, чем больше разных строений, тем интереснее выбор при строительстве. Во-вторых, отдельные линейки позволяют игрокам персонифицировать свои города и подогнать свой город под свой стиль игры, что очень удобно.
Дополнение четвертое – карты персонажей, которые обозначают самого игрока. У каждого из них есть какое-нибудь уникальное свойство, которого больше не будет ни у кого. Тоже хорошее дополнение. Теперь каждый игрок приобретает индивидуальность и может несколько изменить стратегию игры.
Последнее дополнение – кары событий, которые вскрываются в начале года и оказывают влияние на всех игроков. Самое неоднозначное дополнение. События, без сомнения, делают игру более разнообразной, но они могут как сильно затруднить, так и сильно облегчить игрокам жизнь, а никакого способа защититься от них нет. Так что тут рандома, наоборот, добавили.
Вот вам «Кингсбург» – нежный еврогейм со вкусом освежающего дайсфеста. Эту игру хочется сравнивать с «Каменным веком» и я считаю, что «Кингсбург» тут побеждает нокаутом. Кубики в «Каменном веке» раздражают – толпа мужиков может вернуться из леса, не сумев срубить ни одного дерева. Кубики в «Кингсбурге» заставляют думать, здесь соблюден принцип «сперва кинь кубики, а потом думай, что с ними делать». Безусловно, выбросить 6-6-6 все равно лучше, чем 1-1-1, но механика позволяет сделать так, что противник, получивший большие числа, не сможет воспользоваться всеми своими кубиками, если вы грамотно расставите свои.
Напоследок пара советов. Игра сильно меняет характер в зависимости от количества игроков. Золотое сечение это 3-4 игрока. Для двоих игра слишком просторна, впятером – ощутимо «жмет». И запишите в системные требования к игре большой стол.
Итак, моя оценка «Кингсбургу» – 8 из 10. Определенно, это самый обаятельный еврогейм из всех, виденных мною.
А когда ожидаются результаты конкурса обзоров?-)
P.S. Обзору бы фотографий)
Скучная и утомительная игра. Доигрывал с трудом. Под конец игры стало совершенно все равно кто победит, лишь бы уже побыстрей.
@Вадим А нам игра нравится, года три точно в неё рубимся. На двоих — так это вообще филлер (с тёщей укладываемся в пол часа).
Обзор хорош, но действительно не хватает фотографий для контрольного выстрела. =)
Автор наверное правила игры недопонял. При игре вдвоем игра не может быть слишком просторна, ибо кубики кидаются и выставляются еще за двоих. Таким образом получается, что игра идет по сути на четверых.
Если точнее, то сумма трех кубиков третьего цвета и сумма двух кубиков четвертого цвета выставляется наполе. В итоге, скорее игра на троих получается.
@as75651
Вы абсолютно правы, так и делается. Только я не перепутал, а забыл. Очень давно не играл в эту игру на двоих. Спасибо за исправление.
Да, не хватает фотографий, но порадовал стиль написания как то: «…и побеждает самый очкастый», «…запишите в системные требования к игре большой стол».
Игра очень неплоха, ведь есть люди, которые любят кубики бросать, но в данном случае хорошо работает средняя статистика и рассчёт. Без дополнения с поддержкой короля играть в игру невозможно — часто все совсем забивают на войну, мы играли с половиной результата поддержки короля. Однако дополнение с жетонами поддержки идеально вписалось в игровой процесс. Конечно бросок кубиков может сильно поменять ваши планы в процессе игры, однако и вы при правильной игре, можете сильно поменять планы противников. Главное за ними следить, игра действительно хороша на 3-4 человека
Сколько плотить фишечку +2 в постройке дом вербовщика одну или две вместо товаров