На сайте Мира Фантастики опубликована рецензия на Eclipse, одну из лучших настольных космических стратегий. В её адрес раздаются ожидаемые слова похвалы, как то: отлично реализованный экономический движок и интересный конструктор кораблей. В минусы игре записали превалирование агрессии над мирным путём развития. Но на от Eclipse и относится к жанру 4X-стратегии, без войны здесь никуда.
Сюжет: Писатели-фантасты, уфологи, учёные и просто энтузиасты мечтают о встрече с внеземным разумом. Хотя далеко не факт, что первый контакт закончится мирно. Например, предыстория настольной стратегии Eclipse гласит, что знакомство с агрессивной цивилизацией под названием Гегемония привело к жестокой войне, остановить которую удалось с огромным трудом.
***
В Eclipse каждый игрок выступает в роли главы одной из цивилизаций — земной или инопланетной (на выбор). Цель у расы одна: стать лидером после девятого хода. Способы её достижения зависят от выбранной стороны и стратегии. Можно попытаться выстроить крепкую оборону, возводя монолиты, дающие победные очки, и отбиваясь от набегов воинственных соседей. Или самому проявить недружелюбие, напав на соперников. Увы, военный путь однозначно выгоднее, и это, пожалуй, главный недостаток игры. За победы в боях здесь дают очки, а значит, драться не просто можно, но и нужно. На этом фоне мирная жизнь в вашей маленькой империи как-то отходит на второй план.
Реализация войны в космическом пространстве выполнена блестяще. Это удалось благодаря смелой идее разработчиков: в Eclipse нам позволили самостоятельно разрабатывать дизайн кораблей. У перехватчиков, крейсеров и дредноутов есть определённое число модулей, что позволяет в рамках доступных технологий переделывать каждый тип судов по собственному усмотрению. Никто не мешает поставить побольше щитов и посмеиваться над врагами, пока те пытаются расковырять ваш бронированный звездолёт. Или, напротив, забить доступные слоты ракетами и расстрелять неприятельскую армаду в самом начале боя. Конечно, ограничения есть — без двигателей корабль никуда не полетит, а без энергетических установок оружие не сможет работать. Но в остальном присутствует полная свобода творчества, как это было в компьютерных Master of Orion 2 или Remember Tomorrow.
Кто не слышал фразу «Хочешь мира, готовься к войне»? Вот и в Eclipse к боевым действиям надо готовиться постоянно. Ковать победу нужно с первых ходов, активно исследуя окружающую вселенную. Но это небезопасно: никогда не знаешь наверняка, что попадётся тебе в соседней системе, — незаселённые планеты, пригодные для колонизации, или, наоборот, враждебно настроенные корабли загадочных Древних. Однако рано или поздно вы встретите соседей, с которыми в знак дружбы можно обменяться посольствами. Можно и не обмениваться, ведь за нарушение мирного договора выдают карточку предателя, отнимающую от общего счёта два очка. Да, если кто-то проявит свою подлую сущность после вас, карточка перейдёт ему. Но найдётся ли желающий?
Особо похвалим создателя за великолепно проработанную экономику. Это как раз тот случай, когда хочется воскликнуть: «Всё гениальное просто!» Заселяя планеты, вы снимаете с карты расы специальные кубики, обозначающие население, тем самым открывая ячейки с цифрами, отображающие доход, скорость исследований и промышленную мощь. То есть чем больше миров удастся колонизировать, тем мощнее станет экономика. И чем больше делаешь действий, тем больше придётся платить в конце хода. А что вы думали, корабли будут летать на разведку бесплатно? Или учёным не нужно кормить жён и детей?
Ещё одним плюсом игры стало умеренное влияние случайности. В космических баталиях кубики, конечно, используются, но корабль с неудачной компоновкой проиграет в любом случае. Технологии доступны для открытия не все и не всегда, так что партии начнут повторяться нескоро. Галактика тоже всегда разная, ведь вы сами выбираете, выложить на поле взятый гекс с кусочком карты или сбросить его. Кстати, сыграть в Eclipse реально и за два-три часа, что делает её отличным выбором для вечера буднего дня. Благо каких-то особенных познаний в иностранных языках вам не потребуется.
Итог: Конструирование кораблей и проверка их на друзьях-соперниках доставляют немало веселья. Да, война в целом и сражения в частности — вот она, квинтэссенция Eclipse. Хотя есть здесь и исследование Вселенной, и заселение необитаемых миров, и развитие науки, но всё это меркнет на фоне главного: регулярных перестрелок небольших флотов на бескрайних просторах космоса.
Удачно:
простая и понятная экономика;
возможность конструировать корабли;
разнообразие путей к победе.
Неудачно:
агрессивная стратегия имеет преимущество над мирной.
На самом деле нету у Эклипса такого минуса как «превалирование агрессии над мирным путём развития».
Если удаётся закрыть проходы в свой сектор космоса (такое возможно при некотором везении и невнимательности соседей), то игрок без труда набирает 35-40 очков, что вполне достаточно для победы. Разброс зависит от наличия древних на отрезанных территориях.
Даже если не удаётся отрезать себя, вполне возможно победить не вступая в конфликт, особенно когда остальные очень любят повоевать. Но тут надо чуть больше везения.
Согласен с Таноне.
У нас в крайней партии вообще никто не воевал, игра была как евро.
В эклипсе только один минус — совершенна идиотская система победных очков. Всё остальное, на мой взгляд, замечательно. Но вот этот идиотизм с вытаскиванием из мешочка это действительно странное решение.
@nastolkus
Пытались закосить под треш
Статистика партий, в которых я играл, показала, что мирное сидение в закрытой части своей вселенной, приводит только к проигрышу любую расу. Разве что имбовые Магелане..
Как по мне — случайное выпадение технологий тоже жесть.