За отчётную неделю сыграно 5 партий в 4 различные игрушки, среди них была одна новика – Voluspa, плюс я впервые попробовал дополнения для Race for the Galaxy, да ещё и целых три сразу:
Manoeuvre –
Race for the Galaxy + Gathering Storm + Rebel vs. Imperium + Brink of War –
Voluspa –
Концепт –
В Manoeuvre воевали Франция с Испанией. Французскую армию я выдал новичку, сам принял командование испанцами. Пятнадцать минут на объяснение правил и битва начинается. В этой партии у нас сформировался необычный рисунок боя. Когда мы играли в Manoeuvre до этого, всегда получалось так, что сражение завязывалось на каком-нибудь фланге, а потом наблюдались элементы окружения, прорвавшийся на чужую половину поля игрок идёт в наступление по центру, а также атакует с фланга на той стороне, где зашёл на территорию противника.
В этот же раз наступление развивалось по центру, да ещё и обе армии шли строем друг навстречу другу. Предстояла битва двух сомкнутых рядов, которая, правда, не состоялась. В самом начале я крайне неудачно напал на чужую конницу. Всадник отступил, на его место выдвинулся один из самых моих сильных пехотных отрядов, и на него тут же пошли в контратаку сразу три врага. Натиск был настолько сильным, что моя пехота сразу оказалась уничтожена.
После этого я пытался развивать наступление на правом фланге, но соперник очень удачно занял леса и города, из-за чего все мои атаки не приносили должного эффекта. Враг либо отступал, либо получал ранение и тут же лечился. Французские же войска постепенно теснили мои ряды на левом фланге, скоро у меня погиб ещё один отряд и численное преимущество стало весьма ощутимым.
В итоге мне удалось уничтожить всего лишь 2 самых слабых подразделения французов, а сам я потерял 5 подразделений, буквально на последнем ходу, когда должна была закончиться колода у обоих игроков, у нас случилась военная победа со счётом 2:5.
Эта партия для меня оказалась самой провальной. В буквальном смысле я не смог добиться ничего существенного и даже не знаю, что стало тому причиной. Не сказать, что сильно не везло с кубиками. И карты для наступления, вроде бы, всегда в руке нужные оказывались. Но как-то ни одной толковой атаки отыграть не получилось. Одной из причин может быть не самая удачная конфигурация колоды у Испании, тут, например, есть карты партизан, которые позволяют блокировать некоторые карты соперника, но я так ни разу их и не сыграл. Ну и общая сила войска у Испании, всё же, пониже, чем у Франции. Плюс генералы похуже. С виду, правда, не скажешь, что перевес какой-то критический. Но, всё-таки, за англичан я показывал куда лучшие результаты.
Честно говоря, странно. Я ожидал, что армии у разных стран будут различными, но сбалансированными. Например, мне доводилось уже играть турками, так у них, да, силы отрядов поменьше, чем у тех же французов, зато есть дополнительная конница. Или, русские, у них солдаты не так сильны цифрами, зато кидают хорошие кубики в наступлении. А вот Испанию я как-то не понял. Конницы дополнительной нет, отряды не могут похвастаться высокими параметрами, герои в колоде слабые. Разве что карты «партизан» есть, но мне, например, они совсем не пригодились, в нашей конкретной партии никакого толку от них не было.
Отношение к Manoeuvre, кажется, окончательно оформилось. Игра это хорошая, но каких-то сильных особых восторгов не вызывает. При случае будем раскладывать её ещё, но, например, до тех же Акров она явно не дотягивает. По крайней мере я могу себе представить, что мы собираемся с кем-то специально, чтобы поиграть в AFAS, а вот игровая встреча ради Manoeuvre как-то не представляется. Но всё равно мы обязательно при случае будем играть ещё. Надо же, в конце концов, хотя бы по разу за каждую армию повоевать.
Первая партия в Voluspa проходила в виде ознакомительной игры на двоих. Первые ходы мы разбирались что к чему, но игра выглядела несложной. Чуть позже, когда стало понятно что и как тут надо делать, ситуация изменилась. Дело в том, что в Voluspa нужно выкладывать на стол квадратные тайлы и из них формируется подобие игрового поля. На тайлах есть цифры и при розыгрыше нового тайла и руки нужно учитывать где и какие цифры лежат на столе.
И всё бы ничего, но тут есть тайлы, изменяющие свойства выложенных на стол других тайлов. Некоторые обнуляют цифры на соседних жетонах, некоторые не позволяют выкладывать рядом с собой новые тайлы и так далее. И с каждым новым ходом всё сложнее и сложнее увидеть правильную картинку. Тут очень помогла бы компьютерная реализация, на экране на каких-нибудь тайлах просто сменялись бы цифры, а так ты всегда должен делать в уме закладку: «вот тут лежит Один, у него цифра 8, но рядом с ним есть Локи, так что на самом деле это не 8, а 0». И когда таких модификаторов на поле несколько, ты обязательно что-нибудь упускаешь и вынужден сканировать стол взглядом несколько раз чтобы правильно оценить ситуацию.
И ещё тут правила могли бы быть написаны и получше. К счастью, на BGG оперативно обнаружились несколько тем с вопросами, где отвечает сам разработчик. Например, так мы узнали, что драконом можно не только перекрывать другие тайлы, но и играть его просто по обычным правилам. Не до конца уяснили, что происходит когда выкладываешь тайл рядом с Локи – он сразу обнуляется или может принести игроку очки?
В общем, не могу сказать, что перед нами какая-то хорошая игра. Обычная настолка, ничего выдающегося не вижу. Qwirkle, и та, кажется, поинтереснее и даже как-то более понятна. Надо, конечно, попробовать сыграть большим соством, человек на 4-5, может быть тогда Voluspa раскроется с какой-то другой, неожиданной стороны.
В Race for the Galaxy играли сразу с тремя дополнениями. Про ощущения от игры я уже писал, тут расскажу подробнее как для меня проистекала партия.
В самом начале игры нужно было сделать выбор: начинать с мирной или военной планеты. Учитывая, что осознать сразу все нововведения сложно, я решил пойти по более простому пути, по военному. В этом случае для успеха требуется лишь усиливать натиск, да выкладывать на стол бесплатно красные (военные) планеты. Это проще мирного колонизационного варианта, который предполагает сбрасывание карт за освоение каждого мира, а необходимость эти самые карты зарабатывать требует наличия какого-никакого, а экономического движка.
Поэтому вместо того, чтобы традиционно производить товары и продавать их за карты из колоды, которыми потом оплачивается колонизация, я начал с небольшой военной планетки в расчёте на то, что буду постепенно прокачивать натиск и выкладывать на стол всё более мощные милитаристические миры.
Само собой как-то так вышло, что в руке у меня оказались карты, усиливающие эффект самой первой фазы хода – поиска. Я также с удовольствием играл их на стол, поскольку одной из ключевых целей на игру было максимально раскачать поиск. А когда на стол легла карта с новым для меня свойством «в фазу поиска вы можете оставить себе полученные из колоды карты, а вместо них скинуть в сброс необходимое количество карт с руки», у меня появился стабильный источник притока новых карт и до конца партии я использовал только две карты действия: поиск и освоение. Набирал в руку новых карт пока не обнаруживался подходящий военный мир, а следом выкладывал его на стол.
Моей военной ветке неплохо помогли и новые для меня карты, позволяющие временно увеличивать натиск за сброс карт с руки, а также очень полезная карточка, с помощью которой при освоении нового мира я мог брать 2 карты из колоды и оставить себе одну. Это, вообще, был успех, выкладываешь «освоение», которое само по себе даёт 1 карту из колоды за розыгрыш планеты, а потом с учётом бонуса от другой карты берёшь из колоды 3 карты, одну скидываешь, две оставляешь. Так что количество карт в руке у меня только прибывало.
Во второй половине партии я неплохо раскачался. В руке было достаточно подходящих карт, все свои ходы вплоть до 12-й карты я распланировал, разложил планеты по порядку и далее ход за ходом выкладывал всё новые и новые миры. Лишь под конец немного откорректировал план, в руку пришло 6-очковое улучшение, дающее бонус за миры мятежников и военные планеты, так я его тоже выложил на стол, единственный раз скинув с руки кучу карт за розыгрыш улучшения.
После подсчёта очков обнаружилось, что я разделил 1 и 2 место с хозяином игры. У нас обоих было по 53 очка, так что я могу лишь ещё раз повторить свой вывод: в RFTG с допами вполне можно играть прям с ходу, главное – разбираться в условных обозначениях, тогда любая новая карта становится понятной.
На выходных на природе пару раз сыграли в Концепт. Ничего нового о ней не скажу. Игра работает, объяснять карточки получается у всех, но отношение к процессу у нас в компании отличается. Кто-то, как и я, полагает, что куда проще и, главное, веселее было бы сыграть в не требующего никаких компонентов Крокодила. Кто-то считает Концепт очень оригинальной находкой, позволяющей выдавать интересные объяснения.
В этот раз, кстати, несколько раз вставал вопрос, как объяснять глаголы (а они весьма часто встречаются на третьем уровне сложности). Толком ответить на него мы не смогли и все фразы поясняли через существительные, например «убить» через череп (смерть), «гореть» или «жечь» через огонь и так далее. Вопрос что делать, если ты имеешь в виду именно глагол, а игроки упорно пытаются трактовать объясняемые слова как существительное остаётся открытым.
И ещё у нас проявился очевидный момент – ограниченное количество карточек. Пару раз было так, что искомое слово или фразу отгадывал человек, который сам недавно её же и объяснял. Не в конкретной этой партии, а, может быть, за пару дней или недель до этой игры. Но тут ничего не поделаешь, в крайнем случае, можно взять колоду из Активити, и играть ею. Или ждать когда к Концепту появится официальное дополнение с новой колодой, ведь игра, завоевавшая Spiel des Jahres, наверное не может остаться без допов.
Для Voluspa вместе с одним из дополнений идут фишки с очками тайлов. Поменялось значение — выложил на тайл соответствующую цифру.
Маневр сильно не сбалансирован по нациям.
Лошпеты — американцы и испанцы
Середняк — австрийцы, пруссаки, русские
Хорошие колоды — англичане, турки
Колода № 1 — французы
Количество карт везде одинаковое, но КПД сильно разнится. Также важен номинал кубов, которые кидаешь в атаке по карточке приказа. У французов это регулярно 2D8.
Тактика тоже не сильно помогает. Т.к. даже играя испанцами в обороне 95% вероятности все-таки отгрести от более сильных колод. Ни холмы, ни деревеньки не помогут…
Нормальная простая игрушка, где сила наций разная, что и нормально, т.к. уровень сложности можно прилагать к игровому опыту. Не выиграл Испанией у Франции, попробуй тогда ей против Пруссии…
Да, да — у нас тоже грибы поперли 🙂
Эх, и где же найти теперь русскую RFTG…
не совсем понимаю почему английская вресия не подходит. на картах текста минимум. да и тот переведен в правилах от базовой игры. переводы же всех допов и нормальный перевод базы сделан Михаилом из Новосибирска. думаю не смотря на то, что его сайт больше не поддерживается в сети можно скачать эти переводы. к тому же русская база и англю допы по качеству карт на мой взгляд не стыкуются. так сказатьбудет видна меченость карт базы.
@tosh
ПНП и барахолки Вам в помощь.
@Евгений
Нет, это все конечно.
Мне не совсем понятно почему никто из русских издательств не возьмется снова выпустить еще хотя бы один тираж (можно и с допами). Игра довольно популярна все-таки.
@tosh
Прошлогодний Gamestart и его результаты прошли мимо Вас? http://tesera.ru/article/gamestart_rftg/ Конечно условия этого «проекта» не сказать что показатель, но кроме него, когда я лично интересовался у продавцов в магазине МХ (локализатор игры у нас) почему не печатают еще тираж, то мне сказали что и первый то тираж русской RFTG продавался несколько лет и со скрипом. Так что насчет «популярна» это Вы погорячились.
На тесере есть ПНП нескольких переводов базы и двух допов на русском.
@azazel
Да, тогда они прошли мимо. Ну а насчет продаж русской версии… Думаю к тому времени бОльшая часть заинтересованных уже обзавелась оригинальной.
Ну значит ПнП 🙂
@tosh
мне привоз базы и всех трех допов плюс протекторы обошелся в 160 у.е. если не ошибаюсь, но точно не ниже 150. помню, что тогда посути оторвал от себя эти деньги. но по прошествии 4-х лет абсолютно не жалею об этом