Вслед за Agricola, долгое время державшейся на первом месте в мировом ТОПе настолок на BGG, Уве Розенберг сделал Caverna, игру про гномов-фермеров, которую многие сравнивали с Агриколой. И на этом Уве не остановился, он придумал ещё одну игрушку, похожую теперь уже и на Агриколу, и на Каверну. Называется она Fields of Arle. Давайте посмотрим что о ней пишут в одном из зарубежных обзоров. На русский язык текст перевёл Сергей Фалинский.
Fields of Arle (немецкое название Arler Erde) — это игра для двоих игроков, разработанная Уве Розенбергом (Uwe Rosenberg), и изданная Feuerland Spiele (английскую версию издают Z-Man Games). Игра была представлена публике на выставке в Эссене в 2014 году. Это «официальное» описание игры:
Это игра на размещение рабочих, действие которой происходит в немецком регионе под названием Восточная Фризия. Игроки развивают свои поместья, расширяют их территорию за счет строительства дамб и уменьшения торфяных болот. Игра длиться девять с половиной лет, она разбита на зимний и летний сезоны. В каждом сезоне игрокам доступны различные действия. В игре представлены различные производственные процессы, позволяющие создавать товары, необходимые для расширения поместья. Игроки могут торговать с соседними муниципалитетами, что позволяет получить необходимые ресурсы или товары для строительства и расширения владений.
Об авторе игры
Уве Розенберг — это известный немецкий разработчик настольных игр. Четыре его игр попали в топ-50 по версии BGG: Agricola, Caverna: The Cave farmers, Le Havre, Ora et Labora. Agricola и Caverna находятся в десятке лучших игр по версии этого сайта! Вы, наверное, играли хотя бы в одну из игр Уве, а если не играли, то точно слышали о них, так что приступим к разбору Fields of Arle, я не буду утомлять вас фактами, которые вы, возможно, и так уже знаете.
Об авторе обзора
Обзор представляет собой субъективное мнение, а оно может не совпадать с мнением читателей. Я люблю сложные еврогеймы, в которых минимально проявляется фактор удачи и отсутствует скрытая информация. Это не обязательно игры со сложными правилами, это означает, что мне нравятся игры, которые нужно учиться играть хорошо. В играх я предпочитаю стратегию, а не тактику, интуицию, а не подсчет. Я люблю игры с большим простором для решений, мои любимые игры – это серия 18xx, Imperial 2030, Maria, The Great Zimbabwe.
Компоненты
В своё время Feuerland Spiele издали игру Terra Mystica, которая известна не только, как серьезная стратегия, но и как игра с отличными компонентами. Издатель вновь проделал хорошую работу, ведь компоненты в Fields of Arle (иногда я буду писать просто Arle) можно назвать отличными: начиная с фигурок животных, и заканчивая отличным плотным картоном.
Художник Деннис Лоухаузен (Dennis Lohausen) проделал отличную работу. Достойны упоминания тайлы с изображением травы, болота, полей льна, ведь они помогают игроками погрузиться в атмосферу. Здания не столь красивы, ведь их изображения должны быть более функциональными (функции обозначены иконками и маленьким текстом).
Есть ли в Fields of Arle тематика?
Розенберг называет Fields of Arle своей самой автобиографичной игрой, ведь, по его словам, действие игры происходит в деревне, в которой родился его отец, в ней он позже женился на его матери. В немецкой версии игры есть даже 34-х страничный иллюстрированный буклет, написанный Розенбергом, который включает все детали сеттинга. Впервые игру данного дизайнера можно назвать не просто тематической, а симулирующей определенный сеттинг, причем не только с помощью компонентов, но и за счет игрового процесса. По моему мнению, Fields of Arle — это самая тематическая и реалистичная из игр Розенберга. Обратите внимание, что это только мое мнение, как и все написанное в этом обзоре.
Как играть
Я не очень люблю разбор правил в обзорах, ведь я хочу узнать мнение об игре. Надеюсь, что у вас такие же предпочтения, поэтому я не буду учить вас играть в эту игру, а постараюсь подчеркнуть свое мнение о правилах.
Книга правил прекрасно объясняет игровой процесс. Уве Розенберг — настоящий мастер, я очень ценю его стиль, его подачу правил. Хоть книгу правил и нельзя назвать маленькой (20-ь страниц), но в ней детально описан игровой процесс Fields of Arle, поэтому вы можете быть уверены, что ничего не пропустите, а в ходе игре не возникнет неоднозначных вопросов. К этой игре никогда не выйдет FAQ, уж поверьте. Вам понадобиться немного терпения, чтобы изучить правила, но когда вы начнете играть, то сможете убедиться, что игровые компоненты дают множество подсказок (Уве мастер в таких вещах).
В игре огромное внимание уделено деталям. Например, в небольшой повозке можно перевозить 2 маленьких ресурса, занимающих один слот, но не один большой ресурс, занимающий два слота, для перевозки которого нужна повозка покрупнее. На маленьких повозках есть графическое напоминание (разделительная линия), которое помогает игроку не забыть этот нюанс. Даже в первой игре игрокам будут редко искать подсказки в книге правил, ведь на карте и компонентах есть полезная информация.
Я считаю, что в этой игре лучшие правила из всех игр Розенберга. Правила для подсчета победных очков за животных изменились, они стали проще и эффективнее: теперь не нужно собирать в большом количестве один тип животного, как в Caverna, очки ограниченны животными, которых у вас меньше всего. Также был изменен способ размножения животных — теперь они размножаются только в специально отведенных местах, таких как конюшни и т.п.
В игре есть повозки, которые не так легко получить. Они необходимы для продажи и доставки различных товаров.
Мне нравится разделение игры на зиму и лето, это предоставляет игрокам простор для действий и различные опции в конце раунда. Интересен способ определения первого игрока: если игрок использует зону действия другого сезона, что может быть сделано только один раз за раунд, то он перестает быть первым игроком.
В игре также есть много различных видов инструментов, и чем выше уровень инструмента, тем эффективнее действие. Если уровень инструмента достаточно высок, то он приносит победные очки в конце игры.
Я не буду вдаваться в подробности правил, ведь даже если вы прочитаете книгу правил, то вы не сможете сказать, как играется эта игра. Все просто — нужно сыграть игру, чтобы понять, как работают разные игровые механики. Помните, что все описанные выше вещи предоставляют игроку широкий выбор для действий.
Теперь о критике, которую уже получила Fields of Arle
— Розенберг опять сделал ту же игру, но под другим названием. Arle очень похожа на Caverna, Розенберг просто пользуется успехом своих прошлых игр
Fields of Arle это улучшенная версия известной Агриколы? Я не думаю, что это так. Она создана с учетом предыдущего опыта, поэтому оригинальность нельзя назвать главной характеристикой данной игры. Отличий достаточно много, поэтому любителям игр Розенберга стоит хотя бы попробовать сыграть в нее. По моему мнению — это самая интересная игра автора, она предлагает широкий выбор действий, и в то же время не утомляет.
— Розенберг опять создал игру без взаимодействия между игроками. Это игра в стиле sandbох, игру можно играть соло без ущерба интересности партии
В Fields of Arle есть взаимодействие. И хотя взаимодействие нельзя назвать сильной стороной игры, представленный в ней непрямой тип взаимодействия характерен для игр на размещение рабочих. Отмечу, в ней не меньше взаимодействия, чем в других играх Уве. Игроки борются за зоны, которые дают преимущества в определенном игровом сезоне. Например, есть зона, дающая много дерева, тогда как другая зона дает много глины (хотя есть и другие пути получения этих ресурсов, но только в количестве двух), и это справедливо практически для всего, ведь каждая зона важна. Каждое здание уникально, как в Caverna, но их уникальность даже выше, а количество ограниченно. Например, есть только три ценных красных здания, поэтому игроки ведут борьбу за ресурсы для их постройки. Однажды моя жена построила последнее красное здание прямо передо мной, а это разрушило мои планы, ведь я зря скопил ресурсы. В этой игре вы не выиграете, если не будете следить за действиями соперника.
Так что лично я нахожу данную игру достаточно интерактивной, даже в большей степени, чем другие игры автора. Если вы не верите мне, то поверьте моей супруге. Ей очень понравилась Fields of Arle, она сама просит сыграть (а прости она очень редко), эта игра нравится ей так же, как и Caverna, а может и больше. Она даже считает, что игра чересчур интерактивна. Это тот уровень взаимодействия, который вы ожидаете от игры с механикой размещения рабочих. Поэтому я бы назвал Fields of Arle самой интерактивной игрой Уве Розенберга.
Как выиграть, стратегическая глубина, пространство решений
Игре предоставляет много свободы для игроков. У них есть широкий выбор действий, игра не создана для тактических подсчетов, она позволяет выбрать стратегические направления. Конечно, игрок может подсчитать выгоду от действий, но выигрывает тот, кто выбрал грамотную стратегию. А стратегий так много, к тому же они тесно взаимосвязаны! Это прекрасное чувство свободы, в котором игрок может выразить креативность, и это чувство тяжело описать, но я попытаюсь, сравнив Arle с другими играми Уве.
Для начала сравним с Агриколой. Агрикола ведет игрока, цель заключается в том, чтобы на конец игры уравновесить все виды активностей (животные, поля и т.д.). Но это не Fields of Arle. Вы можете выиграть в этой игре, не имея в запасе не единого животного (в последней игре моя жена выиграла с 127 очками, а у нее было только два животных). Эта игра не говорит вам о том, что вы должны сделать. Вы можете выиграть различными путями, каждый из которых очень сбалансирован. В то же время вы не можете просто сконцентрироваться на одном направлении (например, выиграть только со зданиями или с путешествиями), вам необходимо действовать с умом и стремиться добиться синергии выбранных стратегий.
В этом отношении Caverna лучше, чем Agricola. Она более открыта. Но в Caverna хорошо прослеживаются пути к победе. После двух-трех игр вы откроете эти пути, хотя у вас и будет много свободы в выборе того, как следовать этими путями. Я читал много критики о Caverna, что, дескать, здания одинаковы с самого начала, а игроки делают одно и то же от партии к партии. Я не согласен, потому что я сыграл 20 игр и не почувствовал никакой скуки и однообразности. В Fields of Arle еще больше механизмов, взаимодействующих друг с другом, а игра не предлагает четкой победной стратегии, стимулируя игроков самим найти свой путь.
Сравним новинку и с Le Havre. В Le Havre нет фиксированного победного пути, партии не похожи за счет карт. Я вспоминаю, как в ходе первой партии я обнаружил замечательную стратегию и подумал, что игра открыта для креативности игроков. Позже я понял, что все, кто выиграл в Le Havre, делали то же самое. В Le Havre есть два или три основных пути, и это все. Есть выбор, как удачно идти этими путями, что мне нравится. Но она проигрывает в сравнении с Fields of Arle. В Arle каждая новая игра не похожа на предыдущую. Здесь очень много путей, и их комбинирование делает игру творческой! Игра очень хорошо сбалансирована, ни одна стратегия не превалирует над другой, все они хороши, и ваше умение заключается в эффективном комбинировании наиболее выгодных для вас стратегий. Учитывая все игровые механики, предлагаемые этой игрой, пространство для решений по-настоящему огромно.
Проанализируем Ora et Labora. Я люблю эту игру, ведь в ней нет рандомности, а все партии отличаются. Ora et Labora в большей степени является игрой на построении движка, чем другие игры Уве. Вы должны трансформировать ресурсы A и B в ресурсы C и D, а тогда вы скомбинируете C, D и A, то получите E, которое можно скомбинировать с F и, наконец-то, получить желанные победные очки. И хотя Ora et Labora предлагает альтернативные и важные пути получения победных очков, я отдаю предпочтение Fields of Arle. В ней шире выбор доступных действий, попросту больше выбора. И сравнивая эти две игры, я могу понять, почему многим не нравится игры на построение движка. Они вознаграждают игроков, готовых много играть, это упражнение в оптимизации, оно больше похоже на решение пазла. А я люблю креативность в играх, люблю, когда стратегия может быть объяснена в двух словах, но игра все же имеет глубину. Мне нравится, если в партии может выиграть менее опытный игрок, победив за счет интуиции, а не подсчетов. Поэтому, хотя я и люблю Ora et Labora, но предпочитаю Fields of Arle, как раз из-за ее непрозрачности, невозможности вычислить все выигрышные пути, за то, что интуиция является главным инструментом игрока.
Fields of Arle критикуют за большое количество свободы, дескать, если одна стратегия не прошла, то достаточно переключиться на другую, поэтому это практически одиночная игра… Ну, я могу сказать, что эти люди не играли в игру. Оппонент может следить за вашими действиями и активно блокировать их. Взаимодействие является ключевым фактором в Fields of Arle, и вы просто обязаны учитывать действия оппонента. Поэтому не стоит делать поспешных выводов после двух-трех партий и писать, что игра не глубока и в ней нет взаимодействия.
Некоторые критикуют сложность игры, но все очень просто — Arle действительно сложнее Агриколы. Кто-то не согласиться, ведь в Агриколе намного тяжелее прокормить работников. В Arle у вас есть свобода в выборе стратегии, здесь нелегко выиграть, особенно если вы играете с достойным противником. Я люблю сложные игры, но я ищу сложность не в кормлении рабочих, а в свободе, которую предоставляет игра.
Фактор удачи, радномность, реиграбетельность
В Fields of Arle нет случайных событий, нет скрытой информации, а это мне и нравится в играх. Присутствует рандомная раскладка зданий, но это гарантирует разнообразие партий. Я не сыграл в эту игру много раз, чтобы 100% гарантировать это, но мой опыт подсказывает, что Arle является самой реиграбетельной игрой Розенберга.
Громоздкость игры
Подготовка к игре проходит намного быстрее, чем в Caverna. В процессе игры также намного меньше перекладывания множества игровых компонентов с места на место. Игроки сосредоточены на игровом процессе и не отвлекаются на подсчет кучи доступных им ресурсов.
Продолжительность партии
Партия в Arle длиться меньше двух часов, около 100-115 минут, когда вы знаете, как играть. Поэтому всегда можно найти время на партию. Играя в Arle, я не испытываю чувства «недосказанности» партии, когда она могла бы продолжаться еще чуть дольше, как это бывает в Agricola и Caverna.
Понравится ли вам Fields of Arle?
Это игра на двоих игроков, что является плюсом для одних, и минусом для других. Если вам не нравятся игры за авторством Уве Розенберга или игры с механикой размещения рабочих, то вы точно можете проходить мимо. Мой совет всем остальным — не упустите эту игру! Не обращайте внимания на критиков, которые пишут, что эта Arle неинтересна, сложна или что-то подобное. И не доверяйте слепо мне. Пожалуйста, попробуйте сыграть, прежде чем сформировать свое мнение.
Финальные мысли
Игра предлагает практически безграничные возможности, конечно же, это игра в стиле sandbox, но для меня это плюс. Смог ли Розенберга снова сделать прекрасную игру? Мой ответ — да! Эта игра заняла место Caverna и Ora et Labora в моем личном топ-10. Поэтому, если только не случиться ничего непредвиденного, мы будем и дальше с удовольствием играть в эту игру.
Спасибо, хороший отзыв, игра заинтересовала, буду следить.
Хорошо бы дождаться п-н-п.
Не сочтите за занудство:
>Продолжительность партии
>Партия в Arle длиться меньше двух часов
«длится» без мягкого знака
Отличный перевод актуальной статьи товарища Oceano. Заметил небольшую неточность: игра продолжается 9 раундов, но это 4,5 лет (5 летних сезонов и 4 зимних).
Отличный обзор, было очень интересно читать. Спасибо! Захотел игру еще больше 🙂