Интервью с руководителем компании "Мир Фэнтези" Максимом Истоминым

На сайте Настольный дайджест опубликовано очередное интервью с представителем российской индустрии настольных игр. На этот раз на вопросы отвечает Максим Истомин — руководитель компании Мир Фэнтези, известной в первую очередь благодаря коллекционным карточными играми (MtG, Берсерк), но в последнее время отметившейся и на ниве настольных игр (Любимые фильмы, Лаборатория доктора Миксера, БЕРСЕРКнаПОЛЕя). 

Здравствуйте, Максим.

Привет, Александр.

Расскажите пожалуйста о планах компании “Мир Фэнтези” на 2009.

Планов много все в разных категориях. Начинаются они с глобальных: how to conquer the world in three easy steps :-). Что сюда относится? Открытие и развитие собственной розничной сети, вывод карточного Берсерка на западные рынки, издание Берсерк-онлайн на других языках: в 2009 году – на немецком. Ну а дальше, небольшие дела, вроде издания новых Легенд Руси. Также по Берсерку выйдет коллекция стикеров, по образцу компаний Topps и Pannini, только выше качеством.

Снизятся ли цены на продукты, распространяемые через вашу собственную сеть розничной торговли?

Нет, не получится. Дело в том, что у нас огромное количество клиентов, которые берут у нас товар и торгуют им по нашим рекомендованным ценам. Если мы устроим маленькую ценовую войну, продавая товар дешевле в собственной розничной сети, то мы этим самым нанесем ущерб своим же клиентам.

Насколько мне известно, уже существует Берсерк-онлайн на английском. Как идут дела у этого проекта?

Там возникли проблемы с тем, что у нашего партнера просто не хватило денег на маркетинг этого проекта на английском. Поэтому мы сейчас ведем переговоры с новым партнером – более серьезной компанией.

Ожидаете ли той же отдачи от немецкой версии игры?

Да, безусловно. Немецкий рынок игр (как онлайн, так и настольных) является одним из самых больших в мире.

Локализацию осуществляете своими силами или при помощи иностранных коллег?

Нет, локализацию делают специалисты – другая компания, с которой заключен контракт.

Вывод карточного Берсерка пока что на стадии задумки или же уже приняты какие-либо действия, получены предварительные версии договора от иностранных коллег?

Пока что мы ведем переговоры. Есть заинтересованные компании, они получили опытные образцы на английском языке, хотя процесс не быстрый.

Насколько мне известно, в связи с экономическим кризисом вы приостановили релиз новой российской коллекционной карточной игры Время героев. Чем помимо этого грозит кризис нам – конечным потребителям? Какие изменения в планах компании ещё он вызвал?

Да, кстати, совсем забыл – Время героев тоже таки выйдет в этом году. Так что начатого – не бросаем. Тем более, что идея весьма интересная: переложить ролевой движок на основу ККИ.

А что кризис? Кризис, конечно, и по нам ударил. Ударил засчет того, что нам были должны крупные сети, а они не заплатили. К примеру, Букбери, банкрот, и хотя магазины у них продолжают работать, но денег они поставщикам не платят (и не заплатят – это уже точно). Потребителям – тут все очень линейно. С девальвацией рубля российский производитель и вправду выиграл у западного. Расходы в России в рублях, а западные товары нужно покупать за евро, который подорожал примерно на 30 процентов. Так что когда распродадут остатки старых партий, купленных по старым ценам, то все европейские и американские товары (от автомобилей до настольных игр) вмиг станут дороже.

Значит, вскоре любителям и без того дорогого удовольствия – коллекционных карточных игр – придётся ещё потуже затянуть пояса? Можно ли поинтересоваться, каковы будут (хотя бы примерно) цены на продукцию линеек Magic: the Gathering и World of Warcraft TCG?

Мы пока держимся, только один раз объявив повышение только на Magic и только на 20%, хотя рубль потерял в цене к евро более 30%. Пока не планируем больше поднимать цены, хотя кто знает, что дальше будет происходить с рублем…

Когда примерно ожидается (и ожидается ли) приостановленный релиз игры Время героев?

Я думаю, что реально в сентябре.

Я так понимаю, что на данный момент два первых сета (выпуска) игры Время героев уже готовы. Планируются ли очередные сеты? Или это покажут только продажи?

Да, совершенно верно – продажи покажут.

Состоятся ли в ближайшем будущем релизы каких-либо ещё самостоятельных отечественных игр?

Пока нет таких планов – все же кризис. А для того, чтобы выпускать отдельные игры, нужны очень серьезные производственные мощности. Мы недавно выпустили БЕРСЕРКнаПОЛЕю, совместно с компанией СМАРТ. Очень удачный симбиоз у нас получился.

Извините за вопрос, но игра рассчитана только на любителей ККИ “Берсерк”, или ей есть, чем привлечь и остальных?

Ну как же, а любители экономических Монополии?

Будет ли поступление каких-либо мировых новинок в Россию? Если да, то каких?

В скором времени у нас появится новая игра для компании девушек и парней – называется In Love. Придумано в Париже, изготовлено в Германии – и все на русском!

Игра In Love, производитель AV Editions.

К сожалению, описание игры не отражает игрового процесса. Ясно только одно: игра для влюблённых. Нельзя ли немного подробнее об игре?

Да, игра вот о чем. Если вы знаете или слышали об игре «Truth or Dare» – или по-русски «Правда или действие». Эта игра чем-то похожа. На самом деле – вот правила.

Как Россия встретила новую игру от компании Upper Deck Entertainment – коллекционную игру с миниатюрами World of Warcraft Minis?

Фанаты встретили, конечно, с восторгом, однако на сегодняшний день оборот по миниатюрам не очень большой, прежде всего, потому что они довольно-таки дорогие. Однако для настоящих любителей WoW – это не преграда. Играют…

Будут ли продукты этой линейки поступать в Россию и дальше?

Да, будут.

Ожидается ли адекватная промо-поддержка WoW TCG и WoW Minis в России? Если нет, с чем это связано?

На мой взгляд, маркетинговая схема должна несколько измениться. Возьмем, как в математике, несколько аксиом:

1. Рынок России компании Upperdeck не очень интересен – слишком маленький и имеющий высокие риски. Промо-поддержки от них не ждите.

2. Наша маржа на этом продукте, где-то 5-10 процентов. В абсолютных цифрах могу сказать, что этого не хватит и на статью в одном-единственном журнале.

3. Маржа розничной точки, продающий этот товар – 30-40 процентов.

Замкнутый круг: маленький оборот = нет рекламного бюджета, нет рекламы = маленький оборот. Кто должен давать рекламу?

Можно ли надеяться на промо- и рекламные акции, а также турнирную поддержку, если вам удастся осуществить задуманное и развить свою сеть розничной торговли? Понимаю, что это дополнительные расходы, но с другой стороны – все вырученные деньги с этого момента будут идти на счёт компании, а значит, можно будет позволить выделить их часть на рекламный бюджет.

Да, конечно, если у нас получится развитие своей сети, то и рекламные бюджеты мы увеличим.

Можете ли вы сообщить какие-либо новости компании эксклюзивом для наших читателей?

Это новости про игру In Love, про стикеры по Берсерку – новое направление нашей деятельности.

Стикеры – по сути, канц. товары. И насколько я знаю, уже выпускались тетради с символикой ККИ “Берсерк”. Будут ли они выпущены вновь, или это было провальным проектом?

Тетради, на самом деле, выпустили не мы. Мы только дали лицензию. И компания, которая выпустила тетради справилась на отлично – получилось очень здорово. Наклейки – это не канц-товары, это другой сектор. Сейчас в России уже есть те, кто производит наклейки и довольно успешно. В мире есть компании Topps и Pannini. Вот и мы попробуем.

Прошу прощения: для меня стикеры – это бланки для “заметок” с липкой лентой, чтобы было удобно лепить на монитор и т.д. Вы же вели речь о выпуске коллекционных наклеек с иллюстрациями ККИ “Берсерк”, которые, судя по всему, будут распространяться в упаковках (наподобие тех же бустеров). Вскрыл, посмотрел, поменял нужное на ненужное со знакомыми, вклеил в специальный альбом на память. Теперь я правильно понял?

Да, именно так. Это будут коллекционные наклейки, такие как у Pannini. Мы выберем самые лучшие, на наш взгляд, иллюстрации и издадим их в виде коллекционных наклеек. Также с каждым сетом будет выпускаться свой альбом для этих наклеек.

И если да, не кажется ли, что это шаг назад? Мне всегда казалось, что коллекционные карточные игры – это развитие таких вот “стикеров” и коллекционных бейсбольных (футбольных и т.д.) карточек. А тут вдруг возвращение к чистому коллекционированию.

На самом деле это не совсем так. Тут скорее речь идет о развитии бренда. Есть Берсерк – все знают, что это такое. А наклейки – это то, что довольно просто сделать, ведь у нас уже есть иллюстрации. Почему бы и нет?

Чтобы было более понятно, в чём состоит труд дистрибьютора, не могли бы вы расписать, в чём состоят деловые отношения между издателями и дистрибьюторами? На каких условиях распространяются коллекционные карточные игры и игры с миниатюрами? Какие подводные камни встречаются в этой деятельности? Можно на примере M:tG, WoW TCG и WoW Minis.

Дистрибьютор это тот, кто вкладывает деньги в товар издателя и занимается маркетингом и распространением этого товара. Я не буду говорить о конкретных условиях наших соглашений с Upperdeck и Wizards of the Coast, т.к. это, все же, коммерческая тайна, но, в принципе, соглашения везде примерно одинаковые: мы получаем права на распространение товара, при этом обязуемся покупать его на определенную сумму каждый год. Достижение этой цели – вот главный подводный камень.

Дистрибуция – не очень благодарное занятие – обычно дистрибьютор оказывается крайним в случае возникновения проблем. Производство и розница – это более стабильный бизнес, дистрибьютора же могут лишить контракта, или повысить цены, повысить таможенные пошлины, он может не выполнить условий по уровню закупок, или ему может не заплатить обанкротившийся клиент.

А какого из своих партнёров вы могли бы выделить, как наиболее терпеливого и дружественного?

Хороший вопрос, но ответ на него я дать не могу, думаю, понимаете почему.

Дистрибуция – звучит как приговор.

Да, неблагодарное дело. Поэтому, если вы хотите заняться бизнесом – рекомендую! Становитесь производителем! Или открывайте розничный магазин.

Почему же тогда компания занимается этим неблагодарным направлением?

Это уже уходит корнями в нашу «древнюю» историю. Мы же изначально не были дистрибьютором. Первым делом мы стали производителем игры Берсерк. И только через 3 года после этого, мы заключили договор с WotC. Ну а дальше уже начали появляться и другие поставщики: с некоторыми, такими как Upperdeck, мы хотели работать сами, работу с другими, такими как Ultra Pro – диктовала необходимость, а иные, такие как Rackham, — вышли на нас сами.

Занимается ли ваша компания ещё чем-то помимо дистрибуции разнообразных настольных игр в России?

Да, управлением недвижимостью. Еще был ипотечный бизнес, но его судьбу определил финансовый кризис.

А какое из направлений является основным?

Ну конечно, игры. Остальное – второстепенные проекты.

Замечательная (этого не отнять) карточная игра Свинтус очень похожа на популярную во всём мире игру UNO. Как я понимаю, это не случайно. И поэтому возникает несколько вопросов.

Как возникла идея создать Свинтус?

Мы хотели сделать некую альтернативу знаменитой, но довольно дорогой игре UNO. Эта игра производится и импортируется из-за рубежа, хотя нет никаких предпосылок почему бы не производить ее в России. Я, к примеру, не зная об этой игре, еще лет в 12-13 играл в UNO с помощью обычных карт, помню еще называлась она то ли Фараон, то ли Египетский дурак.

Чем была обусловлена разработка этой игры? И почему не проще привозить коробки с UNO?

UNO это дорого и не очень красиво. Конечно понятно, что игра абстрактная, поэтому, возможно, и не нуждается в высокохудожественном дизайне. Однако хотелось сделать что-то для российского рынка: не только покрасивей, но еще и с юмором. Так появился Свинтус. Как я уже писал, если выпускать эту игру крупными тиражами, то цена ее может быть в пределе 100 рублей за коробку. А UNO в большинстве розничных (не Интернет) магазинов стоит 500 рублей и больше.

Обладает ли Свинтус какими-либо преимуществами перед UNO? Если да, то какими?

Думаю, что да. Во-первых, он в два раза дешевле. Во-вторых, карты Свинтуса не хуже, а на мой взгляд лучше, чем оригинальные карты UNO. Они покрыты ультрафиолетовым лаком и за счет этого они более прочные и гибкие. Наконец, с точки зрения дизайна и арта, Свинтус более прикольный, чем абстрактная UNO – где на карточках изображены только цифры.

А какие ещё из своих продуктов (распространяемых или производимых) вы могли бы выделить? Помимо ККИ “Берсерк”.

Тут я хотел бы назвать игру «Лаборатория доктора Миксера». Много что появляется в России на прилавках, особенно для маленьких детей. Но каждый раз, покупая ту или иную коробку, вы не знаете, что там внутри и насколько это интересно. Но поверьте – «Лаборатория» это та игра, купив которую вы (а главное ваш ребенок) не пожалеете. Качество иллюстраций и исполнение – действительно на высоте. Правила простые, понятные. Игровой процесс очень веселый и смешной.

Означают ли ваши слова, что успех игры проверялся ещё на стадии разработки?..

Ну у меня, конечно, нет хрустального шара предсказателя. То есть представить, что будет продаваться хорошо, а что плохо – нужно обладать отличным чутьем. Однако есть множество факторов, которые могут объяснить почему тот или иной продукт пользуется популярностью. В настольной игре эти факторы: качество иллюстраций, изготовления, интересный движок. В «Лаборатории» все это присутствует. И да, безусловно, мы его тестировали во время создания.

А как же другие продукты: тот же Magic: the Gathering? Насколько я могу судить, это популярная в мире коллекционная карточная игра является чуть ли не самой популярной настольной игрой в России.

На этом месте я только могу загадочно, как Сфинкс, улыбнуться и сказать: «В мире – да. А вот в России… Не стоит недооценивать популярность Берсерка».

Есть ли какие-нибудь пожелания для наших читателей?

Желаю всем хорошей компании, без которой в настольных играх никуда!