Заканчивается последний месяц года. Настало время подвести итоги, отметить значимые события уходящих 12 месяцев и посмотреть, какие наметились тенденции в нашем таком большом и таком маленьком настольном мире.
Издатели
Пятёрка крупнейших игроков рынка осталась в текущем году без изменений. Мир Хобби, Звезда, Игровед, Правильные игры и Мосигра – вот наши основные производители настольных игр. И каждый из издателей развивался в своём направлении.
Мир Хобби традиционно радовал гиков суровыми и мощными локализациями (чего стоит только вторая редакция Battlelore, а ведь за год случилась ещё и локализация Древнего ужаса, а также дополнения к Робинзону). Все окончательно уяснили, что МХ – это не только хардкор, и уже никто не удивляется наличию в ассортименте компании таких игр как Домовята и Cut the Rope. По объёму выпускаемых настолок МХ остаётся локомотивом рынка. И Россией Мир Хобби уже не ограничивается. В 2014-м состоялась экспансия за рубеж. В десятке стран вышла World of Tanks: Rush, на Кикстартере успешно запущены Голливуд и Наместник. И это, судя по всему, только начало большого пути. О планах компании на 2015-й год ничего толком неизвестно, но одно можно сказать точно: если вдруг появится 4-я редакция Twilight Imperium, Мир Хобби сделает всё возможное, чтобы выпустить её на русском.
Звезда в этом году, как мне кажется, сбавила обороты. В активе компании русские версии Mage Wars, Терры Мистики и Рококо. Но все выпущенные игры — очень громкие хиты, на фоне которых всякие более простые игрушки (типа Снежной олимпиады и Гонок ежиков) просто теряются. Поэтому деятельность Звезды в 2014-м году я бы охарактеризовал как "редко, но метко". Тому подтверждение и недавно озвученные планы по выпуску русской версии Imperial Settlers, а также большого дополнения к Андору.
Нельзя не отметить и знаковое для компании событие – уход из жизни Константина Кривенко, поставивший было знак вопроса над будущим Звезды. Насколько я понимаю, если какой-то кризис и возник, он был быстро преодолён и компания будет дальше следовать курсу, твёрдо проложенному Константином Александровичем.
Игровед остался в своей нише, приоритет отдаётся несложным детским играм, среди которых, бывает, попадаются вкусные локализации. В качестве примера можно привести Пандемию, выпущенную на русском языке вместе с первым дополнением. Новое направление компании связано с выпуском собственных игр. Неоднократно проводившиеся конкурсы для разработчиков, похоже, наконец-то дали свои корни. Мы увидели две новинки: Артифициум и Коста Руана, которые Стиль Жизни выпустил как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Игрушки были показаны на Эссене, также проявили себя на Кикстартере, так что Игровед постепенно достигает поставленных Александром Пешковым целей.
Правильные игры в текущем году, как мне показалось, сдали. Стартовав с новой версией Эволюции (я о Случайных мутациях) компания словно забуксовала на месте. Новинка показалась не сильно оригинальной и, как показала в последующем американская переделанная Эволюция, могла бы быть куда лучше во всех смыслах. А после Случайных мутаций были только Гонки жуков (которые кроме как у меня, кажется, больше ни у кого особых восторгов не вызвали), да За Шотландию!. На мой вкус маловато для целого года.
Для Мосигры 2014-й год, кажется, был годом стабильности. Несколько новых локализаций, среди которых выделяется Neuroshima Hex! и особняком стоит анонсированная Space Alert – это, безусловно, прекрасно, но основной ассортимент компании – это, по-прежнему, игрушки для массового рынка.
Нельзя не отметить активные действия на рынке и компании Геменот. Этот игрок проявил себя ещё в 2013-м году, а в 2014-м с ним случилось два знаковых события. Первое – это распространение русской версии Мистериума, который, как я предполагаю, стал хитом продаж. Второе – это объединение под своим крылом нескольких более мелких контор: издателей Z-Game, Пандора Бокс и Правильные игры. Тем самым создаётся некий конгломерат издателей, однако тут есть нюанс: эту работу делают те же люди, которые однажды уже пытались объединить под одним флагом настольные клубы. Поэтому очень интересно будет посмотреть, что выйдет из объединения издателей. Ну и нельзя не отметить вкусные анонсы Геменота на 2015-й: Castles of Mag King Lugwig и Yomi. И то и другое очень интересно попробовать.
В части других участников рынка сказать особо нечего. Немного трепыхается на фоне детских игр ЮНСИ. Второй год ничего не слышно про Статус Белли и Сквирл.
Появилась новая тенденция — выпускать игры самостоятельно, что мы наблюдаем на примере Z-Game, Трапперов, Бестиария Сигиллума и тех же Окошек. Как мне кажется, это достаточно серьёзная задача, поскольку организовать все условия для издания игры – это максимум полдела. Нужно ещё решить вопросы с её распространением, продажами и продвижением. Поэтому те, кто делают это своими силами и достигают положительных результатов, безусловно, заслуживают искреннего уважения.
Разработчики
В стане разработчиков у нас относительное затишье. Слышны Николай Пегасов и Юрий Журавлёв. На подходе Евгений Никитин (Вагончики), реже стали упоминать коллектив Трёхгранника. Новых персон среди игроделов не возникло, но проявился Алексей Калинин, анонсировавший перезапуск Князей и издание нескольких других игр. Словом, движение в позитивном ключе имеется, хотя и не такое интенсивное как, возможно, хотелось бы. Так что тут определенно есть резервы для роста.
Блоггеры
Блогосфера умирает. Уже не первый год подряд. Кажется, остался уже только один Владимир Шлапаков. Иногда ещё радуют публикациями Александр Шерстук, да Максим Трофименко. К счастью, возродилась Настолкомания. И всё. Нюся, Зордок, что-то публикуют, но крайне редко. Новых авторов не появляется, хотя на Тесере блеснул icenine, о котором рассказывали на осеннем игроконе. Блоги закрываются, вот свежий пример, буквально только что анонсировал завершение работы проект Мои настолки (myboardgames.ru), просуществовавший с 2012 года. Вариантов развития событий видится два: либо блоги затихнут совсем за исключанием 1-2 штук (пессимистичный), либо большинство авторов, хотя и закроют свои проекты, но переедут на Тесеру (оптимистичный). Посмотрим, что получится на самом деле.
Игровое сообщество и игровые мероприятия
Уходящий год продолжил традиции, заложенные ещё в 2013-м. Состоялось два Игрокона, причём, фестиваль пошёл по стране и был проведён в Питере. Увы, из-за известных событий не случилось Игросферы, да и питерский игрокон на самом деле должен был назваться "Игрокон Киев" 🙁
Здорово, что снова была проведена выставка "Мипл" в Красноярске. Напомню, в 2013-м из-за болезни главного организатора Евгения Кузнецова она не состоялась.
Как и годом ранее, российские игроки смогли принять участие в отборочных играх мирового чемпионата по настольной игре. На этот раз это была Ticket to Ride, и мы добились неплохих результатов. В общемировом зачете представитель нашей страны, Пётр Гречун, занял третье место.
Окончательно стало понятно, что затухла деятельность Ассоциации клубов настольных игр. То, что проект оказался невостребованным, было ясно уже год назад, а 2014-й показал, что ни во что иное АКНИ не переформатировалось.
В остальном популярность настольных игр только растёт. Всё чаще статьи о них можно увидеть в различных популярных сетевых изданиях, не стесняются говорить о настолках и в телевизоре, только этой осенью меня самого дважды приглашали выступить на местном телевидении. Про игры узнаёт всё больше и больше людей и это – здорово!
Игры в цифре
Настольные игры продолжают покорять планшеты. Хотя это и специфическое направление, которое приемлют не все, тенденция очевидна – многое выходит в цифре. Из свежих примеров та же Star Realms, а также Ascension, который появился аж в Steam. Отметился тут и Мир Хобби, выпустивший под занавес года анонсированную ещё в 2012-м Santiago de Cuba для iPad.
Не только о хорошем
К сожалению, уходящий год был ознаменован немалым количеством событий, которые никак нельзя назвать положительным. Мы многое потеряли в 2014-м. В первую очередь, людей. Я имею в виду Констатина Кривенко и Алексея Перерву, трагически и неожиданно ушедших из жизни этим летом.
Мы утратили Игросферу, прекрасный фестиваль игроков и разработчиков, который собирал во Львове представителей всего СНГ, и даже соседей из Польши. Совершенно непонятно, состоится ли фестиваль в 2014-м году, но очень хотелось бы надеяться, что отсутствие Игросферы – это не навсегда.
Неприятный осадок остался и после чемпионата мира по Ticket to Ride, где в финальной партии, судя по всему, не обошлось без нарушения правил, которое, возможно, даже было сознательным. И последовавшее за этим лишение титула чемпиона мира и передача его игроку, занявшему второе место должно послужить уроком для организаторов настольных турниров по всему миру.
Непонятна ситуация с проектами на Кикстартере. Настольных игр там довольно много, но из заметных могу назвать, пожалуй, лишь Twilight Struggle. Прочие проекты (признаться, особо за ними и не слежу) остаются в моих глазах многочисленной массой коробок с миниатюрами, к которым прикручены сомнительного качества правила.
И ещё из личного: в этом году я впервые услышал, что, оказывается, за негативные обзоры я беру деньги. И за положительные, кажется, тоже. Осталось, как в анекдоте, узнать, куда можно обратиться, чтобы получить причитающиеся мне средства! 🙂
Текущая экономическая ситуация также навевает грустные мысли. Курс национальной валюты продолжает оставаться не совсем стабильным и не очень приятным в плане закупки игр за рубежом. Плюс и внутрироссийские цены на игры также подросли. Последствия пока неясны, но очевидно одно, покупательская способность игроков снизилась и игры из-за рубежа в прежних объёмах закупаться не будут (какой же я молодец, что летом заказал себе авансом Automobile, Chicago Express, C & C: Napoleonics с дополнением и прочие игрушки. Иначе я бы их точно уже не купил). Остаётся лишь надеяться, что наши издатели смогут более-менее удержать цены на собственное производство и/или перенести какие-то заказы из Европы или Китая в Россию, сохранив при этом как приемлемые цены, так и приемлемое качество. Но в целом, конечно, нашему хобби предстоит испытание на прочность.
Главное и основное
Основные тенденции и итоги уходящего года заключаются в том, что российские издатели смогли выйти на международный рынок. Причём, сделали это практически все сразу: МХ с Голливудом и Наместником, Игровед с Артифициумом и Коста Руана, Правильные игры – с Эволюцией (хоть и слегка опосредовано). Это говорит о двух вещах: во-первых, появляются отечественные разработки мирового уровня, во-вторых, российсие компании способны выступать равными партнёрами на зарубежном рынке. Эти тенденции очень радуют и тут можно и нужно желать нашим издателям как можно более крупного финансового успеха.
* * *
И, конечно же, хочется пожелать всем устойчивой экономической ситуации, чтобы мы все могли продолжать выделять на любимое хобби деньги и уделять ему время, получая в обмен неописуемое удовольствие от общения с друзьями и игрового процесса.
Добавлю, что «Кикстартер» понемногу становится главным местом издания новых игр. Им пользуются не только новички вроде отечественных издательств, но и крупные зарубежные издательства, которые продают через него люксовые версии известных игр, гарантированный сбытовый тираж которых заранее предсказать невозможно.
«Кикстартер» выпустил уже почти 2,5 тысячи игр, в том числе такие популярные, как The Resistance: Avalon, Glory to Rome, Star Realms, Alien Frontiers, The Manhattan Project, Flash Point: Fire Rescue, Coup, Snowdonia, Eminent Domain, Among the Stars, A Study in Emerald.
Кроме того, практически каждая вторая новая игра выходит с пнп-версией (платной или бесплатной). Все уже давно поняли, что этот способ продвижения игр — наиболее эффективный: игроки не хотят покупать кота в мешке, а пнп позволяет игру опробовать.
Юра, отличный саммари за год, спасибо!
Юра, спасибо, хорошая заметка.
С наступающим тебя!
Спасибоны.
Очень комплексно и аналитично. Под стать уходящему году.
Как весь последний год, очень поверхностно, невнимательно или даже избирательно, и тенденциозно. Жаль-жаль
Юра, напиши уже хоть раз правильно фамилию Вовыcлатвии. Порадуй перед НГ…
«Шлапак» — неправильно. «Шлапаков» — правильно!
Юра, я может что-то путаю, но раньше ты вроде бы выкладывал статистику сыгранных игр за год. Интересно было бы почитать какие игры в течении года больше всего появлялись на твоем столе.
Прочитал с интересом, спасибо.
Однозначно отличный пост, я надеюсь, что блоги не умрут, потому что на той же тесере не так и много качественных статей, а статьи icenine лично у меня вызывают отторжение — противный тролль, которыйл любит привлекать к себе внимание.
@inci
Статистику я всегда делаю в январе за предыдущий год.
Обязательно будет и за 14-й.