Добро пожаловать в мир настольных игр

Мачи Коро. Обзор игры

Несмотря на все прорывы и продвижения настольно-игровых компаний, настольная игра для среднестатистического человека – это в первую очередь Монополия. Устаревший донельзя продукт, где бал правят кубики и случайность, а партии неспешны и вполне способны затянуться до неприличия. К счастью, ничто в этом мире не вечно, и, наконец, появился кандидат, способный, возможно, потеснить Монополию в борьбе за звание приличной экономической игрушки. Встречайте, Мачи Коро – карточная игра о строительстве города, родом из Японии. 

Играть в неё могут от 2 до 5 человек. Каждый участник принимает на себя роль мэра небольшого провинциального городка, где пока что есть лишь фермеры, да построенная для них забегаловка. В ходе партии стартовым населённым пунктам предстоит развивать новые производства, обзавестись объектами соцкультбыта, а кто-то даже сможет построить аэропорт и наладить регулярную связь с внешним миром. В начале игры на столе раскладываются 15 стопок карт с доступными для постройки зданиями, а каждый город получает 4 задания – ключевых объекта, которые нужно соорудить. Победит в игре тот, кто первые возведёт все четыре целевые постройки.

С точки зрения компонентов Мачи Коро – это колода карт, да пара кубиков. Небогатое с точки зрения комплектации изделие, за которым скрывается интересный и достаточно оригинальный игровой процесс. Игра основывается на связке двух действий, доступных и понятных каждому, кто хоть раз видел Монополию: бросил – купил. Ход игрока в Мачи Коро – это бросок кубика, за которым следует покупка (строительство) здания (или не следует, если игрок не хочет или не может ничего построить). 

Построенные игроком здания выкладываются на стол прямо перед ним. В начале партии каждый располагает  всего парой построек – пшеничным полем и закусочной, а к концу игры счёт здания может перейти на десятки. Здания нужны чтобы зарабатывать деньги, которые, в свою очередь, потребуются, чтобы возвести ключевые постройки и победить в игре. Вот так в общем виде и работает игра: строим домики, получаем за них прибыль и, если получается, возводим ключевое здание. И так – до победного конца.

Все строения в игре представлены в виде карт, обладающих тремя признаками. Во-первых, в верхней части карты указано число, при выпадении которого на кубике она срабатывает. Во-вторых, в центральной части карты указано её название и тип (символ в кружочке). В-третьих, в нижней части карты указан её эффект, а также условие, при котором карта срабатывает. Таковых три: только в свой ход, только в ход других игроков и в любой ход. Эта же информация дублируется фоном карты. Зелёные срабатываю только в свой ход, красные – только в ход других игроков, синие – всегда. Есть ещё фиолетовые карты, они также срабатывают только в свой ход.

Повторюсь, здания в игре нужны только с одной целью – заработать денег, а деньги нужны только с одной целью – строить на них здания. Вырваться из порочного круга «мы будем добывать больше всех металла, чтобы построить из него больше всех тракторов, которые будут добывать больше всех металла» позволяют четыре ключевых постройки, именуемых достопримечательностями. Если возвести их все, партия заканчивается. Важный момент здесь в том, что целевые здания стоят в 2-3 раза дороже обычных, так что чтобы получить возможность их строить нужно или очень долго копить, или выгодно вкладывать деньги в здания обычные. Типичная для евроигры ситуация, сначала строим экономический движок, а затем довольствуемся продуктами его работы.

Вот только называть Мачи Коро евроигрой я бы не стал, хотя все признаки – налицо. Даже добыча ресурсов происходит ровно также, как в другой известной евроигре – Колонизаторах. Только если в Колонизаторах ты обычно забиваешь в самом начале партии хорошие цифры и потом за счёт них живёшь, в Мачи Коро ты подбираешь себе прибыльные значения прямо по ходу партии. А ещё разница в том, что количество ходов и, соответственно, бросков кубика в Мачи Коро не очень велико, так что в пределах одной партии распределение далеко не всегда стремится к идеальному. Например, у нас в практике стало нормой такое: строишь здание, которое работает на «шестёрке», а «шестёрка» даже на двух кубиках не выпадает вообще.

Итак, игра выглядит следующим образом: бросил кубик, если повезло, получил ресурсы, выбрал и построил здание или достопримечательность. Затем кубики бросает следующий игрок и, если вновь удача улыбается, ты тоже получаешь какую-то копейку. И так до тех пор, пока у кого-нибудь не окажутся построены все четыре достопримечательности. Да-да, перед нами экономическая гонка.

Постройки, как уже было сказано, бывают трёх видов в зависимости от того, когда они приносят деньги: только в свой ход, только в чужой ход или всегда. Отсюда и три основные стратегии игры: рассчитывать на крупный доход в свои ходы, наживаться за счёт других игроков и иметь небольшой, но стабильный доход. В чистом виде какой-то один из этих трёх подходов на практике маловероятен (по крайней мере у нас ни разу не было такого, чтобы кто-то строит карты только одного цвета), но тенденция в городе каждого игрока прослеживается.

По описанию может показаться, что Мачи Коро похожа на однорукого бандита: бросил кубик (дёрнул за ручку) и, если повезёт, получаешь доход. В этом что-то есть (повторюсь, в наших партиях часто именно так и было, кубик ведёт себя совершенно непредсказуемо), хотя разработчики, безусловно, закладывали в игру возможность управлять вероятностями. Наиболее простой способ – диверсификация. Закупаешь здания со всеми возможными цифрами, чтобы хоть что-то да приходило в казну вне зависимости от результатов броска. Другой интересный способ – возможность раннего перехода на игру двумя кубиками. Это влечёт за собой возможность выпадение больших (от 7 до 12) чисел, но при этом снижает шансы на заработок соперников.

Несмотря на кубикозависимость, Мачи Коро – игра хорошая. Роль случая уравновешена в ней продолжительностью партии. Игра в среднем длится около получаса, это не так долго, и даже если кому-то категорически не повезло с бросками, это не повод для огорчения, можно сыграть ещё разок и тогда, возможно, фортуна будет куда приветливее. К тому же в активе у игры весьма простой, я бы даже сказал, интуитивно понятный и предсказуемый игровой процесс. Что может быть проще для освоения для среднестатистического человека, чем бросок кубика? А тут именно это и надо делать. Бросил, посмотрел, положены ли деньги, потом проверил что ты можешь купить и, либо берёшь здание, либо решаешь пока повременить и подкопить на что-нибудь подороже.

В российском издании Мачи Коро вместе с базовым набором игры выпущено сразу и первое дополнение под названием Порт. Оно добавляет в игру десяток новых построек, а также три ключевые строения, одно из которых всегда считается созданным. Таким образом, при игре с дополнением чтобы закончить игру нужно возвести не четыре, а целых шесть ключевых зданий! Но и возможностей для зарабатывания денег у игроков прибывает.

Помимо новых построек дополнение вводит в игру новый режим: теперь можно играть не фиксированным набором доступных для строительства зданий, а случайным. Для этого в начале партии вместо того, чтобы выкладывать на стол стопки одинаковых карт построек нужно замешать их все в одну большую колоду, после чего вскрыть из неё десять различных построек. Это именно то меню, из которого каждый игрок может выбрать свою покупку. 

Случайные здания по мнению опытных игроков делают Мачи Коро на порядок интереснее. Теперь вместо того, чтобы раз и навсегда выбрать себе стратегию и последовательно её реализовывать от хода к ходу, нужно проявлять тактическую гибкость и адаптироваться к сложившейся ситуации, ориентируясь на доступные для приобретения здания.

Может быть Мачи Коро и не удастся потеснить Монополию. Но как настольная экономическая игра – она очень неплоха. Мачи Коро родилась в Японии, и уже шагает по планете, игра вышла и в США и в России, и, как видите, успела обзавестись дополнениями. 

Тут присутствуют несложные правила, ходы деляются быстро, партии длятся в пределах 30-45 минут, а также присутствует некая доля удачи, делающая игру хорошо доступной как для детей, так и для взрослых. Единственное возможное противопоказание – это если вам всю жизнь в 100% случаев фатально не везёт с кубиками. Если вы не из числа таких счастливчиков – настоятельно рекомендую опробовать. 

6 комментариев

  1. Критик

    Сегодня купил себе, очень красивая. Правда создаётся впечатление, что скачали рисунки из браузерки вконтактового градостроя-фермы. Карты на ощупь как тонкие пластинки лединцов. Завтра еду за протекторами. Коробка второго дополнения вместит в себя стопки карт первого и второго, а так же влезет в базовую коробку рядом с базовыми картами — рай перфекциониста. Пакетики не прилагаются, что печально. Кубики хотелось бы побольше. Они прямо напрашивается быть большими, монетки милые, могли бы быть пластиковые. Любителям японщины — маст хэв. А я в предвкушении как буду завтра натягивают 260 карт Мачи Коро и 500 карт Доминиона в протекторы.

  2. Борис

    >> Например, у нас в практике стало нормой такое: строишь здание, которое работает на «шестёрке», а «шестёрка» даже на двух кубиках не выпадает вообще.
    Шестёрка на одном кубике выпадает с большей вероятностью, чем на двух.

  3. MakVlad

    Да, но шестёрка на одном из двух кубиков выпадает с большей вероятностью, чем на одном.

  4. DM

    @MakVlad
    Так суммарно 6 это же всё равно не даст. Ваш Кэп.

  5. MakVlad

    А я не про суммарно, я про выпадение «шестёрок» говорю.

  6. DM

    А смысл в выпадении шестёрок на двух кубах, если цифры всегда суммируются? Борис кмк имел в виду именно сумму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑