Читатель по имени Сергей подготовил перевод обзора игры Progress: Evolution of Technology, карточной настолки "цивилизационного типа", в которой нужно развивать свою цивилизацию используя карты технологий. 

Progress – карточная игра, в которой игроки пытаются развивать технологии своих цивилизаций от Античности к эпохе Возрождения и началу промышленной революции. Технологии сгруппированы в три главные области: наука, инженерия и культура. Игра охватывает 3 эпохи, для каждой из которой предусмотрен свой собственный набор карт технологий. В начале игры доступны только карты для первой эпохи. Карты для каждой эпохи в игре формируют отдельные колоды и сброс.

В центре стола размещается поле Power Board с тремя треками — Престиж, Население, Армия. Каждый игрок размещает маркер в начале треков. В зависимости от создаваемых технологий, игроки будут продвигаться по ним.

Каждый игрок получает несколько карт (в порядке очередности хода количество карт в руке увеличивается) и сложную на первый взгляд, но понятную для тех, кто хоть раз сыграл, шпаргалку в виде дерева технологий. Каждый также получает персональный планшет, на котором отмечает свои 7 навыков. В начале игры, все они находятся в левой части поля, а продвижение по трекам выполняется с помощью карт. Перечень навыков:

  • Действия — сколько действий можно выполнить за ход,
  • Набор карт — сколько карт можно вытянуть при выборе соответствующего действия,
  • Размер руки — предел карт на руке,
  • Перетасовка карт — сколько стопок карт можно перетасовать и сколько карт можно затем вытянуть, если выбрано действие «Перетасовать».
  • Развитие — сколько технологий может находится под развитием в любое время,
  • Исследование — сколько маркеров может быть помещено на развиваемую технологию,
  • Быстрый набор — два числа, которые показывают, сколько карт добирать/сбрасывать, выбирая одноименное действие.

Каждая карта технологии содержит информацию. В верхней части находится ее название и отмечена эпоха, к которой она принадлежит. Слева находит информация о выгодах от строительства этой карты. Технологии могут предоставить игроку жетоны Знаний, продвижение по трекам персональных навыков или по трекам на центральном поле. Также они могут приносить победные очки в конце игры. В нижнем левом углу указано, сколько очков знаний можно получить, сбросив эту карту. Наконец, в нижней части карты можно найти одну из двух видов стоимости, которую нужно оплатить для строительства карты. Она оплачивается знанием или может быть проигнорирована, если у игрока имеется предшествующая технология. С этой точки зрения, просто нужно помнить, что карты могут быть использованы двумя способами — сыграны на стол как активная или развиваемая технология, или сброшена за очки знаний (чтобы затем сыграть другую карту как технологию).

Партия разбита на раунды, начинается с первого игрока и далее по часовой стрелке до тех пор, пока не выполняется условие окончание игры. Ход игрока состоит из трех фаз:

Фаза развития — если у игрока есть технологии под развитием, можно убрать маркер с каждой из этих карт. Когда с технологии уходит последний маркер, эта технология становится активной и размещается в активной зоне игрока. Он получает преимущества от этой карты (подробности ниже).

Фаза действия — в этой фазе, игрок выполняет количество действий, соответствующее его навыку, отмеченному на персональном планшете. Если во время текущего хода навык игрока повышается, можно сразу же выполнять больше действий из пяти доступных:

1) Открытие — карта с руки помещается в активную зону игрока. Чтобы выполнить это действие, нужно заплатить стоимость карты (либо за счет наличия предшествующей технологии, либо очками знаний). Очки знаний можно получить, сбрасывая карты технологий с руки или с помощью жетонов знаний. Последние обычно приходят от предыдущих розыгрышей карт технологий, и каждый из них представляет собой единицу знания, которая может быть потрачена раз в ход. Жетоны могут олицетворять особый вид знаний или общее знание (козыри). Если игрок оплачивает стоимость карты, он помещается в активную зону. Затем игрок смотрит на левую часть карты, где отмечено, какое преимущество он получит за нее: жетон, навык, продвижение по треку на центральном поле, или победные очки, зачитываемые в конце партии.

2) Исследование — когда недостаточно ресурсов для открытия технологии, можно исследовать ее. Чтобы исследовать карту, ее нужно поместить в рядом с активной зоной и положить на нее количество черных маркеров, равное текущему навыку исследований. Каждый ход в первой фазе, можно убрать один из черных маркеров, и когда все они будут сняты, игрок открывает технологию. При этом указанные выше бонусы от технологии игрок не получит, пока карта не закончена. Однако, нужно заметить, что игрок может поместить технологию под развитие, применив нужный навык, и использовать ее как условие для будущих открытий. При этом количество технологий под развитием ограничено значением на треке навыка.

3) Набор — это основной способ добрать карты в руку. Однако, это действие используется раз в ход, поэтому игроки обычно оставляют на конец своего хода. Можно набирать количество карт равное навыку набора. Эти карты берутся из любой доступной колоды карт, лежащих рубашкой вверх, или из колоды сброса, где карты лежать рубашкой вниз. Можно брать карты по одной и посмотреть их, прежде чем решить откуда далее добирать их.

4) Быстрый набор — в середине хода игроку может понадобится больше карт на выполнение действий. В этом случае, можно выбрать быстрый набор и, исходя из значения соответствующего навыка (два числа — X и Y), вытянуть X карт из доступного источника и сбросить Y карт с новой руки (не получая при этом очки знаний).

5) Перетасовка и набор — выбирая это действие, нужно сначала перетасовать столько колод сброса, сколько позволяет навык. Можно выбрать одну колоду несколько раз. После перетасовки, можно вытянуть количество карт из любого доступного источника, равное значению навыка.

Фаза содержания — выполнив все действия, игрок должен сбросить лишние карты с руки, чтобы сравнять их количество с пределом руки. Также все жетоны знаний переворачиваются активной стороной вверх, чтобы использовать их вновь в следующем ходу.

Смена эпох

В начале игры некоторое количество маркеров эпохи помещается в центре стола — значение выбирается, исходя из количества игроков и желаемой продолжительности партии. Например, можно разместить 2 маркера второй эпохи, 3 маркера третьей эпохи и 3 маркера четвертой эпохи. Некоторые из открываемых игроками технологий могут содержать иконку продвижения эпохи, каждый раз, когда появляется такая активная технология, один из маркеров эпохи сбрасывается. Когда все маркеры второй эпохи убраны, в игру вводится колода технологий второй эпохи, и можно брать карты оттуда. Таким же образом колода третьей эпохи появляется в игре, когда количество жетонов третьей эпохи совпадает с количеством активных технологий с иконкой продвижения эпохи. Как только уходит последний жетон четвертой эпохи — игра немедленно заканчивается.

Конец игры

Игроки приступают к подсчету очков. Сначала игроки смотря на персональные планшеты. Вдоль каждого из семи треков навыков разбросаны иконки с изображением лиры. Игрок получает 1 победное очко за каждую лиру слева от его маркеров навыков. Затем игроки подсчитывают победные очки на активных технологиях, технологии под развитием не приносят ничего. Наконец, игроки получают победные очки за расположение на каждом из трех треков центрального поля. За 1/2/3/4 места начисляется: на треке престижа — 10/6/3/1 очков, на треке населения — 11/7/4/2 очков, на треке армии — 12/7/3/1 очков. Если одну позицию делят несколько игроков, то количество очков складывается, делится и округляется вниз.

Расширения

Нужно заметить, что в коробке представлено три расширения, но я не имел возможности сыграть в них, поскольку еще не полностью изучил базовую версию. Самым большим расширением является колода технологий для четвертой эпохи, с помощью которой игроки развиваются в период промышленной революции. Также расширение предоставляет игроку новые бонусы, основанные на количестве открытых технологий. Два других мини-дополнения называются Персоналии и Вехи, они могут добавлены по одному или вместе с любым другим расширением.

Мысли об игре

Progress оказался занимательной игрой. Признаю, увидев ее на Эссене, я сомневался и несколько раз проходил мимо стенда, пытаясь разузнать о ней подробнее. Однако, все демонстрационные столы были заполнены и к моменту встречи с разработчиками игры, компанией NKSN в конце субботнего дня, все копии оказались распроданы. Поэтому оказался рад узнать, что Passport Games выбрала ее для выпуска. Это одна из очень серьезных игр, представленных на недавнем Эссене.

Progress это целенаправленная карточная игра, сосредоточенная вокруг своей сильной стороны: вся игра выстраивается вокруг дерева технологий. В отличие от других сложных игр, в которые дерево технологий включено в числе нескольких игровых механик, в Progress используется только это и, должен признать, используется хорошо. Технологии хорошо подогнаны друг к другу и содержат достаточно переплетений в направлениях развития, поэтому оказаться за бортом игровой партии трудно. Технологические ветки в игре часто объединяются и разделяются. Поэтому, пока есть возможность построить несколько карт, можно всегда создавать условие для открытия более поздних технологий.

В начале книги правил разработчики игры подчеркивают, что им пришлось принять ряд волевых решений по размещению некоторых технологий на технологическом древе, чтобы удержать геймплей в правильном направлении. Я не вижу в этом проблемы, поскольку рассматриваю игру именно как розыгрыш технологического древа, — они могли назвать их как угодно, я бы все равно использовал карты для игры. Я имел дискуссии с некоторыми настольщиками, которых смутил факт, что «Атеизм» оказался одной из финальных технологий третьей эпохи, но как студент-историк я понимаю, как это можно включить в ветвь культурного прогресса, хотя, возможность в раннем периоде промышленной революции (и снова повторюсь, разработчики уже извинились за некоторые перетасовки технологий, чтобы сохранить развитие геймплея). И снова же, меня подобное не напрягает, а также и глазом не моргнул насчет рабов в Puerto Rico или Five Tribes. Я играю в настольные игры, используя кусочки дерева и картона и оставляю любые социально-политические замечания вне игры.

Единственная вещь, с которой я могу не согласиться, это факт, что можно использовать технологии под развитием в качестве условий для новых активных технологий. Однако, с точки зрения разработчика, это отличная механика, позволяющая игрока непрерывно продвигаться вперед и предоставляя им некоторые возможности, без которых коридор выбора был бы слишком узок. У игрока пять вариантов действия: 2 способа сыграть карту и 3 способа получить карты. И все. Подумайте, что если бы был только один способ сыграть карту? Однако, эта же механика позволяет игрока «запрыгивать на убегающий поезд», если они каким-то образом отстали в технологическом развитии. С хорошим расчетом, этот прием позволяет вступать в новую эпоху, благодаря том, что одна-две технологии под развитием помогут сыграть разные карты технологий бесплатно… Конечно, кажется глупым наконец-то открыть Колесо (открытие которого началось 4 хода назад), когда уже у тебя есть Доменные печи и Печатный пресс, но без этого может не оказаться другого способа заполучить нужное.

Карты технологий, на мой взгляд, сбалансированы хорошо. Как я заметил выше, мне нравится, что технологические ветви переплетаются. Также нравится, что награда за разные карты распространяется вперед. Есть определенные случаи, когда игрок желает построить технологию только ради немедленного эффекта (продвижение по треку или жетоны знаний), но также есть и случаи, когда он использует ту же карту, чтобы ввести в игру более продвинутые технологии с руки.

Большинство победных очков поступает от продвижения по трем трекам центрального поля, и я выяснил, что необязательно быть игроком, разыгравшим больше всего цивилизационных карт, просто нужно выбрать правильные карты, которые принесут выгоду на треках.

Арт и качество компонентов на высоте. Иллюстрации на картах технологий очень хороши дял подавляющего большинства карт. Стопка карт толстая, и карты первой эпохи, которые наиболее часто используются в игре, долго держатся в отличном состоянии. Единственное, что я бы поменял в дизайне — это клетки треков на центральном поле. При игре впятером много маркеров приходится умещать на маленькие треки, было бы лучше, если бы это поле стало вместительнее.

Я хотя бы раз сыграл каждым из возможных составов игроков (от 1 до 5). Наша первая игра проводилась в полном составе и мы играли по укороченным правилам (уменьшив количество маркеров эпох, а также введя возможность выполнять два действия в ход в начале игры). Для игры впятером это оказало положительный эффект. Хотя нужно некоторое время, чтобы проверить руку и понять, какие карты строить, пока идет ход других игроков, делать больше нечего, а вероятность того, что ход другого игрока привлечет внимание, невелика — разве что будет интересно посмотреть, какие карты они сбрасывают, да еще их продвижение по трекам может заставить вас поразмышлять, какую технологию сыграть, чтобы не отставать. Однако, лично для меня даунтайм показался слегка большим в игре на 5 человек, а продолжительность партии составила почти 2 часа.

Проблема даунтайма исчезла, когда мы играли втроем. Очередь ходы возвращалась ко мне именно тогда, когда я был готов что-либо делать с картами, поэтому партия была более динамичной. Когда количество карт технологий и маркеров эпох подбирается, исходя из количества игроков, игровой процесс остается быстрым и для меньшего числа игроков, они делают ходы чаще и не испытывают даунтайм. После 8 партии, я бы сыграл с любым количеством игроков в пределах четырех, хотя предпочел бы 2 или 3 участников.

Есть также правила и на одного игрока, я попробовал по ним сыграть. Я фанат настолок, в которые можно играть в сольном режиме, и Progress в этом плане оказался хорошей игрой. Он немного отличаетс от игры с другими, в частности, используется другое центральное поле, а также другая механика, когда можно сбрасывать карты в конце хода в особую колоду Времени. В конце игры при подсчете очков (также как для нескольких игроков) нужно вычесть очки за карты в этой колоде. Затем итоговое значение сравнивается с таблицей в правилах, чтобы посмотреть, насколько хорошо была сыграна партия.

Итак, я сыграл всеми возможными составами игроков, мне понравилась каждая партия и я хотел бы сыграть в Progress снова. Должен признать, что без укорачивания правил возможность играть впятером не очень-то радует, и я бы предпочел состав из трех игроков, но это не отменяет желания разложить новую партию. Игра сосредоточена на одной механике и по мере попыток эффективно продвигаться по древу технологий предстает непростой головоломкой.