Добро пожаловать в мир настольных игр

Fields of Arle. Обзор игры

Представляю обзор игры Fields of Arle, подготовленный читателем по имени Мануш. Это — евронастолка от автора Агриколы Уве Розенберга, в которой сочетаются многие отличные находки, реализованные в других "фермерских" играх Уве. Оценивает автор обзора игру весьма высоко, из ощутимых недостатков — ограничение на число игроков, "Поля" — игра исключительно дуэльная. 

Как в это играть?

Партия в “Поля Арле” длится девять раундов (полугодий), за которые вам надо успеть обустроить свою ферму. В этом вам поможет надежная команда. Первый месяц каждого полугодия вы тратите на подготовку, когда распределяете обязанности между четырьмя своими помощниками. Следующие четыре месяца уйдут на то, чтобы претворить в жизнь задуманное. Последний месяц — время проводить “инвентаризацию”, собирать урожай и кормить рабочих.

Вам потребуются некоторые материалы, самые важные из которых, это дерево и глина. Добыть их можно разным путем, но самый надежный — отправить рабочих. Вы владеете большим участком земли, но для развития хозяйства вам придется строить дамбы. Только тогда земля станет пригодна для использования. Отдельные участки в начале игры заболочены, и их тоже следует облагораживать.

Землю можно использовать по-разному. Хотите, выращивайте пшеницу, хотите, ухаживайте за лесами, чтобы не иметь проблем с добычей древесины. Можно строить здания, которые облегчат жизнь вам и вашим помощникам. У каждого строения есть своя особая функция, и она может сыграть ключевую роль на пути к победе. В любом случае, вам придется потрудиться. Главное — максимально эффективно использовать свои возможности.

“Поля Арле” — это настолка, предлагающая большой выбор действий, рассчитана она на двух игроков. Когда четыре с половиной игровых года подойдут к концу, победит тот, кто сумеет построить самую большую ферму.

Что нового на ферме?

Сейчас я не хотел бы говорить о том, какие свежие механики представлены в игре. Для начала, поделюсь мыслями о той истории, которую нам рассказывает “Поля Арле”. Нередко сеттинг настольных игр натянут искусственно, и игрокам остается только использовать свое воображение, чтобы понять, как тема прикручена к действиям на поле. В первую очередь, это относится к еврогеймам, но Розенберг — исключение, он мастер создавать атмосферу за игровым столом. Может быть, этому способствует милое оформление, может, механики идеально подходит к темам его игр. Но факт остается фактом, когда партия подходит к концу, вы чувствуете усталость и удовлетворение, как будто своими руками построили ферму.

“Поля Арле” справляется с этой задачей, но по-особенному. Действие разворачивается в местах и времени, которые, очевидно, важны для Уве Розенберга, и он хочет заставить нас почувствовать это. Города, которые вы посещаете в процессе игры, реальны, для каждого тайла разработан свой дизайн, здесь даже есть милая корова с логотипом “УР”. Уве хочет, чтобы вы чувствовали себя как дома, в этих прекрасных краях, где так приятно отдохнуть в течение нескольких часов.

Эволюция игр Уве.

Можно сказать, что Уве уже собаку съел на разработке “фермерских” игр. Ведь у нас уже есть “Бонанза”, “Агрикола”, “У ворот Лояна”, “Гавр”, “Молись и трудись” и “Каверна”. “Поля Арле” — игра из той же серии, но это вовсе не значит, что автор продает нам одну и ту же настолку снова и снова. На список его предыдущих работ полезно смотреть, чтобы понять как мастерство Уве развивалось. В “Полях Арле” из прошлых настолок Розенберга позаимствовано не так уж и много, у игры есть свое “лицо”. Но мне трудно говорить о ней без рассмотрения предыдущих игр дизайнера. Можете пропустить этот отрывок, если не знакомы с другими работами Уве, но имейте в виду, что мое мнение о “Полях Арле” строится в том числе и на сравнении с теми играми.

Знакомство с Уве у меня началось с “Агриколы”. В ней впервые появились некоторые механики, от которых он стал отталкиваться в своих последующих творениях. Во-первых, это увеличение сложности в течение партии, когда игроки получают дополнительные действия с каждым новым ходом. Во-вторых, это деление игры на этапы с определенными событиями в конце каждого, как, допустим, урожай, когда вам надо прокормить свою семью и помощников. Далее, постоянная нехватка ресурсов и действий, когда вы не можете выполнить все, что задумали, и вынуждены от чего-то отказываться. Последнее, это простота обращения с ресурсами. Скажем так, у вас не так много вариантов распорядиться тем, что вы уже произвели. Вспашка поля позволяет посадить пшеницу и овощи. Из пшеницы можно приготовить хлеб, чтобы накормить семью. Все это направлено на то, чтобы получить победные очки в конце игры (или избежать наказания). Это, конечно, не весь список действий, скорее, наглядный пример, как строится цепочка в играх Уве.

Последующие творения Розенберга стали более “открытыми”. Под этим я подразумеваю, что игроки получили большую свободу выбора. Вообще, такие игры мне нравятся, но в случае с Уве впечатления уже не были такими яркими. Три ключевых элемента, которые я упоминал чуть выше, остались, но последний, связанный с простотой функционала, оказался “размыт”. С этим я не мог смириться. В “Гавре” и “Молись и трудись” Розенберг стал экспериментировать с преобразованием одного ресурса в другой. Так в цепочке между получением ресурса и конечным результатом появились дополнительные звенья. Теперь вам надо было планировать все свои действия в начале партии, разрабатывать стратегию, от которой уже не получалось отклоняться. В итоге, вышло так, что игры стали менее понятны интуитивно. Кроме того, изюминкой “Агриколы” была и система личных карточек, которую (к моему ужасу) в “Caverna” заменили на общие здания. В результате, выбор действий заметно возрос, и игроки попросту оказалась “перегружены” информацией. Вот почему “Агрикола” понравилась мне больше других игр: в ней все интуитивно понятно, а с выбором действий может справиться любой.

Есть еще одна игра, в которой Уве отошел от своих принципов, “Glass Road”. В ней так же чувствуется острая нехватка в количестве действий во время хода, но все остальные знакомые механики отсутствуют. Особенно важно, что в игре нет “роста сложности”, все возможные варианты действий вы получаете уже в начале партии. Я привык к тому, что игры Розенберга не перегружены с начальных этапов, поэтому моя первая партия была обескураживающей. Я настаиваю на том, что расширение возможностей по ходу игры спасает участников от перегрузки информацией, поэтому и “Гавр”, и “Молись и трудись” показались мне более удачными работами. Впрочем, со временем я сумел оценить и “Glass Road”, когда решил дать игре второй шанс.

Так какое место среди всех этих игр занимает “Поля Арле”? Здесь есть и деление на сезоны, и нехватка действий. Но простота в преобразовании ресурсов, которой мне так не хватало в “Гавре” и “Молись и трудись”, снова вернулась. А самое удивительное, здесь использован прием, так не понравившийся мне в “Glass Road”, когда все возможности известны в начале партии. Но это сработало! Получилось так, что Уве собрал все лучшее, что было в его предыдущих играх, но при этом сделал шаг вперед в развитии знакомых механик. Я тестировал все игры Розенберга со времен “Агриколы”, и каждый раз испытывал легкое разочарование, так как все они требовали от меня больше усилий, чем мне хотелось прилагать (за исключением “Glass Road”). “Поля Арле” — это попадание в точку, лучшая работа дизайнера.

Взять лучшее и добавить что-то новое.

Несмотря на то, что Уве эксплуатирует старые механики, в “Полях Арле” есть элементы, которые вас удивят. Я особенно хотел бы выделить то, как автор освежил избитое “размещение рабочих и ресурсов”. Обычно с развитием игры возрастает эффективность ваших миплов. Количество их растет, и вы можете либо выполнять более прибыльные действия, либо получать больше ресурсов за один ход. “Поля Арле” же сбалансированы так, чтобы вы всегда мучились вопросом, стоит ли вам выполнять то или иное действие. Казалось бы, даже думать не надо, произвести улучшение — единственный правильный шаг, но тут же вы замечаете более привлекательный вариант для продолжения игры. Что же выбрать? Подобные дилеммы вам придется решать каждый ход. В этом и заключается вся прелесть настолки.

Укороченная цепочка преобразования ресурсов.

Этой темы я уже касался, когда вспоминал предыдущие работы Уве Розенберга. С самого начала у вас будет просто невероятный выбор возможностей. Сначала вы даже можете растеряться. У вас есть базовые ресурсы (дерево, глина, торф) и ресурсы, которые придется добывать (шерсть, лен, продукты питания и т. д.). К счастью, между добычей ресурса и его преобразованием в победные очки всего один или два шага. Из дерева и глины можно сделать материалы для строительства, создания инструментов и средств передвижения. Шерсть, лен и шкуры по тому же пути превращаются в одежду. С торфом и пшеницей все немного сложнее, но и там функционал четко ограничен. Добыча ресурсов объясняется логично: шерсть получаем от овец весной, лен и пшеницу собираем с полей осенью и т. д. Таким образом, сложная игра воспринимается проще и легче. Мне так нравилось это в “Агриколе”, и я рад, что снова вижу логичное развитие темы в “Полях Арле”.

В конце книги правил есть раздел “Что мне нужно для…”, который очень полезен для понимания значения ресурсов. Я рекомендую читать его только после первой партии. Тогда каждое действие в игре будет для вас как открытие, а “Поля Арле” были созданы, чтобы разжигать это чувство в игроках. Конечно, вы можете заранее изучить возможные стратегии, но тогда вы лишитесь ценных эмоций. Такой совет можно дать по отношению к любой игре, но здесь радость открытия играет особо важную роль.

Взаимодействие и реиграбельность.

Ваша первая партия в “Поля Арле” пройдет примерно так. Сперва понадобится примерно 15 минут, чтобы разложить игру. Далее, вы начнете разглядывать здания, а их очень много. Вы просмотрите все действия, доступные в летний период, и попробуете разработать план. Там у вас в первый раз пойдет кругом голова, а вы еще не добрались до зимы. В первой половине партии вы будете выбирать те действия, которые кажутся полезными (или прикольно звучат), а затем пожалеете о принятых решениях. Начнете выяснять, что же вы сделали неправильно, и, наконец, поймете что к чему. Не волнуйтесь, к концу партии вы с вашим соперником придете примерно с равным количеством очков, хотя он и не копировал ваши действия. Как только игра закончится, вы сразу начнете думать о том, что же вы могли сделать лучше. Ну что, когда повторим?

Выбор путей развития в “Полях Арле” действительно широк, но сами пути очень просты. Как только вы сыграете одну-две партии, вы поймете их все. В начале игры вам надо поставить цель и добиться ее выполнения. Да, похоже, что вы с соперником играете каждый в своей “песочнице”, но конкуренция будет ощущаться. Дело в том, что в игре главное, не какие цели вы преследуете, а насколько эффективно вы претворяете в жизнь намеченный план.

Что касается реиграбельности, мне кажется, “Поля Арле” можно исследовать очень долго. Вы можете специализироваться на каком-нибудь одном аспекте игры, а можете попробовать охватить все и сразу. Здесь использован прием из дополнения “Агриколы” “All Creatures Big and Small”, когда в каждой партии используются разные здания. Да, есть ключевые здания, которые всегда в игре, но благодаря случайным зданиям можно сделать каждую партию уникальной, построить стратегии, которые до этого опробовать не удавалось. К слову, тут мы возвращаемся к вопросу взаимодействия. В начале партии игроки видят все доступные здания. Некоторые из них, особенно в комбинации с другими, могут стать основой для построения вашей стратегии. Вполне возможно, что ваш оппонент положил глаз на те же здания, и тут вам придется прилагать усилия, чтобы не упустить их. Эта гонка за зданиями так же важна, как и своевременная отправка работников на “поля Арле”.

Игра, рассчитанная на двоих (или одного).

Для меня наиболее привлекательным является тот фактор, что игра рассчитана на двух игроков. Теперь я знаю, что, на самом деле, по этой причине игра недоступна для значительной группы настольщиков, которые предпочитают собираться большими компаниями, или выбирают более простые дуэльные игры. Я прекрасно их понимаю, но вот что думаю по этому поводу: очень мало сложных игр, которые хорошо идут на двоих. Чтобы добиться идеального баланса в такой настолке, надо специально разрабатывать дуэльный режим. Возможность поиграть вдвоем и делает “Поля Арле” такой замечательной игрой. Думаю, она очень сильно пострадала бы, если бы в нее добавили хотя бы еще одного участника. Мои догадки подтверждают и интервью разработчиков. Поэтому, если вы ищете тяжелую дуэльную игру и при этом любите Уве Розенберга, “Поля Арле” идеально вам подойдут.

Здесь также можно играть одному, и это шикарный режим, к слову, совсем не простой. В большинстве случаев, соло-игры мне очень не нравились, казалось, в других настолках они “прикручены” искусственно, и ты ощущаешь себя одиноким в борьбе с роботом. Это не относится к “Полям Арле”. Я бы назвал такой режим “режимом головоломки”. По сути, и на двоих это та же самая головоломка, но когда играешь один, все действия заранее известны, поэтому можно лучше спланировать стратегию с самого начала партии. Это не обязательно, но такая подготовка влияет на динамику игры. Вы можете по-другому взглянуть на “Поля Арле” и лучше изучить механики. Должен предупредить, что партии не будут одинаковыми, одни непременно покажутся вам лучше других. Я не думаю, что это минус, ведь рассматриваю каждую отдельную партию как уникальное приключение. Вам каждый раз придется решать новую задачу и адаптировать свою стратегию под доступные здания. А это значит, больше новых и интересных партий.

Кроме того, соло-вариант дает вам возможность ближе познакомиться с игрой, прежде чем сразиться с живым соперником. Вы поймете большинство деталей, и это избавит вас от необходимости листать правила в дальнейшем. Так что, рекомендую вам сначала опробовать “Поля Арле” в соло-режиме.

Итог.

Некоторые полагают, что “Caverna” стала лучшим творением Уве Розенберга. Я думаю, теперь так стоит называть “Поля Арле”. В ней присутствуют не только старые хорошо проверенные механики, но и новые, причем очень интересные. Я с уверенностью могу сказать, что это лучшая дуэльная и соло-настолка, в которую мне доводилось играть.

Плюсы:

  • Это игра, в которой найдешь что-то новое и спустя множество партий.
  • Прекрасное оформление.
  • Отлаженные новые механики отлично сочетаются с механиками, проверенными в предыдущих играх автора.
  • Система преобразования ресурсов интуитивно понятна.
  • Высокая реиграбельность достигается за счет большого количества зданий и широкого выбора возможных действий
  • Просто фантастический вариант соло-игры.

Минусы:

  • Широкий выбор возможностей мешает во время знакомства с игрой.
  • Некоторые партии не слишком напряженные.
  • Рассчитана только на двух игроков.

1 комментарий

  1. gazza

    Спасибо за обзор, Поля Арля уже в виш-листе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑