Ролевые, или как их иногда называют Pen and Papers игры, для большинства людей ассоциируются с Dungeons & Dragons. Оно и понятно, это самая развитая и старая ролевая система, которая заложила основы для большинства современных игр. К появлению новых ролевых игр, даже бывалые настольщики и ролевики смотрят исключительно через призму D&D. Сегодня читатель по имени Завен расскажет об одной из ролевых игр, не имеющей никакого отношения, ни к драконам, ни к подземельям, хотя тема магии в ней присутствует. Действие разворачивается в будущем, пронизанным электроникой, хакерами и мегакорпорациями. Добро пожаловать в мир Shadowrun.
В далеком 1989 году, компания FASA запустила свою ролевую игру, которая получила название Shadowrun (Сумеречный бег). Игра представляла собой смесь таких жанров ролевых игр как киберпанк, городское фэнтези и криминального романа. При этом, Shadowrun имела довольно высокий порог вхождения и предполагала, что играющие в неё люди, уже имели определенный опыт в ролевых играх.
Сегодня, во втором выпуске истории серий, я поведаю Вам о ролевой игре Shadowrun и сопутствующих продуктах, которые вышли, основываясь на данной вселенной.
История ролевой игры.
Впервые вселенная Shadowrun увидела свет в 1989 году. Её разработчиками выступили известные на тот момент геймдизайнеры Джордан Вейсман и Боб Чаррет и выпущена компанией FASA. Впоследствии данная компания также выпустила ещё 2 издания игры. В 1992 году появилось второе издание данной ролевой игры, а в 1998 – третье. В 2001 году FASA отошла от активной разработки игр и продала права на вселенную Shadowrun (и Battletech) компании Wizkids, которая была основана выходцами из FASA.
Wizkids, в свою очередь сразу же передала права на разработку компании FanPro, которая в 2005 году выпустила 4ую редакцию ролевой игры Shadowrun. В 2007 году, Wizkids отозвала лицензию у FanPro и передала их только что созданной компании Catalyst Game Labs, которая поддерживает игру до сих пор. В 2009 году Catalyst Game Labs выпустила модифицированную версию 4ой редакции правил, посвященную 20-летию серии, а в 2013 году, состоялся релиз полноценной пятой редакции правил.
Настольные игры.
Попыток адаптировать ролевую игру под настольный формат было много. Первые попытки были предприняты компанией FASA в 1990 и 1997 годах. В 1990 году на прилавки магазинов поступил настольный варгейм Shadowrun: DMZ Downtown Militarized Zone. В данной игре, предлагалось взять под руководство одну из рас представленных в ролевой игре и привести их к победе в ожесточенном противостоянии.
В 1997 году, на фоне успеха и всеобщей популярности ККИ, компания FASA выпускают свою, основанную на вселенной Shadowrun. Игра имела ограниченный успех и пережила два сета. В первом сете, который назывался незамысловато Base Set, было выпущено 352 карты. Второй сет Underworld, был значительно меньше и содержал только 140 карт, также было выпущено 10 промо-карт. В игре было необходимо кастомизировать своих персонажей (раннеров) и с их помощью выполнять различные задания.
В 2003 году, компания Wizkids, не смотря на то, что передала права на развитие ролевой игре сторонней компании, попыталась развить вселенную в несколько другом направлении. В тот год, компания только начала свой огромный сериал получивший название Heroclix, и активно осваивала подвижные подставки Clix. Одной из первых ласточек в этом направлении стала игра Shadowrun Duels. Главное что запоминается в данной игре – это огромные по размеру миниатюры. В зависимости от расы их длина от 13 до 22 сантиметров. При этом миниатюры выполнены качественно и смотрятся очень красиво. С точки зрения геймлпея данная игра представляет собой сильно модифицированную версию Heroclix, с большим количеством кубиков и возможностями для кастомизации персонажей. Данная игра не имела успеха, с финансовой точки зрения. За время её существования было выпущено 2 серии миниатюр (по 6 в каждой) + 1 промо миниатюра. Также была анонсирован третий сет миниатюр, но свет он не увидел, однако фотографии концептов миниатюр данного сета можно довольно легко найти в интернете.
Следующего настольного воплощения Shadiwrun игрокам пришлось ждать довольно долго. В 2013 году, компания Catalyst Game Labs объявила начало года Shadowrun (который был посвящен 25-летию ролевой игры), по ходу которого должны были появиться на прилавках три настольных игры – Crossfire, Sprawl Gangers и Hostile Takeover. Про последние две мало что известно, поскольку они так и не были выпущены. А вот Shadowrun Crossfire вышла в 2014 году и стала одной из первых игр, которые можно отнести к одноразовым. Она не используют нынче популярную систему Legacy, но при этом от миссии к миссии персонажи развиваются, изменяя свои характеристики и “прокачиваясь”. С точки зрения геймплея – это кооперативная декбилдинговая игра. На данный момент, к игре вышел 1 пак персонажей и готовится к выпуску большое дополнение, которое должно добавить новые карты и новые миссии.
Что касается Sprawl Gangers известно только то, что это должна была стать арена, в которой каждый выбирал бы своего персонажа и сражался им. Также известно, что в разработке и выпуске игры принимала участие компания CoolMiniOrNot. На данный момент проект официально отменен.
Hostile Takeover должна была стать еврогеймом в мире Shadowrun (как бы несуразно это не звучало), где игроки выступали бы в роли корпораций, борющихся за контроль.
Прочие продукты
Помимо настольных игр, про мир Shadowrun было написано довольно большое количество романов. Всего было выпущено 56 романов и рассказов по вселенной Shadowrun, из которых: 41 были выпущены, когда правами на франшизу владела компания FASA; 6 во времена, когда права были у компании Wizkids; и 9 во времена Catalyst Game Labs. Последнее литературное произведение датируется декабрем 2014 года, и несколько ещё находятся в процессе написания.
Также, компания FASA выпускала журнал, в которых действие происходило во вселенной Shadowrun. Первый журнал назывался KAGE, и за время его существования было выпущено 15 номеров (в период с 1991 по 1994 года). Второй журнал получил название Shadowland Issue и получил всего 7 номеров (в период с 1995 по 1997 года).
Нельзя и упомянуть про компьютерные и видеоигры, которые выходили по вселенной Shadowrun. На данный момент выпущено 6 игр, и 2 находятся в разработке. Первые три игры были выпущены на консолях 4ого поколения (SNES и Sega Genesis). Они представляли собой Action-RPG и назывались просто Shadowrun. Все они были неплохо оценены и пользовались ограниченным успехом на своих приставках.
Четвертая игра, тоже называлась просто Shadowrun и представляла собой онлайновый шутер. Игра вышла в 2007 году на Xbox 360 и PC. Игра была прохладно встречена как игроками, так и профильной прессой и довольно быстро ушла на покой. Основная претензия была – к неправильному выбору жанра: имея в руках лицензию на столь интересную вселенную, компания Microsoft выпустила простенький шутер, который, по качеству, не шел ни в какое сравнение с имеющимися тогда на рынке.
После этого было довольно долгое затишье, и в 2012 году, по средствам Kickstarter были собраны деньги на две игры в данной вселенной. Первая получила название Shadowrun returns, а вторая Shadowrun Chronicles: Boston Lockdown. Первая вышла в 2013 году и была очень тепло встречена как критиками, так и игроками. В 2014 году к ней вышло независимое дополнение Dragonfall. В данный момент к разработке находится третья игр в серии Shadowrun Hong Kong. Что касается, Shadowrun Chronicles: Boston Lockdown, то она с недавих пор доступна в Steam Early Accesses.
Послесловие
Мир Shadowrun очень необычен и самобытен. Многое уже произошло со времени его первого запуска в далеком 1989 году. В какой-то момент он был очень близок к тому, чтобы кануть в лету из-за проблем у материнской компании Wizkids, но благо, этого не произошло. Я очень надеюсь, что данная вселенная будет существовать ещё долго и не раз порадует нас новыми продуктами и новыми редакциями ролевой игры.
Shadowrun Hong Kong уже доступна в Steam.
@ezzari
статья писалась в июне:) тогда ещё не была доступна:)