Я долго и увлеченно играл в Magic the Gathering, даже участвовал в турнирах DCI, правда, весьма посредственно. Однако с тех пор я обожаю игры с конструированием колоды. Прибавьте к этому мою любовь к Deadlands RPG, и мое отношение к Doomtown: Reloaded будет очевидным. Из традиционного ККИ (Коллекционная Карточная Игра) AEG превратила ее в РКИ (Расширяемая Карточная Игра), из чего следует, что будущие дополнения (которые были названы "Седельными сумками") будут выходить с определенной регулярностью и полностью лишены случайности. Пройдет ли эта бывшая ККИ испытание временем?
Основы.
Я не играл в оригинальную игру, которая, к сожалению, достаточно быстро превратилась в раритет, поэтому рассматриваю основы с точки зрения абсолютного новичка. В отличии от других колодостроительных игр, в Doomtown можно играть более чем вдвоем, и в базовом наборе карт достаточно для участия четырех игроков в одной игре.
Каждый игрок выбирает игровую фракцию (в базовой игре их четыре), получает базу, которую выкладывает на стол, стартовый капитал (валюта в игре называется "призрачные камни") и может выбрать из своей колоды до пяти персонажей (которые называются просто "чуваки") и выложить их на поле, уплатив их стоимость. Таким образом, игроки начинают игру с некоторым количеством денег и несколькими персонажами.
Раунды в Doomtown разбиты на четыре этапа. В первом каждый ставит по одному призрачному камню на кон. Затем игроки откладывают свои карты и тянут новые пять карт. В Doomtown на каждой карте помимо прочего есть масть и достоинство, как на обычных игральных картах. Цель этапа — собрать покерную комбинацию. Обычно, чем старше комбинация, тем лучше, но тут побеждает наихудшая рука. Победитель получает призрачные камни и получает право первого хода.
Затем игроки получают доход от своей собственности (включая базу) и платят зарплату своим наемникам. Потом наступает День, когда и происходит все интересное. И, наконец, на Закате идет проверка — не достиг ли кто-то из игроков условий выигрыша.
В фазе Дня игроки могут совершать пять основных действий. Собственно, Действие позволяет игрокам активировать способность уже выложенной карты. Передвижение позволяет перемещаться от локации к локации. Как правило, это истощает персонажа (делая его менее полезным), но некоторые перемещения — нет. С помощью Торговли персонажи могут обмениваться товарами и приспособлениями, которые они носят. А Закупки дают выкладывать карты с руки, как правило, за призрачные камни. Новые персонажи играются на домашнюю базу, новые предприятия выкладываются рядом с уже имеющимися, новые приспособления выдаются неистощенным персонажам, которые находятся в зоне контроля игрока. Последнее действие — это вызвать своим персонажем неприятеля на перестрелку.
Перестрелка происходит следующим образом: игроки откладывают свои карты и набирают новые, из которых пытаются собрать наилучшую покерную комбинацию. Изначально все тянут по пять карт, но есть карты и способности позволяющие менять раздачу. На самом деле, у большинства персонажей есть значок с пулей и цифрой, позволяющий либо тянуть больше карт, либо сбросить часть полученных карт и вытянуть новые. Обладатель самой сильной руки побеждает и наносит повреждения проигравшей стороне. При игре более чем вдвоем, другие игроки могут присоединяться к одной из сторон, образуя отряды.
Предприятия играются на прилегающую к игроку территорию и обычно просто приносят прибыль. Также каждое из них дает несколько очков контроля игроку, который их контролирует. В то же время у персонажей есть очки влияния на предприятия, и на Закате игроки подсчитывают свои очки контроля и влияния. Если у одного игрока очков контроля больше, чем у остальных игроков влияния, — он побеждает.
Ощущение.
Doomtown удивительным образом передает мистику РПГ Deadlands, вплоть до использования номиналов обычных игральных карт столь нетрадиционным способом. Она также предоставляет множество возможностей для стратегического игры. Например, в отличии от большинства игр с созданием колоды, в Doomtown есть важный аспект контролирования районов.
Но половина удовольствия, по крайней мере для меня, заключается в создании своей колоды. И Doomtown в этом отношении дает весьма уникальный опыт. Вместо определения минимального размера колоды, в Doomtown колода должна состоять ровно из 52 карт (две из них могут быть джокерами). При составлении колоды надо учитывать, что перестрелки являются важной частью игры. Поэтому карты не только должны хорошо сочетаться друг с другом, но и давать хорошие покерные расклады. Обычно это приводит к тому, что выгоднее фокусироваться на паре значений, из которых легко будут получаться пары, тройки или фулл-хаусы, что очень пригодится, когда придет время перекинуться свинцом.
Составление колоды — очень волнительный и трудный процесс. В отличие от большинства подобных игр тут просто больше деталей, на которые стоит обращать внимание. Конечно, можно создать колоду со всеми крутыми картами и свойствами, но она будет выдавать ужасные покерные комбинации. Будет похоже, что у вас команда косоглазых акробатов (быть может, пятая фракция?).
Что касается самого геймплея, то он, несмотря на несколько заметных недостатков (о них ниже), крайне волнительный и напряженный. Doomtown: Reloaded вращается вокруг влияния и контроля. Влияние приходит от ваших персонажей и не дает проиграть. Контроль приносит победу и приходит от предприятий. Так что цель игры — контролировать как можно больше предприятий, включая чужие, и убивать персонажей оппонентов. Это приводит к ранним и частым конфликтам, причем в определенных районах.
Doomtown поощряет агрессивную игру. Если вы сможете добраться до предприятия другого игрока и иметь там больше влияния, чем он, вы не только сможете контролировать его сами, но и не дадите оппоненту получать с него доход. Более того, если вы контролируете предприятие, вы можете использовать его особенности, даже если сыграли его не вы. Так что, надавив в нужных местах, вы можете заставить предприятия работать против сыгравших их игроков.
Например, иногда вы можете устроить отвлекающую атаку в надежде, что соперник примчится туда на защиту (и тем самым утомит своих бойцов). А вы тем временем выдвинетесь в другом направлении, оставив утомленных защитников позади. Точно так же принятие решения, кого и куда посылать, где и как разделять банду, может принести массу терзаний.
Не менее напряженными являются решения, где и как атаковать. Ваша банда может прийти с кучей способностей и пуль, но успех предприятия все равно будет определяться тем, какие карты вы вытянете. Конечно, возможность тянуть больше карт или сбрасывать ненужные и тянуть новые дает некоторое преимущество. Но в конечном итоге все сведется к тому, у кого какие карты в этот момент находятся на верху колоды. Так что от сюрпризов никто не застрахован.
Один из самых замечательных аспектов Doomtown — это то, что вы начинаете игру с заранее выбранными персонажами. Тем самым вы начинаете игру с первого же хода. Вам не приходится копить ресурсы и дожидаться нужных людей, вы уже готовы к бою.
И все же, несмотря на всю свою прелесть, у Doomtown есть свои минусы. Самый большой из них — это то, что все может пойти прахом из-за чрезмерной агрессии. Так как вы начинаете игру уже с персонажами наготове, самым очевидным кажется выдвинуть их всех на центральную площадь, откуда вам откроется доступ ко всем предприятиям оппонентов. Плюс, так как вся банда в одном месте, — все способности и трюки у вас наготове. Весьма предсказуемо, что при таком раскладе оба игрока выведут в бой всю свою команду на первом же ходу. По итогам перестрелки игрок, потерпевший поражение не только потеряет своих персонажей и их влияние, но и окажется гораздо слабее оппонента.
Победитель этой единственной перестрелки будет вовсю использовать появившееся преимущество и прессовать побежденного. Он сможет разыграть свои предприятия в уверенности, что ослабленный соперник не посмеет на них напасть. Более того, проигравший вряд ли рискнет разыграть собственные предприятия, ведь он не сможет их защитить, а значит лишится дополнительной прибыли. В последствии отрыв будет только расти, и победитель в ранней перестрелке без проблем выиграет игру через пару-тройку ходов. Таким образом, исход игры определяется на первом же ходу.
Итак, мы отказываемся от такой стратегии. Ранняя перестрелка — не лучшая мысль, ведь проиграв один бой, вы проигрываете игру. Но тогда начинается игра "на слабачка". Когда один игрок инициирует перестрелку, второй может либо участвовать в ней, либо вернуть своих парней на базу уставшими. Это значит, что до конца раунда они ничего больше не могут. И отступивший игрок оказывается в худшем положении. Да, он избежал потерь, но оставил сопернику центральную площадь и возможность без опасений сыграть предприятия, по крайней мере на первый раунд. Снежный ком опять начинает расти.
Такова странность начала игры. Если бы у обоих игроков помимо персонажей на поле уже были предприятия, которые им надо было бы защищать, идея одной ранней перестрелки была бы не столь привлекательна.
Естественно, все это применимо только для двоих игроков. Но это низводит всю удивительную игру с замечательными задумками, способностями и тактиками до единственной раздачи в начале игры. Беда в том, что если один из игроков, даже новичок, нарывается на раннюю перестрелку, вы мало что можете сделать. У вас всего два варианта: участвовать и надеяться на победу или вернуться на базу и отдать контроль над городом оппоненту.
А как насчет того, чтобы остаться дома и копить силы? Что ж, это тоже не лучшая стратегия. Сидя дома вы получаете по три призрачных камня в ход. А значит, вам потребуется не один ход, чтобы выложить лучшие карты. Тем временем оппонент, который контролирует центральную площадь, может разыгрывать предприятия и получать больший доход, а значит и развиваться быстрее вас!
Также в Doomtown есть и пара мелких недостатков. Первый — поддержка нескольких игроков сильно увеличивает продолжительность игры. Когда играют двое, ходы проходят быстро, и в перестрелках участвуют все. Когда играют трое и более игроков, время между ходами замедляется. Перестрелки длятся пару минут, и если вы в них не участвуете, вам остается только сидеть и смотреть. С тремя игроками еще комфортно, но с четырьмя, даунтайм становится слишком большим.
Второй недостаток — то, что игра поощряет лидера. Призрачный камень нужен не только для того, чтобы разыгрывать новые карты, но и для оплаты некоторых персонажей. Ваша база дает вам три в ход — явно не достаточно для самых крутых карт. Если один игрок отбирает контроль над предприятием другого, он не только получает очки контроля, но и получает дополнительный доход и сокращает его у соперника. В Doomtown нет механизма, позволяющего догнать лидера. Тот, кто раньше вырвется вперед, обычно и побеждает.
Оценка.
Компоненты 5/5;
Стратегичность (Зависимость от удачи) 4.5/5;
Механика 3.5/5;
Реиграбельность 4/5;
Враждебность 3/5;
Итого 3.5/5.
Если бы не легкость, с которой игра может свестись к единственной перестрелке, я бы поставил 5 из 5. Я влюблен в сеттинг, мне нравится контроль территорий и способ составления колоды. Это замечательная колодостроительная игра, в ней есть куча фантастических элементов, широкий простор возможностей и отличный баланс между удачей и стратегией. Элемент неожиданности присутствует, но в Doomtown каждый игрок — кузнец своей удачи.
Что то у меня ни одна картинка не открылась( в чём м б дело?