На BGG есть статистика игр: кто, в какие игры и сколько раз играл. С её помощью можно посмотреть не только общее количество партий в те или иные игры, но и число уникальных пользователей, игравших в каждую игру. Второй показатель мне представляется очень интересным, поскольку косвенно отражает реальный интерес к играм. Ведь одно дело, когда игрок просто купил игру и положил на полку к десяткам других, а совсем другое – если игрок регулярно достаёт её с полки и играет в неё!
Итак, в какие ещё новые игры – в порядке убывания их популярности – начали активно играть в прошедшем октябре 2015 года? Рассказывает тов. Pard.
Подводить итоги года вроде бы ещё рановато, но после прошедшей выставки в Эссене все главные новинки года игрокам уже продемонстрированы и делать прогнозы, анализируя доступные статистические данные, вполне возможно. Осмелюсь предположить, что 2015-й год подарил игрокам только 4 игры, которые способны войти в «Топ20» BGG-рейтинга. Ближайшие месяцы станут показательными: если интерес к этим играм не упадёт, их по-прежнему будут регулярно раскладывать на игровых столах, а также покупать в качестве рождественских подарков, то шансы у этих игр войти в число лидеров из чисто теоретических станут вполне реальными. Что же это за игры? Первая из них, Codenames, нам уже хорошо известна. О следующих трёх шедеврах речь пойдёт ниже, а затем мы рассмотрим ещё 3 популярные игры, которые в лучшем случае могут рассчитывать лишь на место в «Топ200» рейтинга, но менее интересными от этого они не становятся. Вообще-то на Эссене показали много новых игр, и скорее всего некоторые из них ещё себя покажут, но пока что по-настоящему популярными стали только 6 из них.
Итак, какие же новинки принёс игрокам октябрь?
Pandemic Legacy (2015)
стратегическая, тематическая
средняя сложность
60 минут
2-4 игрока
определённое количество действий, кооперативная игра, компоненты игры в руке, движение от точки к точке, собирание наборов, торговля, разные способности игроков
184 карты, 7 жетонов, 106 фигур
рейтинг 9,03
Авторы – Мэтт Ликок: Pandemic Legacy (2015) Пандемия с развитием, Pandemic (2008) Пандемия, Forbidden Desert (2013) Выжить в пустыне, Роб Давио: Pandemic Legacy (2015) Пандемия с развитием, Risk Legacy (2011) Риск с развитием, Heroscape Master Set: Rise of the Valkyrie (2004) Страна героев: Восстание валькирий.
Версия игры, ситуация в которой безвозвратно меняется после каждой сыгранной партии.
Игра, способная ворваться в первую десятку рейтинга. Это – новая версия хорошо известной игры Pandemic, которая отличается от своей предшественницы наличием запечатанных комплектов с наклейками, которые необходимо вскрывать на определённых этапах игры: они позволяют изменять игру. Конечно же, к этой версии игры будут выпускать дополнения: на коробке красуется надпись «Сезон 1». Такая своеобразная денежная подписка на изменяемую игру очень выгодна издателю, но будет работать только в том случае, если в дополнениях будут появляться существенные отличия, иначе желание постоянно платить за одно и то же у игроков пропадёт.
Это уже вторая попытка (после Risk) создать игру с развитием, то есть в названии которой есть слово Legacy. И снова это сработало: в новых играх игроки жаждут новых ощущений, а что может волновать больше, чем осознание уникальности каждой партии? Играя в игру с подобным механизмом, ты точно знаешь – то, что происходит в каждой партии, навсегда останется только в памяти игроков и это будет невозможно снова испытать и повторить. Игра похожа на сериал, в съёмках которого ты участвуешь. Похоже, это не последняя попытка создать игру, которая развивается от партии к партии – Тони Бойдел уже продемонстрировал прототип Snowdonia Legacy.
Pandemic Legacy в списке "Настолки по-русски"
7 Wonders: Duel (2015)
стратегическая
средняя сложность
30 минут
2 игрока
выбирание карт, собирание наборов
88 карт, 14 жетонов, 1 фигура
рейтинг 8,29
Авторы – Антуан Боза: 7 Wonders (2010) 7 чудес, Ghost Stories (2008) Истории о призраках, Hanabi (2010) Фейерверк, Бруно Катала: Five Tribes (2014) Пять кланов, Cyclades (2009) Киклады, Shadows over Camelot (2005) Тени над Камелотом.
Игроки создают свои цивилизации, начиная с древних времён. Используя ресурсы, они развивают науку и вооружённые силы.
В сети полно хвалебных отзывов об игре, поэтому я не буду повторяться, а лишь добавлю для разнообразия сугубо личного негативчика. Это – вторая игра в нашем списке новинок, которая пытается выехать на популярности более ранней версии игры. Автор первой игры, Антуан Боза, похоже, решил, что возни с обменом ресурсов, которую он добавил в Fairy Tale, чтобы получить в результате 7 Wonders, для дуэльной версии явно недостаточно. Поэтому он прихватил оттуда свойства чёрных карт, которые в новинке, 7 Wonders: Duel, чудесным образом стали гильдиями. И, к счастью, наконец-то убрал глупое правило, которое было в базовой игре. Оно не позволяло игроку строить некоторые здания, если у него не было построено какое-то более раннее здание. Только представьте себе пример: современная нация не может построить кинотеатр просто потому, что в древности не построила ипподром для колесниц. Так что теперь у некоторых карт просто появилась вторая, более дорогая, цена строительства. Список замечательных нововведений, появившихся в дуэльной версии, на этом закончен.
Теперь об ухудшениях. Мало того, что буквально каждый научный символ или чудо света, которые строит игрок, теперь очень сильно влияют на количество победных очков, имеющихся у игроков, так ещё и большинство из них позволяет сделать игроку два хода подряд. Но на этом беспредел не заканчивается – авторы решили добавить в игру выбирание карт из пирамиды, позаимствованное из Valley of the Kings. Но если в той игре множество карт было специально заточено на манипуляции с раскладкой, что давало игроку возможность вытащить нужную ему карту, то здесь карт с подобным действием вообще нет, и всё решает слепой случай. Например, в свой ход ты можешь открыть противнику 1 или даже 2 новые карты, а он, в свою очередь – не откроет для тебя ни одной новой карты! Тут уж кому как повезёт. Количество хаоса в игре возросло в разы, и теперь победитель всегда определяется лишь волей случая. Это, конечно же, очень нравится американским игрокам (да здравствуют кубики!), но любителей серьёзных стратегий – тех, кто привык рассчитывать на то, что результат игры прежде всего зависит от их личных усилий – должно насторожить. Чтобы прочувствовать всю прелесть этого хаоса, я перенёс все карты научных символов и чудес света из этой игры на другой, более удобный, движок – в игру Splendor. Достаточно распечатать себе 2 листа карт и 1 лист с полем, и добавить их в базовую игру, чтобы получить аналогичный эффект, как в 7 Wonders: Duel. А потом уже решить, нравится вам такая игра или нет. И, конечно же, вне зависимости от моего мнения о ней, игра будет очень популярна и скорее всего войдёт в десятку лучших по рейтингу.
7 Wonders: Duel в списке "Настолки по-русски"
Дуэльное дополнение к Splendor
Blood Rage (2015)
стратегическая, тематическая
среднее количество текста
75 минут
2-4 игрока
управление областями, движение по областям, выбирание карт, одновременный выбор действий, разные способности игроков
99 карт, 40 жетонов, 98 фигур
рейтинг 8,47
Автор – Эрик Ланг: Chaos in the Old World (2009) Хаос в Старом свете, Arcadia Quest (2014) Приключения в Аркадии, Lord of the Rings: The Confrontation (Deluxe Edition) (2005) Властелин Колец: Противостояние. Люксовое издание.
Кланы викингов помогают богам предотвратить конец света.
Третья игра, паразитирующая на более ранней версии игры, пусть и не очень популярной. Это – улучшенная версия игры Midgard (2007), которая была обычной карточной игрой с управлением областями и особой популярностью у игроков не пользовалась. За прошедшие с тех пор годы автор набил руку на самых разных, но очень успешных карточных играх, добавил игровое поле, сражения, выполнение заданий и увеличил число способов зарабатывать победные очки. Получившаяся в итоге игра сразу же засияла новыми красками. Кампания по сбору средств на Kickstarter вместо требуемых пятидесяти тысяч долларов собрала почти миллион, а игроки за свою помощь в издании игры получили в комплекте множество детально выполненных фигур воинов и монстров.
Каждый игрок не просто управляет собственным кланом, но и получает массу возможностей позволить своим воинам проявить героизм в решающей битве за судьбу мира. Игра продолжается три эпохи, во время которых появляется возможность набрать соответствующие этим эпохам карты. Карты бывают трёх видов: улучшения позволяют делать свой клан сильнее и модернизировать входящих в него воинов; задания позволяют выбрать условие победы на какой-то территории, которое проверяется в конце эпохи и может дать победные очки; военные карты позволяют влиять на исход сражений и способности воинов. Выбрав себе карты, игроки начинают действовать. Действия могут требовать наличия определённых карт или траты определённого количества ярости, которое является в игре своеобразным ресурсом. Действия бывают следующие: вторжение позволяет бесплатно поместить в новую область поля своего командира, а за остальных воинов приходится платить ярость в размере их силы; передвижение позволяет за 1 ярость переместить любое количество своих воинов из одной области поля в другую; игрок может сыграть карту задания, выложив её на стол лицом вниз – если к концу эпохи указанное на карте условие будет выполнено, это принесёт ему победные очки; оплатив яростью улучшение, игрок может заодно бесплатно вторгнуться одним воином в какую-то область; вторгнувшиеся в область войска могут заняться там мародёрством – кланы меряются военной силой, добавляя военные карты, победитель получает победные очки и сбрасывает сыгранные военные карты, а проигравшие забирают эти карты и могут сыграть их позже.
Поскольку игроки в начале каждой эпохи сами выбирают карты, роль случая в игре сведена к минимуму, а игрокам приходится постоянно просчитывать все возможные варианты, которые помогут им получить победных очков больше, чем смогут их противники.
Blood Rage в списке "Настолки по-русски"
The Grizzled (2015)
тематическая
несложная
30 минут
2-5 игроков
кооперативная игра
67 карт, 21 жетон
рейтинг 7,46
Авторы – Фабьен Риффод (дебют), Хуан Родригез (других успешных игр нет).
Выживание в окопах первой мировой войны.
Компанию неразлучных друзей в августе 1914 года застаёт приказ о всеобщей мобилизации. Ещё не представляя себе, какой ужас ждёт их на фронте, они клянутся друг другу, что вместе вернутся домой живыми. Авторы предлагают участникам игры заново испытать чувства солидарности, взаимопомощи, готовности подставить плечо товарищу – всего того, что считается настоящим братством. Воевать вообще не придётся, а нужно всего лишь дожить до окончания военных действий. Всем.
Механика игры полностью соответствует её теме – игроки вживаются в роли бойцов, переживающих невзгоды войны. Правила просты, но партии всякий раз получаются разными, поскольку порядок прихода карт меняется. В отличие от большинства других кооперативных игр, здесь также отсутствует проблема лидера. Просто потому, что разговоры в игре запрещены. Боец не имеет права рассказывать, какие карты у него на руке, когда он собирается сбегать с поля боя и какой жетон поддержки он при этом положит. Таким образом, каждому бойцу приходится самостоятельно принимать все решения, основываясь на боевой ситуации и действиях его друзей.
После нескольких партий приходит понимание, что успех в игре зависит вовсе не от удачного прихода карт, а от продуманных выступлений – игрок, получивший после сражения наибольшую поддержку от друзей, получает жетон речи, и далее в игре может вслух предупредить друзей об опасности. А получение жетонов, в свою очередь, зависит от чётких действий игроков во взаимной поддержке.
The Grizzled в списке "Настолки по-русски"
Tiny Epic Galaxies (2015)
стратегическая
средняя сложность
30 минут
1-5 игроков
программирование действий, управление областями, кубик
52 карты, 7 кубиков, 35 фигур
рейтинг 7,46
Автор – Скотт Алмс: Tiny Epic Galaxies (2015) Герои галактики. Мини, Tiny Epic Kingdoms (2013) Королевства героев. Мини, Kings of Air and Steam (2013) Короли воздуха и пара.
Развитие галактических империй.
Кампания по сбору средств на Kickstarter при требуемых 15 тысячах долларов позволила собрать четыреста тысяч, что позволило сделать компоненты игры более красивыми и качественными, так что все – и автор, и издатели, и игроки – остались довольны.
По сути это – небольшой космический кубиковый движок по сбору победный очков, который должен создать себе каждый участник игры. По мере его развития игрок получает возможность бросать большее количество кубиков и в соответствии с выпавшими гранями выбирать действие, на которое указывает кубик. Остальные игроки также могут использовать выбранное действие, но уже не бесплатно. Между своими действиями игрок может перебрасывать свои кубики, но делается это тоже не бесплатно. Покоряя планеты, игрок получает дополнительные возможности и победные очки.
В-общем, это такая весёлая игрушка, победитель в которой определяется в основном по воле случая, но как раз такие игры нравятся всем детям больше всего.
Версия игры, созданная для игрового стола, включает в себя карты из бонусной пнп-версии, которую получили игроки, помогавшие выходу игры на Kickstarter:
Tiny Epic Galaxies в списке "Настолки по-русски"
Between Two Cities (2015)
стратегическая
несложная
20 минут
1-7 игроков
выбирание карт, партнёрство, выкладывание плиток
56 карт
рейтинг 7,43
Авторы – Мэттью Омайли, Мортен Педерсен (дебют) и Бен Россе: Brew Crafters (2014) Пивовары, Between Two Cities (2015) Два города.
Каждый игрок участвует в строительстве 2 городов: одного — вместе со своим левым соседом, другого — вместе с правым. Успех игрока определяется по минимальному из двух проектов результату.
Прошло чуть более полугода с тех пор, как я писал об этой игре. Тогда только завершилась успешная кампания по сбору средств на её издание – собрали 200 тысяч долларов при цели в 20 тысяч – а теперь игра наконец появилась у игроков. С тех пор у игры появился третий соавтор, который написал для неё правила соло-игры – Мортен Педерсен. Он придумал свой метод создания автоматов – так он называет искусственных противников – и в своих заметках подробно описывает процесс их создания. Среди игр, к которым он придумал соло-режим, значатся также Viticulture и Scythe. Фактически он прописывает действия, которые мог бы совершить живой игрок, и созданный им автомат просто выполняет их, основываясь на каких-то параметрах текущей игровой ситуации. Это похоже на написание программы для компьютерной версии игры, только существенно проще, чтобы не слишком загромождать игру.
Напомню, что в этой игре игроки строит города из плиток, на которых изображены разные виды городских территорий, и эти территории приносят победные очки, каждая – по-своему. В отличие от привычных нам игр здесь каждый игрок строит не один, собственный, город, а целых два – один совместно со своим соседом слева, а другой – со своим соседом справа! Результат игрока считается по худшему из двух его городов, поэтому каждый игрок стремится одинаково хорошо развивать и лелеять оба своих города. Так что в игре получается некое подобие командной игры, и у каждого игрока имеется ровно два друга, причём у всех игроков друзья разные. А благодаря тому, что ходы делаются одновременно всеми игроками, игра очень динамична – вне зависимости от числа игроков её всегда можно сыграть буквально за 20 минут. И эти минуты максимально насыщенны игровым процессом: при довольно простых правилах, в игре есть над чем подумать и к чему стремиться.
Также для игры продолжают появляться варианты, придуманные её любителями – их можно найти на БГГ. В одном из них – Метро – игрокам наравне со строительством обычного города предлагается строить небольшое метро – тоже своеобразный город, но скрытый от других игроков. За него в конце игры игрок тоже получает очки. В другом варианте – Люблю левый – всё происходит так же, как в обычной игре, только каждый игрок старается сделать свой левый город как можно лучше (именно за него он получает очки в конце игры), а свой правый город — как можно хуже (это чтобы навредить соседу).
Between Two Cities показалась очень интересной. Спасибо.
Про 7 чудес дуэль:
«И, к счастью, наконец-то убрал глупое правило, которое было в базовой игре. Оно не позволяло игроку строить некоторые здания, если у него не было построено какое-то более раннее здание.»
Эээ… щито? Цепочки же наоборот, позволяют бесплатно строить следующие здания, если есть предыдущие, штрафов за отсутствие никаких не накладывается. Или под «базовой игрой» подразумевается не 7 чудес, а что-то другое?
тов. Pard, я что-то не понял по 7 Wonders вот это:
«И, к счастью, наконец-то убрал глупое правило, которое было в базовой игре. Оно не позволяло игроку строить некоторые здания, если у него не было построено какое-то более раннее здание. Только представьте себе пример: современная нация не может построить кинотеатр просто потому, что в древности не построила ипподром для колесниц. Так что теперь у некоторых карт просто появилась вторая, более дорогая, цена строительства.»
Что-то вы путаете, построить здание можно даже без раннего здания, просто нужно заплатить стоимость здания в ресурсах. Кто-то просто неправильно играет в 7 Чудес 😉
а на счет хаотичности 7 Wonders Duel — согласен, но нужно играть больше, чтобы сформировать окончательное мнение. Рандома больше, но это не делает игру плохой, она просто ближе к филлерам
@serfalinskiy
Действительно, играли мы неправильно (полагая, что наличие указанного здания _обязательно_), и это отбило у меня желание продолжать играть в «7 Wonders». Спасибо за поправку.