Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «You’re Bluffing»

Обзор игры "You're Bluffing" 

В Настолко-блоге появился очередной замечательный обзор. На этот раз авторы рассказывают об игре You’re Bluffing, которой скоро исполнится 25 лет. Однако несмотря на солидный возраст это довольно известная в узких кругах и очень интересная игрушка. В общем, читайте и наслаждайтесь! 

Kuhhandel/You ‘re Bluffing (1985) — это классическая карточная игра, суть которой предельно четко выражена в сочетании ее немецкого и английского названий. Немецкое название, Kuhhandel (коровьи торги), выводит на первый план элемент аукциона, а в английском названии отчетливо звучит слово "блеф", и этими двумя терминами выражено практически всё. За исключением того, что Kuhhandel является одним из интереснейших феноменов мира настольных игр.

Автор. Рюдигер Кольтце. В восьмидесятых годах он создал две игры: навсегда забытую Millionenspiel (1982) — настолку, на оформление которой сегодня невозможно смотреть без умиления, и Kuhhandel (1985) — игру, в которую играют до сих пор. В общем-то не наше дело, почему он больше ничего не создал — пожалуй, можно сказать, что он начал слишком рано, если бы Kuhhandel появилась в девяностые, то возможно, при желании, он смог бы заняться играми профессионально. С другой стороны Рюдигер 1944 года рождения, что ни говори, поздновато для превращения хобби в профессию. В общем, мы ничего о нем не знаем, кроме того, что этот немец 25 лет назад создал удивительно ненемецкую и выдающуюся игру, и этого одного хватит, чтобы быть довольным своей жизнью.

Оформление. Начнем с небольшого экскурса в историю. Как удалось установить сотрудникам нашего частного детективного агентства, первое издание Kuhhandel было напечатано где-то в подпольной домашней типографии тиражом в 300 экземпляров, причем животных (игра состоит из карт с изображением животных и карт с изображением денег, больше тут ничего нет), так вот этих животных нарисовала мама автора игры. Очень милая, кстати, история. Причем на каком-то форуме мы встретили динозавра, который уверял, что дизайн мамы Рюдигера Кольтце был самым лучшим, и ни в одном позднейшем переиздании наши меньшие братья не были нарисованы с такой любовью. Это, кстати, вполне возможно, поскольку фрау Кольтце принадлежала еще к тому поколению, которое знало толк в домашнем хозяйстве. В Германии, например, многие дети считают, что естественный цвет коров — фиолетово-лиловый, поскольку таковы они в рекламе "Милки" (постараемся больше не уходить в сторону).

Итак, перед нами лежит пятое издание Kuhhandel, выпущенное в 2001 году гигантом Ravensburger. О том, что Ravensburger не фига не понимал в том, что именно он выпускает, можно удостовериться просто глядя на коробку, где под названием игры приведена небольшая аннотация, примерный перевод которой звучит так: "Две овцы за одну корову!? Не смешите мои тапочки…" Видимо, для подогрева покупательского интереса, издатели решили привести сценку из игры. Так вот, фраза эта вообще никакого отношения к действительности не имеет, поскольку а) тут нельзя меняться зверями разных видов и б) тут вообще нельзя меняться зверями. Но это неважно. Поскольку плохо оформить эту игру невозможно — даже если ничего в ней не понимать. Просто на одних картах надо нарисовать зверей, а на других деньги, вернее цифры. Всё.

Звери тут изображены вполне забавно, в мультипликационном стиле, художник этот (в его имени в правилах пропущена буква) больше игр не оформлял, так что упоминать о нем смысла не имеет. Ну а то, что для 95 карт можно было обойтись в два раза меньшей коробкой, так это, извините, жизнь, и что вы хотите от Ravensburger-"две овцы за корову"? Да, в "Бонанзе" карт больше, а стоит она в полтора раза меньше — ну так Ravensburger мог вообще не переиздавать эту игру, кому бы от этого легче жилось? В общем, это тот случай, когда об оформлении говорить не имеет смысла, поскольку оно тут не играет никакой роли. Животные забавные. Нас все устраивает.

Описание. В игре присутствуют 40 карт животных — 10 видов по 4 в каждом, то есть, 4 петуха, 4 собаки, 4 свиньи и т.д., а также денежные карты — 10 со значением 0, 20 десяток, 10 карт номиналом 50, и 5 карт стоимостью в 100,200 и 500. Каждому игроку достается стартовый капитал — две карты номиналом 0 (для блефа), четыре номиналом 10 и одна карта номиналом 50. Карты животных перемешиваются и составляют отдельную от денег стопку. Теперь каждый, начиная со стартового игрока, в свой ход имеет две возможности действия: аукцион или "коровьи торги".

Аукцион: Игрок открывает верхнюю карту из стопки животных, остальные игроки торгуются в произвольном порядке, самое главное тут то, что следующее предложение должно превышать предыдущее. Даже если торгующийся остался один после того, как все спасовали, ему можно самому увеличивать цену. Как только высшая цена названа, игрок, проводящий аукцион, либо отдает карту животного победителю аукциона и получает от него означенную сумму, либо сам покупает эту карту за эту цену, деньги же отдает победителю аукциона. То есть, если Петя проводит аукцион и открывает карту козла, а Маша предлагает за него 50 рублей, и никто не увеличивает предложение, то Петя может отдать козла Маше, получив полтинник, либо берет козла себе и отдает 50 рублей Маше. Купленные карты животных игроки всегда выкладывают перед собой в открытом виде — каждый видит, сколько и какие животные есть у конкурентов. Деньги игроки, естественно, прячут. После завершения аукциона ход переходит дальше по часовой стрелке.

Коровьи торги: Вместо аукциона игрок может устроить "коровьи торги". Условием для этого является наличие одинакового животного у игрока, проводящего торги, и у кого-нибудь из конкурентов. Дальнейшее лучше проиллюстрировать на примере. Сейчас ход Пети, и он решает провести "коровьи торги": и у него, и у Маши есть по одному козлу. Целью торгов является получение одинаковой карты — в данном случае козла — от конкурента. Объявив Маше о начале торгов, он протягивает ей прикрытые ладонью деньги — там может быть любая сумма, которая есть у Пети, может быть одна или несколько карт со значением 0, а может вообще ничего не быть — Петя блефует. У Маши два варианта действия: либо она, не глядя, берет то, что предлагает ей Петя, и отдает ему козла, либо делает встречное предложение, то есть, в закрытом виде протягивает Пете какую-то сумму из своих денежных карт. В этом случае Петя и Маша считают те суммы, которыми обменялись — кто дал больше, тот и получает козла своего соперника. Вне зависимости от исхода коровьих торгов деньги, переданные другому, остаются у того, кому их передали. Таким образом, если Петя протягивает Маше карту номиналом 0 он может либо нахаляву получить машиного козла, либо, если Маша делает ему встречное предложение превышающее 0, лишиться своего. Если у Пети и у Маши перед началом торгов по 2 козла, то и на торги выставляются 2 животных — в таком случае продается и покупается сразу пара. Как только у кого-то из игроков собирается 4 животных одного вида (квартет), соперники лишаются возможности каким-то образом их заполучить.

Зачем проводить "коровьи торги"? Дело в том, что целью игры является собирание у себя как можно большего количества животных квартетов. Игра продолжается до тех пор, пока все 10 квартетов не распределятся по игрокам — если до того, как это произойдет, стопка животных заканчивается, игроки в свой ход занимаются исключительно "коровьими торгами". Как только у каждого из игроков останутся одни лишь квартеты, происходит подсчет очков. На каждом из животных стоит количество очков, которое приносит его квартет — от 10 (петухи) до 1000 (лошади). Игрок умножает сумму очков его квартетов на их количество: если у Пети в конце игры собрались петухи, козлы и лошади, то расчет будет выглядеть следующим образом — (10+ 350 + 1000) x 3 = 4080 очков. Таким образом, даже самые незначительные с точки зрения очков животные существенно увеличивают конечный результат. Естественно, кто наберет больше всего очков своими квартетами, тот и становится победителем.

Два денежных правила: а) денежные карты никогда не размениваются: если не собрать ровно, придется платить больше. б) дополнительные деньги в игру приносит денежный осел, выпадающий во время аукционов. При появлении первой карты с ослом каждый игрок получает по 50 рублей, второй — 100, третьей — 200, четвертой — 500. После распределения денег, осел разыгрывается на аукционе как обычная карта животного.

Популярность. Это сложная материя. С одной стороны Бруно Файдутти пишет, что ни одно из пяти изданий игры не стало коммерческим хитом, с другой стороны мы где-то читали, что общий тираж по совокупности всех изданий превышает миллион экземпляров, а это очень даже неплохо. Kuhhandel уже четверть столетия является культовой настолкой в узких кругах, однако, можно увлекаться настольными играми и никогда о ней не услышать. Игра ни в коем случае не модная, но благодаря Ravensburger ее можно приобрести в детском отделе практически любого крупного универмага — даже там, где нет "Бонанзы". Говорить о том, что игра, которую успешно продают вот уже 25 лет, не была оценена по достоинству — наверное, не очень правильно, но, допустим, на BGG оценка ее явно занижена. А ведь ее еще и издавали по всему миру. Картина получается до крайности противоречивой.
 


Настолко-рейтинг.


У нас просто нет критических замечаний к механике этой игры. Она гениальна. Тут могут быть вопросы к оформлению, но оно в данном случае не является важным фактором, после первой же партии на него перестаешь обращать внимание. В конце концов, карты есть карты. Чем же мы так восхищаемся? Давайте по порядку.

Само сочетание блефа и аукциона. Блеф требует холодного рассудка, внимания и тонкой актерской игры, аукцион, напротив, вводит в состояние азарта — игрок тут как нигде прыгает из одного состояния в другое, секунду назад он был тонким психологом, а вот сейчас в запале всё повышает ставки. В результате игра захватывает и не отпускает до самого конца. Супер.

Вы много видели немецких игр, в которых аукцион совершенно не скучен — где игроки не чинно и благородно по очереди понемногу повышают ставки, а грязно, перебивая друг друга, торгуются? При этом можно торговаться даже за ненужного тебе зверя — если подозреваешь, что он нужен ведущему аукциона. Риск тут может себя оправдать на сто процентов. Играя по-крупному, можно потерять все, а можно и сорвать банк. Игра абсолютно ненемецкого темперамента. Мы при каждом удобном случае любим повторять, что все лучшие карточные игры были созданы в 80-ых и 90-ых, когда они были в моде, и ими занимались лучшие умы игрового мира. В мире настольных игр за прошедшие 10 лет, с "Колонизаторов", произошла революция — небывалый качественный скачок. За те же 10 лет в области карточных игр наступил ощутимый регресс. Модный "Dominion" лишь подытожил идеи девяностых. Конечно, мы никакие не эксперты, но кажется, что самое умное, что можно сейчас сделать — это скупать карточные игры 90ых, пока многие из них еще продаются, следующего всплеска придется ждать, может быть, и десятилетия.

Ничуть не удивительно, что Kuhhandel смотрится свежее, нежели современные карточные игры — например, когда он создавался, не было дурацкого правила о том, что разница в набранных очках между победителем и проигравшими должна быть небольшой, чтобы никто не расстроился. Тут победитель порой получает все, отрыв может составлять тысячи очков. В 80ых годах люди стали придумывать карточные игры, отталкиваясь от жестких и отличных классических абстрактных игр, играющихся обычной колодой — покера, бриджа и т.д. Вот это была школа. Люди точно знали, каких ощущений от игры они хотят добиться и усовершенствовывали классические схемы, освобождая их от сухости, линейности, добавляя новые элементы. За ними пришло поколение гениальных упрощателей — они брали один понравившийся элемент и делали на его основе игру. Концепция классической колоды, которая еще чувствуется в Kuhhandel (квартеты по 4 карты), сменилась числовыми рядами. Лучший пример тому 6 Nimmt/Корова 006. Другое направление заключалось в попытке создания настольной стратегии на основе карт — и тут были замечательные успехи, посмотрите хоть на Citadels, являющийся развитием идей Verräter. И вот, когда на основе карт стали появляться все более сложные настолки (например, Agricola и Through the Ages), оказалось, что придумывать собственно карточные игры небольшого формата игроделы как-то разучились. Но это не беда, поскольку в 80е и 90е их было придумано столько, сколько рынок может переварить десятилетиями — главное, чтобы они издавались, и народ бы в них играл. Собственно, это отступление должно было показать, что дали высший балл Kuhhandel мы отнюдь не из соображений ее винтажности или нашей сентиментальности, ощущение от нее исходит абсолютно свежее.

Поговорим о блефе. Блеф в Kuhhandel чрезвычайно тонок и элегантен прежде всего потому, что обманывающий тут слишком легко сам становится жертвой. Риск заставляет мозговые клеточки шевелиться сильнее, соответственно, удовольствие от удавшегося блефа намного больше. Грубый обман может пройти один раз за игру, дальше надо соображать. Вспомним блеф в Hart an der Grenze (смотрите в архиве обзор): тупо соврал на таможне, перетащил контрабанду. В Kuhhandel ты не врешь — протягивая деньги на "коровьих торгах", ты ничего прямо не обещаешь конкуренту. По сути это даже трудно назвать обманом. Ну а блефуешь ты исключительно на свой страх и риск: желая что-то получить нахаляву, нетрудно самом остаться без штанов. Очень поучительно.

Надо сказать, что автор игры Рюдигер Кольтце за 25 лет существования игры неоднократно изменял ее правила — возможно, именно это и помешало ему придумать еще с десяток игр: Kuhhandel некоторым образом оказался его жизненным проектом. Кажется, именно в последнем издании добавилось правило, согласно которому очки за квартеты не просто суммируются, а умножаются на количество квартетов – гениальный штрих, иначе зачем было бы собирать, к примеру, каких-нибудь не дающих никаких очков петухов? (Проблема решалась дополнительными бонусами, но это решение было далеко не таким элегантным). Так и вся игра, созревшая за 25 лет, как крымский херес, полна таких вот деталей, любоваться которыми можно долго. Возьмем, например, деньги – другой бы автор просто раздал бы игрокам какое-то количество денег, ну и придумал бы фокус с денежным ослом, оригинальным его не назовешь. Рюдигер Кольтце с помощью минимальных штрихов добавил игре три стратегических уровня: 1) деньги нельзя разменивать, а значит важно не только, сколько у тебя денег, но и то, в каких купюрах они содержатся; 2) каждый игрок получает лишь по одной от каждой из больших купюр за игру (100,200,500), соответственно, может приблизительно рассчитать их количество у конкурентов, кроме того, ими необходимо дорожить, так как добавки уже не будет; 3) в игру введены карты со значением "ноль", стимулирующие блеф. Об этом можно писать еще долго, просто вам будет скучно читать, обзор и так уже чрезмерно затянут.

Однако об одной вещи мы еще упомянуть обязаны. Вы думаете, мы одни тут в настолко такие умные и проницательные? Мы вообще ничего кроме банальных вещей в этом обзоре не пишем. Kuhhandel входит в пятерку любимых игр чуть ли не у всех серьезных авторов игр – от Михаэля Шахта до Бруно Файдутти через Уве Розенберга, который чрезвычайно гордился, когда кто-то назвал его "Бонанзу" "Kuhhandel 90-ых". Сравнение это уместно, вот только любоваться в "Бонанзе" можно двумя-тремя элементами, а в Kuhhandel – целым десятком. Может быть, особой заслуги Рюдигера Кольтце тут нет, а просто до нас не дошли те игры, из которых он черпал вдохновение. Да пусть даже так, тогда, оценив эту игру по максимуму, мы отдадим дань тем поколениям, которые стояли у истоков сегодняшнего игрового многообразия. Спасибо вам, старики. Если бы мы сели с вами торговаться, то остались бы без штанов. А купив у вас корову, не знали бы что с ней делать – попытались бы доить шоколад, наверное.

Сколько игроков? От трех до пяти, вчетвером и впятером играть чуть интереснее, нежели втроем.

Для кого? Для всех. Семейные вечера, геймерские тусовки, день рождения, распитие алкоголя – геймеры, неофиты, дети, их бабушки. Игра широкого применения, только разве что чуть более взрослая, нежели "Бонанза". Правила, как вы заметили, самые элементарные.

Остается добавить, что существуют вполне симпатичные люди, которым Kuhhandel не нравится – ну не пришелся как-то по душе. Это абсолютно нормально, не все же, как нам, пищать от восторга. Но, если вы осилили обзор, думаем, что вам уже все ясно. Тут, как говорят немцы, либо искра перепрыгнула, либо потухла, не долетев, где-нибудь в луже.

6 комментариев

  1. monkey

    побёг рисовать и печатать

  2. Lemi

    аналогично — уже нарисовал, но сломали принтер. 🙂

  3. monkey

    я сделал — изображения взял с приставляных в обзоре фоток и очень хорошо обработал в шопе — на 280 г-ке распечатал + пакетик -вышил клас как и сама игра!

  4. monkey

    ёв а зачем 50 -10 штук если раздаётся поодной!!!! лишние карты

  5. medvedi

    @monkey
    50 есть на руках сразу (50+40=90)и раздаются с первым ослом.

  6. Полосатый

    Долго я ходил вокруг да около это игры! Года 2 назад, как только начал увлекаться настолками, видел ее в магазине. Тогда купить не рискнул — она во всем городе была (и до сих пор оставалась) одной единственной! Это сейчас уже множество магазинов специализирующихся только на настолках, но и там ее нет! Вчера хотелось чего-то нового и недорогого! Зашел, увидел, что она все так же одинока на полке! Видимо поэтому подешевела в два раза! Конечно купил! 🙂 А сегодня наткнулся на этот обзор! спасибо! 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑