Польское издательство G3 представило новую карточную цивилизационностроительную игру Imperialism: Road to Domination. Один из авторов сайта boardgame.de Ральф Тоглер в своём обзоре по результатам нескольких сыгранных партий отмечает хорошую сбалансированность, реиграбельность и увлекательность новинки. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов

Imperialism: Road to Domination

  • Создатель: Konrad Perzyna
  • Издательство: G3 / ST GAMES 2014
  • Количество игроков: 2-4

Оценки

  • Сложность: 7/10
  • Дизайн: 8/10
  • Взаимодействие: 7/10
  • Стратегия: 6/10
  • Общая оценка: 7/10

Ральф Тоглер, один из авторов нашего сайта, написал об игре следующее:

До настоящего момента польское издательство G3 было практически неизвестно в Западной Европе. Раньше игровая общественность за пределами Польши ничего о них не знала, так как ребята только недавно начали издавать собственные игры. На самом деле, это одна из крупнейших компаний на польском рынке настольных игр. ST GAMES – торговый знак нового проекта. Если вам посчастливилось побывать на конвенциях в Эссене 2013 и 2014 года, вы не могли не увидеть, что G3 относится к этому проекту очень серьёзно и очень профессионально. Вы не могли не заметить их стенд – один из самых больших в центральной части главного зала. На стенде всегда было много посетителей, и найти свободное место за одним из множества игровых столов было весьма проблематично. Мне захотелось разобраться, что же скрывается за всей этой шумихой, и я поближе познакомился с одной из представленных игр. Сейчас я вам о ней расскажу.

Игра Imperialism: Road to Domination охватывает период с XV по XIX век. Это время колониальных экспансий и прорывов в технологиях, философии и политике. Конечно, это также период огромного количества конфликтов и длительных, опустошающих войн. Несмотря на это, игра скорее дружелюбная, нежели агрессивная. Игровое поле содержит множество различных треков, на которых мы отмечаем очки престижа и славы, силу армии и флота, а также уровень производства товаров (всего 8 различных треков). Также на поле есть ячейки для различных типов карт: достижений, территорий, провидений (событий) и религий.

В начале партии каждый игрок получает карту сильной державы, которая определяет его исходную страну и некоторые соответствующие ей бонусы. Все карты в игре имеют одинаковую структуру: под заголовком, содержащим название и тип карты, находится иллюстрация, а также символы постоянных эффектов этой карты, количество получаемых очков славы и (на картах войны) модификаторы войны и грабежа. В нижней части находятся требования для розыгрыша карты (если они есть), немедленный эффект при розыгрыше и (для большинства карт событий), объяснение использования карты.

Хотя обилие различных треков и типов карт может смутить неподготовленных игроков на этапе подготовки, правила игры очень просты и легко объяснимы. В начале хода мы пополняем руку картами до нужного количества (5 карт в начале игры). Игрок может сбросить до трёх карт с руки, а затем либо взять одну из открытых карт территорий и дополнить руку до нужного количества картами из колоды событий (заговоры, происшествия, лидеры и специальные карты), либо взять втёмную любое количество карт из колод территорий и событий. Почему это важно? На картах территорий есть особые требования для розыгрыша, поэтому лучше заранее знать, что берёшь. Однако вам может быть нужно больше одной карты территорий, или открытые карты территорий вам могут не подходить, и тогда на помощь придёт второй вариант.

В свой ход мы можем выполнить одно из пяти действий. Три действия совершаются при помощи карт на руке игрока, поэтому давайте начнём с них.

Первое действие позволяет игроку расширить свою империю, разыграв с руки одну карту территории. Это можно сделать, только если выполнены условия, указанные на карте. Разыгранная карта выкладывается перед игроком и остаётся в его империи до конца игры (если не будет сброшена эффектом другой карты). Это очень важное действие, и в начале партии его выполняют особенно часто. Большинство карт территорий обладает постоянными эффектами, позволяющими игроку повышать свои уровни на различных треках игрового поля. Быть впереди на любом треке весьма полезно (особенно если это трек производства какого-либо товара), так как для лидеров предусмотрены специальные бонусы.

Второе действие называется «Интрига». Игрок может разыграть с руки до двух карт с символом интриги. Этот символ находится на большинстве карт из колоды событий (заговоры, лидеры и некоторые происшествия). Эти карты могут давать положительный эффект вам или отрицательный эффект вашим оппонентам. При помощи этих карт вы можете даже поменяться лидером с другим игроком. В результате ваш оппонент будет вынужден соблюдать постоянные негативные эффекты лидера, пока ему не удастся разыграть карту положительного лидера против себя. Также при помощи этого действия вы можете изменить религию ваших территорий, взяв одну из доступных открытых карт религий. Для каждой из трёх различных религий предусмотрено по две карты, и для розыгрыша такой карты нужно соответствовать указанным на ней условиям. Поторопитесь подобрать наиболее подходящую вам религию (особенно в партии на четырёх человек), чтобы получать с этой карты самый лучший бонус.

Последнее, не менее важное действие с картами: розыгрыш одной из карт войны на другого игрока. Атакующий суммирует силу карты войны, свой модификатор на треке армии / флота (в зависимости от типа карты) и все модификаторы на картах, сыгранных на его страну (территория и лидеры). Защищающийся игрок может разыграть до двух карт войны для своей защиты и также добавить к ним все имеющиеся модификаторы. Победитель получает очки славы и престижа, а также проводит мирные переговоры или грабёж в случае поражения защищавшегося игрока. Любопытно, что во время мирных переговоров защищавшийся игрок может выбрать для себя один из трёх вариантов развития. Конечно, все они не очень хороши (потеря карты территории, денег или очков престижа), но дают игроку реальный шанс выправить ситуацию.

Деньги (дукаты) необходимы для розыгрыша некоторых карт, повышения силы армий и выполнения двух других действий: развития и сбора налогов. Оба действия увеличивают состояние игрока. В случае налогов оно прирастает от территорий игрока, а в случае развития – от уровня производства товаров. Прирост зависит от позиции игрока на соответствующем треке игрового поля. Большинство этих треков также предоставляют бонусы от лидерства, способствующие дальнейшему развитию способностей игрока.

Наконец, есть карты достижений. Как только игрок выполняет требования одной из открытых карт достижений (на этапе подготовки эти карты открываются в количестве «число игроков + 1»), он забирает её и немедленно получает указанный на ней бонус. После того, как треть партии осталась позади, очень важно следить за выполнением требований доступных карт достижений. Поскольку эти карты на этапе подготовки проходят предварительную сортировку, они становятся более сильными по ходу игры. При соответствии требованиям этих карт вы можете в конце игры получить довольно много победных очков. Именно поэтому игрок может взять только одну карту за ход, но поскольку для этого не нужно тратить действие, карты достижений – лучший способ выполнения ваших целей на игру.

Imperialism: Road to Domination – типичный еврогейм. В игре используется множество разных треков и способов достижения целей, а также имеется своеобразный механизм начисления победных очков. Поначалу обилие различных символов на картах может немного запутать игроков. Действительно, чтобы разобраться в тонкостях игры нужно некоторое время. Это усугубляется вариативностью использования карт. Однако в какой-то момент в середине первой игры большинство игроков резко осознают эти тонкости, и всё встаёт на свои места. Оформление игрового поля и карт очень достойное и соответствует средневековой тематике игры. Поскольку у каждой карты уникальный рисунок, ваша империя не будет похожа на империи других игроков. Это способствует созданию замечательной игровой атмосферы.

В двух первых партиях мне казалось, что у игры есть проблемы с балансом, так как было ощущение, что во второй половине игры догнать лидирующего игрока уже нереально. Однако в третьей партии мне показали, что это не так. Я лидировал с большим отрывом, у меня были неплохие карты, и я чувствовал себя в безопасности. Закончил я вторым, так как мой оппонент каждый ход грамотно выполнял требования различных карт достижений. Ситуация повторялась в некоторых последующих партиях, так что теперь я полностью уверен: несмотря на влияние удачи, игру можно выиграть различными способами или выбором лучшей тактики, так как необходимо адаптировать свою стратегию в соответствии с прогрессом оппонентов и приходящими на руку картами.

Также я понял, что две партии в Imperialism: Road to Domination могут сильно отличаться друг от друга. В одной вы можете атаковать или защищаться почти в каждом раунде, а в другой все игроки сконцентрируются на производстве и будут мирно сосуществовать. Хотя в игре нет глобальных новых идей, мне и остальным игрокам, которых я привлёк к тестированию, она очень понравилась. Теперь я буду бдительно следить за новинками этого издательства.