В сообществе любителей настольных игр Живого Журнала опубликована заметка с впечатлениями от игры Shadows Over Camelot. В ней приводятся размышления о том, как сложно играть в этой игре роль предателя, приводятся впечатления игроков, а также описывается выигрышная стратегия, благодаря которой можно повысить шансы на победу.
После двух партий мы нашли выигрышную стратегию.
На военном совете, предшествующем началу игры, каждый игрок, согласно Правилам, выкладывает на Круглый стол одну карту. Обычно мы открываем либо особые белые карты, которые тут же отдаются сэру Галахаду, либо карты Грааля, которые берут себе Рыцари, чувствующие в себе силы отыскать священную чашу. Далее игроки разбредаются по Заданиям; как правило, двое тянут Экскалибур, двое добывают Грааль, оставшиеся отправляются кто куда. Король Артур активно передаёт взаимопомощь, сэр Галахад бесплатно кастует особые карты. Суть всего этого – быстро завершить самые щедрые на мечи Задания, как можно реже притрагиваясь при этом к чёрной колоде. Умение сэра Персиваля здесь пригодится.
На 6-10 раунде на Круглом столе будут лежать необходимые для победы 9 мечей (9 с запасом, на тот случай, если Изменник не будет изобличён и Рыцарям придётся обратить 2 меча на Тёмную сторону). После этого доблестные защитники Камелота возвращаются под своды родного замка, чтобы сдерживать натиск катапульт, чем они и занимаются до конца игры, вскрывая на каждом ходу чёрные карты. Помимо неизбежных катапульт, чёрные карты будут приносить карты Дракона и Чёрного Рыцаря, фигурки пиктов и саксов, в данном случае все эти неприятности на руку борцам с силами Зла, поскольку, чем скорее на Круглом столе окажутся 3 чёрных меча, тем скорее Рыцари смогут отпраздновать победу.
Самое трудное задание в игре – быть Изменником; роль Рыцаря, отвернувшегося от Камелота, не так прозрачна, как может показаться на первый взгляд. Его истинная миссия состоит в ослаблении защиты замка изнутри, и миссия эта важна и опасна, поскольку саботёр может быть пойман с поличным.
От разоблачённого Изменника мало толку, его партизанская деятельность не способна нанести существенного вреда сплочённому рыцарскому братству. И действительно, что он может? Сыграть чёрную карту? До разоблачения он и так играл её каждый ход (потенциально), а значит, ничего не изменилось или, скажем так, хуже не стало. Вытащить из руки случайного Рыцаря карту? Да на здоровье. К моменту разоблачения Рыцари уже завершили все нужные Задания (если играть по нашей системе) и вернулись в Камелот рассекать катапульты. Поэтому в подавляющем большинстве случаев Изменник будет вытягивать обычную боевую карту, а в нерадивой борьбе с катапультами одной картой больше, одной меньше – не суть важно. Даже если выбрать другую тактику игры, потеря всего одной карты каким-либо Рыцарем за время целого раунда не так уж и велика.
Поэтому максимальный вред Изменник может нанести, только оставаясь в стане Рыцарей. А вот как новоявленному Штирлицу подточить опоры Камелота, извести лидеров, разжечь подозрения и, встав во главе защитников Круглого стола, привести братство к безоговорочному поражению – задачка, достойная канцлера Палпатина.
Таких игр как «Тени над Камелотом» одна на сто. «Настолки», в которых вам предлагается не соревноваться друг с другом за звание Самого-Крутого-Пацана-во-Дворе, а, сплотившись, играть одной командой, встречаются крайне редко. Действия противника имитируются картами событий, которые при желании вообще можно не вытягивать, а если даже вытянули, их действие можно отменить специальными картами. Иными словами, в игре реализована хорошая защита от несчастного случая. Всё остальное – тонкий командный расчёт, точное соблюдение игроками выработанной линии партии. Атмосфера игры захватывает и погружает в себя с первой партии, а разнообразие Заданий и способов привести свой лагерь к победе делает её интересной и динамичной.
Оформление игры на высшем уровне, фигурки Рыцарей и захватчиков изобилуют мелкими деталями, однако чаша Грааля мне попалась перекошенной и, судя по фотографиям на «BGG», не только мне. Поле наклеено на толстый картон, линия сгиба протрётся не скоро. Над самим полем художники поработали тоже очень качественно.
К недостаткам игры я отнёс бы неравноценность Индивидуальных способностей Рыцарей (исход игры в некоторой мере зависит от начального набора Рыцарей), сомнительное могущество Реликвий (могли бы быть и помощнее, коль вообще есть), небольшое количество особых карт обоих цветов (посмотрим, что там в дополнении будет), но всё это больше мои собственные придирки.
После первой партии я попросил каждого игрока прислaть мне свои впечатления, ответил только один, но вот что он написал.
Правила игры мы освоили сравнительно быстро. В первой игре, хотя мы и играли без предателя, было такое впечатление, что предатель всё-таки есть (один из игроков никак не желал соглашаться с большинством и постоянно вытаскивал чёрные карты). Мы проиграли. Эта игра требует сплочённой команды, настроенной на достижение общих целей. Так что если у вас на работе разрозненный коллектив, то в обед всем играть в "Рыцари круглого стола, или как их там…"!!!
Мне в игре особенно понравилось то, что игровой процесс построен таким образом, что рыцари соревнуются сами с собой: сначала вредят королевству, вытягивая чёрные карты, а затем пытаются, вытягивая белые карты, исправить содеянное.
«Shadows over Camelot» можно сравнить с игрой «Pandemic», но, на мой взгляд, последняя значительно скучнее и однообразней, уровень общения и накал страстей там совсем не тот.
«Тени над Камелотом» стали лауреатом нескольких престижных международных наград, список которых можно посмотреть тут.
А вот что в догонку написала одна из участниц игровой сессии:
Игра действительно очень захватывющая и интересная, и самое главное — она является замечательной базой для группового общения и для проявления своего характера. Она дает возможность попробовать себя в разных ролях — побыть ответственным королем Артуром, альтруистичным Галахадом, динамичным Тристаном, и даже Гевейном, на которого вечно сыплются шишки))) Хотя соглашусь, что личные способности рыцарей могли бы быть и поинтереснее.
А насчет стратегии… Мне, если честно, больше всего понравились первые наши два пристрелочных тура, когда команда сражается ожесточенно на всех фронтах с наступающим злом — и Эскалибур-то уплывает, и Грааль никак не находится, и не успеешь победить Чёрного рыцаря, как летит ужасный Дракон, или лезут Пикты с Саксами, или снова Чёрный Рыцарь выходит на тропу войны, а катапульты при всем этом только прибавляются. Вот в такой атмосфере ты и впрямь будто находишься на поле боя, как доблестный рыцарь, и не уверен до самой последней минуты в исходе игры.
Ну в Battlestar Galactica ещё лучше и круче. Там вообще нет момента, когда кто-то может быть уверен в победе.
Не знаю почему все так легко. В крайнем случае можно использовать правило сквайров. Также аддон должен осложнять игру и вчастности делать ее менее предсказуемой.
Игра тем сложнее, чем меньше народу играет. При 3-4 игроках выиграть почти нереально. Просто не хватает рыцарей. Дополнение делает игру еще более сложной.