Обзор правил "Valdora"

В Блоге о настолках опубликован обзор правил игры Valdora. Alt довольно подробно описывает правила этой настолки, кратко рассказывает о своих впечатлениях и называет Valdora универсальной игрой, в которую интересно играть практически с кем угодно. 

Подготовка к игре.

Четыре деревянные “переплета” кладутся на каждый из четырех нецентральных городов. На каждый переплет помещается своя колода карт так, чтобы получившаяся книга была как бы открыта как бы на первой странице. Получается, что два города, лежащих друг напротив друга по диагонали игрового поля содержат квесты, а остальные два — инструменты. Всего колод четыре штуки: две колоды квестов и две колоды инструментов. Одна колода квестов (или инструментов) отличается от другой только цветом рамки, так что изначально в двух городах один и тот же набор квестов (инструментов). Все карты двухсторонние для того, чтобы “книжки” можно было свободно “листать”.

На каждое место добычи золота или камней кладется по шесть камней, вытаскиваемых вслепую из мешка. Всего видов камней 4 типа (рубины, сапфиры, аметисты, изумруды) и золото — желтый “камень”. 

Сдаем желтый квест

Сдаем желтый квест

Фишки игроков начинают игру с центрального города-порта. Каждый игрок получает двусторонюю карту игрока и карту инструмента для добычи золота (своих цветов). На одной стороне карты игрока нарисовано отсутствие провизии, на другой — наличие. Карту инструмента игрок он кладет слева от карты игрока, а последнюю располагает на “голодной” стороне. Тот, кто будет ходить первым получает 1 серебряную монету, последующие по часовой стрелке игроки берут из банка на одну монету больше, чем взял предыдущий. 

Семь разноцветных жетонов мастерских  раскладываются рядом с полем, также туда кладется “роза ветров” ремесленников и рядом с ней, строго цветам, указанным на этой розе располагаются семь стопок ремесленников. Игроки будут получать этих ремесленников за успешно завершенные квесты. Желтый, зеленый, синий, красный, фиолетовый — за квесты на соответствующего цвета камни (желтый — золото), серый — за квесты на серебрянные монеты и белый — за сложные квесты, для сдачи которых необходимо собрать три разных камня. На жетонах мастерских есть информация о том, сколько нужно собрать ремесленников этого цвета, чтобы взять себе мастерскую.

Ход игры.

Каждый ход игрока состоит из двух фаз. В первой — фазе передвижения — игрок может пройти по любым дорожкам на карте и остановиться где угодно за одним ограничением: если у него нет провизии, он не может пройти дальше любого города, то есть не может пересечь город и идти дальше, а обязан в нем остановиться. Если у игрока есть провизия, то он может пройти через город и двинуться дальше, но при этом он теряет провизию (переворачивает карту игрока на “голодную” сторону) и второй город миновать уже не сможет. Если в результате передвижения, игрок остановился в той же точке, где уже стоят одна или несколько фишек других игроков, игрок должен отдать по одной монете каждому из них. Если у игрока не хватает денег, то он не может закончить фазу передвижения в этой точке. Исключением являются серебряные копи — там можно останавливаться хоть всем вместе и никто никому ничего не должен. В конце фазы передвижения игрок не может остаться в том же месте, где был в начале хода.

Таким образом, в игре нет ограничений на дальность перемещения. За один раз можно пройти почти любые расстояния. Единственное мерило максимальной дальности — города и наличие провизии у игрока. 

Книга квестов

Книга квестов

Вторая фаза хода — фаза действий. Всего вариантов действий насчитывается пять. Если игрок пришел в один из окраинных городов, он может купить квесты\инструменты или взять провизию, если в центральный город — набрать камней или взять провизию, если в место добычи или порт — набрать камней, если в серебрянную шахту — взять монет, если в дом патрона — завершить квест. Разберем действия подробнее. 

1. Купить квесты\инструменты.

Остановившись в городе с “книгой”, игрок может “полистать” ее страницы. Листать можно как вперед, так и назад. Первое перелистывание — бесплатно, каждое последующее стоит одну монету. Видимые на данный момент карты можно купить. При этом карта квеста стоит одну монету, а карта инструмента — один золотой камень. Игрок может листать и покупать карты, пока у него хватает на это ресурсов. Однако, у игрока не может быть больше трех незавершенных квестов (карты квестов кладутся справа от карты игрока). Игрок может сбросить карту квеста, положив ее на книгу, чтобы освободить себе место для взятия другого квеста.

Карты инструментов кладутся слева от карты игрока. Они не должны повторяться, то есть у игрока не может быть две кирки или три тачки, а так как разновидностей инструментов всего семь (пять по цветам камней, ослик и тачка), то максимум карт слева — это семь, причем один инструмент для добычи золота есть у каждого игрока с начала игры.

2. Взять провизию.

Находясь в любом из пяти городов (два с квестами, два с инструментами и центральный город-порт), игрок может перевернуть свою карту игрока с “голодной” стороны на “сытую”.

3. Набрать камней.

Камни можно получить в любом месте их добычи или в портах. Игрок может погрузить на каждую карту инструмента не более одного камня. Причем на 5 цветных карт можно положить только камни соответствующего цвета. На карты тачки и ослика можно положить любой камень, но за деньги (две монеты для тачки и три монеты для ослика).

Портов на карте всего три: порт с одним кораблем, порт с двумя кораблями и центральный город-порт тоже с одним кораблем. Находясь в порту, игрок может набрать с места сброса (и только оттуда) столько камней, сколько кораблей в этом порту, при условии, что ему есть куда их положить. Игрок может скинуть камни на место сброса с карты тачки и\или ослика, чтобы взять другой камень (или камни), но игроку придется заново платить монеты за размещение камня(ей) на этих картах.

4. Взять монеты.

Придя к серебряной шахте, игрок может добрать из банка до шести монет. У игрока никогда не может быть больше шести монет. В случае, если другой игрок дает вам монету за то, что его фишка остановилась рядом с вашей, а у вас уже есть шесть серебром, то лишняя монета уходит в банк.

5. Завершить квест(ы).

На каждой карте квеста изображены необходимые для завершения квеста ценности и знак патрона, выдавшего городу квест. Именно к дому с этим знаком нужно стремиться, чтобы завершить квест. Если у игрока есть несколько незавершенных квестов от одного патрона, он может завершить их все, если у него хватит ресурсов. Придя к дому патрона, игрок сбрасывает добытые камни, необходимые для сдачи квеста в место сброса (считается, что он передал их патрону), а карту теперь уже выполненного квеста кладет под карту игрока. Если квест был на монеты, а не на камни, то они уходят не на место сброса, а в банк. 

Общий план

Общий план

За каждый выполненный квест игрок получает ремесленника. Игрок должен взять ремесленника того же цвета, что и эмблема патрона. Если стопка ремесленников такого цвета пуста, игрок берет себе ремесленника из первой же непустой стопки по часовой стрелке. Если у игрока теперь достаточно ремесленников для открытия мастерской какого-либо цвета, он забирает себе жетон этой мастерской. Полученные мастерские и ремесленники лежат перед игроком до конца игры. Если игрок завершает квест того же цвета, что и одна из мастерских, находящихся в его распоряжении, игрок получает бонусный жетон “+10″. 

Игра заканчивается, когда около розы ремесленников останется лишь одна стопка. Этот раунд доигрывается и начинается подсчет очков.

Каждый игрок считает сумму очков за завершенные квесты (очки написаны на самих картах), за мастерские (написаны на жетонах мастерских), за бонусные жетоны (по 10 очков за штуку), за оставшиеся на картах инструментов камни (по 1 очку за штуку) и за каждый цвет, в котором у игрока есть хотя бы один ремесленник (по 10 очков за цвет). Побеждает игрок с наибольшим количеством очков, а в случае свары тот, у кого больше монет.

Заключение.

Я уже говорил, что игра крайне динамичная. Теперь, думаю, понятно почему: ход типа “передвинул фишку-скинул\взял камни” не может занимать много времени.Начало партии всегда одинаковое: народ копает золото и бежит за инструментами. Но чем дальше, тем стремительнее и веселее проходит игра. Главная победная тактика — как можно быстрее хватануть пару-тройку мастерских и потом избирательно завершать квесты нужных цветов, набирая таким образом бонусные жетоны “+10″. Хорошо бы также стараться запоминать, что еще лежит в “книжках” (и в каком порядке), когда игроки листают страницы.

У Шахта получилась отличная игра: красивая, простая и стремительная. Я бы еще сказал, что она универсальная — в нее хорошо играть как с детьми в семейном кругу, так и среди взрослых игроков-друзей или игроков-конкурентов.