Добро пожаловать в мир настольных игр

Обзор игры «Imperial»

Обзор игры "Imperial"

Наткнулся а сайте клуба настольных игр Triominos.ru на обзор игры Imperial, опубликованный в конце прошлого года. Чтобы наверстать упущенное, предлагаю с ним ознакомиться, тем более, что обзор мне понравился. Похоже, что Imperial неплохая игра, хотя я чувствую, что она несколько сложновата и в моей компании понравится мало кому. 

Первое впечатление

Раскладываем игру. Карта Европы, разделенная на регионы. Шесть "сверхдержав" покрашены каждая в свой цвет и состоят из 5 регионов каждая. Австро-Венгрия, Италия, Франция, Великобритания, Германия и Россия. Остальные регионы серого цвета и как правило соответствуют одной стране. Например, Швеция, Дания, Испания, Турция, Алжир и т.д.

Далее, из мешка появляются стройные ряды пушечек и корабликов. Деревянных, раскрашенных в цвета сверхдержав. Сразу замечаем, что лимит у разных стран разный, например, Англия может иметь больше всего корабликов и меньше всего пушечек. Каждая держава получает по 2 завода. Всего заводов может быть 5, по 1 в каждом регионе державы. В каждом регионе можно строить либо оружейный завод, либо верфь. И опять выясняется, что в Англии можно строить в четырех регионах верфи и только в одном сухопутные заводы, а в Германии наоборот верфь можно построить только в одном из регионов. В начале игры у всех держав по 1 заводу двух сортов, у Германии 2 сухопутных, у Англии 2 морских.

Вобщем, глядя на это безобразие я приготовился к военной стратегии. Кидать кубик за каждую пушечку и все такое. Но в начале пушечек не дали, а дали 13 рублей. Раздали случайно флаги сверхдержав, мне досталась Россия. Сразу же оказалось, что я обязан немедленно потратить свои 13 рублей: 9 рублей вложить в Россию, а 4 во Францию. Вложил, т.е. купил бонды этих стран: 9-рублевый бонд России и 4-рублевый Франции. На этих бумажках обещают выплачивать доход по бондам 4 и 2 рубля соответственно (когда выплачивать пока не знаю). Денег на руках у игроков ни у кого не осталось, они перекочевали в бюджеты стран. Т.к. игроков было аж 6, то в бюджете каждой страны оказалось по 13 рублей. Точнее, в бюджете России оказалось всего 9 рублей, 4 разворовали еще до начала игры 🙂 Провели расследование, денег не нашли, доложили 4 из банка.

Ходят по очереди страны. Первой ходит Австро-Венгрия и дальше по кругу. Тот, кто вложил в страну больше всего денег, решает как страна будет ходить. Т.е. получилось, что каждый ходит за свою страну. За ход страна производит одно действие. Бывает 6 различных действий, они расположены на круге из 8 секторов вот так:

Первое действие выбираешь любое (ставишь фишку своей страны на сектор), следующий ход фишку можно сдвинуть на 1-3 сектора по часовой стрелке (можно потом еще на 1-3 сектора сдвинуть, заплатив по 2 рубля за сектор из своего кармана). Действия такие:

1. Factory. Построить фабрику в регионе страны, где еще нет фабрики. Тип фабрики определяется регионом. За это надо заплатить 5 рублей из бюджета страны.

2. Production. Каждая фабрика производит юнит. Сухопутная пушечку, морская кораблик. Бесплатно.

3. Maneuver. Сначала кораблики движутся на 1 море (например, из Балтийского моря переползти в Северное). Если корабль лежит еще на верфи, то он тратит ход, чтобы выйти в море. Если в одном море после перемещения оказываются корабли разных игроков, они решают атаковать друг друга или нет. При атаке корабли снимаются с доски 1 к 1. После этого маневрирующая страна двигает пушечки. Пушечка может без ограничений перемещаться между родными регионами (типа переброска по железным дорогам) и может поехать на расстояние 1 регион, если стартовый или конечный регион не родные. Еще она может прыгнуть по цепочке кораблей. Но использованный таким образом корабль не сможет перевезти другие пушечки в этот ход. Т.о., чтобы перевезти 2 пушечки через несколько морей, нужно иметь цепочку кораблей по 2 в каждом море. При встрече пушечки умирают также 1 к 1. Все нейтральные регионы и все моря, где в какой-то момент оказываются только юниты страны, становятся колониями этой страны (кладется маркер).

4. Investor. Выплатить доход всем инвесторам страны. Доход платится из бюджета. Сначала деньги выдают миноритариям, а самому последнему — "правителю". Т.е. если денег в бюджете не хватает, чтобы выплатить всем, то выбирать это действие не выгодно. Более того, если страна обязана платить, а у нее нет денег, то за нее доплачивает тот, кто ее контролирует из своих денег.

5. Import. Можно купить до 3 военных единиц, заплатив из бюджета по 1 рублю за каждую единицу. Из можно поместить в любой родной регион (а когда производишь, юнит появляется в том регионе, где фабрика). Мне кажется, 3 единицы это мало. Надо разрешить покупать до 4-5 штук.

6. Taxation. Вычисляется мощь страны. За каждую фабрику 2 мощи, за каждую колонию 1 мощь. Положение фишки страны на треке мощи становится равным новому значению. Больше 15 мощь не бывает. При этом происходят 3 вещи:

1) Если мощь повысилась с последнего замера, то правителю платят из банка премию за грамотное управление страной. Премия равна разности мощи. Если мощь понизилась, правителя не штрафуют.

2) страна собирает налоги по 1 рублю за каждую мощь. После этого она платит жалование войскам. По 1 рублю каждому юниту. В целом, бюджет пополняется

3) страна продвигается на треке победных очков на значение (мощь — 5)

Для примера, что делал в начале я. Естественно, я поднимал Россию с колен. Factory. Постоил пушечный завод. Production. Произвел корабль в Одессе и где-то 2 пушечки. Maneuver. Кораблем вышел в Черное море и захватил его. Потом я привез в Одессу две пушки по железной дороге. Одну из них морем перекинул в Турцию, второй поехал в Румынию. Production. Произвел еще корабль и 2 пушки. Maneuver. Захватил еще одно море и Болгарию. Taxation. Мощь страны стала 11. 6 рублей мне в карман, 5 в бюджет России, и еще 6 победных очков России. Жить можно.

Но на самом деле игра совсем про другое…

Что самое замечательное в этой игре? Нет никаких фишек игроков, только фишки страны. Есть трек победных очков, продвигаются по нему страны. Ходят тоже не игроки, а страны!! Зачем вообще нужны игроки? Какова цель игры?

Игра кончается, когда одна из стран наберет 25 победных очков. Этого можно добиться минимум за 3 Taxation. Выигрывает тот игрок, у которго останется больше денег. Перед этим подсчетом бонды стран дают финальный доход. По бондам страны-победителя получают пятикратный доход, страны, имеющие доход 20-24 очка платят 4-кратный доход и т.д. Неразвитые страны платят одинарный доход. Т.е. для победы нужно иметь "акции" самой крутой страны. Это главная цель.

Как покупать бонды стран? Два бонда стоимостью 9 и 4 даются в начале игры. Одному из игроков (тому, что сидит слева от правителя Австро-Венгрии) дают карточку инвестора. Каждый раз, когда какая-нибудь страна выполняет действие Investor или проходит мимо этого действия, наступает фаза инвестирования. Игрок, имеющий карточку инвестора получает из банка 2 рубля и может прикупить бондов любой страны. Можно покупать бонды нескольких стран, можно апгрейдить бонд страны до более дорого бонда этой же страны. Продавать бонды нельзя. Деньги от покупки бондов идут в бюджет страны. Номиналы бондов бывают 2, 4, 6, 9, 12, 16, 20, 25, поэтому не всегда удается вложить все деньги до последнего рубля. Доход по бондам обещают соответственно 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Т.е. мелкие бонды имеют лучшую окупаемость. После того, как инвестор закупился, карточка инвестора передается следующему по часовой стрелке игроку (даже если инвестор отказался покупать, карточка уходит). Т.о., чтобы вложить деньги в бонды какой-то страны, нужно ждать, пока до тебя дойдет карточка инвестора. С другой стороны, если она дойдет до тебя не скоро, то ты успеешь скопить больше денег и накупить побольше бондов.

После того, как кто-то купил бонды, он может стать правителем какой-то страны. Например, у меня в начале было 4 рубля вложено во Францию, я купил еще один бонд за 6 рублей, у меня стало 10 рублей вложено, а у правителя 9. Т.о. я стал правителем еще и Франции. Это значит, что в очередь хода Франции я решал, что ей делать. А тот игрок, который раньше управлял Францией, теперь управлял ничем и не ходил. Если игрок не контролирует ни одну страну, он может покупать бонды в фазе инвестирования. После того как купит владелец карточки инвестора. Но 2 рубля из банка получает только владелец карточки инвестора. Например, игрок, у которго я увел Францию, вернул контроль над Францией и заодно получил контроль над Германией. Вот так.

Стратегия

В свете того, что у тебя могут перехватить контроль над страной, развитие страны, войны с соседями и т.п. кажутся суетой. Все развитие нужно только для того, чтобы сделать Taxation. Поэтому самый выигрышный ход — перехватить контроль над страной, которая хорошо развилась, которой давно не делали Taxation, но можно его скоро сделать. В этом случае ты получишь бонус за грамотное управление страной, 3-6 рублей на халяву. Ну и вообще, лучше вкладываться в мощные страны: даже если ты не наваришься на Taxation, страна получит много победных очков и ее бонды в конце игры высоко оценят. Чтобы контрить такие поползновения, если ты хорошо развиваешь страну, то нужно укреплять свои позиции в ней, заранее докупая ее бонды. Если ты много вложил в страну и хорошо ее развиваешь, то враги не смогут ее перекупить и им останется только одно средство: объединить свои армии и разорить твою страну 🙂

Вообще, вкладывать повышенное количество денег в одну страну — это полезно. Это позволит тебе часто играть Investor в этой стране, т.е. пилить бюджет. Если другие игроки имеют бонды твоей страны, то играть Investor не прикольно — придется им тоже заплатить много денег. А если ты вложил денег сильно больше, чем остальные, то это для тебя выгодное мероприятие.

Пусть есть маломощная страна, но зато ее можно легко перекупить. Стоит ли это делать? Просто так контролировать страну не очень полезно, надо чтобы было что разворовывать. Если есть бюджет, то можно его раздать акционерам, например. Бывают, наверное, ситуации, когда можно использовать армию этой страны, чтобы разорить другую страну. Также стоит рассмотреть варианты отдаться своей первой страной в пользу второй. Тогда эта вторая страна может стать сильной и можно будет там сделать Taxation. Но проблема в том, что если ты купил страну задешево, то и перекупить ее у тебя легко.. как раз когда ты ее разовьешь…

Если ты контролируешь страну без конкуренции и страна неплохо развита, то стоит играть только два действия: Investor и Taxation, доплачивая по 2 рубля каждый раз за перемешение по кругу на 1 сектор больше. Taxation нужно, чтобы закончить игру, когда страна наберет 25 победных очков. Т.к. у тебя больше всех ее бондов, ты наверняка выиграешь. Investor не так важно, позволяет забрать деньги из бюджета (после конца игры бюджет не учитывается, а наличные у игрока учитываются). Минус этого действия — приходят деньги и другим игрокам, особенно тем, кто потенциально может перекупить страну. Если это нежелательно, или нет денег в бюджете, то можно вместо Taxation/Investor играть Taxation/Import или Taxation/Maneuver в зависимости от военной ситуации.

Резюме

Игра из серии "think different". Очень нестандартная логика, хотя привыкнуть можно. Замечательно, что почти нет рандома. Рандом задается набором контролируемых в начале стран и порядком рассадки игроков за столом по сравнению с порядком хода их стран. Играется от 3 до 6 человек, но, имхо, можно играть и 7-8 человек (лишние игроки не получат "флагов" в начале и будут сидеть с наличными, пока не решат куда-нибудь инвестировать и перехватить управление страной). Есть место сговору игроков, но его очень непросто осуществить, т.е. объединившись игроки не получают решающего преимущества.

Оформление мне не очень понравилось… Корабли и пушки грубоваты, а фабрики так вообще ни на что не похожи… и карта глаз не радует. Но хорошо сделали, что карта и все карточки меют надписи с одной стороны по-немецки, с другой — тоже самое по-английски.

P.S. Россия выиграла с огромным отрывом, сохранив влияние в Турции, на Балканах, в Балтийском море и Норвегии! 

2 комментария

  1. ZoRDoK

    Похоже на систему в Чикаго Экспресс, очень интересно.

  2. tosy

    Инвестирование напомнило мне Acquire, и там тоже «ничьи» фирмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Настольные игры: BoardGamer.ru

Тема: Anders NorenВверх ↑