Дмитрий Шугаев продолжает рассказывать про приобретенные в конце 2015 года дополнения для отличных настольных игр. Вслед за обзором Istanbul: Mocha and Baksheesh он поведает нам о Concordia: Sasla, которое он называет одним из двух лучших дополнений прошлого года.

 

Для второго обзора я выбрал дополнение к игре Concordia под названием Salsa.

 

Преамбула.

Concordia – игра Мака Гердса, автора Imperial и Navegador. Это миролюбивая стратегия с экономическим развитием в эпоху господства Римской Империи, одна из наиболее заметных евро-игр 2013-го года. Среди наиболее ярких достоинств Concordia отмечается её высокая реиграбельность и уникальная элегантная колодостроительная механика. Игроки колонизируют новые земли и увеличивают своё влияние, разыгрывая в ход по одной карте из руки, которые одновременно являются средством набора победных очков в конце игры. По ходу партии игроки постепенно добавляют новые карты в свои стартовые колоды и сами решают, когда вернуть сыгранные карты обратно в руку.

Salsa является вторым дополнением к Concordia. Годом раннее для игры вышло новое двухстороннее поле (Британия и Германия), включающее новый игровой элемент — крепости (для игры на карте Германии).

Что внутри?

NB! Обзор дополнения предполагает знакомство читателя с базовой версией игры. Если вы ещё не играли в Concordia, получить общее представление о сути и игровом процессе можно, например, из моего обзора двухлетней давности.

Дополнение состоит из двух независимых модулей.

Модуль первый, Соль. На просторах Средиземноморья появляется новый товар. Фактически, Соль – это джокер, который может быть использован как любой ресурс от Кирпича до Ткани. При игре с этим модулем, 4 города на карте меняются на Соляные. Постройка здания в Соляном городе стоит Наковальню, Вино и 5 монет. Кроме того, перед началом партии каждый игрок получает одну Соль в дополнение к стандартному набору ресурсов. Соляные города учитываются при подсчёте не кирпичных Городов, Провинций и Минерв (могут быть одним любым городом на выбор).

 

Модуль второй, Форум. 27 карт Форума, а точнее картонных плиток с уникальными эффектами. Плюшки бывают двух видов: голубые плитки остаются у игрока до конца партии; зелёные одноразовые, после использования сбрасываются. Некоторые из синих бонусов действует постоянно, большинство зелёных плиток могут быть использованы и сброшены в любой момент, остальными бонусами (как одноразовыми, так и постоянными) можно воспользоваться, если разыграть указанную на них карту.

Перед началом игры каждый игрок получает две случайных плитки Форума голубого цвета, одну из которых оставляет себе, а вторую возвращает в общую стопку. Все остальные плитки перемешиваются, после чего первые четыре выкладываются на специальный планшет Форума. Каждый раз, разыгрывая Трибуна (возвращая все карты себе в руку), игрок получает право взять себе одну из доступных плиток Форума. В зависимости от количества возвращаемых в руку карт (4+, 6+, 8+ и 10+), игроку становятся доступны для выбора от самой левой до всех четырёх лежащих на Форуме плиток. Оставшиеся плитки сдвигаются влево, а на свободное место выкладывается новая плитка из стопки.

Любая выбранная плитка кладётся рядом с игровым планшетом её владельца. Т.о. информация о любых имеющихся бонусах каждого из игроков доступна всем соперникам.

 

В качестве бонуса к этим двум модулям в комплект дополнения входит новая двухсторонняя карта: с одной стороны Византия, с другой – Испания.

Игровой процесс.

Отполированный до блеска игровой процесс Concordia был прекрасен в своей элегантности, но несколько академичен. Благодаря Соли и «пляскам» вокруг карт Форума, игра, выражаясь языком штампов, не преображается, но начинает играть новыми красками.

Соль с самого начала партии даёт игрокам больше возможностей и пространства для манёвра. Например, в базовой версии классическим дебютом была постройка двух городов, второй из которых обязательно был кирпичным (на другой просто не хватало ресурсов). С дополнительным стартовым товаром на складе начинать партию можно значительно более разнообразно. По ходу игры джокер на складе оказывается ещё более полезным во всех отношениях. Например, спасая в ситуации, когда для удачного хода игроку кровь из носу нужен другой ресурс, вместо тех, что есть у него на складе.

С одной стороны, Соль делает Concordia чуть менее жестокой по отношению к неточным расчетам. С другой стороны, предсказать действия игроков, у которых на складе есть Соль, становится сложнее.

Форум видоизменяет Concordia чуть более существенно. Раньше, перед тем как вернуть карты в руку, хорошие игроки, как правило, старались прокрутить свою колоду до самого конца. Карта Трибуна сама по себе не считалась сильной, и возможность получить в качестве бонуса за её розыгрыш какую-нибудь «вкусную» плитку Форума существенно повысила её эффективность. Теперь иногда даже имеет смысл разыграть Трибуна раньше, ради того, чтобы успеть заполучить самый годный бонус.

Очередное двухстороннее поле с «большой» и «маленькой» картами является ещё одним приятным, добавляющим разнообразия бонусом. «Большая» карты Византии служит альтернативой карте Империи, а «маленькая» Испания соответствует картам Англии и Италии.

Порог вхождения и время партии.

Безусловным плюсом любой настольной игры для меня являются лаконичные, чёткие и ясные правила. Я уже отмечал, что Concordia в этом компоненте была для меня практически эталоном. Правила Salsa также очень компактны и легко усваиваемы. Оба новых модуля, включая объяснение эффектов всех 27 плиток Форума, можно освоить за 10 минут.

Поскольку и Соль, и Форум делают игроков богаче и сильнее, постройка зданий и покупка карт теперь происходит несколько активнее. Поэтому от дополнения было бы логично ожидать некоторого сокращения времени партии. Однако из-за большего количества возможностей увеличивается и время на раздумье игроков, так что, в конечном счёте, среднее время партии не претерпевает каких-либо заметных изменений.

Впечатления.

С Солью на собственном складе сразу ощущаешь привилегию более гибкого выбора своих действий. В свою очередь, «джокер» на складе оппонентов делает их ходы менее просчитываемыми. Универсальный товар — удовольствие не из дешёвых, но своих вложений оно, как правило, стоит. Соль также уменьшает критичность ошибки при управлении ресурсами, латает другие слабые места в вашем колониальном хозяйстве или позволяет ещё более акцентировать эффект сильных сторон вашего движка. Последнее в ещё большей степени верно также и для плиток Форума с одноразовым эффектом.

Что же касается плиток Форума с постоянным эффектом, то они придают вашему игровому стилю индивидуальность. С самого начала каждый игрок выбирает себе уникальную спец.способность и может получить ещё несколько по ходу партии. Эти бонусы не являются настолько сильным, чтобы серьёзно изменить всю стратегию и общий ход игры, но вместе с тем, при правильном использовании могут принести игрокам весьма неплохие дивиденды. Хотя, как показывает практика, активное использование эффектов плиток Форума  ещё не является залогом победы.

Форум вносит в общий игровой процесс небольшой элемент удачи и случайности. Не все из 27 тайлов одинаково привлекательны, а случайный порядок их выхода теоретически может качнуть чашу весов в сторону одного из игроков. Бывает и так, что оба стартовых бонуса оказываются малопривлекательными. С другой стороны, даже желанный и осознанно выбранный бонус может быть в итоге ни разу не использован.

 

Оба модуля отлично вписываются в базовую игровую механику. Они отлично работают, как вместе, так и по отдельности, и одинаково хорошо подходят для игры на любой карте. Игровой процесс с ними становится немного ярче и насыщеннее. То, что нужно, когда после полутора дюжин партий вы всё ещё отдаёте должное элегантности механики, но уже начинаете постепенно терять интерес к игре, потому что хорошо изучили все её возможности.

Качество и оформление.

Все компоненты очень качественные, по-немецки добротные и во многом идентичны базовым. Планшет и плитки Форума напечатаны на картоне, аналогичном личным планшетам игроков. Символы и названия на плитках крупные и хорошо видны с любого конца стола. На обратной стороне планшета приводится описание стартовой раскладки игры.

Дюжина деревянных мешков с Солью по размерам немного больше остальных ресурсов из базовой версии. В комплект дополнения входит замена карты Префектус Магнус, которая теперь тоже напечатана на толстом картоне, так же, как и две подсказки с информацией о Соляных городах.

 

Как и в базовой Concordia, некоторое недоумение вызывает арт коробки. Также не все оказались довольны выбором названия Salsa, но это уже скорее придирки. По габаритам сама коробка с дополнением аналогична основной версии, и вся база с дополнением умещается в любую из них.

Вместо заключения.

Несмотря на всю «вкусноту» обоих модулей, Salsa не относится к числу дополнений, после которых играть просто в базовую версию уже не хочется. Для меня Соль, Форум и их комбинация на любой из карт – это такие «протеинчики» для базы, а по сути, просто ещё три отличных варианта любимой игры. Но, наряду с Salsa, я с не меньшим удовольствием продолжаю играть и в обычную версию Concordia, и в этом тоже есть заслуга Сальсы. В общем, поклонникам Конкордии категорически рекомендуется.

Salsa, наряду с Mocha and Baksheesh стала для меня одним из двух лучших дополнений прошлого года, в которые мне довелось поиграть. Но, кроме них, в прошлом году были и другие дополнения, об одном из которых вы узнаете в следующем выпуске.

В статье были использованы фото из карточки игры на BGG, личного архива, инстаграма pilot63 и других пользователей.