Пожалуй, самым амбициозным проектом 2015 года стоит признать игровую систему 504 от Фридемана Фриза и Stronghold Games. В этой коробке игроков ждут компоненты, позволяющие отыграть 504 различных сценария. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, который сделал Dale Yu – основатель и один из авторов блога Opinionated Gamers. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов.
504
- Создатели: Friedemann Friese
- Издательство: 2F / Stronghold Games
- Количество игроков: 2-4
- Возраст: 12+
- Время одной партии: 30-150 минут
- Количество сыгранных для обзора партий: 5 (менее 1% возможных вариантов). Игра была протестирована в виде прототипа и в виде готового продукта, предоставленного для обзора компанией Stronghold Games.
504 – возможно самая инновационная игра в моей жизни. Однако мне кажется, что лучше говорить о ней, как об игровой системе, а не как об игре. Из названия ясно, что в коробке игроков ждут правила и компоненты, позволяющие сыграть в 504 различных игры. В этом обзоре мы попытаемся рассмотреть систему целиком.
Система основана на девяти различных модулях, представляющих известные игровые механики:
- Заказы и доставки. Доставляйте товары / пассажиров в нужные места.
- Гонка. Будьте первым в месте назначения или в выполнении цели.
- Преимущества. Соревнуйтесь с оппонентами за право обладать особыми улучшениями.
- Война. Сражайтесь с вашими оппонентами.
- Исследование. Открывайте новые части карты мира по ходу игры.
- Дороги. Соединяйте дорогами города и другие объекты мира.
- Лидерство. Будьте впереди оппонентов по контролируемым территориям или владению целевых объектов.
- Производство. Производите товары из имеющихся ресурсов.
- Акции. Финансовые инструменты и бонусы владения.
Система предлагает 504 различных игры, поскольку в каждой игре вы выберете три различных модуля и скомбинируете их уникальным способом. Первый модуль будет определять условия окончания игры и основной способ получения победных очков, второй – способ получения дохода, а третий – особые условия игры. Итого, получаем 9*8*7 различных вариантов игры. Первая игра, представленная в 504 – мир 1-2-3. Она очень похожа на мир 1-2-4, так как у каждой один и тот же способ получения ПО и дохода. Меняются только особые условия: в первом случае Преимущества, во втором – Война. С другой стороны, миры 1-2-3 и 3-2-1 будут совершенно разными.
К игре прилагаются две книги правил. Первая представляет собой 32-страничный буклет, в котором описаны основы и общие правила системы. Также в этой книге есть краткие двухстраничные описания каждого из девяти модулей. В конце книги показаны примеры карт миров и дан справочник терминов. Даже если бы второй книги не было, эта вполне могла бы объяснить, как играть в любую из 504 игр.
Вторая книга называется «Книга Миров». Это книга со спиральным креплением, «страницы» которой разрезаны на три части. Таким образом, каждый модуль представлен в трёх частях, но вы можете переворачивать страницы каждой секции отдельно, чтобы видеть все правила выбранного мира. Напомню: верхняя секция определяет условия окончания игры и основной способ получения ПО, средняя — способ получения дохода, а нижняя — особые условия игры.
Гениальность «Книги Миров» в том, что такое двухстраничное представление отлично объясняет все правила, необходимые для игры в этом мире, и отвечает практически на все вопросы, которые могут возникнуть в процессе. Для меня это возможно самая удивительная составляющая игры, поскольку каждый модуль можно рассмотреть во всех 56 (8*7) мирах, в которых он может существовать. На самом деле здесь указаны не только основные правила для данного модуля в данной позиции, но и дополнительные правила (или изменения правил), которые нужно соблюдать в разных сочетаниях трёх модулей.
Содержимое коробки
Как и следовало ожидать, коробка под завязку набита компонентами девяти модулей: тайлы карты, миплы, акции и планшеты компаний, поселения, деньги, жетоны ПО, карты очерёдности хода, жетоны товаров, карты преимуществ и т.д. Общий вес около 6 фунтов. Определить, какие компоненты понадобятся для выбранной игры, вам поможет «Книга Миров». В моей коробке с игрой больше 20 пакетиков с компонентами, поэтому я могу попытаться вынуть нужные мне объекты в случае необходимости. Конечно, чтобы убрать ненужные компоненты понадобится больше времени, но минуты, сэкономленные на подготовку, того стоят. Любопытно, что в игре есть жетон лодки, о котором сказано, что он «используется в 0% игр». Предполагаю, он предвещает будущие расширения или промо-выпуски, в которых будет использован.
Игровой процесс
Я сыграл в 5 или 6 различных сценариев, причём первые три или с Фридеманом или с Хеннингом (разработчик 504) на Встрече Друзей. Игра проста в подготовке и формулировании правил модулей. Мне показалось, что книга правил так же легко позволяет понять, что к чему. Как я уже упомянул, мне очень нравится, что пара страниц описаний модуля могут ответить на любой мой вопрос.
Очень сложно в одном обзоре оценить каждый из 504 вариантов. Я сыграл только в пять из них, да и то по одному разу. Честно говоря, я пока не сыграл ни одного сценария, который удивил бы меня или который мы бы захотели тут же сыграть ещё раз. Из разговоров с другими игроками и чтения репортажей партий в Интернете, мне показалось, что у остальных ощущения от 504 примерно такие же. Я искал в сети и спрашивал у людей, какие миры «лучшие» для игры, но до сих пор не нашёл чёткого ответа на этот вопрос. Однако моя любовь к опробованию новых игр привлекает меня к 504 снова и снова.
Для меня красота игры кроется в возможности взять общую игровую систему и в каждой игре подготавливать новый мир, а затем найти способ наилучшей стратегии игры в этом мире. Очевидно, что некоторые миры лучше остальных. Как я и ожидал, миры с гонкой и дорогами понравились мне больше вариантов с войной и преимуществами. Однако игровая система каждому предлагает что-то, что ему понравится. Для игроков с тягой к новинкам эта игра станет настоящим сокровищем!
Впечатления других игроков:
Joe Huber (6 партий, 1 с готовый продуктом). Это одна из самых крутых инноваций в настольных играх! Задумка Фридемана показалась мне дерзкой, и я действительно впечатлён тем, что ему удалось довести игру до выпуска. Я согласен с тем, что большинство игр на самом деле просто набор нескольких механик.
Для меня тут две сложности. Во-первых, игра была бы невообразимо лучше, если бы каждая копия поставлялась с Фридеманом, который мог бы рассказать вам все правила. До последней игры мы всё время играли либо с ним, либо под его руководством, а в последней партии его не было, и процесс сильно замедлился. В конце концов, мы во всём разобрались, но игра воспринимается иначе, если с вами за столом эксперт по этой игровой системе. Более серьёзная проблема кроется в самой системе. Абстрактность. Многим это не мешает, но для меня абстрактность сильно снижает степень удовольствия от игры. Меня всегда забавляло слово «тематичная» в описании игр на BGG, потому что за этими словами скрывается совсем не то, что я понимаю. Я считаю, что тематичной может быть только та игра, где сюжет, тема и механики объединены в единое целое. Чтобы получить от игры удовольствие, сюжет должен представлять для меня хотя бы минимальный интерес. В 504 механики, очевидно, главенствуют. Здесь не было попытки заточить механики под сюжет и тему, так как ни сюжета, ни темы, собственно, нет.
В итоге я получил систему, которой действительно восхищаюсь, и игры, в которые я хочу, но не стремлюсь играть. Хорошо, что каждая опробованная мной комбинация работает, так что я готов попробовать любой сценарий, который кому-то сильно приглянется.
Mitchell Thomashow (3 партии). Мне кажется, что проблема с обзорами этой игры в том, что её освоение требует огромных временных затрат. Нельзя просто сыграть несколько игр, нужно как следует погрузиться в систему. Быстрые оценки конкретных игр, скорее всего, будут не очень правильными. Однако кто захочет тратить кучу времени на изучение столь ограниченной системы?
Я говорю об этом, потому что собирался поиграть в 504 больше месяца. Я просматривал книгу правил, особо не изучая её, но до недавнего времени не мог собрать волю в кулак и исследовать систему во всех её проявлениях. Мне кажется, что награда за всё это – понимание идеи системы, а не самих игр. Затраченное время кажется огромным в сравнении с другими замечательными играми, которые мы должны опробовать.
Отсутствие интереса связано не столько с самой концепцией мультиигры, сколько с необходимостью утомительной сортировки важного и не важного. Это не значит, что исследование и сортировка не стоят свеч, но если кто-то типа меня (кому нравится идея игровых систем сама по себе) не готов бодаться с таким исследованием, то что ему остаётся?
Наконец, у меня появилась возможность опробовать 504. На погружение в систему мы с другом потратили почти 8 часов. Знакомство с игрой отнимает огромное количество времени. Сначала нужно выдавить из листов кучу картонных жетонов. Затем внимательно прочитать правила. Мы чётко следовали инструкции. Мы сыграли в унылый вступительный сценарий 123, затем прочитали две страницы правил, относящихся к системе в целом. Несмотря на то, что мы оба специалисты по чтению правил и освоению новинок, нам потребовалось некоторое время на то, чтобы осознать, что и как нужно делать, и как использовать Книгу Миров. Для второй партии мы выбрали сценарий 758, собравший несколько положительных откликов на БГГ. Однако мы нашли его медленным и утомительным. Для третей попытки я взял три модуля, отражающих мои любимые игры: дороги, заказы и доставка, а также гонка. Мы сыграли сценарий 612, но он тоже оказался заурядным. Единственные модули, которые мы не попробовали – война (4) и акции (9), так как они показались наиболее затратными по времени освоения. Мы гадали, в чём проблема. То ли опробованные игры просто не годились для двух игроков, то ли нужно было брать другие сценарии. В общем, дальше будут наши предварительные выводы.
Несмотря на то, что 504 обещает невероятное многообразие вариантов, три наши партии были похожи на одну и ту же игру с небольшими вариациями. Везде есть перемещение, деньги и победные очки. У каждого модуля есть своя базовая механика. Эти общие для еврогеймов особенности не предлагают ничего нового для опытных игроков.
Я отчаянно хотел насладиться игрой, но, увы, после трёх партий и траты почти целого дня на освоение, мне кажется, что я наелся ей досыта. Мне понравилась идея, но я нахожу исполнение неинтересным, а геймплей – плоским и зачастую утомительным.
Как и другие комментаторы, я очень уважаю автора игры и его видение. 504 – это великолепная идея. Несмотря на то, что опробованные мной сценарии мне не приглянулись, я рад, что смог потратить время на изучение этой системы.
Теперь, когда мои персональные первые впечатления закончились, я хотел бы сделать несколько философских комментариев, а также предположить, почему 504 – это важное событие для будущего еврогеймов.
Я написал книгу «9 элементов успешного университетского городка», которая описывает модульную, комплексную систему правильной работы университета. 9 элементов разделены на три категории: инфраструктура (энергия, еда, материалы), сообщество (управление, инвестиции, ЗОЖ) и обучение (учебная программа, интерпретация, эстетика).
Когда я бываю в кампусе, мне кажется, что люди находят три таких «элемента» и объединяют их вместе в зависимости от роли. Таким образом, они могут исследовать множество различных подходов к эффективности в модульной, но интегрированной среде.
Мои клиенты (колледжи и университеты) могут заинтересоваться системой. Захотеть узнать о ней больше и пригласить меня обсудить её перед использованием (или даже перед чтением книги). Однако книга при прочтении поможет узнать больше новых нюансов.
С 504 всё так же. Вы можете рассмотреть систему целиком, выбрать наиболее интересные для себя модули и исследовать их, понимая, что они – часть системы. Задача не в том, чтобы найти один «бриллиант», а в том, чтобы увидеть, как комбинируются модули, давая вам представление о системе в целом. Если вы исследуете их более тщательно, это даст вам более глубокое понимание игры в целом. Эта структура конечная, но очень гибкая, благодаря чему каждый найдёт свой способ её познания. Игроки, уделяющие больше времени специфике правил в противовес взаимосвязям модулей не смогут уловить суть. Сформулируйте для себя, что подходит лучше именно вам.
В 504 меня больше всего заботит то, что все усилия по интегрированию системы очень сильно зависят от сценариев. То есть, главную роль в освоении правил играют конкретные игры. Тем не менее, интереснее всего было бы думать именно о модулях и о лучшем способе их взаимодействия, но структура игры не поддаётся такому импровизационному подходу. Она скорее представляется скоплением вариантов, базирующемся на сценарном шаблоне.
И всё равно система вроде как даёт возможность думать непосредственно об играх. Если бы мне нужно было спроектировать игру в своей области (экологические исследования и глобальные изменения окружающей среды), я бы использовал 504 как шаблон для интересной модульной системы, использующей подход Фридемана. Дороги могли бы стать энергосетями, война – взаимоотношениями жертв и хищников, преимущества – характеристиками видов, исследования – миграциями и т.д.
Как же интересно будет студентам и выпускникам направлений экологии и эволюции!
Можно взять другие области, и проделать то же самое.
В общем, это шаблон для игры, которая будет опираться на еврогеймы, но выходить за их пределы, и, возможно, даст нам совершенно новый способ думать об играх.
Поэтому я восхищён этим экспериментом. Это очень смелая инновация, несмотря на то что сами по себе игры не такие уж интересные. Читатели могут исследовать систему 504, если готовы потратить на это огромное количество времени. Я же предпочту поиграть в одну из моих любимых игр, восхищаясь потенциалом 504 в рамках будущего настольных игр.
Chris Wray (3 партии). На Эссене, я скептически отнёсся к этой системе. Я купил игру, поскольку восхищён амбициозностью идеи, и обожаю Фриза, но я предполагал, что геймплей будет очень сухим. Я ожидал, что либо получу 504 варианта одной игры, либо 504 игры различного качества (среднего в лучшем случае). Итог близок к тому, что это очень похоже на 504 различные игры. К сожалению, ничего не могу сказать об остальных вариантах (501), которых я не видел. Мне больше всего понравился первый сыгранный вариант 163 (заказы и доставки, дороги, преимущества).
Автор и издательство заслуживают огромной похвалы за реализацию столь амбициозного проекта. Думаю, что подожду, пока сформируется гиклист с лучшими сценариями.
Рейтинги игроков (оценка системы):
- Мне очень нравится!:
- Мне нравится: Dale Y, Joe H. John P
- Нейтрально: Chris W., Larry L, Jonathan F, Mitchell T
- Не для меня:
Сама система заинтересовала, но потом решил, что мне интереснее будет разложить ещё раз «тёплые ламповые» «Агриколу», RFTG или «King of Tokyo», чем безликую 3-2-8, например.
Да, и детей такая абстракция вряд ли заинтересует.
Короче, ниочём. Очередная чудохрень.
Квадратон, но самосборный-)
Оригинальная идея, но игры по такой модульной системе априори будут конвейерные, без особой изюминки.
Универсальные вещи страдают абстрактностью, и фиолетовы для любителей тематичных вещей. То есть поклонники игры будут, из разряда конструкторо-подобных — собери свою любимую игру и играй.
Ну знаете с какой стороны глянуть! Евро игры редко попадаю темой в механику, Так что 3-2-8 может быть как игрой в войну чисел, что ближе к теме, так и игрой про колонизацию земель с мипл плейсментом!) Для евро это не в новинку!) Хотя согласен в чем то с предшевствующуми ораторами игра будет сухой по эмоциональности и духу игры.