В ЖЖ пользователя Uncle_L появился отчёт о партии в Here I Stand, в котором описываются разворачивавшиеся за столом игровые события, а также впечатления от этой игры. Судя по описанию, игра эта масштабная и интересная, но если бы меня пригласили в неё сыграть, боюсь, что пришлось бы отказаться. Всё-таки, 8 часов на одну партию — для меня это что-то на грани фантастики.
В минувшие воскресенье довелось мне ознакомиться с настольной игрой от компании GMT — «Here I Stand».
Два с лишним года все шло к этому, я примеривался прикупить ее себе, но цена и 5 соратников необходимых для партии сбили первый порыв, затем я подумывал о партии посредством электронной почты, но непростые правила и сложная процедура хода – отпугнули и от этого. Я почти забыл о ней, но – чудесным образом был приглашен к столу и естественно не стал отказываться. О чем, забегая вперед, нисколько не пожалел.
Игра посвящена бурному 16 веку в истории Европы. Война, религия, политика, географические открытия, проблема престолонаследия, все это удачно отражено в этой непростой, но увлекательной настольной игре.
Участники принимают на себя роль одной из шести сторон конфликта и пытаются привести свою державу к победе. Отельное стоит отметить, что пути достижения победы разнятся, так, к примеру, протестанты победят если удачно проведу реформацию в Европе, Османы – захватят пол Европы, Англичане – родят наследника и т.д. Это делает игру более разнообразной и реиграбельной. Система CDG (card driven game), заслуженно популярная в играх от GMT отлично выполняет функции и как механизм создания альтернативных реальностей, так и здорово стимулирует дипломатическую часть игры. Необходимость постоянного общения с другими участниками (если вы конечно хотите победить), придает дополнительную глубину планирования своих и предвосхищения чужих действий.
Правила, несмотря на кажущуюся неприступность, оказались на деле достаточно внятными, непротиворечивыми и относительно легко запоминаемыми. (Из шести участников до игры с книгой правил ознакомились лишь трое, но это не помешало неофитам быстро влиться в игру, и даже совершать вполне обдуманные действия).
Составляющие коробки традиционны для такого типа игр: красивые карты, напечатанные на тонковатом картоне, ведро маленьких фишек, обращение с которыми требует изрядной доли аккуратности и усидчивости и игровая карта красиво оформленная и напечатанная на тонком листе бумаги.
Ну а теперь коротенько о проведенной партии.
Все участники впервые открыли коробку с игрой. С правилами более или менее знакома половина игроков, но и это не уберегло всех от значительного ряда недочетов и нарушений правил, а незнакомых с текстом лишило использования ряда возможностей, и проведения ими, что самое главное, стройной стратегии на протяжении всей партии. В целом игра прошла достаточно бодро (самые зевательные моменты, это долгая, до 10-15 минут каждый ход, религиозная борьба папистов и лютеран, два малообразованных короля, император и султан в придачу, не понимали всей напряженности этой войны).
Положение в Европе на конец 3 хода:Османы, вполне ожидаемо подчинили себе большую часть Восточной Европы и организовали пиратскую базу на севере Африки.
Габсбурги затеяли войну с Францией, но были нещадно биты, при этом и император, и герцог Альба попали в плен к Франциску, который послал Монмаранси с экспедиционными силами на захват Испанской столицы. Лишь жесточайший понос Карточка – «Антисанитария в лагере»), заставил французов отойти к Пиренеем и окопаться там до окончания игры. Неудачи в войне Карл сумел частично компенсировать удачными исследованиями и завоевания в Новом свете.
Французы, помимо удачной кампании северной Испании занялись строительством Шато.
Англичане бодро выломали шотландцев, и без особого труда оттяпали Нидерланды у Габсбургов.
Папа, как мог сопротивлялся Реформации в Германии и даже сжег Букера после очередного диспута.
Лютер уже убедил большую часть Германии в правильности своих тезисов. Перевел Новый завет на немецкий язык. И вполне сознательно не пошел на форсирование событий с Шмалькальденской лигой, ибо три курфюршерства все еще контролировались папистами.
Центральная Европа на конец 4 хода.Османы, заключив союз с Габсбургами, вторгаются в Италию, захватывая при этом Венецию и Равенну! Папа демонстрирует при этом абсолютное безразличие к происходящему, как впрочем и вся остальная Европа.
Габсбурги предпринимают несколько абсолютно бестолковых телодвижений (по причине не знания нюансов правил) своими армиями в попытке вернуть Нидерланды и запомнившись лишь очередным насыланием поноса, теперь на Английские войска.
Французы строят Шато, укрепляют вооруженные силы и не знают, чем еще заняться (вновь по причине не знания правил).
Англичане предпринимают попытки обзавестись наследником, но не особо удачно.
Папа, почуя жареное, бросает все свои силы на борьбу с протестантами. И не смотря, в целом, на неудачи в диспутах, все таки пополняет свою коллекцию скальпов еще одним еретиком.
Протестанты, образовывают Лигу, и молниеносно, благодаря курфюршествам, выбиваются в лидеры по ПО. Попутно унижают парочку клевретов Рима. При этом, сам Лютер уже становится героем анекдотов, ни в одном из многочисленных диспутов ему не удается посрамить своих противников.
Финальный шестой ход (играли по таймауту, по правилам ходов 9, но мы решили ограничить себя для первой партии)
В лидерах: Османы, Папство, Французы и Протестанты.
Османы безнаказанно оккупируют практически весь север Италии теперь в их руках и Флоренция и Генуя, и вполне заслуженно выпадает карат «повелитель Италии», коим и становится султан Блистательной Порты. Севернее Сулейман захватывает Прагу и Вену.
Габсбурги очнувшись от морока проводят ряд удачных военных операций, отбивают Прагу и Вену, активно пакостят Протестантам., сказывается доступ к ресурсам Нового света (доп. карточки). Карлу удается с помощью очередной Антисанитарии!, взять родное курфюршество Лютера. Кроме того стервец активно подкармливает Папу отличными католическим картами, вообще страшно подумать, как пришлось бы всем тяжело если бы Габсбург действовал так же решительно и грамотно с самого начала игры.
Англичане умудрились расстроить сразу, и молот (французов) и наковальню (протестантов), первых тем, что не аккуратно продемонстрировали свои истинные намерения по отношению земель Франциска, вторых, вторжением в Германию и захватом Кельна. Из положительных моментов – удалось Генриху заделать наследничка, правда слабого здоровьем.
Франция устроила форменный разгром англичанам и войдя в Кале взяла в плен английского короля.
Папа диспутировал не переставая и добился желаемого, еще два протестанты взошли на костер.
Протестант, несмотря на серьезные потери сумел сохранит господство в Германии, отреформировал половину Франции, а вот в Англии, несмотря на переведенный Новый завет, сумел обратить лишь Лондон. Стремясь выдать финишный спурт, я рискнул. Мой последний ученый – Фарел (сила2), вызвал последнего оставшегося католика ? (сила1) на диспут. Стратегия была такая, бросив 5 атакующих кубиков против 3 в обороне, я надеялся получить как минимум один — два города, а оставшиеся очки карточки бросить на покорения еще парочки городов, которые и дали бы мне необходимые очки для победы. Но Фарел кинул 0- а его противник на трех кубах выбросил 5,5,6. Полная катастрофа, кальвинист сожжен, а Папа получил за него бонусные очки, которые и позволили ему одержать победу в игре.
И вот по протяжении 8-часов: Нежданный и негаданный Победитель! С чем его и поздравляю. Причем хотелось бы отметить, что именно его стратегия, направленная на борьбу исключительно с протестантами и позволила ему оказаться на своем месте.
Итак: в целом игра понравилась, несмотря на очень значительное количество ошибок связанных с правилами и нюансами правил, все прошло как нельзя лучше. Остается надеяться на продолжения банкета.
что-то невероятно навороченное, как показалось.
а выглядит игра очень и очень неплохо… мне бы подарили — радовался бы как ребенок )))
Игра в которую лучше играть по почте. неспешно и вдумчиво. Общаясь либо в чате либо по IM.
Честно говор, никогда не играл вживую, но, думаю, 8 часов — это от незнания правил.
Если кому интересно, вот тут тема на форуме, посвящённая идущей игре по почте: http://boardwars.forum24.ru/?1-8-0-00000001-000-0-0
Там всего понемножку: и отчёт, и обсуждение партии, и обсужденией игры и правил… Но в основном — отчёт.
Кстати, о длине партии. Та есть укороченный сценарий, начинающийся с 4 хода (из максимум 9).
Правил, естественно, не знали. Но живьем, даже при идеальном знании, полная партия займет не менее 6-7 часов. Играть с 4 хода, это не удобно с точки зрения механики. Считай отрезаешь начало реформации и интригу дипломатии первых ходов. Укороченные сценарии хороши для людей уже прекрасно разобравшимися в с игрой. Мы же играли первый раз.