В Блоге о настолках пояивлось описание игры Batavia. Месяца три назад об этой игре уже писали на Boardgames.ru и тогда я предположил, что настолка эта ничего особенного из себя не представляет. А вот у Alt‘а (который, в отличие у меня в Батавию играл) — другое мнение. Он пишет, что игрушка эта очень интересная и предполагает, что на BGG её недооценивают.
У Гжегоша Рейтмана, финского поляка, наболее известной игрой можно назвать серию “Ubongo”. Самая признанная игра Дэна Глимна — “Dungeonquest”. В 2002-ом году сотрудничество этих двух дизайнеров вылилось в игру “Moderne Zeiten”. В 2008 эта игра была переиздана в несколько другом сете — вместо американских двадцатых годов и индустрий автомобиле-, корабле- и прочих строений использовали историческую тему коммерческих путешествий по Азии. Место Франца Фовинкеля занял Михаэль Менцель, а в качестве издателя выступила Queen Games. Так появилась “Батавия” — последняя новая игра воскресенья.
Около 400 лет назад торговцы нескольких европейских государств (Британии, Франции, Дании, Швеции и Голландии) объединились в компании, чтобы послать торговые флотилии на Восток: редкие пряности, чай или предметы искусства с Востока в старом свете стоили на вес золота. Каждый игрок представляет собой торговца, пытающего перещеголять конкурентов в объемах импорта с Востока. Вдоль берегов Индийского океана располагаются торговые точки компаний. Торгуют они чаем, хлопком, перцем, имбирем, мускатным орехом, шелком и китайскими вазами. Каждая такая точка (точнее говоря, гекс) характеризуется флагом страны компании и типом продаваемого товара. Чтобы забить один из своих складов соответствующим товаром, торговец должен иметь приоритет в количестве кораблей под подходящим флагом. Корабли в игре представляет колода карт (карт всего пять типов, по количеству флагов компаний).
Игровое поле содержит карту Индийского океана, цепочку мест под гексы торговых точек, полукруг учета численности торговых кораблей в каждой флотилии, дорожку победных очков и места под вырученные контейнеры, сгруппированные по типу товара.
Подготовка к игре.
Гексы торговых точек сортируются по флагам компаний на них в пять стопок. Каждая из стопок перемешивается и кладется на стол лицом вниз. Затем из каждой стопки берется по одному гексу, эта пятерка перемешивается и выкладывается в закрытую на места на поле, подряд, начиная от Мадагаскара, по одному гексу на место. Цепочка мест под гексы на поле для удобства визуально разбита на сегменты по 5. Затем снова из каждой стопки берется по одному гексу и так далее, пока вся цепочка мест под гексы торговых точек на поле не будет занята.
Колода карт кораблей перемешивается, каждому игроку сдается по 10 карт. Вдобавок к этому, каждый игрок получает фигурку торговца, 12 деревянных контейнеров для товара и фишку подсчета очков своего цвета, а также 15 бумажных векселей. Фишки подсчета ставятся в начало дорожки очков на поле, торговцы — рядом с первым гексом у острова Мадагаскар. Деревянная пушка и 5 кубиков с флагами, отмечающих численность кораблей каждой из пяти флотилий устанавливаются на ноль на полукруге учета численности, а самый пожилой из игроков получает кубик типа D6 — он начнет игру.
Каждый раунд состоит из двух фаз: аукциона за карты кораблей и право первого игрока и непосредственно ходы игроков.
Аукцион начинается с того, что игрок, у которого сейчас кубик (аукционер), бросает его. Выпавшее на нем число указывает, сколько карт кораблей игрок возьмет из колоды и разложит в открытую в ряд. Победивший в аукционе возьмет эти карты себе, а также станет игроком, который получит кубик и будет ходить первым во второй фазе раунда. Первую ставку делает игрок, сидящий слева от аукционера. Ставки делаются с помощью бумажных векселей. Далее аукцион идет по часовой стрелке стандартным образом.
Спасовавший игрок не теряет ничего, а аукцион заканчивается, когда останется один неспасовавший игрок. Этот игрок раздает остальным трем игрокам количество своих векселей равное его последней ставке. Раздавать бумажки нужно по одной, начиная от игрока слева и далее по часовой стрелке, при этом, естественно, минуя самого себя. Победитель аукциона получает фишку первого игрока (деревянный фрегат) и весь ряд карт кораблей, который был выложен аукционером после броска кубика. Информация о количестве карт на руке является открытой, в отличие от количества оставшихся в распоряжении игрока векселей.
Начинается вторая фаза раунда: ходы игроков. Начиная с первого игрока (победителя аукциона), и по часовой стрелке, каждый игрок делает свой ход. Игрок может выбрать одно из следующих действий: взять две карты кораблей в руку из колоды или сыграть карты кораблей из руки. Первое действие комментировать нечего: игрок берет две карты и на этом его ход завершается. А вот второе действие нужно рассмотреть поподробнее.
Игрок играет любое количество (минимум одну) карт из руки на стол перед собой, преследуя получение лидерства в своих флотилиях. Только тот игрок, у кого больше всех кораблей какой-либо компании, может задействовать своего торговца и получить товар и победные очки. Сыгранные на стол из руки карты сортируются по флагам компаний, так чтобы всем было видно, сколько у игрока, например, английских кораблей, а сколько голландских. Игрок при этом обязан иметь преимущество хотя бы в одной из компаний. То есть, если у игрока не было ни одного преимущества по количеству кораблей под одним флагом в начале хода, то он должен получить его за счет карт из руки. Иначе, он не имеет права делать это действие и должен взять две карты из колоды. Получив преимущество, игрок берет себе метку с соответствующим флагом (так называемую Печать компании) и кладет перед собой. Таким образом, легко увидеть, какой игрок держит лидерство в каких компаниях.
Каждая выложенная на стол карта продвигает вперед по полукругу учета пушку и кубик с соответствующим флагом. Таким образом, позиция пушки указывает на общее количество карт в игре, а позиции кубиков — на количество кораблей во флотилиях каждой из пяти компаний. Рекомендуется перед игрой определить одного игрока, который будет двигать кубики и пушку по этому треку.
Текущий игрок сыграв карты на стол, должен подвинуть своего торговца по цепочке гексов. Торговец должен встать на ближайшую торговую точку с флагом той компании, в которой у игрока лидерство. Если перед игроком лежат несколько Печатей, то игрок выбирает, на какой из возможных гексов встанет его торговец. При этом определять ближайший подходящий гекс разрешается только в направлении цепочки от старта до финиша, то есть торговец не может ходить назад. Игрок забирает себе с поля гекс торговой точки с подходящим флагом, а фигурка торговца встает на поле на то место, откуда был снят гекс.
Снятый гекс своим флагом и типом товара точно определяет место на поле под контейнер с товаром, куда игрок поставит один из своих контейнеров. Если после перемещения фигурка торговца находится на последней открытой пятерке гексов, то немедленно открывается следующая пятерка.
Теперь игрок должен решить, будет ли он продавать взятые гексы. Продать гексы он может только в том случае, если у него нет другого гекса с таким же флагом, как у только что взятого. Если это так, то игрок может продать по одному гексу от каждой компании, включая только что взятый. Например, у игрока есть 2 голландских гекса, 1 французский и 1 шведский. Игрок получает в этом ходу 1 английский гекс. Поскольку это его первый английский гекс, он может продать часть своей коллекции, а именно, по одному гексу от каждой имеющейся страны. Таким образом, игрок продаст 4 гекса, а второй голландский гекс останется у игрока. За один проданный гекс игрок получает 1 очко, за два — 3 очка, за три — 6, за четыре — 10 и, наконец, за пять — 15 очков. Полученные очки отмечаются на дорожке победных очков и на этом ход игрока окончен.
После каждого хода проверяется позиция пушки на полукруге численности. Если пушка находится дальше 20-го сектора (для 3 игроков) или на 25-ом секторе (для 4 или 5 игроков), то срабатывает пиратская атака: пираты топят корабли самой многочисленной компании. Жертву легко определить по кубикам на полукруге численности: флаг на том кубике, что продвинулся дальше всех, указывает на нее. Если дальше всех продвинулись два кубика, значит обе эти флотилии потоплены. Карты соответствующих флагов собираются со стола и уходят в сброс. Позиции кубиков и пушки пересчитываются, а Печати утопленных забираются у игроков и кладутся рядом с полукругом учета: преимущества в этих кораблях теперь пока что нет ни у кого.
Таким образом ходит каждый игрок. Когда все походили, то начинается следующий раунд. Первый игрок получает кубик, бросает его, вскрывает n карт из колоды и начинается аукцион.
Если игрок на своем ходу более не видит впереди своего торговца ни одного подходящего по флагам его Печатей гекса, то он ставит торговца на место финишного гекса, а сам финишный гекс забирает себе. Игра закончится после этого раунда.
Подсчет очков.
Игроки выкладывают все карты из рук на стол перед собой, сортируют их, перераспределяют Печати между собой. За каждую Печать игрок получает 2 очка. Игрок, взявший финишный гекс получает 4 очка. Игрок с наибольшим количеством векселей получает 5 очков, а если таких больше одного, то по 2 очка каждый.
Дальше определяется, кто из игроков больше преуспел в каждом из семи типов товаров. Каждый товар имеет свою стоимость, представляющую собой 2 числа. Первое число — это количество очков, которое получит игрок, который поставил контейнеров этого товара больше всех остальных. Если за это место борятся несколько игроков, то каждый из них получит количество очков, равное второму числу.
Очки отмечаются на дорожке и тот, кто набрал максимум, победил.
Мне почему-то сложно рассказывать об этой игре, возможно обзор получился несколько сумбурным, но игра довольно просто объясняется. В ней есть место интересной комбинации механик: это и открытый аукцион, и менеджмент руки, и борьба за численное превосходство. Игра заставляет думать, анализировать ситуацию на поле и на картах других игроков. Однако, длительного ожидания хода не происходит. Графически игра выполнена прекрасно: эта работа Менцеля сильно напоминает его же “Thebes”, выпущенную той же Queen. Может быть игры и сестры по “картинке”, но по геймплею ничего и близко похожего нет.
Из всех воскресных новинок именно эта игра понравилась больше всего, причем не только мне, но всей нашей компании из четырех человек. Я поставил ей 8 баллов, возможно это чересчур и через пару партий восторг схлынет, но меньше 7 баллов в моем рейтинге эта игра не опустится. Тем страннее мне смотреть на текущие результаты “Батавии” в рейтингах БГГ — 6.74 при 257 голосовавших. Для сравнения, дико рандомная семейная “Thebes” обладает баллом в 7.40 при почти трех тысячах голосовавших. В качестве года релиза “Батавии” указан 2008, а это значит, что игра на прилавках уже минимум полгода. Так почему же такая низкая активность? Не знаю…
Добавить комментарий