Материалы для ПНП "Bomb Squad"

Bomb Squad – еще один представитель в жанре кооперативных игр. Раян Криско, участник форума BoardGameGeek, подготовил подробный обзор игры, который поможет понять, подходит ли эта игра именно Вам (а Екатерина Александрова перевела его на русский язык). 

Вступление

В 2016 году я впервые был на фестивале настольных игр Origins и гулял по торговым рядам. Я уже был на фестивале Gencon раньше, так что отличие было относительно небольшое, но сложно было перебить ощущение того, что вижу всех издателей этого сегмента. Незаметно для себя я оказался в киоске Tasty Minstrel Games, рассматривая (и потом покупая) игру под названием Bomb Squad.

Промо-картинка

Bomb Squad – кооперативная игра. В 12 миссиях (плюс 2 тренировочных) ваша команда управляет роботом-сапером, который должен преодолеть различные препятствия, чтобы спасти заложников и обезвредить бомбы. Препятствия имеют вид непроходимых участков; камер, в которые нельзя попадать; дверей различных цветов, которые можно открыть только после освобождения заложника соответствующего цвета; головоломок вроде «Пятнашек» и некоторых других, которые я здесь приводить не буду. Креативность авторов в создании трудностей действительно впечатляет!

Карта миссии

Невозможно говорить о Bomb Squad, не сравнивая ее с Ханаби. Если кратко, обе игры основаны на том, что каждый игрок не знает своих карт – он полагается на «намеки» сокомандников и догадывается, какую карту нужно разыграть. В Bomb Squad все игроки коллективно управляют одним роботом, который спасает заложников, открывает двери и т.д. Они делают это, выкладывая карты на центр стола лицом вниз. Эти карты в определенный момент переворачиваются и разыгрываются, направляя действия робота. Эти действия включают: спасти заложника, двигаться вперед, открыть дверь и обезвредить бомбу.

Варианты действий

Все карты имеют цветовое обозначение, которое придает некоторое различие соответствующим действиям (красная карта «обезвредить бомбу» действует только на красные бомбы; синяя карта «двигаться» перемещает робота на 3 хода вперед, желтая – на 2). Действия, которые не могут быть выполнены или по другой причине неприменимы, заставляют батарею робота (здоровье) разряжаться еще быстрее.

Наконец, существует таймер для каждой бомбы. Это добавляет мотивацию к игре и заставляет игроков чувствовать, что и правда нужно спешить и обезвредить бомбы.

Резюме

Мне нравится Ханаби – в ее дизайне присутствует приятная элегантность. В нее можно играть со своими соседями и даже не осознать, что это настольная игра. Bomb Squad существенно отличается – это хаотичное, стрессовое и веселое переживание. Когда ты переворачиваешь карту действия, чтобы направить робота, всегда есть шанс общего стона разочарования из-за того, что кто-то сыграл неудачную карту в неудачный момент. Такие моменты и придают игре ее особую атмосферу. Помимо этих эмоциональных моментов игра доставляет удовольствие своими трудными картами – каждый сценарий требует новой стратегии, и тот факт, что в каждом из сценариев участвуют различные роботы с различными возможностями, еще более усложняет задачу.

Однако, у меня есть несколько замечаний. Во-первых, в играх, основанных на обмене информацией, объем этой разрешенной к обмену информации не всегда ясен. По моему опыту, есть два подхода: жесткий подход, когда игрокам разрешено обмениваться только той информацией, которая обозначена в правилах; и более мягкий подход, когда игрокам можно делиться и более общими планами («давайте сначала спасем заложника А»). Жесткий подход делает игры вроде этой невероятно трудными (равно как и антисоциальными), а мягкий подход – легкими для победы. Это не обязательно вина разработчика игры, но это факт, с которым приходится иметь дело каждой игре такого рода.

Тайлы

Во-вторых, если вы играете в устоявшейся компании, игра может скатиться к набору определенных действий. Некоторые специальные роли (персонажи для каждого игрока, которые наделяют их дополнительными, уникальными возможностями или чертами) явно лучше других и в определенных задачах существенно ограничивают действия игрока, имеющего данную роль (если только этот игрок не хочет специально играть не оптимальным образом). Роли добавляют некоторой вариативности, но, если ваша команда стремится пройти все 12 сценариев, они, как ни парадоксально, могут сделать процесс игры монотонным.

Карточки ролей

В целом, игра идет быстро и свободно, и победа или даже поражение приносит большое удовольствие.

Подходит ли это Вам?

Я хочу разделить этот вопрос на два: для людей, которые играли в Ханаби, и для тех, кто не играл. Если Вы играли в Ханаби и наслаждались ее спокойствием и ясностью, Bomb Squad, вероятно, не для Вас. Она будет восприниматься небрежной и недоработанной. Кто-то может назвать Вас слишком притязательным, но Вы – это Вы!

Если Вы не играли в Ханаби, тогда выбор несколько более сложен. Это сугубо кооперативная игра, которой могут наслаждаться как любители настольных игр, так и те, кто не часто играет (хотя я наблюдал, как процесс овладения стратегией и безумный ритм игры отпугивали некоторых не-игроков). Есть ряд сценариев, которые будут радовать Вас и вашу команду долгое время, но они становятся все более сложными, вплоть до того, что вам придется переигрывать некоторые из них несколько недель подряд из страха, что ваша команда разучится играть и провалится на следующей миссии. Если Вы приобретете эту игру, я очень советую собрать команду, которая будет настроена пройти ее до конца.

Процесс игры