В 2011-м году я запустил проект «Настольные герои», в котором известные сподвижники нашего хобби рассказывали о себе и отвечали на вопросы читателей. Три года еженедельно в рубрике выступал новый герой, а потом проект сам собой сошёл на нет. То ли достойные кандидаты закончились, то ли запал иссяк.
Сейчас я хочу возродить эту рубрику в изменённом формате. Многие герои сегодня уже не так заметны среди настольного сообщества, я же попытаюсь вернуть их на сцену, расспросить, как и чем они живут, что изменилось за прошедшие годы, как они сегодня относятся к настольным играм и, если играют, то во что.
Встречайте возвращение рубрики «Настольные герои» в формате «Пять лет спустя». Первым, как и тогда, в 2011-м, будет Александр Беляков, бывший обозреватель настольных игр и ведущий сайта boardgameblog.ru, а также создатель комиксов про Сета и Грюна. Александр родился в Москве, в детстве 8 лет жил в США, благодаря чему в совершенстве знает английский, немного знает итальянский и немецкий. Настольными играми увлёкся в начале двухтысячных. Начал с AD&D, MTG и Warhammer 40 000, после чего с головой погрузился в Сумерки империи (2-я редакция), El Grande, Каркассон и далее по списку. Прошу любить и жаловать!
Ю.Т.: Александр, приветствую! Рад слышать тебя впервые за долгое время!
А.Б.: Юра, привет! Взаимно! Спасибо, что вспомнил и написал!
Ю.Т.: О тебе достаточно давно не было слышно. Если можно, расскажи вкратце, чем ты сегодня занимаешься. Кем работаешь? Чем увлекаешься?
А.Б.: Основные изменения в моей жизни коснулись именно рабочей сферы. Проработав десять лет в рекламном бизнесе, я бросил это дело и решил искать себя в совершенно другой сфере. Сейчас я работаю в тренинговой компании, в которой занимаюсь разработкой и проведением различных бизнес-игр и бизнес-симуляций. В подавляющем большинстве это игры настольные, а не компьютерные, поэтому можно сказать, что я нашел некую золотую середину между работой и хобби – 17 лет увлечения настольными играми мне очень сильно помогают. Мы специализируемся на мероприятиях для достаточно большого количества людей, от нескольких десятков до нескольких сотен участников, приходится достаточно много ездить по нашей родине, даже иногда за рубеж выбираемся. В октября прошлого года, например, проводили игру для почти четырехсот человек в Италии.
Что касается увлечений, то они не сильно поменялись. Я продолжаю достаточно активно играть в настолки. Все так же смотрю американский футбол, а последние полтора года еще и играю в флаг-футбол – бесконтактную версию американского футбола. Очень помогает держать организм в тонусе. Год назад решил аккуратно вернуться в ролевые игры, купил пятую редакцию D&D и веду онлайн-партию на английском языке.
Ю.Т.: Насколько подобные тренинги связаны именно с настольными играми? Используются ли какие-то известные механики? Может быть, вообще, какие-то тренинги построены на базе настольных игр?
А.Б.: В подавляющем большинстве это корпоративные тренинги, посвященные решению различных бизнес-задач, будь то обучение, актуализация каких-то проблем, командообразование и т.д. Чаще всего приходится разрабатывать решения под специфику клиента с нуля. Ну и надо понимать, что формат мероприятия накладывает определенные ограничения на используемые механики. Например, решения чаще всего принимаются игроками одновременно (как, скажем, в Diplomacy), потому что мы не можем себе позволить, чтобы одна команда принимала решение, а четыре команды сидели и ждали, пока она это сделает. Это очень неэффективное использование времени.
Но при этом я с удовольствием черпаю вдохновение их существующих игр. Например, в нескольких экономических играх я успешно использовал механику флуктуирующего рынка ресурсов из Power Grid – чем популярнее ресурс, тем дороже он стоит, что поощряет диверсификацию.
Ю.Т.: Раньше ты вёл сайт, писал про игры, делал забавные картинки. Как, когда и почему перестал?
Когда подобного рода вещи делаются на голом энтузиазме, рано или поздно этот энтузиазм заканчивается. Если что-то такого рода делаешь, хочется получать некий feedback, какую-то энергетику от читателей. В блоге ответная реакция была минимальная, поэтому в какой-то момент просто бросил – было много работы, не было сил и времени, все как обычно. С комиксами, конечно, было прикольнее – на BoardGameGeek я был своего рода мини-селебрити. Но тоже в какой-то момент накопилась усталость, тем более что фотография и ретушь для меня были чем-то более трудозатратным, нежели просто написание текстов. Пару попыток возродить комиксы я предпринимал, но они очень быстро сходили на нет.
Ю.Т.: Неужели сделать фотографию было сложнее, чем написать полноценный обзор игры? Поставить кадр, сделать несколько снимков, обработать на компьютере? Или я что-то упускаю?
А.Б.: Может это и странно звучит, но для меня – да. Лезть за фотоаппаратом, устанавливать его, раскладывать игру, выставлять свет, делать кучу снимков, выбирать лучшие, обрабатывать, добавлять тексты… это правда занимает немало времени.
Ю.Т.: Не думал ли ты о том, чтобы работать в сфере, связанной с настолками? Писать рецензии в «Мир Фантастики» или ещё куда? Организовывать игротеки? Наконец, открыть обычный или интернет-магазин?
А.Б.: Конечно, думал! Более того, какое-то время назад даже предпринимал определенные шаги в этой области. Но одним лишь написанием рецензий себя не прокормишь, торговлей заниматься в нашей стране мне быстро расхотелось, да и организационной деятельности за время работы в рекламе я «наелся». Но мне кажется, что моя текущая рабочая деятельность достаточно близка к настолкам, при этом я нашел очень хороший баланс между уединенной работой разработчика и работой на публику при проведении мероприятий. Для меня это та самая золотая середина, да и вообще я верю, что за игрофикацией будущее!
Единственная мысль, которая до сих пор не отпускает – это все-таки рано или поздно выпустить какую-то свою настольную игру. У меня было несколько попыток, по поводу одной игры даже общался с издателями, но не сложилось. Остальные попытки сходили на «нет» после первых тестов. Но текущая работа научила меня тестировать снова и снова, пока не получишь нужный результат. Возможно, это поможет мне в какой-то момент разродиться и выпустить нетленочку.
Ю.Т.: Если можно, расскажи о своей неизданной пока игре? Про что она? Как ты её придумал? Откуда взялась идея?
А.Б.: Я думаю, что слово «пока» можно уже опустить, конкретно в этой игре я давно разочаровался, и выпускать ее не собираюсь. Тематически она очень похожа на новую игру Юры Ямщикова «Стальная Арена». Гигантские роботы, которые крошат друг друга на боевой арене. Самой интересной механикой игры было одновременное планирование действий роботов на два раунда вперед. Типа, они медленные, неповоротливые, поэтому медленно реагируют на поступающие команды от тех, кто ими управляет. При этом никаких кубиков, никакого рандома, только карты движения и атак с использованием разного оружия.
Учитывая, как давно это было, я вряд ли вспомню, как я ее придумал. Первоочередной была именно эта механика – игрокам надо было пытаться просчитать действия противников и перехитрить их. Тема роботов удачнее всего легла на нее. Мы с Максом Трофименко в какой-то момент пытались натянуть на нее метафору битвы магов, но натягивалась эта метафора с большим трудом.
Ю.Т.: Что за прошедшие пять лет для тебя изменилось в хобби? Играешь ли ещё в настолки? Как часто? С кем?
А.Б.: Мне кажется, что нашего хобби стало очень много. Лет десять назад я знал практически все «основные» настольные игры, которые занимали топ-100 на BoardGameGeek. Сейчас я, наверное, половину уже и не знаю. Нет, названия, конечно, знакомые, но не более того. На рынок извергается какое-то несметное количество новинок, в которых разбираться уже нет ни желания, ни сил. Раньше мне было интересно закупить множество разных игр, все их попробовать, сформировать свое мнение, написать обзор. Сейчас я намного более придирчив к тому, что я покупаю. Наверное, из-за того, что на полках места уже нет.
В настолки играю достаточно регулярно. Несколько лет назад у меня был период, когда я серьезно увлекся покером, из-за чего настолки отошли на второй план. Но этот период закончился, и я снова вернулся к любимым играм. Обычно играю один раз вечером в будни, и один раз в выходные. В будни мы собираемся отличной компанией от трех до пяти человек, очень классные ребята, с которыми я познакомился через форумы, уже где-то год регулярно собираемся и рубимся в совершенно разные игры – и старые, и новые, и легкие, и хардкорные (главное условие – время игры не более четырех часов, потом кофейня закрывается). В выходные посиделки более семейного характера, со старыми друзьями, игры получаются более социальные.
Ю.Т.: Во что играете-то? Есть ли «долгоиграющие» игры, которые появляются на столе снова и снова? Кстати, не пробовал ли ты случайно Quartermaster General? Мы в него уже год регулярно режемся и пока не надоедает!
А.Б.: Играем во все, что есть в коллекциях, за год пока практически не возвращались к тому, во что уже играли. Слишком много коробок пылится на полках. Тенденция эта мне, кстати, не очень нравится. Мы уже решили, что надо 2017 год делать годом расширения вглубь, а не вширь. Недавно играли в классику area control – El Grande. Остались очень довольны! Единственное исключение составила Star Wars Imperial Assault в силу специфики игры – играли кампанию, пока не дошли до последней миссии. Что странно, ближе к концу последней миссии пришлось поставить игру на паузу (кофейня закрывалась), и с тех пор мы ее так и не доиграли.
Что касается Quartermaster General, то нет, не играл. Название у игры все-таки ужасное. Но тема при этом интересная, надо будет глянуть, что это за штука такая.
Ю.Т.: Ты практически пропал из сети. Читаешь ли сейчас какие-то настольные сайты? Если да, сильно ли по твоему мнению изменился настольный рунет за прошедшие пять лет? Какие наиболее значимые изменения ты бы отметил?
А.Б.: Единственный сайт, который я продолжаю регулярно отслеживать – это BoardGameGeek. С Тесерой у меня почему-то так и не сложилось. Русскоязычные блоги по теме очень редко читаю, только если какая-нибудь интересная ссылка в социальных сетях попадется. Поэтому по поводу настольного рунета вообще ничего внятного сказать не могу.
Ю.Т.: Сегодня появилось достаточно много ресурсов, снимающих видеообзоры настольных игр. Как ты к ним относишься? Смотришь ли ролики? Если да, можешь ли назвать самых интересных авторов или самые интересные работы?
А.Б.: У видеообзоров по сравнению с обычными текстовыми обзорами есть и преимущества, и недостатки. Преимущества очевидны – иногда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, плюс у видеоформата есть хороший развлекательный потенциал. В конце концов, многим людям лень читать, проще картинку смотреть (меня это, кстати, очень сильно расстраивает). Недостаток в том, что часто видеообзоры сжирают кучу времени. Я не могу заставить себя смотреть сорок минут обзора – мне тупо жалко тратить на это время. Проще открыть текстовый обзор и пробежать глазами за пять минут интересующие меня вещи.
Но есть один видеоблог, который я смотрю постоянно – это Shut Up & Sit Down. Это гениальные парни, которые настолько высоко задрали планку видеоблогов по настольным играм, что я понимаю, что сам в эту область я после них вряд ли когда-либо полезу. Их ролики не только информативны, но и прекрасно исполнены, с замечательным юмором и очень высоким качеством видеопродакшена. На них мне потратить 15-20 минут времени совершенно не жалко. Если английский язык не помеха – очень настоятельно рекомендую!
Ю.Т.: Что произошло с твоими игровыми предпочтениями? Склонен ли ты, по-прежнему, к евроиграм? Появились ли какие-то новые любимые жанры? Как относишься к колодостроительным играм?
А.Б.: Я сам тут недавно пытался разобраться в своих предпочтениях, но у меня не получилось. Разные игры нравятся, по совершенно разным причинам. Понял, однако, что спал интерес к абстрактным играм или играм, в которых тема сильно «натянута», по причине чего стал чаще присматриваться к америтрешу или гибридам.
По поводу колодостроительных игр мое мнение сформировалось еще на этапе Dominion. Я тогда возненавидел ее лютой ненавистью, и с тех пор этот формат не сильно жалую. Возможно, зря, наверное они с тех пор эволюционировали. С другой стороны, Arctic Scavengers, которая темой меня зацепила, я тоже быстро продал. В коллекции у меня, по-моему, ни одной колодостроительной игры нет. Недавно долго размышлял над Legendary Encounters: Alien – с детства люблю эту кинофраншизу, и рейтинги у игры высокие. Но так и не стал покупать, тем более что она кооперативная. С кооперативными у меня тоже не все сложилось в жизни.
Ю.Т.: Подозреваю, кооперативки тебе не нравятся из-за склонности к проявлению альфа-игрока, когда ход игры определяется решениями одного человека. Не пробовал ли игрушки, в которых этот фактор минимизируется, например, Space Alert, Dead of Winter или T.I.M.E. Stories?
А.Б.: Кооперативки мне не нравятся по другой причине. Обычно это игры против системы, в основе которой лежит рандом. Часто изощренный, но все же рандом. То есть ты проигрываешь не другому игроку, а какому-то набору случайностей. Да, конечно, при правильной стратегии шанс проиграть меньше. Но часто ты проигрываешь вне зависимости от стратегии, просто потому что кубик так упал или карта так легла. Меня это жутко раздражает. Robinson Crusoe, при всей его тематичности, доводит меня до белого каления.
Поэтому до сих пор единственной кооперативной игрой, которая мне хоть как-то нравится, остается старая добрая «Пандемия». Она умудряется держать в напряжении до самого конца, и рандом в ней очень тонко сбалансирован.
Я играл во все три упомянутые тобой игры, но ни одна из них меня не впечатлила настолько, чтобы оказаться в топе моих предпочтений.
Ю.Т.: Ещё вопрос насчёт предпочтений в механиках. Есть ли у тебя «любимчики»? Например, выставление рабочих, сбор коллекций или что-то ещё?
А.Б.: Ты знаешь, нет. Есть «нелюбимчик» — не очень люблю рандом в принципе, но в некоторых играх он более органично выглядит, чем в других. Сложно, например, представить варгейм без рандома. Хотя нет, не сложно. Шахматы!
Ю.Т.: Следишь ли за новинками? Если да, что из них тебе нравится? Например, из игр, вышедших за последние года 3, можешь назвать пятёрку самых интересных?
А.Б.: Слежу, хотя не с таким фанатизмом, как пять лет назад. Из последних релизов меня зацепила пара игр по вселенной «Звездных войн» – Star Wars Imperial Assault и Star Wars Rebellion. Также очень приятно удивила Tiny Epic Galaxies – я не подозревал, что игра, механика которой построена на метании кубов, вызовет у меня столько положительных эмоций. Brew Crafters – неплохой клон Agricola на пивоваренную тему. Ну и недели две или три назад попробовал русскую версию Codenames – концепция очень понравилась, но реализация неоднозначная. Все-таки у нее слишком низкая динамика для party game. Местами она реально превращает мозг в кисель, а если уж играть по правилам с каменными лицами, то вообще все веселье на нет сводится. Из простых игр, кстати, очень понравилась случайно купленная в Испании Skull & Roses. Простейшая механика – но шикарный геймплей, если нравится блеф. Плюс, графическое исполнение выше всяких похвал. Игра, правда, уже пятилетней давности, но я о ее существовании только летом узнал.
Ю.Т.: Расскажи, пожалуйста, чуть подробнее про Tiny Epic Galaxies? Я тоже на неё посматривал, но после откровенно скучной Tiny Epic Kingdoms как-то перестал интересоваться этой серией. Зря?
А.Б.: Ты знаешь, если бы мне первой попала в руки Tiny Epic Kingdoms, я бы тоже расстроился и не стал бы копать дальше. В Kingdoms мы сыграли пару раз (подумали, что, может, с первого раза просто не распробовали), и она меня тоже разочаровала. Она какая-то слишком линейная и предсказуемая. А вот Galaxies – совсем другой зверь! Несмотря на то, что все твои действия диктуются броском кубиков, в игре очень много вариантов того, что и как делать, и рандом броска очень успешно нивелируется тем, что с выпавшими кубиками можно творить. Простые правила, но при этом очень элегантная и затягивающая механика. Единственный минус – с большим количеством игроков очень высокий downtime, долго ждать, пока ход снова вернется к тебе (даже несмотря на механику, которая позволяет делать некоторые действия в чужие ходы).
Ю.Т.: Сколько игр сегодня в твоей коллекции? Как часто появляются новинки? Что ты делаешь со старыми игрушками? Как ты смотришь на «маттрейды», акции по обмену настольными играми?
А.Б.: Если верить BoardGameGeek – то 172, включая расширения. Если расширения убрать, то получается чуть больше сотни. То есть можно сказать, что за пять лет количество не сильно изменилось. Новинки закупаю оптом один-два раза в год. Раньше брал в Miniature Market, сейчас переключился на Cool Stuff Inc. – доставка дешевле. Наши локализации стараюсь не брать, за исключением очевидных случаев типа Codenames – на английском народ может не осилить.
Старые игрушки продаю. Раньше продавать было проще, отрывали с руками. Сейчас уже нет. Либо рынок насытился, либо денег нет у людей, либо я в неправильных местах продаю. В этом году впервые поучаствовал в маттрейде, остался доволен, обменял Arctic Scavengers на Letters from Whitechapel. Буду теперь иметь в виду.
Ю.Т.: Как ты сейчас относишься к фестивалям настольных игр? Ездишь ли в Эссен? Бываешь ли на Игроконе, Граниконе? Если да, твои впечатления от отечественных фестивалей?
А.Б.: В Эссене я был дважды, и понял, что третий раз не особо тянет. Не мой это все-таки формат. Первый раз было прикольно, потому что новый опыт. Второй раз уже было напряжно – куча народу, поиграть во что-то сложно, игры стоят каких-то бешеных денег по сравнению с Интернет-магазинами, плюс расходы на билеты и гостиницу. Если окажусь в Штатах в ближайшем будущем, то, наверное, попробую попасть на какой-нибудь супер-фестиваль, просто чтобы собственными глазами увидеть, что это такое.
На русских фестивалях не был ни разу. Наверное, это какой-то дурацкий предрассудок, но как я не люблю локализованные игры, так я не люблю и русские фестивали. Отдаю себе отчет в том, что, возможно, я совершенно не прав.
Ю.Т.: Я в этом году открыл для себя новый вид «настольной активности» – «Настолкэмп», это когда настольщики выезжают на неделю на турбазу и там всё время играют. Есть ли какие-то варианты, при которых среди участников «кэмпа» мог бы оказаться ты?
А.Б.: Как минимум неделя свободного времени, а это уже звучит как утопия. Ну и, наверное, чтобы географически это было более-менее под боком.
Ю.Т.: Как ты смотришь на российские игры последних лет? Знаком ли с таким игрушками как «Наместник», «Гильдии Лаара», «Порт Пирей», «Коста Руана», «Артифициум», «Урбис», «Печеньку»? Что-то ещё? Что думаешь о будущем отечественного игростроя?
А.Б.: С российскими играми та же проблема, что и с российскими фестивалями. Не покупаю, не играю, ничего не знаю. Более того, среди тех, с кем регулярно играю, нет никого, кто мог бы сказать: «Слушай, а ты в ту-то и ту-то игру не играл? Классная!» Я, может, и попробовал бы, но как-то возможность не представляется. Дальше «Космонавтов» и «Септикона» не пошло. Честно признаюсь, из тех названий, которые ты перечислил, краем уха слышал только «Наместника». Все.
Ю.Т.: Тут у нас недавно «Эволюцию» заново выпустили. Русскую версию взяли американцы, допилили, продали у себя, а теперь «доработанный вариант» выпустили в России. По-моему, неплохо очень даже получилось. Не слышал? Сыграй при случае 🙂
А.Б.: С тех пор, как я поиграл в самую первую версию, меня к ней вообще не тянет. Ну вот не могу с собой ничего поделать! Очень уж корявая она была. Хотя не удивлюсь, если американцам удалось сделать из нее конфетку.
Ю.Т.: Пробовал ли ты игры с механикой «наследия», в частности «Пандемию. Наследие»? Интересно твоё мнение о подобных «одноразовых» для прохождения настолках. Как, по-твоему, насколько, вообще, в настольных играх интересны некие «кампании» с развитием сюжета (в противопоставление традиционным партиям, которые каждый раз отыгрываются «с нуля»)?
А.Б.: Нет, не пробовал, но ребята из тусовки полностью прошли Pandemic Legacy, и, вроде бы, остались довольны. Меня «одноразовый» формат не сильно прельщает, но на вопрос «почему» четкого ответа дать не смогу – это к моему психологу уже. Как минимум меня коробит мысль о том, что я буду должен «портить» поле и карточки.
По поводу игр с «кампаниями» – в этом плане мне концептуально нравятся игры типа Descent, Star Wars Imperial Assault, Space Hulk, Mansions of Madness, Shadows of Brimstone и т.д., в которых есть костяк правил, и есть миссии, которые складываются в кампанию. Но это очень узкий пласт псевдо-RPG игр, который меня и привлекает тем, что в полноценные ролевки времени играть нет, а схожих ощущений хочется. Из этой серии, кстати, очень жду вторую редакцию Battlestations. В свое время, несмотря на косое исполнение и несбалансированные миссии, она покорила мое сердце.
Ю.Т.: Если позволишь, личный вопрос. Как поживает Алина Сергеевна? Увлекается ли она, по-прежнему, настолками?
А.Б.: Позволю, но ответ вряд ли тебя удовлетворит. С тех пор как мы разошлись с Алиной Сергеевной в 2012 году, мы общаемся очень эпизодически. Насколько я знаю, у нее хорошо пошла вверх юридическая карьера. Судя по всему, настолками она все еще продолжает увлекаться, и ее любимой до сих пор, наверное, остается Neuroshima Hex. Относительно недавно она даже участвовала в каком-то международном онлайн-соревновании. Но на этом мои скромные познания о ее судьбе заканчиваются.
Ю.Т.: Тогда, вновь, если позволишь, ещё один личный вопрос. Как относится к настольным играм твой новый «естественный игровой партнёр» (если имеется)?
А.Б.: Маша наверняка посмеется над формулировкой «естественный игровой партнер». Она достаточно положительно относится к настолкам, но играть друг против друга мы перестали – слишком много негативных эмоций. Поэтому либо кооперативки, либо игры с большим количеством участников, чтобы не было ощущения, что мы исключительно друг друга мочим. По этой причине самый толстый слой пыли у меня на играх для двух игроков.
Ю.Т.: Где сейчас Сет и Грюн, которые до сих пор удерживают первую позицию в общем ТОПе картинок на Board Game Geek? Периодически вспоминаю их, скучаю. Можно ли их попросить попозировать специально для этого интервью? 🙂
А.Б.: Ну давай все-таки не будем преувеличивать, первую позицию они уже давно сдали, но на второй и четвертой продолжают держаться. Учитывая прошедшие выборы, мне кажется, надо воспользоваться возможностью, и сделать вброс! Seth and Grün FTW!
Ну а если серьезно, то Сет и Грюн, вместе с их новым другом Бобски, занимают почетное место на полке в моей гостиной комнате. Они тоже иногда скучают по тем веселым временам, и Грюн постоянно что-то бормочет о маленькой победоносной войне. Поэтому они с радостью согласились попозировать для интервью – их юридическая служба вышлет тебе все документы и счет за услуги.
Приятно почитать. Хорошая была тема — и новая её реинкарнация не хуже!
Хорошее интервью. Правда местами как-то все печально. А Сет и Грюн всегда были прикольными-)
Отличное интервью!!!
Очень интересное интервью. Спасибо.
Сашка Беляков — невероятный чувак!
После прочтения есть ощущение, что у настольщиков есть уровни подобно Диабло и тд… Саша уже 88 lvl =)
Да ладно, 88 левела он лет 5 назад был. Сейчас уже наверно за сотню перевалил… 🙂
Спасибо за интервью.
Интересно пренебрежение к российским локализациям и отечественным играм.
При этом судя по интервью — сами на коленке пишут и проводят обучающие игры.
Забавные двойные стандарты. Мы можем сделать хорошо, а наши разработчики и локализаторы изначально делают плохо.
Тогда уж надо тянуть западные обучающие программы и западных тренеров.
@Ser_vershitel
Пренебрежение обусловлено негативным опытом на ранних этапах развития этого рынка у нас в стране, и закрепилось оно уже на уровне условного рефлекса. Локализаций ужасающего качества было много, а удачных игр отечественных разработчиков мало.
С локализациями все просто, я не испытываю в них необходимости. Мне проще купить оригинал, ибо знание языка позволяет это сделать, плюс часто это даже дешевле оказывается.
Что касается отечественного игропрома, то я готов отбросить предрассудки, если кто-то из моих игровых партнеров предложит мне сыграть в стоящую игру отечественного автора. Не предлагают просто. Возможно, я окружен такими же снобами, как и я сам. 🙂
Что касается обучающих игр, то сравнение не совсем корректное. Западные игры тяжело в большинстве случаев брать, потому что наши клиенты в основном просят разрабатывать игры с нуля под конкретные задачи. А западные тренеры на порядок дороже, в большинстве случаев плохо понимают нашу специфику, плюс языковой барьер. Поэтому они актуальны только в некоторых частных случаях.
Ну и, вроде бы, я не бил себя в грудь и не писал нигде, что я какой-то сверхъестественный гений бизнес-игр. Есть разработки, которыми я горжусь, а есть откровенно проходные вещи. Это нормально, это жизнь. Учусь на своих собственных ошибках, ибо в нашей стране это направление пока слабо развито, опыт неоткуда перенимать.
Саша,
Помним. Любим. Ждем возвращения.
@Ser_vershitel
О каком пренебрежении речь? Понимаю Алексея. У меня самого только одна локализованная игра в коллекции из 82-х, Каменный век, где из локализованного только правила. Не доверяю качеству локализаций, пока разубежден не был. Также нет ни одной игры отечественного разработчика, которая бы заинтересовала и хотя бы попала в мой небольшой виш-лист. Но не вижу в этом для себя проблемы. Какая разница кто разработчик?
Начал с AD&D, MTG и Warhammer 40 000 закончил Каркассоном. Ну че, пацан к успеху пришел…
Отличное интервью. Спасибо!
@belyakoff
Александр,про бить себя в грудь никто и не говорил — всё вполне корректно )
Тут интересен именно сам факт двойных стандартов.
Следуя вашей модели, ваши заказчики должны тоже отворачиваться от отечественных разработок, так как процентов 80 того, что было разработано в России из обучающих игр по качеству сильно ниже того, что есть в мире.
Просто заказчики дают вашей компании шанс себя проявить, а вы нашим нашим разработчикам нет.
Без всяких претензий, мне просто бросилась в глаза эта двойственность позиции )
Удачи в делах и надеюсь ваши обучающие программы ещё прогремят в мире!
@gazza
Я ж без претензий.
Вы издаете и продаёте свои игры?
Разница в том, чтобы издавать(ну проводить) игры в России, но при этом заведомо негативно относиться к другим играм из России.
@Ser_vershitel
Нет здесь никаких двойных стандартов. Прямым двойным стандартом можно было бы считать, что Саша издаётся на отечественном рынке, но во всё отечественное не играет принципиально. Но этого нет.
Бизнес-симуляции являются немного другим пластом и сходство заканчивается на использовании игровых механизмов (для которых, кстати, совершенно не нужно быть знакомым с отечественным игростроем).
Так же, как и создание корпоративных игр-подарков не для широкой продажи. Если заказчику нужна ходилка, я обязан во все ходилки играть? =)
А русскоязычное издание украинской игры Мистериум (которое на полке на фото стоит) куда в таком случае отнести? :-р