Сегодня читатель Артем Платонов рассматривает настолку, вышедшую довольно давно – «12 стульев» российского автора Андрея Лучко

После этой виртуозной защиты Персицкий потащил упирающегося Ляписа в соседнюю комнату. Зрители последовали за ними. Там на стене висела большая газетная вырезка, обведенная траурной каймой.

— Вы писали этот очерк в «Капитанском мостике»?

— Я писал.

— Это, кажется, ваш первый опыт в прозе? Поздравляю вас! «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом»… Ну, и удружили же вы «Капитанскому мостику». Мостик теперь долго вас не забудет, Ляпис!

За первую игру отечественного издательства «Сквирл» я взялся почти спустя пять лет после ее выхода. Внешне она производит приятное впечатление: качественная коробка «под книгу», стильное оформление карт. Однако сразу после откидывания крышки в бочке меда оказалось изрядно дегтя: два игровых шестигранника внутри имели отвратительное качество, а идея самим нарезать листы с игровыми компонентами (деньгами) отправляла нас в ностальгические времена игр XIX века. Однако!

На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора.

Впрочем, качество всех компонентов (кроме кубиков) оказалось на высоте, и настало время перейти собственно к игре. Правила «12 стульев» весьма просты: играется несколько раундов (теоретически можно победить и в первых же, но это маловероятно), в каждом из которых кто-то из везунчиков находит стул с драгоценностями. Забавно, что в процессе сокровища в мебеля пихают… сами игроки, регулярно добавляющие их из своего запаса в общий пул, если очередной вскрытый стул оказался пустым. Победитель же забирает себе весь банк, после чего начинается новый раунд. Игра же заканчивается, когда кто-то из игроков теряет все личные драгоценности – в этом случае подсчитывается их количество у остальных соперников, и обладатель самых внушительных побеждает.

В свой ход игрок тянет верхнюю карточку в колоде ситуаций и применяет описанное там действие. Ситуации манипулируют с деньгами игроков, позволяют проверить стулья или предлагают сыграть в мини-игры. Всего их шесть: аукцион жуликов, коллекционер, ключи, шахматный турнир, игра в кости и игра в удачу. Последнее – это розыгрыш одного из оставшихся неоткрытыми стульев в «камень-ножницы-бумага». Игра в кости – соответственно, розыгрыш путем бросания двух кубиков. На аукционе жуликов все борются за стул, выставляя ставки (причем проигравшие также их платят), «ключи» – это мемо, «коллекционер» отдает стул тому, у кого большая сумма номиналов почтовых марок (о них позже) и, наконец, шахматный турнир отсылает нас в Васюки, причем проводится он… полностью на картах. Делается это следующим образом: перед его началом каждому выдается несколько карт, на каждой из которых изображена какая-либо шахматная фигура. Ниже приводится схема, какие фигуры ей бьются и какие бьют ее. В свой ход игрок кладет одну из карт с руки, стараясь, чтобы его фигура била все остальные положенные – в этом случае он забирает их себе и получает победные очки, обозначенные на картах. Так продолжается несколько раундов, и в конце последнего все подсчитывают полученные ПО. У кого их больше, забирает себе стул. Фокус, кстати, состоит в том, что у некоторых фигур – отрицательное значение победных очков, так что когда и какую карту играть, все-таки важно.

Наконец, есть еще одна стопка карт – «Тещин сундук». Там в основном лежат полезные предметы, которые на манер заклинаний помогают выпутываться из различных игровых ситуаций без потерь. Там встречаются и почтовые марки, упоминаемые ранее. Игрок может купить сколько угодно тещиных сундуков и ограничен он в этом только наличностью, ведь за каждый нужно заплатить 20 рублей. При этом следует помнить, что если у игрока заканчиваются наличные, то он из раунда вылетает, но драгоценности по-прежнему в общий банк кладет, что, согласитесь, невыгодно.

Остап извлек из тайников своего походного пиджака колоду карт и, засев у дороги при выезде из города, затеял игру в три карты. Рядом с ним стоял проинструктированный Ипполит Матвеевич, который должен был играть роль восторженного зрителя, удивленного легкостью выигрыша. Позади друзей в облаках рисовались горные кряжи и снежные пики.

– Красненькая выиграет, черненькая проиграет! – кричал Остап.

В целом игра для первенца у «Сквирла» получилась на уровне: хорошее качество почти всех компонентов, приятные иллюстрации, ненапряжный игровой процесс. В правилах, правда, встречаются не очень понятные вещи: так, одна из карточек велит устроить аукцион за стул, но не оговаривает, какой: открытый, закрытый, с минимальной ставкой или без? Также к нам понимание того, что номинал фишек сокровищ имеет значение, пришло не сразу, ведь в правилах сказано «при подготовке к игре раздайте каждому игроку по 15–20 драгоценностей», что поначалу было понято «раздайте каждому игроку по 15–20 фишек случайных драгоценностей», ведь в перечне компонентов именно это и проиллюстрировано.

Поскольку в процессе игры игрок почти не принимает важных решений – всем рулит рандом (вытащишь ты заветный стул или нет), игра более всего подойдет новичкам, то бишь людям в возрасте, которые читали книгу и могут оценить уместность написанной почти на каждой карточке цитаты. Это несколько сужает аудиторию, но в ее пределах игру я бы вполне рекомендовал.