На «Тесере» опубликован развёрнутый обзор игры «Генералы. Вторая мировая» (она же – Quartermaster General). Конечно же, хвалебный, и, разумеется, он не мог не появиться на boardgamer.ru 🙂 

Джордж Садингтон

Внезапная атака японцев отрезала нас от снабжения. Подумать только, эти дьяволы появились будто из воздуха, даже шторм им был совсем нипочём. Нашей дивизии, расквартированной на Дальнем Востоке, оставалось только наблюдать последствия того, что японцы сотворили с нашей базой в Восточном Китае. Ещё немного, и мы останемся без припасов: если командование не наладит поставки провизии и горючего через Монголию или не восстановит снабжение в китайском регионе, то нам придётся побираться, а не воевать. Джон уже в третий раз предлагает обменять джип на провизию у местного населения, а солдаты уже давно расплачиваются в деревнях патронами. Через пару дней мне уже нечем будет им возразить, а машину всё равно придётся бросить гнить.
23 ноября 1943

Только что по радио, какой-то умник передал команду: «Держитесь и ждите подкрепление! Не оставлять позиций». Чем ещё, по его мнении, мы должны заниматься? Джип мы всё-таки продали.
28 ноября 1943

Чёрт побери, как русские выживают в такой холод?
6 декабря 1943

Записка, найденная в разрушенном доме неподалеку от г. Анадырь

На мой взгляд, среди настольных игр на отечественном рынке образовалось засилье игр одной тематики — зомби, фэнтези, средневековье (то же фэнтези, только эльфы остались за кадром, но могут вылезти в допах), ну и различные вариации на эту тему. Немного разбавляет картину лишь космическая тематика, хотя и бытует странное мнение, что космос якобы плохо продаётся. А вот игра, которую мы будем обозревать сегодня, посвящена Второй мировой войне, теме, порядком заезженной в видеоиграх и киноиндустрии. Настолка «Quartermaster General» вышла в 2014 году и уже успела обзавестись двумя дополнениями, двумя самостоятельными продолжениями (с тематикой Первой мировой войны и античности), а теперь издательство «Hobby World» выпустило локализацию под названием  «Генералы. Вторая мировая».

Британская кавалерия на поле

Игра рассчитана на 2–6 игроков, которые перед началом партии делятся на два противоборствующих лагеря: Коалиция (Великобритания, СССР и США) и Ось (Германия, Япония и Италия), причём, независимо от количества игроков, в партии участвуют все страны. Каждая страна представлена собственной колодой, имеет отдельный сброс для карт своей нации и набор карт в руке. Да, если вы будете играть не максимальным составом игроков, то вам придётся управляться сразу с несколькими (до трёх) колодами, сбросами, армиями, в общем, со всем набором игрока.

Силы и средства СССР

Пробежимся по правилам. Игра длится 20 раундов, каждый из которых делится на 6 ходов (каждой нации по ходу). Очерёдность выступлений армий установлена правилами: первыми, отдавая дань истории, ходят немцы, а вот закрывают раунд — США. Первая фаза — «Розыгрыш карты»: необходимо разыграть одну карту с руки, применяя её эффект.

В игре всего шесть типов карт: карты первого типа — «Создать армию» и «Создать флот» — позволяют игроку выложить на поле фигурку армии (танк) или флота (корабль) в соответствии с правилами снабжения. Снабжение — одна из главных фишек игры: фигурки выкладываются по цепочке в соседние с уже выставленными армиями сектора, причём цепочка должна начинаться с пункта снабжения, локации, обозначенной на поле золотой звездой.

Армии — на суше, флот — в морях и океанах, причём корабли обязательно должны снабжаться армией на соседнем секторе суши, тогда как из танков можно выстроить непрерывную цепочку. Следующий тип карт — «Атака на суше» и «Атака на море» — позволяет снять одну фигурку армии или флота вражеского лагеря соответственно на земле или на морских просторах. Распространённым заблуждением в тех партиях, что я играл, было непонимание того, что тип карты обозначает именно тип местности, который мы атакуем, и не привязан к роду войск, то есть флот, используя карту «Атака на суше», может уничтожить соседнюю армию, а вот армии для уничтожения флота потребуется карта «Атака на море».

Карты «Событий» разыгрывают указанный на них эффект, таким же образом работает «Экономическая война», но если в первом случае события и предложенные действия достаточно разнообразны, то удар по экономике всегда заставляет противника сбрасывать карты. Шанс  таким образом ударить по колоде противника не стоит недооценивать, ведь когда она заканчивается, стопка сброса не замешивается обратно, а за невозможность сбросить карты в случае необходимости предусмотрен штраф в форме потери победных очков.

Карты «Статуса» игрок выкладывает перед собой и в дальнейшем получает различные пассивные способности, например, создание двух армий вместо одной за сброс карт. И, наконец, последний тип карт — «Ответ»: эти карты играются втёмную, то есть игрок выкладывает карту перед собой рубашкой вверх, а её эффект срабатывает при определённых условиях, указанных на ней. Карты «Ответа» могут сработать и в ход другого игрока, в таком случае они, как правило, позволяют не убирать атакованную армию или флот.

Немцы в Москве, Япония — в Китае и Индии! Но даже в такой безвыходной
ситуации есть шанс на победу: в этой партии победила коалиция

После розыгрыша эффекта карты наступает фаза снабжения, текущий игрок проверяет снабженность армий (целостность цепочки фигурок до точки снабжения), фигурки, оставшиеся без запасов, убираются с поля. Далее наступает подсчёт очков, которые страна получает за каждую контролируемую ей точку снабжения, причём за контроль территории одной страной вы получаете 2 очка, если же на точке снабжения обосновались две армии, то игрок получит за такую точку лишь 1 победное очко. Очки начисляются всей коалиции. Зачастую в начале партии фишки забавно идут вровень, попеременно опережая друг друга всего на пару очков, а вот с середины партии одна из сторон может резко уйти в отрыв, но не исключено, что временно.

Получив победные очки, игрок вправе скинуть любое количество карт с руки, после чего добирает в руку до 7 карт. Затем наступает ход следующей страны. По итогам победных очков по окончании 20 раунда определяется победитель, однако правилами предусмотрены два досрочных условия завершения игры. В первом случае победителем объявляется игрок, занявший две столицы противника. Также правилами предусмотрен и второй вариант досрочного окончания партии, который вводится по желанию игроков: одна из сторон конфликта вырвалась вперёд на 30 и более победных очков. Сократить такой разрыв достаточно сложно, а порою и невозможно, поэтому я рекомендовал бы использовать данное правило, во избежание мучительных попыток хоть как-то противостоять превосходящему сопернику. Однако это правило необязательное, так что никто не станет вам мешать «превозмогать».

Очевидно, что правила игры достаточно просты: играем карту, считаем победные очки, добираем карты. Учитывая командный характер игры, а также известную тематику, «Генералы» отлично подойдут для игры с новичками, но и опытному игроку скучно не будет.

Партия близится к завершению

Одна из интересных особенностей игры — ассиметричность представленных в игре стран. Чем же отличаются японские генералы от советских? В первую очередь составом колод: СССР давит количеством войск, в красной колоде много карт «Создать армию» и статусов, позволяющих создавать больше одной армии за ход, а вот большой флотилией СССР похвастаться не может — всего 1 карта и фигурка флота, чего не скажешь о Японии. Островное государство делает ставку  на тщательную подготовку и внезапность своих действий: в колоде Японии большое количество карт «Ответа», которые и от вероломного вторжения спасут, и молниеносную атаку обеспечат. Кроме того, страны отличаются количеством карт в колоде, стартовым расположением, наборами фигурок армий и флотов.

Ассиметричность сторон, основанная на исторических реалиях, вкупе с динамичностью игрового процесса создают впечатление, что перед вами разворачивается альтернативная история Второй мировой войны. В правилах игры указано, что «Генералы. Вторая мировая» — это «игра о снабжении», однако я с этим тезисом совершенно не согласен, ощущения, что главная цель игры — налаживание поставок в войсках, у меня ни разу не возникло. Первые две трети партии проходят в яростных попытках обосноваться на как можно большем количестве территорий снабжения, желательно прихватив столицу-другую противника, а конец кампании сводится к  попыткам на последнем издыхании удержать нажитое непосильным трудом.

Мне кажется очень удачной находкой, что стопка сброса не перемешивается, а розыгрыш эффекта карт «Статуса», как и удары по экономике, требуют сброса карт, это отражает то, как истощается страна за время войны, и если в начале партии вы, скорее всего, играете именно то, что вам нужно, то под конец нужные карты в колоде кончаются и приходится изворачиваться. Карты «Статуса» и «Событий» подразумевают какие-то исторические события и реалии, например блицкриг у Германии, или привлечение к войне колоний у Британии.

В общем, с атмосферой у игры всё в порядке. Единственное, что в этом плане не порадовало, так это одинаковые картинки на картах, в зависимости от нации меняется только флаг на фоне изображения. Согласитесь, достаточно необычно наблюдать Сталина на немецкой карте «Статуса» «Блицкриг», да и чернокожие парни в рядах советской армии выглядят, как минимум, странно. Я понимаю, что такой подход к оформлению вызван желанием снизить входной порог в игре, и, действительно, при первом объяснении легко отсортировать карты по картинкам, однако, уже ко во второй партии арт на картах абсолютно перестаёт интересовать.

Тот самый «сталинский» блицкриг. Ну а что — у нас же альтернативная история?

Как и реальной войне, игре присуще наступление переломного момента в партии, когда чётко выверенный план противника летит в тартарары. Следующую игровую ситуацию можно описать как спойлер, поэтом если вы настроились брать игру и хотите целиком и полностью изучать её самостоятельно, то рекомендую пропустить этот абзац.

В одной из первых партий в играх за Ось, в середине партии, пока вперёд ещё никто не вырвался, я решил провести молниеносную атаку Германией. Имея несколько нужных карт статусов и разыграв событие, позволяющее перемещать армии по полю, я бросил все силы на Москву и успешно захватил столицу СССР. Однако немец пировал не долго — следующим же ходом британцы высадились и заняли брошенный без подкрепления Берлин, а затем и СССР разыграл карту события «Генерал Мороз», благодаря чему мои армии просто-напросто замерзли. Победа оказалась в кармане у Коалиции. Возможность пойти ва-банк идёт на пользу игре, безрассудная и неожиданная атака может привести вас к победе, а может… Впрочем, вы и сами поняли.

Конечно, описанный вариант развития событий вряд ли будет повторяться, удивляя от партии к партии, поскольку комбинаторность игры очень высока, но даже после того, как все карты рано или поздно станут вам знакомы, ощущение, что на поле разворачивается альтернативная история, не приедается. Чего только стоила атака Японии по Москве! Хоть японцам и не удалось захватить столицу, но сам факт их дислокации в Средней России уже многого стоит. Не менее интересно наблюдать за американскими армиями в Китае и на Дальнем Востоке. Художественный текст в начале статьи описывает вполне реальную игровую ситуацию, когда войска США остались без снабжения на востоке Советского Союза. Приводить интересные игровые примеры можно практически до бесконечности, а простенький игровой движок отлично способствует созданию разнообразных вариантов альтернативного развития событий на поле боя.

Генерал Мороз спасает положение

С качеством исполнения у игры всё хорошо: поле, карты и жетоны выполнены на достойном уровне. Единственное, что не порадовало, так это поле, которое по размеру меньше, чем коробка, что позволяет ему «гулять» при переноске. Зато деревянные фигурки выше всех похвал, давно мне не попадались настолько крутые деревяшки — краски очень насыщенные и яркие, прокрашено всё равномерно, на поле смотрятся ярко, с общим фоном не сливаются. Держать в руке деревянные танки и корабли сплошное удовольствие.

Игра меня зацепила, причём как в дуэльном варианте, в котором была отыграна значительная часть партий, так и при игре с большим количеством игроков. Неожиданно мне больше понравился дуэльный вариант, так как при таком варианте игры полностью отсутствует даунтайм — только ты походил за одну страну, нужно уже за другую державу карту разыгрывать. Кроме того, дуэль более стратегична, поскольку в этом режиме игрок имеет представление о возможностях остальных стран союзниц. Необходимость играть тремя колодами полностью перестала напрягать уже ко второй партии.

Также при игре большим составом иногда проявляется эффект малозначительности действий, когда несколько ходов подряд игрок вынужден разыгрывать одну и ту же карту, удерживая или атакуя ценную территорию. Для команды такой ход очень важен, однако, с точки зрения игрока, не слишком-то интересен и разнообразен. С другой стороны, кооперативный вариант играется веселее, появляется время понаблюдать за ходами других игроков, прикинуть и спланировать собственные действия, пошептаться с союзниками.

Собственно, выводы по поводу «Генералов» таковы: игра достаточно оригинальна, проста в освоении, но глубока в тактике, в целом, отлично раскрывает атмосферу Второй мировой войны.

Всем удачных партий и успехов на кубах!

Вавилонов М.

Другие работы автора вы можете почитать в группе в vk: https://vk.com/mvavilonov.