Тем, кто хоть немного увлекается настолками, хорошо знакомо имя Уве Розенберга. У нас в стране выходило немало его хороших игр. Это и «Бонанза», и «Агрикола», и «Пэчворк», и «Каверна». Последняя игрушка, кстати, впоследствии вышла в модифицированном виде, рассчитанная строго на двух человек. Называется она Caverna: Cave vs. Cave и о ней сегодня пойдёт речь в обзоре, который перевёл на русский язык читатель по имени Александр

Я очень уважаю Уве Розенберга. У него не так много игр, и они построены на похожих механиках. Но он настолько их отточил и вылизал, что всё выглядит идеально подогнанным, буквально до перфекционизма. Здесь тот случай, когда можно сказать, что автор берёт не количеством, а качеством. И этим он крут. Дуэльная версия Каверны – это попытка снять ещё сливок с бренда. Что ж, на большую Каверну не так легко набрать народ. А вот в дуэльку можно зарубиться всегда. И автор обзора считает, что она заслуживает внимания.

Уве Розенберг – большой любитель выпускать дуэльные версии своих хитов, и обычно, они удаются ему на славу. Например, дуэльная версия Агриколы завоевала в 2012 году International Gamers Awards в своём жанре. Дуэльный Гавр взял ту же награду в 2013 году. В связи с этим было грехом не задаться вопросом: а когда же ждать дуэльную Каверну?

Вот и она – последнее детище Уве, и она собирается произвести фурор на предстоящем Gen Con’е. Так что, если вам не удалось ещё опробовать игру в деле, читайте и делайте свои выводы.

Если сжать весь обзор до одной строки: дуэльная Каверна вам понравится.

Геймплей

Здесь вам придется обставлять свою пещеру, собирая нужные для этого ресурсы. Дуэль будет длиться 8 раундов (а соло-партия – 7 раундов). Главная механика осталась прежней – воркерплэйсмент, и у вас на первые 3 раунда доступно 2 рабочих, в раундах с 4-го по 7-й уже есть 3 рабочих, а в последнем раунде их вообще 4.

Каждый начинает с единицей всех ресурсов (дерево, камень, пшеница, лён, еда и золото) и планшетом. На планшете есть специальная шкала, по которой перемещаются ресурсы, чтобы отметить их текущее количество.

На планшете ещё изображены места под комнаты, которые нужно разрыть в процессе игры. Основная часть победных очков достанется вам за раскопку и обстановку этих комнат. Для этого понадобятся ресурсы. При этом в конце игры только золото принесёт дополнительные очки, так что нужно будет в процессе конвертировать товары в золото при возможности.

Между игроками расположено поле доступных действий, 4 из которых всегда одинаковы.

Первое действие позволяет вам использовать оранжевую комнату в своей пещере и взять дерево. Второе действие также использует оранжевую комнату и даёт пшеницу и лён. Третье позволяет вырыть новую комнату или две, заплатив 2 еды. В довесок ещё получается камень. Четвёртое действие потребует заплатить еду и разместить новые комнаты.

Ещё есть 8 дополнительных действий, которые открываются по 1 за раунд. Порядок их открытия варьируется от партии к партии (на фотографии только 7 дополнительных действий, так как представлена раскладка для соло-игры).

Можно заметить разницу у первых четырёх действий: они позволяют обставлять комнаты, использовать оранжевые комнаты (больший номер означает, что за раз можно использовать несколько комнат), рыть новые пещеры, строить и разрушать стены.

Как только комнаты становятся пригодными для обстановки, они переворачиваются и помещаются в общий открытый рынок для покупки. Сначала на нём совсем скудный выбор, но чем больше вы со своим оппонентом разроете, тем большая вариативность будет для возможной обстановки. И здесь необходимо продумать стратегию, так как комнаты – основная часть победных очков.

Комнаты в большинстве своём позволяют получать или конвертировать ресурсы. Например, Полка позволит поднять уровень всех имеющихся в распоряжении ресурсов до 2. А Жёрнов разрешает перемалывать пшеницу в еду.

На комнатах ещё есть 3 очень важных свойства: победные очки за размещение (в верхнем правом углу), стоимость постройки (указана под названием) и конфигурация стен, которая должна окружать их.

Часть стратегии по планированию должна обеспечить нужную конфигурацию пещеры для возможности размещения комнат. Тёмные стены являются необходимым условием, светлые стены необязательны, если на тайле комнаты вообще не нарисованы стены, то рядом с ним их быть не должно. Так что нужно, рыть, строить стены, а где-то даже и разрушать их, чтобы разместить тайлы комнат в соответствии с выбранной стратегией. Стены отмечаются в пещере с помощью дополнительных маленьких тайлов. Кроме этого, игрока, который первым полностью застроит свою пещеру, ждёт небольшой бонус в виде дополнительной клетки для застройки. Но эта задача не из лёгких, автору обзора так и не довелось увидеть полностью застроенной пещеры.

Партия заканчивается через 8 раундов (в соло-версии — 7). В счёт идут победные очки на комнатах плюс золото в собственном активе. У кого больше, тот и крут. Если гоняете в соло-режим – нужно набрать не менее 50 очков.

Мысли автора

Возможно, это лучшая из дуэльных игр Уве. Она сохраняет игровой привкус полноценной Каверны, но перегоняет его в быстрый дуэльный формат. Здесь присутствуют все излюбленные механики автора: сбор и преобразование ресурсов, пространственные ограничения и воркерплейсмент. Можно предположить, что если вы являетесь поклонниками Розенберга, то эта игра вам приглянётся.

Она про преобразование ресурсов и планировку дома. В начале лучше построить комнаты, позволяющие эффективно получать и расходовать ресурсы. Ближе к концу игры нужно уже хватать золото и дорогостоящие тайлы. И как всегда здесь конфликтный воркерплейсмент. Конечно, не столь злой, как в Агриколе, зачастую всегда есть альтернатива желаемому действию. Но в любом случае игра заставит вас быть гибкими, даже если не будет жёсткой нехватки ресурсов.

В дуэльную Каверну довольно легко обучиться играть. Большинство действий интуитивно понятны, а уж поклонникам большой Каверны – тем более. Наиболее сложными являются правила для размещения комнат, но и они быстро запоминаются. На игру уйдёт 30-40 минут, обычно всё заканчивается быстрее.

Даже соло-вариант весьма интересен, и в нём довольно сложно достигнуть цели. Рекорд автора – 45 очков из требуемых 50. Это такой весёлый быстрый паззл, который можно разложить за 20 минут.

Возможно, разработчику стоило добавить чуть больше тайлов для разнообразия, но не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться, что это сделано (зло)умышленно, чтобы выпустить ещё дополнений (как в дуэльной Агриколе).

В целом, игра легко может вас впечатлить. Она всё ещё, Каверна, только быстрая и более целеустремлённая, что ли. Вам должно понравиться.

Результаты опроса других участников

В основном, все опрошенные товарищи склоняются к тому, что игра классная. Здесь есть, над чем поразмыслить, и целая куча способов добыть множество победных очков. К слову, также можно блокировать оппоненту вкусные действия, и это тоже будет частью успешной стратегии. А реиграбельность достигается за счёт того, что комнаты всегда выходят в случайном порядке, так что каждая игра – это совершенно уникальная цепочка действий для достижения идеального результата.

Рейтинг опрошенных игроков показал, что большинство из них в восторге или просто одобряют игру. Правда, есть и нейтральные отзывы, а кому-то даже партия не понравилась. Но тут можно ориентироваться на остальные игры Уве. Если они вам по душе – пробуйте, не разочаруетесь!