Наткнулся на сайте Meeples & Mechanics на любопытную статью, в которой анализируются научно-фантастические игры. Автор разбирает их на механики и тематику и пытается понять, что именно связывает ту или иную игру с жанром научной фантастики. Размышления показались мне интересными, предлагаю ознакомиться в вольном переводе.
Race for the Galaxy (2007)
Несмотря на то, что до неё было немало научно-фантастических игр, именно «Борьба за галактику» доказала, что научно-фантастикая евроигра может быть весьма и весьма успешной.
Научно—фантастические механики. Как механика соотносится с темой? Этот вопрос весьма важен, поскольку «Борьба за галактику» изначально была карточной «Пуэрто-Рико». И, если вы скажете, что это не предполагает никакой научной фантастики, то будете абсолютно правы. Не секрет, что идея миров, производящих товары, очень похожа на систему производства в «Сан-Хуане». Действие «исследование» и карты улучшений неплохо соотносятся с тематикой, но они точно также хороши в виде изысканий и инвестиций в «Сан-Хуане». Для научно-фантастических игр технологии – это вроде как нечто само собой разумеющееся (особенно если учесть возможность развития в различных направлениях!), но встретить их можно и в других играх. Например, древо технологий и «строительство стола» можно встретить в настолках о развитии цивилизаций.
Научно—фантастическая тематика. В отличие от механик, тема «Борьбы за галактику» прочно связана с жанром. Каждая карта отлично проработана, проиллюстрирована и у неё есть уникальное название. Это всё очень важно, но при этом карты не всегда запоминаются. С чем у RFTG действительно, так это с тематикой в масштабе вселенной: генетика, пришельцы, империя, мятежники – всё это несколько стереотипно, но именно этого и ждут от игры про космос. Именно это и делает «Борьбу за галактику» научно-фантастической игрой.
См. также: Roll for the Galaxy (2014), Jump Drive (2017)
Мнение: внешность обманчива. Тематика – не самая сильная сторона евроигр, главное в них – это отточенные механики, а не внешний налёт темы. Да и, по большому счёту, не так она и важна.
Galaxy Trucker (2007)
Эта игра про строительство-кораблей-и-выживание-в-опасных-условиях вышла вышла в том же году, что и Race for the Galaxy, но научная фантастика в ней представлена совсем иначе (возможно благодаря оригинальному подходу чешских разработчиков).
Научно-фантастические механика. Центральный элемент Galaxy Trucker – строительство корабля из отдельных делателей. Этот альтернативный подход к технологиям на деле оказался механикой, отлично подходящей для научной фантастики. На примере Factory Fun мы знаем, что подобная механика работает и с другой темой, но в целом она отлично подходит именно для футуристических объектов, когда из маленьких элементов создаётся что-то большое. Я не могу представить, чтобы тем же самым образом в какой-то другой игре мы бы строили галеры для перевозки товаров в средневековье или строили бы грузовики для современных грузоперевозок. Эта механика раскрывается именно в жанре научной фантастики.
Научно-фантастическая тематика. В отличие от механик, с тематикой в Galaxy Trucker, напротив, всё достаточно плачевно. Да, тут просматриваются элементы научной фантастики, но в целом игра намного более условна, чем та же Race for the Galaxy. Я имею в виду, что в ней есть пираты, работорговцы, фиолетовые инопланетяне и коричневые инопланетяне, и ничто из этого не запоминается, всё плоское и картонное.
Мнение: создание технологического корабля путем соединения механических частей друг с другом – отличная основа для научно-фантастической игры.
Space Alert (2008)
«Космическая тревога» – это практически продолжение «Космических дальнобойщиков», но вместо игры про строительство корабля, мы получили игру про спасение корабля.
Научно—фантастические механики. Строительство системы из частей – это лишь часть сражения, ею ещё нужно и управлять. В Space Alert вы пытаетесь активировать, а затем и управлять энергоблоком, оружиями и щитами, чтобы ваш корабль остался цел, и все эти системы очень классно между собой взаимоувязаны. Опять же, нечто подобное можно увидеть и в других играх, особенно цепочки снабжения. Но это действительно имеет право на существование как вымышленная научно-фантастическая технология, так что это отличная научно-фантастическая механика, вокруг которой построена научно-фантастическая игра.
Научно—фантастическая тематика. Как и в Galaxy Trucker, тематика в Space Alert не особо глубокая. Возможно, она чуть лучше, потому что вас атакует множество кораблей, а может и нет.
Мнение: управление комплексными взаимосвязанными системами – ещё одна отличная научно-фантастическая механика.
Star Realms (2014)
«Звёздные империи» – колодостроительная игра о космических сражениях, созданная под впечатлением от Magic: The Gathering.
Научно-фантастические механики. В «Звёздных империях» всё просто, это игры о сражениях: ваши корабли атакую противника или его космические станции. Научная фантастика – отличный выбор для крупномасштабных сражений подобного рода. Скажем, рукопашные схватки в фентезийном мире были бы не столь зрелищны, хотя именно это издатель игры и сделал, выпустив Hero Realms. Действительно, массовые битвы могут существовать не только в научно-фантастическом жанре, это может быть и фэнтези, и современность. Но, всё-таки, именно научная фантастика придаёт масштаб, подобный тому, что присутствует в «Звёздных империях».
Научно-фантастическая тематика. По правде говоря, я всегда смотрел на тематику «Звёздных империй» со скептицизмом. По большому счёту в игре есть карты 4 мастей, и они не особо запоминающиеся. Некоторые названия звучат круто, наподобие «Технокульта», но с моей точки зрения между картами и заложенными в них механиками связи особо не просматривается, и поэтому внимание на них и не заостряется.
Мнение: Научная фантастика в данном случае не так уж и нужна. Прочие игры в списке выделяются либо тематикой, либо механикой. У «Звёздных империй» же из научной фантастики только отличные иллюстрации.
The Captain is Dead (2014, 2016)
Одна из новинок, кооперативная игра The Captain is Dead поступила в продажу относительно недавно, но успела стать хитом.
Научно—фантастические механики. The Captain is Dead во многом повторяет технологические приёмчики из Galaxy Trucker и Space Alert,с некоторыми нововведениями. Большинство действий игроков выполняется при помощи технологических примочек. Это отличная научно-фантастическая модель для меню действий. А самое главное, технологическое оборудование, позволяющие выполнять действия, может быть повреждено, и тогда его придётся чинить. Благодаря этому научная фантастика не только лежит в основе игровой механики, но и становится частью игры.
Научно—фантастическая тематика: Противники в The Captain is Dead такие же безликие и незапоминающиеся, как в Space Alert. Зато в игре есть запоминающиеся персонаж и их действия! А благодаря связи действий с технологиями механика игры прекрасно увязываетсяс темой, даже не смотря на тот факт, что персонажи – всего лишь шаблонные герои.
См. также: Damage Report (2014)
Мнение: Всё это мы видели в фильмах. Можете попробовать сами найти множество шаблонных и стереотипных элементов, присущих научной фантастике.
Заключение
Если вы делаете научно-фантастическую игру, которая действительно сильно связана с жанром, присмотритесь к успешным примерам.
С точки зрения механики отличный вариант – это технологии. Игроки могут их изучать, использовать или даже ремонтировать оборудование, и будут при этом чувствовать, что делают что-то уникальное, то, что может быть только в научно-фантастической игре. Ещё придать налёт научной фантастики помогает крупномасштабная война.
С точки зрения тематики придумывание оригинальных рас и империй может показаться интересным, но нет гарантии, что у вас получится сделать их запоминающимися. Наиболее успешные игры, наоборот, пользовались существующими шаблонами и успешно их эксплуатировали.
Twilight Imperium и Eclipse?
В приведенных играх безусловно есть фантастика, но что там научного? Мне кажется, тут уместно упомянуть Покорение Марса.
@Red Meeple
Выскажусь про Eclipse.
Проверенная временем 4Х космическая стратегия.
Научно—фантастические механики. Отличная находка с системой науки и «конструктором кораблей», когда игрок «открывает» новые технологии, и это позволяет ему собирать более мощные корабли. Сами технологии – штука фантастическая, конструктор кораблей, теоретически, мог бы существовать в другой военной игре. Отличная штука – жетоны «находок», когда при исследовании новых секторов можно наткнуться на полезные артефакты давно сгинувших инопланетян.
В то же время в игре присутствует множество механик, присущих обычным евро. Это и экономическая система, и награда за бои, и, даже, цепочки технологий. Да и конечная цель игры – набрать как можно больше очков.
Научно—фантастическая тематика: Более чем достаточно. Мы исследуем и колонизируем целую галактику, где присутствует куча инопланетных рас. На поле множество планет, а тут ещё и различные типы космических кораблей.
См. также: Twilight Imperium (2014)
Мнение: Отличная фантастическая стратегия с ощутимой евро-составляющей, которая идёт игре только на пользу.